ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-4683/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.
судей Бросовой Н.В., Ившиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 22 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 5 октября 2021 года по гражданскому делу № 2-3271/2021 по иску ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кирове Кировской области о признании решения незаконным и назначении пенсии,
Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В., проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кирове Кировской области о признании решения незаконным и назначении пенсии. В обоснование заявленных требований указала, что 02 ноября 2020 года она обратилась в ГУ УПФ РФ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением № от 09 ноября 2020 года ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием документа, удостоверяющего личность, возраст и место жительства. С решением не согласна, считает его незаконным. Указывает, что при подаче заявления предъявила паспорт СССР, выданный 03 ноября 1989 года, с самостоятельно вклеенной фотографической карточкой по достижении возраста 45 лет. В решении УПФР указано, что в паспорт вклеена фотография, на которой отсутствует отметка компетентного органа, вклеившего фотографию, подпись ответственного лица, печать и дата вклеивания, поэтому указанный документ является недействительным. Указала, что является гражданкой РФ, но от получения паспорта РФ отказывается по религиозным убеждениям. По паспорту СССР она получала водительское удостоверение, платила налоги, официально трудоустраивалась. Считает, что имеет право на получение пенсии. Просит признать решение № от 09 ноября 2020 года незаконным, обязать ответчика назначить ей пенсию по старости с 01 ноября 2020 года, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 22 июля 2021 года исковые требования ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кирове Кировской области о признании решения незаконным и назначении пенсии, оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 5 октября 2021 года решение Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 22 июля 2021 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной заявителем ФИО1, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и удовлетворении требований.
Стороны в заседание судебной коллегии не явился, извещался надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, 02 ноября 2020 года ФИО1 обратилась в ОПФ РФ по Кировской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и, помимо прочих документов, приложила копию паспорта гражданина СССР серии №№, выданного 03 ноября 1989 года отделом внутренних дел Октябрьского райисполкома г.Кирова.
Решением пенсионного органа №458096/2020 от 09 ноября 2020 года ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 6, 8, 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием документа, удостоверяющего личность, возраст и место жительства.
Как следует из указанного решения, ФИО1 представила паспорт гражданина СССР, образца 1974 года, выданного 03 ноября 1989 года, где па странице № 7 вклеена фотография, на которой перфорация «ПАСПОРТ СССР» отсутствует, на странице №8 отсутствует отметка компетентного органа, вклеившего фотографию, подпись ответственного лица, печать и дата вклеивания, в связи с чем, представленный документ, удостоверяющий личность, возраст и место жительства, гражданство является недействительным.
Представленное заявителем водительское удостоверение и свидетельство <адрес> от 29 июня 2004 года документами, удостоверяющими личность для предоставления государственной услуги по установлению страховых пенсий, не являются.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года №884н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховок пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года №958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», Постановлением Правительства РФ от 08 июля 1997 года №828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, и исходил из того, что истец при обращении в пенсионный орган за назначением страховой пенсии не предоставила предусмотренный законом документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации; в представленном истцом паспорте гражданина СССР отсутствовали вклеенные в установленном порядке фотографии после достижения ФИО1 возраста 25 и 45 лет, в связи с чем, данный паспорт СССР на момент обращения являлся недействительным.
С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно пункту 2 названного Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим Перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
При отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации, а при отсутствии места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации - документ, подтверждающий место фактического проживания на территории Российской Федерации.
Пунктом 53 Перечня в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст и гражданство Российской Федерации, предусмотрен паспорт гражданина Российской Федерации.
Согласно статье 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» был введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации.
Пунктом 2 данного Указа Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года № 232 установлено, что паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, действителен до замены его в установленные сроки на паспорт гражданина Российской Федерации.
При этом конкретные сроки замены паспорта гражданина СССР данным Указом не определены.
Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325, паспорт гражданина СССР образца 1974 года был назван в числе документов, удостоверяющих наличие гражданства Российской Федерации, если паспорт содержит либо указание на гражданство Российской Федерации, либо вкладыш, свидетельствующий о наличии гражданства, либо штамп прописки по месту жительства, подтверждающий постоянное проживание на территории России на 6 февраля 1992 года (подпункт "д" пункта 45 Положения).
Указом Президента Российской Федерации от 3 ноября 2006 года № 1226 в пункт 45 названного Положения внесены изменения, которые исключают паспорт гражданина СССР образца 1974 года из числа документов, удостоверяющих гражданство России.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, согласно пункту 1 которого паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Пунктом 7 Положения предусмотрен срок действия паспорта гражданина Российской Федерации: от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно. По достижению 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» Министерству внутренних дел Российской Федерации предписывалось осуществить до 1 июля 2004 года поэтапную замену паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации.
Следовательно, документом, удостоверяющим личность гражданина и гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.
В связи с указанным, суды обоснованно отклонили доводы истца о том, что паспорт гражданина №№ на имя ФИО1 является документом, удостоверяющим личность лица и гражданство Российской Федерации, со ссылкой на положения статьи 42 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
В силу статьи 42 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу настоящего закона.
Таким образом, если паспорт образца 1974 года выдан в соответствии с Положением о паспортной системе в СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года № 677, оформлен надлежащим образом, в частности, содержит фотографические карточки гражданина по достижении им 45-летнего возраста на день вступления в силу Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» - 1 июля 2002 года, вкладыш к паспорту, подтверждающий принадлежность к гражданству Российской Федерации, то он является действительным до даты его фактической замены и может удостоверять личность гражданина Российской Федерации.
В связи с тем, что паспорт гражданина СССР образца 1974 года, предъявленный истцом в пенсионный орган для назначения страховой пенсии по старости, на странице №7 вклеена фотография, на которой перфорация «ПАСПОРТ СССР» отсутствует, на странице №8 отсутствует отметка компетентного органа, вклеившего фотографию, подпись ответственного лица, печать и дата вклеивания, исходя из Положения о паспортной системе в СССР, он является недействительным и не может расцениваться как документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Российской Федерации в целях реализации права на пенсионное обеспечение, исходя из требований, предъявляемых к такому документу действующим законодательством.
В судебных актах приведено верное толкование норм материального права (Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», Приказа Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н, Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828, Положения о паспортной системе в СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года № 667 «Об утверждении положения о паспортной системе в СССР»), подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, соответствующими установленным по делу доказательствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, которые были применены в их системной взаимосвязи и единстве, судами верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
Доводы кассационной жалобы о том, что представленные документы - паспорт гражданина СССР, нотариально удостоверенное свидетельство о тождестве личности, дают право на назначение пенсии по старости, основаны на неверном понимании норм закона и не являются основанием для отмены принятых судебных актов.
Иные доводы, выражающие несогласие с выводами судов, были предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты. Фактически данные доводы направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы заявителя по существу повторяют его позицию при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы истца, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, основаны на ошибочном толковании норм права.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 сентября 2019 года № 2293-О, установление требования о предоставлении лицом в рамках реализации его пенсионных прав в качестве гражданина Российской Федерации органу, уполномоченному осуществлять назначение страховой пенсии, паспорта гражданина Российской Федерации как документа, введенного в действие в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»), включая право на пенсионное обеспечение, не может, тем более с учетом требований действующего законодательства к содержанию паспорта гражданина Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»), не допускающих возможности наличия в паспорте гражданина символики, оскорбляющей религиозные чувства граждан, рассматриваться как направленное на игнорирование и нарушение права свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, как оно гарантировано Конституцией Российской Федерации (статьи 14, 19 (части 1 и 2) и 28), а также как нарушение иных конституционных прав.
Доводы о том, что паспорт получен когда истцу было 27 лет и фотографии в 25 лет там не могло быть, отклоняется судебной коллегией, поскольку суды лишь указали на отсутствие в паспорте фотографий в 25 лет и 45 лет, которые не влияют на правильность вынесения решения, следовательно исключать из описательно-мотивировочной части оснований не имеется.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 22 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 5 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
Т.В. Ившина
Постановление15.03.2022