ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-4972/2024 от 15.02.2024 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 03RS0012-01-2022-002874-77

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-4972/2024

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

кассационного суда общей юрисдикции

15 февраля 2024 года г.Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Непопалова Г.Г.,

судей Киреевой Е.В., Туляковой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 октября 2023 года по гражданскому делу № 2-51/2023 по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о защите трудовых прав.

Заслушав доклад судьи Киреевой Е.В., проверив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с исками к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о защите трудовых прав.

В обоснование своих требований указал, что приказом МВД по Республике Башкортостан от 5 августа 2020 года № 455л/с он уволен с должности заместителя начальника отдела МВД России по городу Кумертау-начальника полиции. Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 сентября 2022 года приказ МВД по Республике Башкортостан от 5 августа 2020 года № 455 л/с о его увольнении признан незаконным, и он восстановлен в ранее занимаемой должности. Однако несмотря на незамедлительное вступление в силу решения суда о восстановлении на работе работодателем МВД по Республике Башкортостан только спустя почти месяц 10 октября 2022 года издан приказ № 690л/с о его восстановлении в ранее занимаемой должности. За период службы во время вынужденного прогула с 5 августа 2020 года по 12 сентября 2022 года ему была выплачена только одна премия ко дню сотрудника внутренних дел в ноябре 2021 года. Все остальные премии, которые выплачивались всему личному составу, не имеющему дисциплинарных взысканий, он не мог получить по вине работодателя в связи с незаконным увольнением. Приказом МВД по Республике Башкортостан от 10 октября 2022 года № 690л/с он временно отстранен от исполнения служебных обязанностей, до получения допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. Данный приказ существенно нарушает его права на труд. Несмотря на отмену незаконного приказа об увольнении ответчик МВД по Республике Башкортостан препятствует прохождению им службы в органах внутренних дел, фактически не допуская его к дальнейшей службы в органах внутренних дел, фактически не допуская его к месту работы и продолжая умалять его авторитет среди коллег и подчиненных.

Незаконно, с момента издания приказа МВД по Республике Башкортостан от 10 октября 2022 года № 690 л/с, ему не выплачиваются установленные следующие ежемесячные дополнительные выплаты: поощрительная выплата за особые достижения в службе за должность в размере 40 %, премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей в размере 25%, надбавка к должностному окладу за квалификационное звание «специалисту 1 класса» в размере 20%. В приказе МВД по Республике Башкортостан от 10 октября 2022 года № 690 л/с имеется ссылка на руководство при его издании приказом МВД России от 1 февраля 2018 года № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел» и Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 31 марта 2021 года № 181, однако ссылки на конкретные пункты, части и статьи этих нормативных актов не указаны. Ему неизвестно, на основании чего МВД по Республике Башкортостан принято решение о снижении его денежного довольствия.

До незаконного увольнения его из органов внутренних дел он замещал должность заместителя начальника отдела МВД России по городу Кумертау - начальника полиции. Данная должность предусматривала специальное звание «подполковник полиции» и должностной оклад по 29 разряду. После его восстановления судом в прежней должности руководство органа внутренних дел не приняло всех мер, предусмотренных законодательством, в том числе Федеральным законом, для продолжения прохождения им службы, а незаконно издало приказ о временном отстранении его от исполнения служебных обязанностей, предварительно не предложив ему перевод на равнозначные вакантные должности. При этом, в нарушении положений статьи 30 Федерального закона ему не предложена ни одна из вакантных равнозначных должностей Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, не требующих допуска до государственной тайны 1 или 2 формы, процедуры, предусмотренной пунктами 5 и 7 части 5, части 4 статьи 74 Федерального закона, привели к незаконному существенному снижению размера заработной платы за счет невыплаты ему с 12 сентября 2022 года следующих дополнительных выплат: поощрительной выплаты за особые достижения в службе за должность в размере 40 %, премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей в размере 25%, надбавки к должностному окладу за квалификационное звание «специалист 1 класса» в размере 20 %. В результате незаконных действий МВД по Республике Башкортостан ему причинен моральный вред, подлежащий компенсации.

Определением Кумертауского межрайонного суда Республике Башкортостан от 2 мая 2023 года гражданские дела № 2-51/2023(2-2142/2022) и № 2-794/2023 объединены в одно производство.

С учетом уточненных исковых требований, просил признать незаконным бездействия МВД по Республике Башкортостан, выразившегося в незаконной невыплате премий, положенных за период времени с 7 августа 2020 года по 9 марта 2023 года; взыскать с МВД по Республике Башкортостан в его пользу денежных средств в размере недополученных премий за период времени с 5 августа 2020 года по 9 марта 2023 года в размере 487 503 рублей; признать незаконным приказ МВД по Республике Башкортостан от 10 октября 2022 года № 690л/с в части прекращения ему выплаты ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 20%, за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, за работу с лицами, оказывающими содействие на конфиденциальной основе, в размере 10% и в части временного отстранения от исполнения служебных обязанностей; признать незаконным бездействия МВД по Республике Башкортостан, выразившегося в незаконной невыплате денежного довольствия в полном объеме, положенного ему за период времени с 12 сентября 2022 года по 9 марта 2023 года; взыскать с МВД по Республике Башкортостан в его пользу недополученное денежное довольствие (заработка), за период времени с 12 сентября 2022 года по 9 марта 2023 года в размере 309 187 рублей 3 копейки., в том числе: оклада по должности 47 427 рублей 43 копейки, оклада по званию 29 957 рублей, надбавки за выслугу лет 23 215 рублей 33 копейки, надбавки за квалификационное звание «Специалист 1 класса» 38 583 рубля 62 копейки, надбавки за работу со сведениями составляющими государственную тайну 38 583 рубля 62 копейки, районного коэффициента 26 665 рублей 5 копеек, ежемесячной надбавки за ОДС за должность 44 810 рублей 74 копейки, надбавка ПОЖиЗ за работу с лицами, оказывающими сотрудничество на конфиденциальной основе, 13 507 рублей, ежемесячной премии аттестованным сотрудникам 46 437 рублей 24 копеек; признать незаконным бездействия МВД по Республике Башкортостан, выразившееся в непринятии мер к предложению ему вакантных равнозначных должностей, не требующих допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, предусматривающих специальное звание «подполковник полиции» и должностной оклад по 29 разряду за период времени с 12 сентября 2002 года по 9 марта 2023 года; признать незаконными действия МВД по Республике Башкортостан, выразившиеся в задержке выплаты окончательного расчета денежного довольствия, компенсационных выплат за неиспользованные отпуска с 2020 по 2023 годы, за недополученное обмундирование, единовременного пособия при увольнении, положенных ему при увольнении из органов внутренних дел 9 марта 2023 года; о взыскании с МВД по Республике Башкортостан в его пользу процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время (с 9 марта 2023 года по 23 марта 2023 года) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм заработной платы (денежного довольствия), компенсационных выплат за неиспользованные отпуска c 2020 года пo 2023 год, за недополученное обмундирование единовременного пособия при увольнении в размере 2 639 рублей 76 копеек; признании незаконным бездействия МВД по Республике Башкортостан, выразившегося в не проведении индексации денежного довольствия за время вынужденного прогула с 8 августа 2020 года по 12 сентября 2022 года; взыскании с МВД по Республике Башкортостан денежного довольствия, недополученного вследствие не проведения индексации за время вынужденного прогула с 8 августа 2020 года по 12 сентября 2022 года, в размере 190 366 рублей 10 копеек; признании незаконными действий МВД по Республике Башкортостан, выразившихся в отказе в удовлетворении его рапорта от 17 ноября 2022 года об увольнении из органов внутренних дел с 9 января 2023 года; о взыскании с МВД по Республике Башкортостан в его пользу компенсации морального вреда в размере 55 000 рублей.

