ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-5604/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
кассационного суда общей юрисдикции
10 марта 2022 г. г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Ившиной Т.В., Бросовой Н.В.,
с участием старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Тихоновой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 02 ноября 2021 г. по гражданскому делу № 2-2819/2021 по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл об отмене приказа об увольнении, восстановлении в должности, признании должностного регламента начальника межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому и Звениговскому районам Управления Росреестра по Республике Марий Эл в редакции от 20 февраля 2021 года не соответствующим требованиям действующего законодательства и не подлежащим применению, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, признании должностного регламента начальника административно-хозяйственного отдела, эксплуатации информационных систем, технических средств и каналов связи Управления Росреестра по Республике Марий Эл в редакции от 20 февраля 2021 года не соответствующим требованиям действующего законодательства и не подлежащим применению.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения жалобы не усматривается, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, сославшись на то, что 24 февраля 2021 года ответчиком в связи с сокращением ему предложены для замещения вакантные должности, 1 марта 2021 года он выразил согласие на замещение должности начальника Межмуниципального отдела по г. Волжску, Волжскому и Звениговскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл. 11 марта 2021 года ему сообщено, что для должности начальника Межмуниципального отдела по г. Волжску, Волжскому и Звениговскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл необходимо специальное образование. Изменения в должностной регламент начальника Межмуниципального отдела по г. Волжску, Волжскому и Звениговскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл в новой редакции внесены 20 февраля 2021 года. Также ему не была предложена вакантная должность начальника, административно-хозяйственного отдела, которая освободилась с 19 апреля 2021 года. Порядок утверждения оспариваемых должностных регламентов нарушен, дополнительных квалификационных требований к занятию должностей начальника межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому и Звениговскому районам Управления Росреестра по Республике Марий Эл, начальника административно-хозяйственного отдела эксплуатации информационных систем, технических средств и каналов, связи Управления Росреестра по Республике Марий Эл быть не могло, ранее действовавшим требованиям регламентов истец соответствовал, поэтому эти должности должны были быть ему предложены и предоставлены при его согласии, чего не было сделано работодателем.
Истец просил отменить приказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл № 112-К от 6 апреля 2021 года об увольнении ФИО1, восстановить его в должности заместителя начальника Межмуниципального, отдела по городу Йошкар-Оле Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографий по Республике Марий Эл, признать должностной регламент начальника Межмуниципального отдела по г. Волжску, Волжскому и Звениговскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, должностной регламент начальника административно-хозяйственного отдела, эксплуатации информационных систем, технических средств и каналов связи Управления Росреестра по Республики Марий Эл в редакции от 20 февраля 2021 года не соответствующими требованиям действующему законодательству, взыскать с ответчика в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула с 20 апреля 2021 года, компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 июня 2021 г. ФИО1 в удовлетворении исковых требований было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 02 ноября 2021 г. данное решение было отменено в части.
В указанной части принято новое решение, которым отменён приказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, по Республике Марий Эл № 112-К от 6 апреля 2021 года об увольнении ФИО1.
ФИО1 восстановлен в должности заместителя начальника Межмуниципального отдела по городу Йошкар-Оле Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл с 20 апреля 2021 года.
Взыскан с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл в пользу ФИО1 средний заработок за время вынужденного прогула в размере 4783 руб. 56 коп.
Взыскана с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл в пользу ФИО2 компенсация морального вреда в размере 5 000 руб.
В остальной части решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 июня 2021 года оставлено без изменения.
Указано, что решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда апелляционной инстанций, просит отменить апелляционное определение Верховного Суда Республики Марий Эл от 02.11.2021г., оставить в силе решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30.06.2021г.
ФИО1, Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание стороны не явились, об отложении рассмотрения дела не просили. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 79 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Из пункта 8.2 части 1 статьи 37 указанного Федерального закона следует, что служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
На основании статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 состоял на федеральной государственной гражданской службе в Управлении Росреестра с 01.01.2005 г., на момент увольнения замещал должность заместителя начальника Межмуниципального отдела по городу Йошкар-Оле Управления, которая относится к ведущей группе должностей категории «руководители».
В связи с реализацией постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2470 «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в Управлении Росреестра были проведены организационно-штатные мероприятия.
Сокращение должностей гражданской службы в Управлении проведено на основании приказа Росреестра от 26.01.2021 № 11-к «О численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в связи с уменьшением численности гражданских служащих.
В соответствии с Регламентом Росреестра, утвержденным приказом Росреестра от 4 июня 2019 года № П/0218, структуру и штатное расписание территориального органа Росреестра, согласованные с Росреестром, утверждает руководитель территориального органа в пределах, установленных Росреестром численности и фонда оплаты труда.
Приказом руководителя Управления от 16.02.2021 № 11-ОД утверждены структура и штатное расписание Управления, которые введены в действие с 01.04.2021. Предельная численность гражданских служащих Управления, установленная с 01.04.2021, составляет 144 ед. До 01.04.2021 предельная численность гражданских служащих составляла - 157 ед.
Общая численность сокращенных с 01.04.2021 должностей гражданской службы, с учетом изменения структуры Управления, составила 13 ед., из них 4 вакантных единицы. В том числе была проведена реорганизация отдела государственной регистрации недвижимости, ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН в форме присоединения к нему Межмуниципального отдела по городу Йошкар-Оле, должность заместителя начальника Межмуниципального отдела по городу Йошкар-Оле, которую замещал истец ФИО2, была сокращена.
17 февраля 2021 года ФИО1 был уведомлен о предстоящем увольнении в связи с сокращением замещаемой должности.
20 февраля 2021 года ответчиком утвержден по вакантной должности должностной регламент федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность начальника Межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому, и Звениговскому районам Управления Росреестра по Республике Марий Эл.
Согласно данному регламенту вид профессиональной служебной деятельности данного гражданского служащего: государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав на недвижимое имущество, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
При этом, как следует из регламента, начальник отдела должен иметь высшее образование, требований к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки не установлено. Также начальник отдела должен иметь высшее образование по одному из направлений подготовки: «Землеустройство и кадастры», «Картография и геоинформатика», «Строительство», «Природообустройство и водопользование», «Экология и Природопользование», «Геодезия» или иные специальности или направления подготовки, содержащиеся в ранее применяемых перечнях специальностей и направлений подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки.
Ранее действовавшим должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность начальника Межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому, и Звениговскому районам Управления Росреестра по Республике Марий Эл от 2 ноября 2020 года № 85-ОД было предусмотрено, что начальник отдела должен иметь высшее образование не ниже уровня бакалавриата, требований к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки не установлено.
Кроме того 20 февраля 2021 года утвержден должностной регламент федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность начальника отдела административно- хозяйственного отдела, эксплуатации информационных систем, технических средств и каналов связи Управления Росреестра по Республике Марий Эл, согласно которому гражданский служащий по данной должности должен иметь высшее образование, для замещения должности начальника требование к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки не установлено (пункты 2.1.1, 2.1.2). В пункте 2.2.1 установлено, что начальник отдела должен иметь высшее образование по направлению подготовки: «Инженерное дело, технологии, технические науки» или иные специальности и направления подготовки, содержащиеся в ранее применяемых перечнях специальностей и направления подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки.
24 февраля 2021 года ФИО1 подготовлены предложения о занятии вакантных должностей начальника Межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому и Звениговскому районам и начальника отдела организации, мониторинга и контроля. С данными предложениями он был ознакомлен 25 февраля 2021 г.
01 марта 2021 года ФИО1 выразил согласие с назначением на должность начальника Межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому и Звениговскому районам, отказавшись от назначения на должность начальника отдела организации, мониторинга и контроля.
02 марта 2021 года ФИО1 ознакомлен с предложением о вакансиях от 25 февраля 2021 года, где предложена только должность начальника отдела организации, мониторинга и контроля. От данной должности истец отказался, поскольку 01 марта 2021 года он согласился на замещение должности начальника Межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому и Звениговскому районам.
02 марта 2021 года истец ознакомлен с должностным регламентом начальника отдела организации, мониторинга и контроля Управления Росреестра по Республике Марий Эл и должностным регламентом начальника Межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому и Звениговскому районам Управления Росреестра по Республике Марий Эл, утвержденном руководителем Управления Росреестра по Республике Марий Эл 20 февраля 2021 года.
02 марта 2021 года ответчиком направлено истцу уведомление с просьбой сообщить об имеющемся у истца ином профессиональном образовании.
04 марта 2021 года истец сообщил ответчику о наличии у него только высшего юридического образования.
11 марта 2021 года ответчиком истцу направлена информация о том, что должностным регламентом по должности начальника Межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому, и Звениговскому районам установлены профессионально-функциональные квалификационные требования, необходимые для замещения данной должности, а именно: «Землеустройство и кадастры», «Картография и геоинформатика», «Строительство», «Природообустройство и водопользование», «Экология и природопользование», «Геодезия» или иные специальности или направления подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки.
15 марта 2021 года истец направил ответчику сообщение, в котором он указал, что согласно предложению о вакансиях от 24 февраля 2021 года он соответствует квалификационным требованиям на должность начальника Межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому, и Звениговскому районам, от должности начальника отдела организации, мониторинга и контроля Управления Росреестра по Республике Марий Эл отказывается повторно.
11 марта 2021 года ФИО1 были предложены иные вакантные должности гражданской службы, так была предложена должность гражданской службы МЧС России по Республике Марий Эл, согласие на замещение данной должности ФИО1 не выразил.
19 апреля 2021 года ФИО1 уволен с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» приказом Управления Росреестра по Республике Марий Эл от 6 апреля 2021 года № 112-К.
