ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-4798/2022 от 18.08.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

88-4798/2022

25RS0001-01-2020-001367-40

2-1862/2020

Девятый кассационный суд общей юрисдикции

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 августа 2022 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Саломатиной Л.А.

судей Аноприенко К.В., Старовойт Р.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 25 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 17 ноября 2020 года по делу по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю (далее Главное управление МЧС России по Приморскому краю) о восстановлении на службе.

Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А., объяснения ФИО1 и его представителя адвоката Усова А.М., представителя Главного управления МЧС России по Приморскому краю - ФИО2, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А.,

у с т а н о в и л а:

истец, обратившись в суд с иском о восстановлении на службе, указал, что решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 12 декабря 2019 года он восстановлен на службе в должности (далее - ФГКУ «2 отряд федеральной противопожарной службы по Приморскому краю») с 12 сентября 2019 года, к службе приступил 13 декабря 2019 года.

13 декабря 2019 года ему вручено уведомление о том, что в соответствии с решением коллегии МЧС России от 24 сентября 2019 года и приказом МЧС России от 26 сентября 2019 года № 524 «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Дальневосточном федеральном округе» ФГКУ «2 отряд федеральной противопожарной службы по Приморскому краю» будет ликвидировано, контракт с ним будет расторгнут и он будет уволен 31 декабря 2019 года по пункту 11 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в федеральной противопожарной службе, замещаемой сотрудником).

Однако он уволен не был, приказом начальника Главного управления МЧС России по Приморскому краю от 30 декабря 2019 года № 308-Н переведён в штат Главного управления МЧС России по Приморскому краю для дальнейшего прохождения службы по ранее занимаемой должности.

Приказом Главного управления МЧС России по Приморскому краю от 11 февраля 2020 года № 62-НС контракт о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы с ним расторгнут и он уволен со службы по пункту 11 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в федеральной противопожарной службе, замещаемой сотрудником).

Считает, что его увольнение по названному основанию является незаконным, поскольку о новой дате и основании увольнения он в установленном законом порядке уведомлен не был, вакантные должности, в том числе нижестоящие, ему не предлагались, в отношении его со стороны представителя нанимателя допущена дискриминация в сфере труда, так как он был повторно уволен со службы лишь потому, что ранее был восстановлен на службе решением суда вопреки воле представителя нанимателя. Указал, что его выслуга лет на момент увольнения составила 19,5 лет, за безупречную службу он имеет награды, в числе которых медали «За отвагу при пожаре», «За отличие в службе 2 степени», «За отличие в службе 3 степени», знак отличия «Отличный пожарный».

С учетом уточнения требований просил восстановить его на работе в должности

Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 25 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 17 ноября 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29 апреля 2021 года решение и апелляционное определение оставлены без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 марта 2022 года определение судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29 апреля 2021 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение и апелляционное определение, считая их незаконными, считает, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, к спорным отношениям, связанным с его увольнением по пункту 11 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в федеральной противопожарной службе, занимаемой сотрудником), не применены положения части 3 статьи 36 названного федерального закона, согласно которым при упразднении (ликвидации) подразделения правоотношения с сотрудником федеральной противопожарной службы, замещающим должность в подразделении, могут быть продолжены в случае предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа работы по специальности возможности замещения иной должности в федеральной противопожарной службе; судами первой и апелляционной инстанций не установлены юридически значимые обстоятельства о соблюдении ответчиком порядка увольнения ФИО1 - предложение ему ответчиком вакантных должностей, как равнозначных занимаемой им должности, так и нижестоящих, наличие у ФИО1 преимущественного права на оставление на службе; также судами первой и апелляционной инстанций, отказавшими в иске ФИО1 о восстановлении на службе ввиду ликвидации ФГКУ "2 отряд федеральной противопожарной службы по Приморскому краю", не принято во внимание, что приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 сентября 2019 г. N 524 "О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Дальневосточном федеральном округе" установлен правопреемник - Главное управление МЧС России по Приморскому краю.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверив оспариваемые судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы и возражений на неё Главного управления МЧС России по Приморскому краю, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отменить состоявшиеся судебные акты в связи со следующим.

Судами установлено, что ФИО1 проходил службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России с 1 апреля 2002 года, занимал должность

Приказом от 6 сентября 2019 года N 136-нс ФИО1 уволен из федеральной противопожарной службы МЧС России по пункту 7 части 3 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с осуждением сотрудника за преступление; в связи с прекращением в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (за исключением дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент расторжения контракта и увольнения со службы в федеральной противопожарной службе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законодательством).

Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 12 декабря 2019 года ФИО1 восстановлен на службе в должности с 12 сентября 2019 года. Решение суда о восстановлении ФИО1 на службе приведено к немедленному исполнению.

