ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-4801/20 от 27.05.2020 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 88-4801/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск 27.05.2020

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Родиной А.К.,

судей Храмцовой О.Н., Бабкиной С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-1478/2019 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Нижний Тагил, Управлению городским хозяйством Администрации города Нижний Тагил о возложении обязанности по устранению нарушений экологического законодательства,

по кассационной жалобе Администрации города Нижний Тагил Свердловской области на решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 24.07.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 31.10.2019.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Храмцовой О.Н., выслушав объяснения прокурора Голованова А.И., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,

судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга с иском к Администрации города Нижний Тагил Свердловской области, Управлению городским хозяйством Администрации города Нижний Тагил Свердловской области о возложении обязанности в срок до 31.12.2021 провести инженерно-технические изыскания в районе обрушения берега прилегающей к <адрес> с целью определения объемов, границ и состава работ для последующего проектирования и их реализации в рамках защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в срок до 31.12.2020 провести текущий ремонт дороги, расположенной между бровкой берегового склона Нижне-Тагильского водохранилища и жилыми домами по <адрес>, в срок до 31.12.2020 принять меры по перехвату стоков поверхностных вод в районе домов с <адрес>, путем формирования дренажных траншей с организованным водостоком.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой по обращению граждан в 2012-2013 годах проведена проверка по факту обрушения левого (западного) берега Нижне-Тагильского водохранилища по ул. 1-ое Фотеево в г. Нижнем Тагиле. 11.09.2013 проведено комиссионное обследование берега вдоль <адрес> с участием представителей Администрации города Нижний Тагил, специалистов отдела водных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, главного специалиста-эксперта отдела водных ресурсов по Свердловской области Нижне-Обского бассейнового водного управления. При обследовании участка на протяжении 800 метров зафиксированы участки поверхностного обрушения берегового откоса в районе указанных домов, выявлены локальные участки обрушения грунта берегового откоса, факты активного процесса формирования оврагов, разрушения проездов и подъездных участков дороги, установлено отсутствие организованного водоотведения поверхностных вод с прилегающей территории. На момент данного обследования в зону обрушения попадали 9 домов, количество зарегистрированных жителей в которых составляло 22 человека. По итогам обследования Администрации города Нижний Тагил рекомендовано принять превентивные меры по перехвату стока поверхностных вод в районе указанных домов, путем формирования дренажных траншей с организованным водотоком, организовать изыскательские работы (инженерно-геологические и инженерно-геодезические) для определения объемов, границ и состава работ для последующего проектирования берегоукрепительных мероприятий и их реализации. На протяжении более 5 лет указанные меры не приняты, что послужило поводом для повторного обращения граждан. По результатам прокурорской проверки 11.03.2019 Главе города Нижний Тагил внесено представление об устранении нарушений закона. 26.04.2019 прокуратурой совместно с представителями Нижне-Обского бассейнового водного управления, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, Управления городским хозяйством Администрации города Нижний Тагил вновь проведено комиссионное обследование левого (западного) берега Нижне-Тагильского водохранилища по <адрес>. По результатам обследования установлено, что береговой склон разрушен на протяжении ориентировочно 1,1 км, обрушение грозит 30 жилым домам, повсеместно происходит постепенное сползании грунта вместе с дерном и корневой системой деревьев и кустарников, между жилыми домами и бровкой берегового склона находится грунтовая дорога общего пользования, которая в случае непринятия реальных мер будет также подвержена обрушению. Приведенные факты свидетельствуют о реальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, выявленные нарушения свидетельствуют о неполноте и неэффективности использования должностными лицами соответствующих уполномоченных органов местного самоуправления полномочий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 24.07.2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 31.10.2019, исковые требования прокурора удовлетворены.

В кассационной жалобе заявитель администрация города Нижний Тагил Свердловской области просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.

В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Свердловской области просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу администрации – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, выслушав объяснение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.

В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации к негативному воздействию вод относятся затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.

Исходя из пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

На основании статьи 1 данного Федерального закона, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно статье 7 данного Федерального закона, мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в числе прочего, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.

Судами установлено, что на протяжении 2013-2019 годов жители <адрес> в городе Нижнем Тагиле неоднократно обращались в прокуратуру и Администрацию города Нижний Тагил по вопросу укрепления береговой линии Нижнетагильского пруда в районе <адрес>.

По результатам обращения жителей, 11.09.2013 проведено комиссионное обследование берега Нижнетагильского водохранилища по <адрес> от дома <адрес> с участием представителей администрации г.Нижнего Тагила, специалистов отдела водных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, главного специалиста-эксперта отдела водных ресурсов по Свердловской области Нижне-Обского бассейнового водного управления.

Согласно акту обследования от 11.09.2013 в ходе визуального обследования установлено, что в границах обследованного участка берега Нижнетагильского водохранилища на протяжении 800 метров зафиксированы участки поверхностного обрушения берегового откоса в районе домов <адрес>, выявлены локальные участки обрушения грунта берегового откоса в пруд, факты активного процесса формирования оврагов, разрушения проездов и подъездных участков дороги по <адрес>. Установлено отсутствие организованного водоотведения поверхностных вод с прилегающей территории. На момент обследования в зону обрушения попадали 9 домов с хозяйственными постройками, количество официально зарегистрированных жителей в которых составляло 22 человека.