Определением суда от 18 мая 2023 года прекращено производство по делу в части исковых требований ФИО1 к МВД по Республике Башкортостан об отмене приказа МВД по Республике Башкортостан от 10 октября 2022 года № 690л/с в части прекращения выплаты ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 20%, за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, за работу с лицами, оказывающими содействие на конфиденциальной основе, в размере 10%; в части временного отстранения от исполнения служебных обязанностей; и о возложении на МВД по Республике Башкортостан обязанности предложить истцу вакантные равнозначные должности, не требующие допуска до работы со сведениями, составляющими государственную тайну, предусматривающих специальное звание «подполковник полиции» и должностной оклад по 29 разряду, в связи с отказом от иска в данной части.

Решением Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 мая 2023 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, выразившееся в незаконной невыплате премий, положенных за период времени с 8 августа 2020 года по 9 марта 2023 года; взыскал с Министерства внутренних дел Республики Башкортостан в пользу ФИО1 денежные средства в виде недополученных премий за период времени с 8 августа 2020 года по 9 марта 2023 года в размере 487 503 рубля, признал незаконным бездействие Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, выразившееся в невыплате денежного довольствия в полном объеме, положенного ФИО1 за период времени с 12 сентября 2022 года по 9 марта 2023 года; взыскал с Министерства внутренних дел Республики Башкортостан в пользу ФИО1 недополученное денежное довольствие, за период времени с 12 сентября 2022 года по 9 марта 2023 года в размере 309 187 рублей 3 копейки, в том числе: оклад по должности 47 427 рублей 43 копейки, оклад по званию 29 957 рублей, надбавка за выслугу лет 23 215 рублей 33 копейки, надбавка за квалификационное звание «Специалист 1 класса» 38 583 рубля 62 копейки, надбавка за работу со сведениями составляющими государственную тайну, 38 583 рубля 62 копейки, районного коэффициента 26 665 рублей 05 копеек, ежемесячной надбавки за ОДС за должность 44 810 рублей 74 копейки, надбавка за выполнение задач, связанных в повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, за работу с лицами, оказывающими содействие на конфиденциальной основе, 13 507 рублей, ежемесячной премии аттестованным сотрудникам 46 437 рублей 24 копейки; признал незаконным бездействие Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер к предложению ФИО1 вакантных равнозначных должностей, не требующих допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, предусматривающих специальное звание «подполковник полиции» и должностной оклад по 29 разряду за период времени с 12 сентября 2020 года по 9 марта 2023 года; признал незаконными действия Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, выразившееся в задержке выплаты окончательного расчета денежного довольствия, компенсационных выплат за неиспользованные отпуска с 2020 по 2023 годы, за недополученное обмундирование, единовременного пособия при увольнении, положенных ФИО1 при увольнении из органов внутренних дел 9 марта 2023 года; взыскал с Министерства внутренних дел Республики Башкортостан в пользу ФИО1 проценты (денежную компенсацию) за не выплаченные в срок суммы заработной платы (денежного довольствия), компенсационных выплат за неиспользованные отпуска с 2020 по 2023 годы, за недополученное обмундирование, единовременное пособие при увольнении в размере 2 639 рублей 76 копеек; признал незаконным бездействие Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, выразившееся в непроведении индексации денежного довольствия ФИО1 за время вынужденного прогула с 8 августа 2020 года по 12 сентября 2022 года; взыскал с Министерства внутренних дел Республики Башкортостан в пользу ФИО1 денежное довольствие недополученное вследствие непроведения индексации за время вынужденного прогула с 8 августа 2020 года по 12 сентября 2022 года в размере 190 366 рублей 10 копеек; взыскал с Министерства внутренних дел Республики Башкортостан в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

В удовлетворении исковых требований к МВД по Республике Башкортостан отказал.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республика Башкортостан от 12 октября 2023 года решение суда первой инстанции от 18 мая 2023 года отменено в части признания незаконным бездействия Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, выразившегося в незаконной невыплате премий, положенных за период времени с 8 августа 2020 года по 9 марта 2023 года; взыскания с Министерства внутренних дел Республики Башкортостан в пользу ФИО1 недополученных премий за период времени с 8 августа 2020 года по 9 марта 2023 года в размере 487 503 рубля; признания незаконным бездействия Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, выразившегося в непроведении индексации денежного довольствия ФИО1 за время вынужденного прогула с 8 августа 2020 года по 12 сентября 2022 года; взыскания с Министерства внутренних дел Республики Башкортостан в пользу ФИО1 денежного довольствия недополученного вследствие непроведения индексации за время вынужденного прогула с 8 августа 2020 года по 12 сентября 2022 года в размере 190 366 рублей 10 копеек. В отмененной части принято по делу новое решение, которым в удовлетворении названных исковых требований ФИО1 отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 просит апелляционное определение от 12 октября 2023 года отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, в отношении него допущена дискриминация.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Иные лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.

В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом установлено и следует из материалов дела, что приказом МВД по Республике Башкортостан от 5 августа 2020 года № 455л/с ФИО1 уволен с должности заместителя начальника отдела МВД России по городу Кумертау-начальника полиции с 7 августа 2020 года по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 342-Ф3).

Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2021 года приказ МВД по Республике Башкортостан от 5 августа 2020 года № 455 л/с об увольнении ФИО1 признан незаконным и отменен, а ФИО1 восстановлен в ранее занимаемой должности заместителя начальника ОМВД России по г. Кумертау - начальника полиции с 8 августа 2020 года. Приказом МВД по Республике Башкортостан от 19 октября 2021 года № 627л/с отменен приказ МВД по Республике Башкортостан от 5 августа 2020 года № 455л/с и во исполнение вышеуказанного решения суда ФИО1 восстановлен в ранее занимаемой должности. Приказом МВД по Республике Башкортостан от 22 октября 2021 года № 640л/с ФИО1 временно отстранен от выполнения служебных обязанностей.

Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 4 февраля 2022 года апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2021 года отменено и дело по исковому заявлению ФИО1 о восстановлении на службе направлено на новое рассмотрение. Приказом МВД по Республике Башкортостан от 4 февраля 2022 года №57л/с на основании определения Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 4 февраля 2022 года были отменены приказы МВД по Республике Башкортостан от 19 октября 2021 года №627л/с и от 22 октября 2021 года №640 л/с.

Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 сентября 2022 года приказ МВД по Республике Башкортостан от 5 августа 2020 года № 455 л/с об увольнении ФИО1 признан незаконным и отменен, а ФИО1 восстановлен в ранее занимаемой должности заместителя начальника ОМВД России по г. Кумертау - начальника полиции с 8 августа 2020 года. С МВД по Республике Башкортостан в пользу ФИО1 взыскано неполученное им за время вынужденного прогула денежное довольствие, установленное по ранее замещаемой должности в органах внутренних дел, за период с 8 августа 2020 года по 12 сентября 2022 года в размере 1 604 895 рублей 90 копеек, взыскана компенсация морального вреда в размере 50 000 рублей. Приказом МВД по Республике Башкортостан от 10 октября 2022 года № 690л/А отменен приказ МВД по Республике Башкортостан от 5 августа 2020 года № 455л/с и во исполнение вышеуказанного решения суда от 12 сентября 2022 года ФИО1 восстановлен на службе в должности заместителя начальника ОМВД России по г. Кумертау - начальника полиции с 8 августа 2020 года.

Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2022 года исполнение апелляционного определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 сентября 2022 года приостановлено. Приказом МВД по Республике Башкортостан от 24 ноября 2022 года № 861 л/с отменен приказ МВД по Республике Башкортостан от 10 октября 2022 года № 690л/с о восстановлении ФИО1 в должности заместителя начальника ОМВД России по г. Кумертау - начальника полиции.

Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 3 февраля 2023 года апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 сентября 2022 года оставлено без изменения, приостановление исполнения апелляционного определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 сентября 2022 года отменено. Приказом МВД по Республике Башкортостан №94 л/с от 6 февраля 2023 года ФИО1 восстановлен на службе в должности заместителя начальника ОМВД России по г. Кумертау - начальника полиции с 8 августа 2020 года, ранее изданный приказ от 5 августа 2020 года № 455л/с отменен. Приказом МВД по Республике Башкортостан от 1 марта 2023 года № 159л/с ФИО1 уволен из органов внутренних дел с 9 марта 2023 года по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции исходил из того, что указанные разовые премии разовые премии (по приказам: № 382 от 21 декабря 2020 года «О выплате разовой премии по итогам работы за 2020 год» в размере 80 000 рублей, №243 от 23 июля 2021 года «О выплате разовой премии по итогам работы за 1-е полугодие 2021 г.» в размере 35 000 рублей, №416 от 24 декабря 2021 года «О выплате разовой премии по итогам работы за 2021 год» - 120 000 рублей, № 419 от 28 декабря 2021 года «О выплате разовой премии» - 2 503 рубля, № 136 от 9 ноября 2022 года в связи с празднованием Дня сотрудника органов внутренних дел – 10 000 рублей, №164 от 23 декабря 2022 года по итогам работы за 2022 год – 240 000 рублей, на общую сумму 487 503 рубля) являются частью денежного довольствия сотрудника органа внутренних дел. Однако, при расчете среднего заработка за время вынужденного прогула, указанные разовые премии не были учтены Четвертым апелляционным судом общей юрисдикции от 12 сентября 2022 года.

Разрешая спор в части требований ФИО1 о взыскании недополученного денежного довольствия за период с 8 августа 2020 года по 12 сентября 2022 года с учетом индексации в размере 190 366 рублей 10 копеек, суд первой инстанции установил, что за указанный период постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 июня 2020 года № 939, от 24 мая 2021 года № 772 размеры должностных окладов и окладов по специальным званиям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации были повышены с 1 октября 2020 года в 1,03 раза и с 1 октября 2021 года в 1,037 раза. Однако, при расчете денежного довольствия за время вынужденного прогула, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции исходил из денежного довольствия истца на момент его увольнения, 8 августа 2020 года, то есть вышеуказанные индексации судом апелляционной инстанции учтены не были.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, указав, что разовые премии по приказам: № 382 от 21 декабря 2020 года «О выплате разовой премии по итогам работы за 2020 год», № 243 от 23 июля 2021 года «О выплате разовой премии по итогам работы за 1-е полугодие 2021 г.», № 416 от 24 декабря 2021 года «О выплате разовой премии по итогам работы за 2021 год» - 120 000 рублей, № 419 от 28 декабря 2021 года «О выплате разовой премии», № 136 от 9 ноября 2022 года в связи с празднованием Дня сотрудника органов и внутренних дел, № 164 от 23 декабря 2022 года по итогам работы за 2022 год не являются премией за добросовестное выполнение служебных обязанностей, входящей в состав денежного довольствия.

Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1 - 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В части 1 статьи 48 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ перечислены меры поощрения, применяемые к сотрудникам органов внутренних дел за добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение задач повышенной сложности. В числе мер поощрения - выплата денежной премии (пункт 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Отношения, связанные в том числе с денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).

Статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ определены состав и порядок выплаты сотрудникам денежного довольствия.

Денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).

Обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).

Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада - в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).

Перечень дополнительных выплат, устанавливаемых сотрудникам, указан в пунктах 1 - 8 части 6 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ.

К таким выплатам относятся: ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (пункт 1); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание (пункт 2); ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы (пункт 3); ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (пункт 4); премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей (пункт 5); поощрительные выплаты за особые достижения в службе (пункт 6); надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время (пункт 7); коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации (пункт 8).

Премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год выплачиваются в порядке, который определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (часть 12 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).