На основании приказа МЧС России от 26 сентября 2019 года N 524 "О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Дальневосточном федеральном округе" в отношении ФГКУ "2 отряд федеральной противопожарной службы по Приморскому краю" была начала процедура ликвидации юридического лица.

Приказом председателя ликвидационной комиссии ФГКУ "2 отряд федеральной противопожарной службы по Приморскому краю" от 13 декабря 2019 г. N 191-нс ФИО1 восстановлен на службе в должности Приказ ФГКУ "2 отряд федеральной противопожарной службы по Приморскому краю" от 6 сентября 2019 г. N 136-нс отменен и признан не порождающим правовых последствий с даты издания - 12 сентября 2019 г.

К исполнению служебных обязанностей ФИО1 приступил 13 декабря 2019 года В этот же день (13 декабря 2019 года) ФИО1 вручено уведомление о ликвидации ФГКУ "2 отряд федеральной противопожарной службы по Приморскому краю", расторжении с ФИО1 контракта и о его увольнении со службы в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы МЧС России по пункту 11 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в федеральной противопожарной службе). В этом уведомлении сообщено, что при наличии вакантных должностей ФИО1 будут предложены должности в соответствии с его квалификацией и опытом работы.

С названным уведомлением ФИО1 был ознакомлен 13 декабря 2019 года, тогда же изложил просьбу о предоставлении ему списка вакантных должностей.

Данных о предложении ФИО1 вакантных должностей за период с 13 декабря 2019 года по 17 февраля 2020 года в деле не имеется.

Приказом Главного управления МЧС России по Приморскому краю от 30 декабря 2019 года N 308-НС ФИО1 в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 36 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был зачислен в распоряжение Главного управления МЧС России по Приморскому краю. В названном приказе указано, что после зачисления в распоряжение ФИО1 обязан выполнять обязанности по занимаемой ранее должности

Приказом Главного управления МЧС России по Приморскому краю от 11 февраля 2020 года N 62-НС ФИО1, находящийся в распоряжении Главного управления МЧС России по Приморскому краю, бывший уволен со службы с 17 февраля 2020 года по пункту 11 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в федеральной противопожарной службе, замещаемой сотрудником).

Разрешая спор и отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований о восстановлении на службе в федеральной противопожарной службе, суд первой инстанции сослался на положения статей 56, 180 Трудового кодекса Российской Федерации и пришел к выводу о том, что нарушений трудового законодательства при увольнении истца со стороны ответчика не допущено, процедура увольнения ответчиком соблюдена в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Вакантные должности не были предложены ФИО1 в связи с тем, что в федеральном государственном казенном учреждении "2 отряд федеральной противопожарной службы по Приморскому краю" проводилось не просто сокращение должностей, а ликвидация юридического лица, действующее законодательство не содержит норм, обязывающих работодателя предлагать вакантные должности при увольнении в связи с ликвидацией юридического лица.

Суд первой инстанции также отметил, что при решении вопроса о назначении сотрудника на должности обязательно должны учитываться требования статьи 14 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" об ограничениях, запретах и обязанностях, связанных со службой в федеральной противопожарной службе. Однако не привел мотивов, по которым истец не мог занимать должности государственной службы.

Также суд первой инстанции указал, что оснований для восстановления ФИО1 в должности не имеется, поскольку ФИО1 с 1 января по 17 февраля 2020 года находился в распоряжении Главного управления МЧС России по Приморскому краю и никогда не занимал должность в какой-либо из пожарных частей названного управления.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Однако судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора допущены нарушения норм материального и процессуального права, не установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы, урегулированы Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).

В части 1 статьи 2 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ приведены нормативные правовые акты, в соответствии с которыми осуществляется регулирование правоотношений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе. Среди них - названный федеральный закон, Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другие федеральные законы, регламентирующие правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе.

Исходя из положений части 2 статьи 2 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, нормы трудового законодательства Российской Федерации применяются в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в части 1 названной статьи.

Статьей 36 названного федерального закона определены особенности прохождения службы при сокращении должностей в федеральной противопожарной службе, а также особенности прохождения службы при зачислении сотрудника федеральной противопожарной службы в распоряжение федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения.

Согласно части 2 статьи 36 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ при реорганизации федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения либо изменении их структуры правоотношения с сотрудником федеральной противопожарной службы, замещающим должность в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделении, могут быть прекращены в случае сокращения должности в федеральной противопожарной службе.

При упразднении (ликвидации) подразделения правоотношения с сотрудником федеральной противопожарной службы, замещающим должность в подразделении, могут быть продолжены в случае предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в федеральной противопожарной службе (выслуге лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в федеральной противопожарной службе; направления сотрудника на обучение по дополнительным профессиональным программам (пункты 1 и 2 части 3 статьи 36 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).

Сотрудник федеральной противопожарной службы в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в федеральной противопожарной службе либо от направления на обучение по дополнительным профессиональным программам освобождается от замещения должности и увольняется со службы в федеральной противопожарной службе. В этом случае контракт с сотрудником расторгается в соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 83 названного закона (часть 4 статьи 36 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ).

При упразднении (ликвидации) подразделения или сокращении замещаемой сотрудником должности руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченный руководитель уведомляет в письменной форме сотрудника федеральной противопожарной службы о предстоящем увольнении со службы в федеральной противопожарной службе не позднее чем за 2 месяца до его увольнения (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 36 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ в течение срока, указанного в части 5 названной статьи, в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделении проводится внеочередная аттестация сотрудников федеральной противопожарной службы в соответствии со статьей 33 названного федерального закона. По результатам внеочередной аттестации сотрудникам могут быть предложены для замещения в порядке перевода иные должности.

Преимущественное право на замещение должности в федеральной противопожарной службе при прочих равных условиях предоставляется сотруднику федеральной противопожарной службы, имеющему более высокие результаты профессиональной деятельности, квалификацию, уровень образования, большую продолжительность стажа службы (выслуги лет) в федеральной противопожарной службе или стажа (опыта) работы по специальности, либо сотруднику, имеющему допуск к сведениям, составляющим государственную и (или) иную охраняемую законом тайну, на постоянной основе (часть 7 статьи 36 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ).

В части 10 статьи 36 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ перечислены случаи, когда допускается зачисление сотрудника федеральной противопожарной службы в распоряжение федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности. Среди них - упразднение (ликвидация) подразделения или сокращение замещаемой сотрудником должности в федеральной противопожарной службе (пункт 1 части 10 статьи 36 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).

В силу части 18 статьи 36 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченный руководитель в срок, установленный для нахождения сотрудника федеральной противопожарной службы в распоряжении федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, после уведомления сотрудника о сокращении или о возможном расторжении контракта и увольнении со службы в федеральной противопожарной службе решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в соответствии со статьей 30 названного закона либо о расторжении с ним контракта в соответствии со статьей 83 названного закона.

Основания прекращения или расторжения контракта установлены статьей 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ

Согласно пункту 11 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ контракт может быть расторгнут и сотрудник федеральной противопожарной службы может быть уволен со службы в федеральной противопожарной службе в связи с сокращением должности в федеральной противопожарной службе, замещаемой сотрудником.

В части 6 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ определено, что расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктами 8, 11 или 12 части названной статьи, осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника федеральной противопожарной службы от перевода на иную должность в федеральной противопожарной службе.

Из изложенного выше следует, что Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" урегулированы вопросы, связанные с порядком прохождения службы и увольнения сотрудников при реорганизации федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, изменении их структуры, а также при упразднении (ликвидации) подразделения. При этом нормы Трудового кодекса Российской Федерации подлежат применению к отношениям, связанным с прохождением службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, только в случае, если какой-либо вопрос, относящийся к этой службе, нормами специального законодательства не урегулирован.

Однако судом первой и апелляционной инстанции фактически не проверены доводы истца о соответствии порядка его увольнения вышеназванным нормам права специального законодательства, поэтому судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, установить все обстоятельства, имеющие значение для дела, проверить правильность увольнения истца по пункту 11 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ (в связи с сокращением должности в федеральной противопожарной службе, замещаемой сотрудником), соблюдение ответчиком процедуры увольнения в виде предоставления для замещения иных должностей, возможность занятия истцом иных должностей государственной службы и необходимость проведения в отношении него аттестации.

При этом суду необходимо учесть обстоятельства, связанные с личностью истца и положения пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 23 мая 2016 года №141-ФЗ о возможности замещения истцом должностей государственной службы.

Кроме того, при рассмотрении настоящего спора, суду следует учесть, что определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 ноября 2020 года отменено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 26 мая 2020 года, которым оставлено без изменения решение Ленинского районного суда г.Владивостока от 12 декабря 2019 года о восстановлении ФИО1 в должности и дополнительное решение от 24 декабря 2019 года о взыскании денежной компенсации морального вреда, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Поскольку в силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежит оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, т.е. установленные обстоятельства имеют преюдициальное значение для рассмотрения последующего спора, суду следует учесть установленные судами обстоятельства по указанному ранее рассмотренному делу в случае вступления решения в законную силу.

Таким образом, при новом рассмотрении спора суду необходимо учесть изложенное, разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 25 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 17 года 2020 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ленинский районный суд г.Владивостока.

Председательствующий

Судьи