ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-5460/2021 от 26.05.2021 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело №88-5460/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 26 мая 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего: Бакулина А.А.,

судей: Рогачевой В.В. и Рогожина Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ФИО2 на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 9 июня 2020 г. и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 октября 2020 г. по делу №2-1800/2020 по иску ФИО2 к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» о признании незаконным решения о снижении должностного оклада и об обязании произвести перерасчет пенсии.

Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В., объяснения истца ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» ФИО3 (действующей на основании доверенности №3 от 11.01.2021 сроком до 31.12.2023), полагавшей, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО2 обратился в суд с требованиями о признании незаконным решения ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» о снижении должностного оклада истца, исходя из которого исчисляется размер назначенной ему пенсии за выслугу лет, с 66% до 62% должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, и о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет выплачиваемой истцу пенсии за период с 1 октября 2019 г., исходя из должностного оклада в размере 66% должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

Истец указал, что проходил военную службу в военной прокуратуре Северного флота в должности помощника военного прокурора флота, при увольнении с военной службы 18 августа 2016 г. оклад по указанной должности ему был установлен в размере 66% должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации; с 1 октября 2019 г. оклады по званию и по должности были увеличены на 4,3%, что должно было повлечь увеличение размера пенсии, однако, как выяснил истец в результате обращений к ответчику, расчет пенсии произведен ему исходя из должностного оклада, соответствующего 62% должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, что он считает неправомерным.

Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 9 июня 2020 г. в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 октября 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, поданная истцом апелляционная жалоба – без удовлетворения.

В кассационной жалобе, поданной 11.01.2021 и поступившей с делом в Третий кассационный суд общей юрисдикции 15.01.2021, и в дополнениях к ней, поступивших 06.04.2021, ФИО2 просит отменить вышеназванные судебные постановления, считая их не соответствующими нормам материального права, и принять новое решение об удовлетворении его исковых требований.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии с ч.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Доводы кассационной жалобы и дополнений к ней, содержание судебных постановлений и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют. Судами правильно применены нормы материального права, правильно определены и установлены на основе представленных доказательств юридически значимые обстоятельства, которым дана правильная юридическая оценка, выводы судов по существу спора являются правильными.

Как установлено судами, приказом военного прокурора Северного флота от 1 октября 2012 г. №15/лс истец был назначен помощником военного прокурора (по связям с общественностью) организационно-аналитического отдела военной прокуратуры Северного флота, которую занимал до момента увольнения с военной службы (л.д.18).

Приказом военного прокурора Северного флота от 30 сентября 2013 г. №208 истцу по указанной должности с 1 октября 2013 г. был установлен должностной оклад в размере 25.420 руб. 50 коп. (66% должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора РФ, с применением коэффициента 1,5, предусмотренного ст.49 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и не учитываемого при исчислении пенсий) – л.д.12.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 июля 2016 г. №412 ФИО2 был уволен с военной службы с вышеназванной должности в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (л.д.46).

В соответствии с приказом военного прокурора Северного флота от ДД.ММ.ГГГГ, изданным на основании вышеназванного приказа Министра обороны РФ, ФИО1 подлежал исключению из списков личного состава, и были определены условия его денежного содержания (в том числе в целях расчета выходного пособия и исчисления пенсии), включавшие установление должностного оклада в размере 26.818 руб. 94 коп., соответствовавшем 66% должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации (17.879,29 руб.) с применением коэффициента 1,5, предусмотренного ст.49 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и не учитываемого при исчислении пенсий (л.д.47-49).

Приказом военного прокурора Северного флота от ДД.ММ.ГГГГ, изданным во изменение приказа от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 был исключен из списков личного состава военной прокуратуры Северного флота ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50).

С 19 августа 2016 г. ФИО2 была назначена пенсия за выслугу лет в военном комиссариате города Санкт-Петербурга, размер которой был установлен исходя из должностного оклада по последней должности в размере 17.879,29 руб., соответствовавшем 66% от должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации (л.д.45).

В дальнейшем постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2018 г. № 206 «Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации» был определен иной размер должностного оклада помощника военного прокурора флота в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, составившем 62%, что соответствовало 17.467 руб. 52 коп.

При этом пунктом 2 вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации было предусмотрено, что в случае уменьшения размеров должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в связи с вступлением в силу этого постановления за указанными работниками сохраняются размеры должностных окладов, установленные им в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые действовали до дня вступления в силу настоящего постановления, до приобретения ими права на должностные оклады в больших размерах на условиях, установленных этим постановлением.

Поскольку на 1 января 2018 г. размер должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации составлял 28.173 руб. 42 коп., а размер должностного оклада истца на ту же дату – 18.594 руб. 46 коп. (66% от указанной суммы), т.е. вышеназванное изменение должно было бы привести к изменению размера пенсии истца в сторону уменьшения, истцу в целях исчисления пенсии был сохранен прежний размер должностного оклада в денежном выражении – 18.594 руб. 46 коп., перерасчет пенсии в сторону уменьшения после издания постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 2018 г. № 206 не производился.

В дальнейшем, на основании Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 2019 г. №279 «Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации» и пункта «а» части 1 статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», центром социального обеспечения военного комиссариата Санкт-Петербурга был произведен перерасчет с 1 октября 2019 г. размеров пенсий пенсионерам Минобороны России из числа военных судей, прокуроров, следователей и членов их семей исходя из увеличения должностных окладов в 1,043 раза.

Истцу с 1 октября 2019 г. на указанную величину был проиндексирован оклад по воинскому званию, однако, поскольку должностной оклад помощника военного прокурора военной прокуратуры Северного флота с 1 октября 2019 г. составил (с учетом вышеназванной индексации) меньшую сумму, чем оклад по этой должности до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 2018 г. №206, исходя из которого была рассчитана пенсия истца, для него в целях исчисления пенсии был принят должностной оклад в размере, который он имел на 01.01.2018 – 18.594 руб. 46 коп.

Вместе с тем Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. №389-ФЗ статья 8 Федерального закона от 29 ноября 2018 г. №459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» была дополнена частью 7, согласно которой с 1 октября 2019 г. установлен размер индексации должностного оклада (оклада по должности), доплаты за классный чин (оклада по воинскому званию, доплаты за специальное звание), доплаты за выслугу лет (процентной надбавки за выслугу лет) и ежемесячной надбавки к пенсии, из которых исчисляются пенсии в соответствии с пунктом 2 статьи 44, пунктами 1 и 2 статьи 49 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», частями 13 - 13.3 статьи 35, частями 1, 2 и 11 статьи 40 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» – 1,02.

На этом основании ФИО2 с 1 октября 2019 г. пенсия была проиндексирована на коэффициент 1,02, размер оклада по воинской должности составил 18.966 руб. 35 коп., общий размер пенсии составил 57 665 руб. 88 коп. (л.д.54).

Суд первой инстанции, разрешая спор, признал, что размер пенсии истца, определенный исходя из размера его оклада на момент увольнения, был правомерно сохранен при изменении в сторону уменьшения должностного оклада по ранее занимаемой истцом должности (в результате изменения процентного отношения к окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 2018 г. №206), при этом произведенная с 01.10.2019 индексация на коэффициент 1,02, предусмотренная только в отношении военных пенсионеров из числа военных прокуроров, следователей и членов их семей, исключает определение размера пенсии истца по предложенному им варианту, поскольку в отношении должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации такая индексация не производилась.

Суд апелляционной инстанции с этими выводами согласился, дополнительно указав на положения статей 44 и 49 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которыми само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат – при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан – является прерогативой законодателя (постановления от 19 июня 2002 г. №11-П и от 27 ноября 2008 г. №11-П; определения от 11 июля 2002 г. №191-О, от 16 мая 2007 г. № 375-О-П и др.), и сделав вывод о том, что дифференцированное правовое регулирование при пересмотре окладов по воинской должности пенсионерам из числа военных прокуроров с 1 октября 2019 г. не нарушает права истца, поскольку при этом было обеспечено увеличение размера пенсии, в сторону уменьшения он не пересматривался.

Оценивая ссылку истца на приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 315 от 11 июня 2020 г. "Об определении должностных окладов для исчисления пенсий в органах прокуратуры Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации", принятый после вынесения решения судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что он лишь подтверждает правильность выводов по существу спора, поскольку содержание пункта 3 указанного приказа согласуется с положениями пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01 марта 2018 г. №206 «Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В отношении содержания представленного истцом в суд апелляционной инстанции ответа Главной военной прокуратуры от 24 августа 2020 г. № УК-129ж/185 на обращение истца от 11 августа 2020 г., разъясняющего истцу отсутствие правовых оснований для уменьшения размера пенсии в связи с ее исчислением исходя из размера оклада по последней занимаемой воинской должности, установленного на дату увольнения, в апелляционном определении указано, что оно согласуется с выводами суда первой инстанции и не подтверждает доводов апелляционной жалобы истца.

Довод апелляционной жалобы о том, что должностной оклад истца не был проиндексирован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2019 г. № 279 «Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации», суд апелляционной инстанции отверг, указав, что он находится за пределами исковых требований, являвшихся предметом рассмотрения суда первой инстанции, направленных на возложение на ответчика обязанности начислять и выплачивать пенсию истцу с 1 октября 2019 г. в размере 66% должностного оклада заместителя Генерального прокурора Российской Федерации; при этом механизму индексации, вытекающему из Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 2019 г. № 279, дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.

Приведенные выводы соответствуют нормам материального права.

В силу статьи 49 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное обеспечение (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»), медицинское и другие виды обеспечения военнослужащих с учетом особенностей, установленных этим Федеральным законом.

В соответствии с частью первой ст.43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 этого Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих и иных указанных в этой статье категорий граждан. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Пунктом «а» части первой ст.49 того же Закона предусмотрено, что пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 этого Закона, и их семьям, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.

Порядок назначения и выплаты пенсий определен постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 (распространено на сотрудников прокуратуры пунктом 1 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 №942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям»), пунктом 8 которого установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим и иным перечисленным в этом пункте категориям граждан исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 - 10 этого постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.

В свою очередь, подпунктом «а» пункта 9 того же постановления (в редакции постановления Правительства РФ от 05.02.2013 №93) предусмотрено включение в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном его пунктом 8, уволенным с военной службы военнослужащим - оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленной из этих окладов.

Пунктом 14 того же постановления установлен порядок пересмотра пенсий, надбавок к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, назначенных в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1, и в частности предусмотрено что в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих и иных указанных в этом пункте категорий граждан, состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации и их семьям. При этом ранее назначенные пенсии пересчитываются по нормам, установленным Законом, исходя из суммы увеличенного денежного довольствия в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 10, 12 и 13 данного постановления, а минимальные размеры пенсии, надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий определяются исходя из расчетного размера пенсии, установленного на день, с которого производится перерасчет пенсий;

Вопреки доводам кассационной жалобы ФИО2, данное положение закона не гарантирует получателям пенсии сохранение порядка установления размера оклада по последней должности, занимавшейся на момент увольнения (в частности, процентного соотношения между окладом военных прокуроров и окладом по должности первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации), а лишь предусматривает пересмотр пенсий при увеличении (в денежном выражении) размера денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.

Не дают оснований для иного вывода также и положения статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», пунктом 1 которой определен состав денежного содержания прокурорских работников, а также предусмотрено, что должностные оклады прокурорским работникам устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, который составляет 80 процентов должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Не предусмотрено соответствующих гарантий также постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям», которым утверждено «Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям», на содержание которого правильно обращено внимание судами.

В частности, пунктом 2.8 Положения, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 13.03.2018, предусмотрено, что пересмотр пенсий лицам, замещавшим должности, упраздненные в органах и организациях (учреждениях) прокуратуры, и их семьям производится с учетом устанавливаемого Генеральным прокурором Российской Федерации порядка приравнивания должностных окладов по упраздненным должностям к должностным окладам по имеющимся штатным должностям прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры.

Однако и эта норма (которая на истца не распространяется, поскольку занимавшаяся им должность помощника военного прокурора флота не упразднена) не исключает применения иного порядка приравнивания окладов, чем тот, который применялся в период существования соответствующей должности.

Соответствующий порядок в настоящее время установлен приказом Генпрокуратуры России от 11.06.2020 №315 "Об определении должностных окладов для исчисления пенсий в органах прокуратуры Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации", при этом пунктом 1 данного приказа прямо предусмотрено, что должностные оклады, учитываемые для исчисления пенсий в органах прокуратуры лицам, уволенным со службы до 13.03.2018, определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2018 №206.

В отношении индексации пенсии истца с 1 октября 2019 г. на коэффициент 1,02, произведенной ответчиком на основании положений Федерального закона от 2 декабря 2019 г. №389-ФЗ о внесении изменений в статью 8 Федерального закона от 29 ноября 2018 г. №459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», с учетом которого размер оклада по воинской должности составил 18.966 руб. 35 коп., а общий размер пенсии составил 57.665 руб. 88 коп. (л.д.54), в судебных постановлениях правильно учтено, что данная индексация предусмотрена только в отношении военных пенсионеров из числа военных прокуроров, следователей и членов их семей, при этом оклад по должности первого заместителя Генерального прокурора не индексировался на указанный коэффициент, что делает невозможным применение данной индексации в случае, если бы пенсия истца исчислялась исходя из действовавшего на момент его увольнения соотношения окладов.

Судом апелляционной инстанции правильно указано, что иное толкование истцом нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, не может быть положено в основу отмены постановленного судом решения, поскольку основано на их неверном понимании.

Доводы кассационной жалобы и дополнений к ней повторяют доводы, приводившиеся истцом при рассмотрении дела в судах первой и второй инстанции, которым в судебных постановлениях дана правильная оценка, и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебных постановлений, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 9 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи