ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-4881/20 от 10.03.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-4881/2020

(8г-2183/2020)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 10 марта 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Чуньковой Т.Ю.

судей Ларионовой С.Г., Соловьева В.Н.

с участием прокурора Маслаковой О.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 24RS0004-01-2019-000690-78 по иску Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Промстройресурс» об устранении нарушений закона,

по кассационной жалобе ООО «Промстройресурс» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 октября 2019 г.

Заслушав доклад судьи Ларионовой С.Г., выслушав посредством использования систем видеоконференц-связи с Октябрьским районным судом г. Красноярска представителей ООО «Промстройресурс» ФИО1, ФИО2, поддержавших доводы жалобы и дополнений к ней, выслушав прокурора Маслакову О.Г., представителя ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» ФИО3, возражавших против жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Красноярский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Промстройресурс» о возложении обязанностей и запрете деятельности до получения необходимых согласований.

Решением Березовского районного суда Красноярского края от 19 июня 2019 г. постановлено:

Исковые требования Красноярского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Промстройресурс» об устранении нарушений закона, удовлетворить.

Обязать ООО «Промстройресурс» согласовать технический проект разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых месторождение песчано-гравийных пород «Якорный» в Березовском районе», расположенного на 11,5-15 км. р. Енисей по лоцманской карте от Красноярской ГЭС до устья реки Ангара.

Обязать ООО «Промстройресурс» получить решение о согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых в пределах горного отвода месторождения месторождение песчано-гравийных пород «Якорный» в Березовском районе», расположенного на 11,5-15 км. Р. Енисей по лоцманской карте от Красноярской ГЭС до устья реки Ангара на внутренних водных путях РФ в ФБУ «Администрация «Енисейречтранс».

Запретить ООО «Промстройресурс» осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых месторождение песчано-гравийных пород «Якорный» в Березовском районе», расположенного на 11,5-15 км. р. Енисей по лоцманской карте от Красноярской ГЭС до устья реки Ангара, имеющего географические координаты угловых точек: 1) 56° 04" 07" северной широты, 93° 0Г 15" восточной долготы; 2) 56° 04" 12" северной широты, 93° 0Г 05" восточной долготы; 3) 56° 04" 20" северной широты, 93° 0Г 09" восточной долготы; 4) 56° 04" 31" северной широты, 93° 0Г 45" восточной долготы; 5) 56° 04" 20" северной широты, 93° 0Г 52" восточной долготы, до согласования с ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» технического проекта разработки месторождения песчано-гравийных пород «Якорный» в Березовском районе Красноярского края на 11,5- 15 км. р. Енисей по лоцманской карте от Красноярской ГЭС до устья реки Ангара на внутренних водных путях РФ в ФБУ «Администрация «Енисейречтранс».

Взыскать с ООО «Промстройресурс» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 октября 2019 г. постановлено:

решение Березовского районного суда Красноярского края от 19 июня 2019 г. — отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Промстройресурс» о возложении обязанностей и запрете деятельности удовлетворить частично.

Запретить ООО «Промстройресурс» осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых месторождение песчано-гравийных пород «Якорный» в Березовском районе», расположенного на 11,5-15 км. р. Енисей по лоцманской карте от Красноярской ГЭС до устья реки Ангара, имеющего географические координаты угловых точек:

1) 56° 04" 07" северной широты, 93° 0Г 15" восточной долготы;

2) 56° 04" 12" северной широты, 93° 0Г 05" восточной долготы;

3) 56° 04" 20" северной широты, 93° 0Г 09" восточной долготы;

4) 56° 04" 31" северной широты, 93° 0Г 45" восточной долготы;

5) 56° 04" 20" северной широты, 93° 0Г 52" восточной долготы,

до согласования с ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» технического проекта разработки месторождения песчано-гравийных пород «Якорный» в Березовском районе, а также получения решения о согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых месторождения песчано-гравийных пород «Якорный» в Березовском районе Красноярского края на 11,5-15 км. р. Енисей по лоцманской карте от Красноярской ГЭС до устья реки Ангара на внутренних водных путях РФ в ФБУ «Администрация «Енисейречтранс».

Взыскать с ООО «Промстройресурс» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.

В удовлетворении исковых требований в остальной части - отказать.

В кассационной жалобе и дополнениях к ней ООО «Промстройресурс» просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 октября 2019 г. и отказать в удовлетворении исковых требований, указывая, что ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» не обладает полномочиями по согласованию проектной и технической документации, связанной с пользованием недрами. Судом дана неправильная оценка представленным в материалы дела доказательствам. Экспертиза технического проекта разработки месторождения песчано-гравийных пород «Якорный», на выводы которой ссылается ФБУ «Администрация «Енисейречтранс», не может быть принята во внимание, поскольку составлена лицами, не имеющими соответствующее образование.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и дополнений к ней, возражения относительно жалобы, судебная коллегия кассационного суда находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии таких оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 октября 2019 г.

Как было установлено судом и следует из материалов дела, Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 28 июля 2014 г. ООО «Промстройресурс» предоставлено на срок до 31 июля 2024 г. право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийных пород на проявлении «Якорный» Березовского района.

5 августа 2014 г. Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края ответчику выдана лицензия на пользование недрами серии БРЗ номер № 0440 вид лицензии ТЭ целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча песчано-гравийных пород на проявлении «Якорный» Березовского района со сроком действия до 31 июля 2024 г. Неотъемлемыми составными частями настоящей лицензии являются приложения к ней.

Приложением № 2 к лицензии является лицензионный договор, предметом которого являются обязательства сторон – Министерства и недропользователя ООО «Промстройресурс» при проведении недропользователем работ по геологическому изучению, разведке и добыче песчано-гравийных пород на проявлении «Якорный» Березовского района в пределах предоставленного участка недр; полезный слой лицензируемого участка представлен песчано-гравийными отложениями русла реки Енисей, состав песчано-гравийных отложений представлен 86,5 % гравий и 13,5 % песка.

На основании п. 3.1.3 лицензионного договора недропользователь принял на себя обязательства, в том числе, в срок до 30 июня 2017 г. выполнить и согласовать в установленном действующим законодательством порядке технический проект на разработку месторождения песчано-гравийных пород «Якорный»;

Также установлено и не оспаривается сторонами, что ответчик, не согласовав проект и не получив решение о согласовании добычи, приступил к добыче полезных ископаемых.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Суд апелляционной инстанции указанное решение отменил по мотивам наличия обстоятельств, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, в силу отсутствия сведений о надлежащем извещении ответчика о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда, частично удовлетворяя заявленные требования, пришла к выводу о том, что факт добычи ответчиком полезных ископаемых на спорном месторождении нашел свое подтверждение, что ответчиком производится эксплуатация гидротехнического сооружения, а также добыча песчано-гравийной смеси без получения необходимых согласований, что создает потенциальную опасность судоходству, а также угрозу жизни и здоровья экипажам и пассажирам судов, следующих по реке Енисей, работников ответчика, иных граждан, нарушает интересы неопределенного круга лиц.

При этом в отсутствии согласования с ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» технического проекта разработки месторождения, а также решения о согласовании с данным учреждением добычи полезных ископаемых, при наличии угрозы неопределенному кругу лиц, ответчик добычу песочно-гравийной смеси производить не мог.

Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает указанные выводы соответствующими требованиям законодательства, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

В силу частей 1 и 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее Закон «О недрах») предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами;

лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В силу ч. 5 ст. 12 Закона «О недрах» лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать не только указание на сроки ее действия, но и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу).

Пунктом 10 части 1 статьи 22 Закона «О недрах» предписано, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

На основании ст. 23.2 Закона «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами (часть 1);

указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (часть 2).

Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. № 118.

Пунктом 5 указанного Положения установлено, что документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации

Согласно п. «э» ст. 6 Закона Красноярского края от 23 мая 2013 г. № 4-1333 «О недропользовании в Красноярском крае» согласование технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых относится к компетенции уполномоченного органа исполнительной власти края в сфере недропользования.

Согласно п. 1 ст. 9 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее ККВТ РФ) строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях осуществляются по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.

Из п. 9 ст. 10 ККВТ РФ следует, что предоставление земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, и выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации, по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.

При разрешении настоящего спора судом установлено наличие у ООО «Промстройресурс» обязанности согласования с ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» технического проекта месторождения, более того, установлено, что ответчик 7 мая 2018 г. обращался в ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» по вопросу согласования акватории, однако, ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» письмом от 25 сентября 2017 г. отклонило технический проект разработки месторождения по причинам неправильного установления границ карьера.

29 августа 2018 г. ООО «Промстройресурс» обратилось в ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» с заявлением о согласовании на 5 лет добычи песчано-гравийных пород месторождения «Якорный», однако, ответчику также было отказано в связи с отсутствием в разрешительных документах и проекте информации о долгосрочном влиянии изымаемых объемов песчано-гравийной смеси из русла реки Енисей на динамику формирования уровней русла.

Судом апелляционной инстанции были подробно исследованы и оценены все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе все письменные документы в пяти томах, пояснения лиц, участвующих в деле; и сделан вывод о наличии законных оснований для удовлетворения требований прокурора, заявленных в интересах неопределенного круга лиц.

Доводы кассационной жалобы о недоказанности факта ведения добычи полезных ископаемых, а также доводы о том, что ФБУ «Енисейречтранс» не является надлежащим лицом, которое уполномочено согласовать технический проект разработки месторождения и выдать решение о согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также обстоятельства, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, фактически являются позицией лица, подавшего жалобу. Все доводы были предметом проверки суда апелляционной инстанции, они были отклонены как необоснованные, противоречащие установленным по делу обстоятельствам.

Доводы заявителя жалобы связаны с несогласием ответчика с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами суда по обстоятельствам дела, и не могут быть основанием для отменены апелляционного определения.

Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит. Правом дать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Промстройресурс» – без удовлетворения.

Председательствующий Т.Ю. Чунькова

Судьи С.Г. Ларионова

В.Н. Соловьев