Поощрительные выплаты за особые достижения в службе в размере до 100 процентов должностного оклада в месяц устанавливаются в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета на денежное довольствие сотрудников вправе устанавливать размер поощрительной выплаты за особые достижения в службе свыше 100 процентов должностного оклада (часть 13 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации помимо дополнительных выплат и надбавок, предусмотренных Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ, сотрудникам могут устанавливаться другие дополнительные выплаты и надбавки. Указанные дополнительные выплаты и надбавки устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых сотрудниками задач (часть 17 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).

Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (часть 18 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ фонд денежного довольствия сотрудников состоит из фонда денежного довольствия сотрудников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, и фонда денежного довольствия сотрудников, проходящих службу в территориальных органах и учреждениях (организациях) соответствующего федерального органа исполнительной власти.

В части 2 статьи 12.1 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ указано, что при формировании фонда денежного довольствия сотрудников, сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов и окладов по специальному званию, предусматриваются средства для следующих выплат (в расчете на год): ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (пункт 1); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание (пункт 2); ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы (пункт 3); ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (пункт 4); премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей (пункт 5); поощрительные выплаты за особые достижения в службе (пункт 6); надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время (пункт 7); ежегодная материальная помощь (пункт 8).

Исходя из положений части 4 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ сотрудникам другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут быть установлены дополнительные социальные гарантии.

Абзацем вторым пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов» руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с этим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).

В соответствии с пунктом 1 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 июня 2007 года № 517 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459» начальникам подразделений центрального аппарата МВД России и подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, начальникам главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, органов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, управлений материально-технического снабжения, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России разрешено использовать высвобождающиеся средства, образующиеся за счет вакантных должностей, в четвертом квартале соответствующего года на материальное стимулирование личного состава в виде дополнительных разовых премий, дифференцируемых в зависимости от результатов службы (работы), и выплачиваемых в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы премирования лиц рядового и начальствующего состава, а также работников органов внутренних дел Российской Федерации.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 марта 2021 года № 181 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее также - Порядок).

Разделом IV Порядка (пункты 28 - 45) определены условия, порядок и размеры выплаты премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей.

Исходя из положений Порядка сотруднику премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей выплачивается из расчета трех окладов денежного содержания в год (пункт 28), расчетным периодом для выплаты этой премии является календарный месяц (пункт 30), а основаниями для ее невыплаты могут выступать нахождение сотрудника в распоряжении (пункт 33) либо случаи, при наличии которых премия не выплачивается: временное отстранение сотрудника от выполнения служебных обязанностей, отстранение сотрудника от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, наличие дисциплинарного взыскания, увольнение со службы по отрицательным основаниям (пункты 34 - 36).

Пунктом 40 Порядка установлено, что в пределах средств, предусмотренных на выплату денежного довольствия, сотруднику, успешно выполняющему особо сложные и важные задачи, в соответствии с приказом руководителя может быть дополнительно выплачена разовая премия (кроме сотрудника, имеющего неснятое дисциплинарное взыскание, наложенное на него в письменной форме).

Сотрудникам выплата разовой премии производится дифференцированно в зависимости от результатов службы (пункт 41 Порядка).

В территориальных органах МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, решение о выплате разовой премии оформляется приказом руководителя (начальника), подготовленным соответствующим кадровым подразделением и согласованным центрами финансового обеспечения, финансово-экономическими отделами (отделениями, группами), централизованными бухгалтериями (бухгалтериями) (пункт 43 Порядка).

Согласно положениям пункта 44 Порядка суммарный размер выплаченных сотруднику разовых премий в текущем году не может превышать суммарного размера разовых премий, выплаченных руководителю (начальнику) органа, организации, подразделения МВД России либо одному из заместителей (первому заместителю) руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, в зависимости то того, кому из перечисленных лиц разовые премии были выплачены в наибольшем суммарном размере.

По решению Министра либо заместителя Министра выплата разовой премии сотруднику может быть произведена без учета ограничений, предусмотренных пунктом 44 настоящего Порядка (пункт 45 Порядка).

Из приведенных нормативных положений следует, что в период прохождения службы сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации выплачивается денежное довольствие, которое является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей. Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам отнесена в том числе премия за добросовестное выполнение сотрудником служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год, которая входит в обязательную часть денежного довольствия сотрудника, начисляется регулярно в установленном законом размере при условии надлежащего выполнения сотрудником своих служебных обязанностей и отсутствии у него упущений по службе, указанных в пунктах 34 - 36 Порядка.

В отличие от премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, которая входит в состав денежного довольствия сотрудника и является его обязательной частью, предусмотренная пунктом 40 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 марта 2021 г. N 181, разовая премия является одним из видов поощрения сотрудников за выполнение особо сложных и важных задач. Применение такого поощрения относится к компетенции руководителя (начальника) органов внутренних дел, который принимает решение о выплате этой премии в зависимости от результатов службы конкретного сотрудника и по согласованию с финансовым подразделением органа внутренних дел, то есть такая премия не является обязательной частью денежного довольствия сотрудника, а выступает лишь дополнительной мерой его материального стимулирования и поощрения.

Следовательно, при разрешении споров сотрудников органов внутренних дел по вопросу выплаты премии юридически значимым обстоятельством является определение правовой природы такой премии: входит ли премия в состав денежного довольствия сотрудника, являясь его обязательной частью, или эта премия не относится к числу обязательных выплат, являясь одним из видов поощрения сотрудника органов внутренних дел за успешное выполнение особо сложных и важных задач при исполнении им служебных обязанностей, применение которого относится к дискреции (полномочиям) представителя нанимателя.

Таким образом, районный суд ошибочно пришел к выводу о том, что спорные разовые премии являются частью денежного довольствия сотрудника органа внутренних дел и подлежали выплате истцу в составе денежного довольствия при взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, что противоречит нормативным положениям части 6 статьи 74 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», части 6 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 98 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31 марта 2021 года № 181. Данной нормой выплата разовых премий, не входящих в состав денежного довольствия, при восстановлении сотрудника на службе не предусмотрена.

Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что выводы суда первой инстанции о взыскании недополученного денежного довольствия за период с 8 августа 2020 года по 12 сентября 2022 года с учетом индексации направлены на пересмотр размера денежного довольствия за время вынужденного прогула, определенного апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 сентября 2022 года. Апелляционное определение вступило в законную силу и размер присужденного денежного довольствия пересмотру по требованиям ФИО1 не подлежит, в том числе по мотивам неправильного, без учета индексации, размера должностного оклада.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Доводы кассатора о наличии правовых оснований для выплаты ему премии, судебная коллегия находит несостоятельными. Так, отказывая в удовлетворении исковых требований в данной части, суд апелляционной инстанции руководствовался нормами статей 3, 47, 48 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также положениями Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 марта 2021 года № 181, и исходил из того, что предусмотренная названным порядком разовая премия не является обязательной, гарантированной выплатой сотруднику, она обусловлена оценкой руководителем результатов службы конкретного сотрудника, выплата разовой премии производится сотрудникам дифференцированно в зависимости от результатов службы и объемов бюджетных средств, выделяемых на эти цели.

Доводы кассационной жалобы о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений. Более того, данные доводы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судом апелляционной инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном постановлении.

Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Довод кассатора со ссылкой на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2023 года №32-П о необоснованности выводов суда апелляционной инстанции в части отказа в выплате премии, также нельзя признать состоятельным, и не могут служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы.

Иные доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, не содержат указаний на существенные нарушения норм материального или процессуального права судом апелляционной инстанции, повлиявшие на исход дела, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен, а потому не могут повлечь отмену апелляционного определения применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дана им надлежащая правовая оценка с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебном акте.

При рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанций не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебного постановления, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебных постановлений.

При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы заявителя.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий Г.Г. Непопалов

Судьи Е.В. Киреева

О.А. Тулякова