По результатам обследования Администрации города Нижний Тагил даны следующие рекомендации: принять превентивные меры по перехвату стока поверхностных вод в районе домов <адрес> путем формирования дренажных траншей с организованным водотоком, организовать изыскательские работы (инженерно-геологические и инженерно-геодезические) для определения объемов, границ и состава работ для последующего проектирования берегоукрепительных мероприятий и их реализации.

11.03.2019 главе города Нижний Тагил внесено представление об устранении нарушений закона, с требованием принять меры по организации водоотведения поверхностных вод с прилегающей к улице <адрес> территории, организовать изыскательские работы для определения объемов, границ и состава работ для последующего проектирования берегоукрепительных мероприятий.

Согласно протоколу от 04.04.2019 проведено совещание по вопросу обрушения берега, с участием представителя Министерства природных ресурсов и представителя Администрации города Нижний Тагил, в ходе которого отмечено отсутствие эффективности разработки проектных решений по берегоукреплению берега Нижнетагильского пруда в районе <адрес>, в связи с необходимостью осуществления мероприятий капитального строительства.

Согласно ответу на представление от 12.04.2019 главой города указано на принятие мер по предотвращению негативного воздействия вод на береговую полосу.

26.04.2019 прокуратурой совместно с представителями Нижне-Обского бассейнового водного управления, Министерства природных ресурсов и экологии свердловской области, Управления городским хозяйством Администрации г. Нижний Тагил, а также представителя отдела гражданской защиты Администрации вновь проведено комиссионное обследование левого (западного) берега Нижнетагильского водохранилища по <адрес>.

По результатам обследования выявлено, что береговой склон разрушен на протяжении ориентировочно 1,1 км. В зону, подверженную обрушению, попадает около 30 жилых домов. Повсеместно происходит постепенное сползании грунта вместе с дерном и корневой системой деревьев и кустарников.

По результатам обследования Администрации г. Нижнего Тагила рекомендовано предусмотреть на 2020 год проведение инженерно-технических изысканий в районе берегообрушения с целью определения объемов, границ и состава работ для последующего проектирования берегоукрепительных мероприятия и их реализации; рассмотреть возможность отселения населения из зоны берегообрушения; предусмотреть проведение текущего ремонта дороги, расположенной между бровкой берегового склона Нижне-Тагильского водохранилища и жилыми домами по ул. <адрес>.

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пункта 8 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, установив, что земельный участок, на котором расположена дорога вдоль береговой линии Нижнетагильского водохранилища в районе <адрес> в городе Нижнем Тагиле, находится в пользовании Администрации города Нижний Тагил, пришел к выводу о том, что бремя ответственности за содержание земельного участка, на котором расположена дорога вдоль береговой линии, в соответствии с законодательством должно быть возложено на орган местного самоуправления, удовлетворив заявленные исковые требования прокурора, с установлением срока для исполнения решения суда.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оставил решение суда без изменения.

Выводы судов основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии расходных обязательств по финансированию мероприятий в принятии мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций не могут быть признаны состоятельными, так как отсутствие порядка финансирования данных полномочий не может служить основанием к отказу в выполнении муниципальным органом взятых на себя публично-правовых обязательств.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств возникновения чрезвычайной ситуации на территории города (решения председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на территории муниципального образования город Нижний Тагил или решения Главы города), равно как о том, что характер требований прокурора выходит за пределы полномочий органа местного самоуправления, отклоняются судом кассационной инстанции, так как в соответствии с подпунктами 8, 28 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного характера.

Проверяя аналогичные доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда отметила, что Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит какого-либо исчерпывающего перечня полномочий, а обстоятельства необходимости принятия предупредительных мер подтверждены актами от 11.09.2013, 26.04.2019 с участием самих же ответчиков и Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области.

Не согласие заявителя с актами обследования от 11.09.2013, от 26.04.2019, в которых указаны лишь рекомендации членов комиссии, а не заключения экспертов, равно как доводы о незаконности возложения обязанности по ремонту дороги в отсутствие документов, подтверждающих ее несоответствие государственному стандарту, были предметом оценки суда апелляционной инстанции.

Проверяя аналогичные доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда отметила, что указанные в актах рекомендации по проведению инженерно-технических изысканий, а потому и исковые требования по существу направлены на изыскание апеллянтом дополнительных мер защиты населения, указанное в полной мере относится и к требованиям прокурора о проведении ремонтных работ в отношении спорной дороги.

Фактически доводы кассационной жалобы выражают несогласие заявителя с установленными судом первой и апелляционной инстанции обстоятельствами и оценкой представленных в материалы дела доказательств.

Между тем, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

Таким образом, полномочием по переоценке установленных судом первой и апелляционной инстанций обстоятельств суд кассационной инстанции не обладает.

Суд первой и апелляционной инстанций при вынесении оспариваемых решений правильно определили нормы материального права, подлежащие применению, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дали обстоятельный анализ позиции, на которой основывали стороны свои требования в судах первой и апелляционной инстанций.

Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 24.07.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 31.10.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Нижний Тагил Свердловской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи