ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-5463/20 от 16.04.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-5463/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 16 апреля 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фроловой Т.В.,

судей Прудентовой Е.В., Богдевич Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело ; по иску Малышкиной ФИО8 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в город Бийске и Бийском районе Алтайского края о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, страховой стаж, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии,

по кассационной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Бийске и Бийском районе Алтайского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 ноября 2019 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Прудентовой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Малышкина ФИО9 (далее - Малышкина Т.Е., истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в город Бийске и Бийском районе Алтайского края (далее – ГУ УПФР в город Бийске и Бийском районе Алтайского края) о признании решения незаконным, включении периодов работы в Республике Казахстан в специальный стаж, страховой стаж, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости по Списку № 1 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Бийского городского суда Алтайского края от 15 августа 2019 г. исковые требования Малышкиной Т.Е. удовлетворены в части. Возложена обязанность на ГУ УПФР в г. Бийске и Бийском районе включить Малышкиной Т.Е. в специальный стаж по Списку № 1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды работы в Республике Казахстан: с 22 июня 1994 г. по 31 декабря 1997 г. в должности лаборанта группы гидрометаллургических процессов по 5 разряду в ПНИЛ на заводе по производству в Производственном объединении «Ульбинский металлургический завод» (с 31 октября 1994 г. переименовано в Государственную холдинговую компанию «Ульба», с 29 февраля 1996 г. - Акционерное общество открытого типа «Ульбинский металлургический завод»), за исключением административных отпусков. Возложена обязанность на ГУ УПФР в г. Бийске и Бийском районе включить Малышкиной Т.Е. в страховой стаж следующие периоды: с 4 октября 1993 г. по 25 апреля 1994 г. в должности лаборанта в котельной в автобусном парке № 2 г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан; с 22 июня 1994 г. по 4 января 1998 г. в должности лаборанта группы гидрометаллургических процессов по 5 разряду в ПНИЛ на завод по производству в Производственном объединении «Ульбинский металлургический завод» (с 31 октября 1994 г. переименовано в Государственную холдинговую компанию «Ульба», с 29 февраля 1996 г. - Акционерное общество открытого типа «Ульбинский металлургический завод»); с 5 января 1998 г. по 8 августа 1999 г. в должности лаборанта научно-исследовательской лаборатории по топливу для АЭС 5 разряда в Акционерном обществе открытого типа «Ульбинский металлургический завод» (с 17 декабря 1998 г. - Открытое акционерное общество «Ульбинский металлургический завод»); с 9 августа 1999 г. по 30 апреля 2002 г. в должности лаборанта 5 разряда в группе гидрометаллургических процессов лаборатории по топливу для АЭС в Открытом акционерном обществе «Ульбинский металлургический завод»; с 1 мая 2002 г. по 24 января 2006 г. в должности лаборанта 5 разряда группы гидрометаллургических процессов ПНИЛ уранового производства в Открытом акционерном обществе «Ульбинский металлургический завод» (с 26 октября 2004 г. переименовано в Акционерное общество «Ульбинский металлургический завод»); с 25 января 2006 г. по 29 мая 2008 г. в должности лаборанта 5 разряда группы химии лаборатории бериллия центральной научно-исследовательской лаборатории в Акционерном обществе «Ульбинский металлургический завод»; с 30 мая 2008 г. по 22 сентября 2008 г. в должности лаборанта 6 разряда группы химии лаборатории бериллия центральной научно-исследовательской лаборатории в Акционерном обществе «Ульбинский металлургический завод»; с 23 сентября 2008 г. по 2 марта 2014 г. в должности лаборанта 6 разряда химико-технологических исследований лаборатории инновационных технологий и проектов центральной научно-исследовательской лаборатории в Акционерном обществе «Ульбинский металлургический завод»; с 3 марта 2014 г. по 31 декабря 2014 г. в должности лаборанта 6 разряда группы обогащения и металлургии редких металлов центральной научно-исследовательской лаборатории в Акционерном обществе «Ульбинский металлургический завод». На ГУ УПФР в г. Бийске и Бийском районе возложена обязанность назначить Малышкиной Т.Е. досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение, при наличии требуемого специального стажа. С ГУ УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края взысканы в пользу Малышкиной Т.Е. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 ноября 2019 г. решение Бийского городского суда Алтайского края от 15 августа 2019 г. отменено в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы с 1 января 1998 г. по 22 сентября 2008 г., возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение, при наличии требуемого специального стажа, принято в этой части новое решение. На ГУ УПФР в г. Бийске и Бийском районе возложена обязанность включить Малышкиной Т.Е. в специальный стаж по Списку № 1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 1 января 1998 г. по 4 января 1998 г. в должности лаборанта группы гидрометаллургических процессов по 5 разряду в ПНИЛ на заводе по производству в производственном объединении «Ульбинский металлургический завод» (с 31 октября 1994 г. переименовано в Государственную холдинговую компанию «Ульба», с 29 февраля 1996 г. - Акционерное общество открытого типа «Ульбинский металлургический завод»); с 5 января 1998 г. по 8 августа 1999 г. в должности лаборанта научно-исследовательской лаборатории по топливу для АЭС 5 разряда в Акционерном обществе открытого типа «Ульбинский металлургический завод» (с 17 декабря 1998 г. - Открытое акционерное общество «Ульбинский металлургический завод»), за исключением административных отпусков; с 9 августа 1999 г. по 30 апреля 2002 г. в должности лаборанта 5 разряда в группе гидрометаллургических процессов лаборатории по топливу для АЭС в Открытом акционерном обществе «Ульбинский металлургический завод», за исключением административных отпусков; с 1 мая 2002 г. по 24 января 2006 г. в должности лаборанта 5 разряда группы гидрометаллургических процессов ПНИЛ уранового производства в Открытом акционерном обществе «Ульбинский металлургический завод» (с 26 октября 2004 г. переименовано в Акционерное общество «Ульбинский металлургический завод»), за исключением административных отпусков; с 25 января 2006 г. по 29 мая 2008 г. в должности лаборанта 5 разряда группы химии лаборатории бериллия центральной научно-исследовательской лаборатории в Акционерном обществе «Ульбинский металлургический завод», за исключением административных отпусков; с 30 мая 2008 г. по 22 сентября 2008 г. в должности лаборанта 6 разряда группы химии лаборатории бериллия центральной научно-исследовательской лаборатории в Акционерном обществе «Ульбинский металлургический завод». На ГУ УПФР в г. Бийске и Бийском районе возложена обязанность назначить Малышкиной Т.Е. досрочную страховую пенсию с 13 декабря 2018 г. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

ГУ УПФР в г. Бийске и Бийском районе обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставило вопрос об отмене принятого по делу апелляционного определения как незаконного.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела участвующие в деле лица, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участие которых при рассмотрении дела не является обязательным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела не установлены судом, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства не вошли в предмет доказывания по делу и не получили правовую оценку суда.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Малышкина Т.Е. является гражданином Российской Федерации и с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства в г. Бийске Алтайского края.

ДД.ММ.ГГГГ Малышкина Т.Е. обратилась в ГУ УПФР в г. Бийске и Бийском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ УПФР в г. Бийске и Бийском районе от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием специального и страхового стажа работы и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Ответчиком в специальный стаж истца не зачтены периоды работы с 22 июня 1994 г. по 22 сентября 2008 г. в качестве лаборанта группы гидрометаллургических процессов в ПНИЛ на заводе по производству топлива для АЭС, лаборанта научно-исследовательской лаборатории по топливу для АЭС, лаборанта группы гидрометаллургических процессов лаборатории по топливу для АЭС, лаборанта группы гидрометаллургических процессов ПНИЛ уранового производства, лаборанта группы химии лаборатории бериллия центральной научно-исследовательской лаборатории, лаборанта группы химии лаборатории бериллия центральной научно-исследовательской лаборатории в Производственном объединении «Ульбинский металлургический завод» Республики Казахстан (с 3 ноября 1994 г. - Государственная холдинговая компания «Ульба», с 29 февраля 1996 г. - АООТ «Ульбинский металлургический завод», с 17 декабря 1998 г. - ОАО «Ульбинский металлургический завод», с 15 ноября 2004 г. - АО «Ульбинский металлургический завод»), так как отсутствуют документы, подтверждающие право на назначение досрочной пенсии по старости по указанной профессии по Закону Казахстана и о включении данной профессии в Списки производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение в Казахстане; подтверждение периода работы в указанной организации компетентным органом Республики Казахстан не представлено.

Также не зачтены в страховой стаж периоды учебы с 1 сентября 1987 г. по 20 октября 1989 г., с 21 апреля 1991 г. по 31 июля 1992 г. в Томском ордена Октябрьской Революции и ордена Красного Знамени политехническом институте имени С.М. Кирова; периоды работы с 4 октября 1993 г. по 25 апреля 1994 г. в автобусном парке № 2 г. Усть-Каменогорска Республики Казахстан, с 22 июня 1994 г. по 31 декабря 2014 г. в качестве лаборанта в Производственном объединении «Ульбинский металлургический завод» Республики Казахстан (с 3 ноября 1994 г.- Государственная холдинговая компания «Ульба», с 29 февраля 1996 г. - АООТ «Ульбинский металлургический завод», с 17 декабря 1998 г. - ОАО «Ульбинский металлургический завод», с 15 ноября 2004 г. - АО «Ульбинский металлургический завод»).

Согласно сведениям ответчика страховой стаж истца составил 3 года 6 месяцев 3 дня; специальный стаж работы не подтвержден; индивидуальный пенсионный коэффициент 4,769.

Разрешая спор по существу, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции, установив, что пенсионным органом неправомерно не включены в специальный стаж истца периоды работы с 22 июня 1994 г. по 31 декабря 1997 г. и в страховой стаж периоды работы с 4 октября 1993 г. по 25 апреля 1994 г., с 22 июня 1994 г. по 31 декабря 2014 г., пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований, возложении на ответчика обязанности по включению в специальный и страховой стаж истца указанных периодов работы.

Отказывая в иске части включения в специальный стаж периодов работы с 1 января 1998 г. по 22 сентября 2008 г., суд первой инстанции руководствовался частью 1 статьи 4, частью 2 статьи 3, частью 2 статьи 11, пунктом 1 части 1 статьи 30, частью 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Соглашением Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, исходил из того, что с 1 января 1998 г. в Республике Казахстан институт досрочных пенсий работников по Списку № 1 и № 2 отменен, истец знала, что данный стаж не дает право на льготное пенсионное обеспечение, получала за работу по Списку № 1 соответствующее пособие; в части включения в страховой стаж периоды учебы с 1 сентября 1989 г. по 20 октября 1989 г. и с 21 апреля 1991 г. по 31 июля 1992 г. в Томском ордена Октябрьской Революции и ордена Красного Знамени политехническом институте имени С.М. Кирова, поскольку эти периоды не относятся как к трудовой, так и к иной общественно полезной деятельности.

Отменяя решение суда первой инстанции в части периодов работы с 1 января 1998 г. по 22 сентября 2008 г., принимая новое решение об удовлетворении иска в этой части, суд апелляционной инстанции сослался на часть 1 и 3 статьи 2, статьи 11, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», исходил из того, что отмена института досрочных пенсий на территории Республики Казахстан не является безусловным основанием для не включения спорного периода работы истца в специальный страховой стаж.

Действительно, отмена института досрочных пенсий на территории Республики Казахстан сама по себе не является безусловным основанием для не включения спорного периода работы истца в специальный страховой стаж.

Однако доводы кассационной жалобы о неправильном применении норм материального и процессуального права заслуживают внимания.

Для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г.

В соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств – до 13 марта 1992 г.

Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.

Согласно статье 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. № 136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», вступившим в силу с 1 января 1998 г., определены новые правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, в частности, в статьях 8 и 9 указаны категории граждан, имеющих право на получение пенсионных выплат до достижения общего пенсионного возраста (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, органов финансовой полиции, государственной противопожарной службы; граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска; женщины, родившие 5 и более детей).

Согласно статьям 1, 6 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

В соответствии со статьей 5 настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения.

В силу статьи 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Таким образом, из анализа указанных норм Соглашения следует, что граждане, переселившиеся по месту жительства на территорию Российской Федерации из государства-участника Соглашения, могут претендовать на назначение в Российской Федерации такого вида пенсии, который предусмотрен как на территории Российской Федерации, так и на территории государства-участника Соглашения, где выработан специальный стаж при схожих условиях назначения такого вида пенсии.

Право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, осуществлявшим трудовую деятельность на работах с вредными и тяжелыми условиями труда законодательством Республики Казахстан с 1 января 1998 г. не предусмотрено, однако предусмотрена выплата соответствующего пособия за работу по Списку № 1.

Юридически значимым обстоятельством по делу является факт получения Малышкиной Т.Е. пособия за работу по Списку № 1 в Республике Казахстан, поскольку доводы ответчика как в возражениях на иск, так и в кассационной жалобе, в этой части фактически сводятся к тому, что, по мнению ответчика, истец злоупотребляет правом на пенсионное обеспечение. Однако данное обстоятельство не было исследовано судом апелляционной инстанции и ему не дана оценка.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, указанное юридически значимое обстоятельство на обсуждение сторон не поставил, не предложил представить доказательства, подтверждающие или отрицающие данный факт.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Аналогичный порядок включения периодов работы в страховой стаж был предусмотрен Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, наделен полномочиями по проверке обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).

Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт «а» пункта 6 Правил № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт «б» пункта 6 Правил № 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт «в» пункта 6 Правил № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт «г» пункта 6 Правил № 1015).

Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015).

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» (пункт 52 Перечня).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

В Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан».

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 января 2016 г. № 39 Республиканское Государственное Казенное Предприятие «Государственный центр по выплате пенсий» реорганизовано путем слияния и преобразования в некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан» со стопроцентным участием государства в его уставном капитале.

Юридически значимыми обстоятельствами по конкретному делу являются также сведения о подтверждении уполномоченными органами Республики Казахстан документов о стаже и заработке, документов, свидетельствующих об уплате за заявителя в указанный период страховых взносов на пенсионное обеспечение, поэтому ГУ УПФР в г. Бийске и Бийском районе вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Закрепленное в части 1 статьи 11 Федерального закона правило о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии начисления и уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, с соблюдением которого связывается реализация права на получение страховой пенсии в надлежащем объеме и которому корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и, в конечном счете, выплату застрахованным лицам страховых пенсий в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда.

С целью гарантирования пенсионных прав граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», законодатель в части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрел возможность включения периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись ими за пределами Российской Федерации, в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Такое правовое регулирование направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, формирование пенсионных прав граждан, приобретение ими права на получение страховой пенсии.

В соответствии с пунктом 9 разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета (не ранее 10 июля 2007 г.) размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью.

В соответствии с пунктом 5 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В соответствии с пунктом 4 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» документы на территории Российской Федерации принимаются без легализации, однако данное разъяснение не означает, что пенсионной орган не может делать запросы в компетентный орган для проверки документов для пенсионного обеспечения.

Суд апелляционной инстанции, приняв в качестве доказательств документы работодателя о стаже, заработке, уплаты взносов, письмо Департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по Восточно-Казахстанской области от 4 февраля 2019 г., не сослался на какой-либо нормативный акт, позволяющий принять указанные документы без установления юридически значимых обстоятельств, права пенсионного органа на проверку указанных документов на досрочное пенсионное обеспечение в Российской Федерации, условий постоянной занятости во вредных условиях труда.

В соответствии с частью 4 статьи 407 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды в Российской Федерации могут обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений судов в Российской Федерации с иностранными судами определяется международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Действительно, документы, необходимые для пенсионного обеспечения, выданные на территории участников Соглашения до 1 декабря 1991 г., принимаются без легализации. Пенсионный фонд Российской Федерации имеет право проверки документов, выданных после 1 декабря 1991 г., ГУ УПФР в г. Бийске и Бийском районе направил запрос в компетентный орган Республики Казахстан о проверке указанных документах, однако имеющийся ответ не содержит ответа на запрос в полном объеме, что следует из текста.

В соответствии с ответом некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» от 31 января 2019 г. , представленным по запросу ответчика, накопительная система в Республике Казахстан введена с ДД.ММ.ГГГГ согласно Закону Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». По имеющимся в базе данных сведениям на Малышкину Т.Е. перечислялись обязательные пенсионные взносы. В базе данных отражается информация, содержащаяся в платежных поручениях, которыми производились перечисления обязательных пенсионных взносов. Поле «период» в платежных поручениях для перечисления обязательных пенсионных взносов, в связи с изменениями в платежной системе Республики Казахстан, было введено с июля 2006 г. При этом рекомендовано обратиться непосредственно на предприятие, производившее перечисления.

Из ответа Департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по Восточно-Казахстанской области от ДД.ММ.ГГГГ, представленного по запросу ответчика, следует, что запрос в отношении Малышкиной Т.Е. направлен для исполнения в АО «Ульбинский металлургический завод».

При этом указано, что с ДД.ММ.ГГГГ в Республике Казахстан назначение льготных пенсий по Списку № 1 и № 2 отменено, а с 1 января 2000 г. введен Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 г. № 414-I «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда», которым предусмотрено назначение специального государственного пособия в соответствии с перечнем профессий и должностей, поименованных в Списке № 1, 2 утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан 19 декабря 1999 г. № 1930.

Льготный стаж определяется в строгом соответствии со Списком № 1, 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 1999 г. №1930 (далее Список № 1, 2). Если условия труда соответствуют условиям, указанным в Списке № 1, 2 имеют право на назначение пособия:

По списку № 1: мужчины - по достижении 53 лет при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда; женщины - по достижении 48 лет при общем стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на работах с особа вредными и особо тяжелыми условиями труда;

По Списку № 2: мужчины - по достижении 58 лет при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 мес. на указанных работах; женщины – при достижении 53 лет при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда.

Судом апелляционной инстанции не был поставлен на обсуждение вопрос о направлении запроса о подтверждении специального стажа, заработка, уплаты дополнительных взносов, получения истцом пособия в связи с работой во вредных условиях труда в компетентный орган Республики Казахстан через компетентный суд в дипломатическом порядке.

Соглашение от 13 марта 1992 г. распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения (статья 5 Соглашения).

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж лечебной деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

При разрешении спора о включении периодов работы в специальный стаж юридически значимыми обстоятельствами является не только установление характера и условий труда по определенным профессиям и должностям, предоставляющим право на досрочное пенсионное обеспечение, но и интенсивность такого труда, а именно постоянная занятость выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

В соответствии с пунктом 4 «Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций (пункт 5 Разъяснений, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5).

В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются. Поэтому направленная в суд кассационной инстанции справка МВД России о не проживании истца по месту регистрации не может быть принята Восьмым кассационным судом общей юрисдикции. Ходатайство о приобщении к материалам дела может быть заявлено в суде апелляционной инстанции в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.

Согласно выданной АО «Ульбинский металлургический завод» справке, уточняющий особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, Малышкина Т.Е. работала с 22 июня 1994 г. по 24 января 2006 г. (11 лет 7 месяцев 2 дня), в особо вредных условиях труда постоянно, в течение полного рабочего дня (не менее 80 % рабочего времени) была занята на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений в условиях радиационной вредности в помещениях, где ведутся работы 1 и 2 класса опасности, что предусмотрено Списком № 1, разделом XXIV, подразделом 15, пунктом 12403000-17541.

В период времени с 25 января 2006 г. по 22 сентября 2008 г. (2 года 7 месяцев 27 дней) работала в особо вредных условиях труда постоянно, в течение полного рабочего дня (не менее 80 % рабочего времени) была занята в технологическом процессе производства бериллия и его соединений. В лабораторных и производственных условиях была занята проведением опытных работ с бериллием и его соединениями, в условиях бериллиевой вредности, что предусмотрено Списком № 1, разделом XXIV, подразделом 20, пунктом 12420000-17541.

Архивной справкой от 14 марта 2019 г. подтверждается период работы заявителя с 22 июня 1994 г. по 31 декабря 2014 г. на различных должностях в Производственном объединении «Ульбинский металлургический завод» (в настоящее время АО «Ульбинский Металлургический завод»).

Из справки, выданной АО «Ульбинский Металлургический завод» следует, что в пенсионный фонд производились перечисления за Малышкину Т.Е. в период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г. При этом в справке указаны конкретные суммы платежей за каждый месяц номера и даты платежных поручений.

Также представлена справка от 25 июня 2019 г. о том, что Малышкиной Т.Е. начислялась заработная плата с июня 1994 г. по декабрь 2000 г., со всех включенных в справку сумм произведены отчисления за период до 1 января 1991 г. в фонд социального страхования полностью.

Суд апелляционной инстанции принял в качестве доказательств указанные справки, однако оценка данным доказательствам дана без установления юридически значимых обстоятельствах о получении истцом пособия за работу во вредных условиях, результатов проверки запроса пенсионного органа, уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение и других.

Суд апелляционной инстанции в результате неправильного толкования норм материального права, регулирующих спорные отношения, эти юридически значимые обстоятельства при разрешении дела не установили, в нарушение части 2 статьи 56 и части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не определили их в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки суда.

В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» разъяснено, что при рассмотрении кассационных жалобы, представления с делом суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства (часть 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Вместе с тем, если судом кассационной инстанции будет установлено, что судами первой и (или) апелляционной инстанций допущены нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера (например, судебное постановление в нарушение требований статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основано на недопустимых доказательствах), суд учитывает эти обстоятельства при вынесении кассационного постановления (определения).

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).

Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4).

Частью 4 статьи 198 данного кодекса установлено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.

Согласно часть 1 статьи 195 этого же кодекса решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что суд оценивает доказательства и их совокупность по своему внутреннему убеждению, однако это не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Результаты оценки доказательств суд должен указать в мотивировочной части судебного постановления, в том числе доводы по которым он отвергает те или иные доказательства или отдает предпочтение одним доказательствам перед другими.

Данные требования в силу части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.

Ввиду изложенного апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с существенным нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшим на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 ноября 2019 г., направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами закона, подлежащими применению к спорным отношениям и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 ноября 2019 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Председательствующий Т.В. Фролова

Судьи Н.В. Богдевич

Е.В. Прудентова