При разбирательстве дела в суде ответчик указал, что при формировании предложения о вакансиях от 24 февраля 2021 года сотрудником кадровой службы в отношении должности начальника Межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому и Звениговскому районам была допущена ошибка, а именно были указаны только базовые квалификационные требования к уровню образования, отсутствовали профессионально-функциональные квалификационные требования- наличие высшего образования по одному из направлений подготовки: «Землеустройство и кадастры», «Картография и геоинформатика», «Строительство», «Природообустройство и водопользование», «Экология и Природопользование», «Геодезия» или иные специальности или направления подготовки, содержащиеся в ранее применяемых перечнях специальностей и направлений подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком соблюден установленный законодательством порядок увольнения при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе. Истец не соответствовал квалификационным требованиям должностных регламентов начальника Межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому, и Звениговскому районам и начальника административно-хозяйственного отдела, эксплуатации информационных систем, технических средств и каналов связи от 20 февраля 2021 года.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился.
Исследовав в суде апелляционной инстанции должностные регламенты начальника Межмуниципального отдела по Советскому району Управления Росреестра по Республике Марий Эл и начальника Межмуниципального отдела по городу Козьмодемьянску, Горномарийскому и Юринскому районам Управления Росреестра по Республике Марий Эл, суд апелляционной инстанции установил, что начальник отдела, согласно квалификационным требованиям, должен иметь высшее образование.
Суд апелляционной инстанции учёл, что 20 февраля 2021 года, за один рабочий день до предложения истцу вакантной должности начальника Межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому, и Звениговскому районам Управления Росреестра по Республике Марий Эл, ответчиком утвержден новый должностной регламент по данной должности, который содержит иные квалификационные требования к вакантной должности по сравнению с аналогичными должностями начальников других Межмуниципального отделов Управления Росреестра по Республике Марий Эл, которые не являлись вакантными.
По мнению суда апелляционной инстанции, утверждённые 20 февраля 2021 г. должностные регламенты начальника Межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому и Звениговскому районам, начальника отдела административно- хозяйственного отдела, эксплуатации информационных систем, технических средств и каналов связи Управления Росреестра по Республике Марий Эл, не соответствуют примерному должностному регламенту федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов; утвержденному приказом Росреестра от 12 мая 2020 года № П/0140. В указанных должностных регламентах, утвержденных ответчиком 20 февраля 2021 года, имеются противоречия и неоднозначность относительно квалификационных требований, которым должно соответствовать претендующее на замещение соответствующих должностей лицо. Так, в базовых квалификационных требованиях должностных регламентов указано, что для замещения данных должностей достаточно лишь наличия у претендента высшего образования, при этом требований к направлению подготовки не установлено, тогда как в профессионально - функциональных квалификационных требованиях этих же должностных регламентов содержится требование о необходимости наличия у претендента высшего образования по направлению подготовки.
Поэтому все неясности и противоречия в должностных регламентах, устанавливающих ограничения в образовании по направлению подготовки, суд второй инстанции истолковал в пользу отсутствия таких ограничений.
При таких обстоятельствах судебная коллегия суда апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что ответчиком не были предложены истцу вакантные должности начальника Межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому и Звениговскому районам Управления Росреестра по Республике Марий Эл, начальника отдела административно-хозяйственного отдела, эксплуатации информационных систем, технических средств и каналов связи Управления Росреестра по Республике Марий Эл, которым истец соответствовал, а также выразил согласие на замещение должности начальника Межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому и Звениговскому районам Управления Росреестра по Республике Марий Эл.
Также, суд апелляционной инстанции указал, что в штате Управления Росреестра по Республике Марий Эл имелась вакантная должность заместителя Руководителя Управления Росреестра по Республике Марий Эл, которая относится к ведущей группе должностей категории «руководители», которая также не была предложена ФИО1
Отменяя решение суда и принимая по делу новое решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что работодателем не была исполнена обязанность, установленная частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, то есть ФИО1 не предложены все имеющиеся вакантные должности, следовательно, увольнение ФИО1 произведено ответчиком без соблюдения требований трудового законодательства, предъявляемых к порядку увольнения при сокращении должностей гражданской службы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения судом апелляционной инстанции не допущено.
Вопреки доводам заявителя жалобы выводы суда апелляционной инстанции не противоречат Методическому инструментарию по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы, утверждённому Минтрудом России.
Содержащиеся в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов суда апелляционной инстанции о том, что истцу, имеющему высшее юридическое образование, не предложили подходящие ему должности.
Так, согласно Методическому инструментарию функциональные квалификационные требования - это требования к направлению подготовки (специальности) профессионального образования, стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Функциональные квалификационные требования устанавливаются по направлениям деятельности, осуществляемым в государственном органе, специализациям по указанным направлениям, категориям и группам должностей гражданской службы.
В соответствии со Справочником квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, утверждённым Минтрудом России, для занятия должности категории «руководитель» ведущей группы в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, видом профессиональной служебной деятельности которого является: государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав на недвижимое имущество, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости требуется соблюдение базового квалификационного требования – высшее образование, а по требованиям к направлению подготовки (специальности) профессионального образования рекомендованы специальности, направления подготовки: "Юриспруденция", "Городской кадастр", "Земельный кадастр", "Землеустройство", "Землеустройство и кадастры", "Картография", "Государственное и муниципальное управление", "Информатика и вычислительная техника", "Экономическое и социальное планирование" или иные специальности и направления подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки.
Оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 02 ноября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл – без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Т.В. Ившина
Н.В. Бросова
Постановление16.03.2022