ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-5628/2022 от 24.03.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-5628/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

24 марта 2022 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Федотовой Е.В.,

судей Бросовой Н.В, Трух Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Башкортостан на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 сентября 2021 г. по гражданскому делу № 2-772/2021 по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Башкортостан о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) от 01 марта 2021 г. незаконным, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в части выплаты премии по итогам 2020 года и за 4 квартал 2020 г.

Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В., объяснения представителя заявителя- ФИО2 (доверенность от 8 июня 2021 года), поддержавшего доводы кассационной жалобы, мнение ФИО1, просившего об оставлении апелляционного определения без изменения, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Башкортостан о признании незаконным решения, действия (бездействия) от 01 марта 2021 г., обязании выплаты премии по итогам 2020 г. и за 4 квартал 2020 г., мотивируя его тем, что 13 января 2010 г. был принят на работу ФКП ОУ № 137 ФСИН России на должность заместителя директора, 27 января 2015 г. в порядке перевода, назначен на должность директора данного учреждения. 30 ноября 2020 г. уволен на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, с выплатой выходных пособий, единовременного денежного вознаграждения пропорционально отработанному времени, а также компенсацией за неиспользованный отпуск, за исключением премии. В приказ УФСИН России по Республике Башкортостан от 22 декабря 2020 г. «О поощрении руководителей федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений по итогам 2020 года», а также в утвержденное «Заключение о премировании директоров образовательных учреждений за 4 квартал 2020 г». не были включены отработавшие в 2020 г. полные 11 месяцев и продолжавшие выполнять свои обязанности вплоть до 16 декабря 2020 г. бывшие руководители образовательных учреждений, должности которых был сокращены. На его обращение об устранении допущенных нарушений Трудового кодекса Российской Федерации, выраженное в невыплате работникам УФСИН России по Республике Башкортостан по сокращению премии пропорционально отработанному времени, а также исполнении обязательства, предусмотренного п. 4.7 «Положения по премированию руководящего состава (директора, заместителя директора) и главного бухгалтера федерального казенного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища ФСИН России», УФСИН России по Республике Башкортостан 01 марта 2021 г. ответило отказом. Поскольку премия является частью системы оплаты труда, факт увольнения работника не лишает его права на получение премии за период его работы у работодателя. В связи с изложенным просил признать незаконными решение от 01 марта 2021 г., действия (бездействия) УФСИН России по Республике Башкортостан, обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца в части выплаты премии по итогам 2020 г. и за 4 квартал 2020 г.

Решением Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 01 июля 2021 года в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Башкортостан о признании незаконным решения, действия (бездействия) от 01 марта 2021 г., обязании выплаты премии по итогам 2020 года и за 4 квартал 2020 года отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 сентября 2021 г. решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 01 июля 2021 года отменено. По делу принято новое решение, которым признан незаконным отказ Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Башкортостан в выплате ФИО1 премии за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2020 г. Этим же постановлением с Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Башкортостан в пользу ФИО1 взыскана текущая премия за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2020 г. в общей сумме 54 960,04 руб.

В кассационной жалобе изложена просьба об отмене апелляционного определения.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 27 января 2015 г. на основании трудового договора ФИО1 был принят на работу в УФСИН России по Республике Башкортостан на должность директора ФКП ОУ № 137 ФСИН России.

30 ноября 2020 г. уволен в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращение штатов) на основании приказа от 27 ноября 2020 г. .

После увольнения истцу стало известно, что на основании приказа Врио начальника УФСИН России по Республике Башкортостан от 27 декабря 2020 г. «О поощрении руководителей федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений, руководителя федерального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя образовательная школа УФСИН России по Республике Башкортостан по итогам 2020 года» директорам ФКП ОУ № 142 ФСИН, ФКП ОУ № 145 ФСИН ФКОУ «Средняя общеобразовательная школа» за добросовестное выполнения должностных обязанностей были выплачены премии по итогам работы за 2020 год.

06 февраля 2021 г. ФИО1 обратился к руководителю УФСИН России по Республике Башкортостан с просьбой устранить допущенные нарушения требований Трудового кодекса Российской Федерации, а также исполнить взятые на себя обязательства согласно п. 3 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 4.7 «Положения по премированию руководящего состава (директора, заместителя директора) и главного бухгалтера федерального казенного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища ФСИН России», выраженное в невыплате попавшим по сокращению работникам премии пропорционально отработанному времени.

Письмом Врио начальника УФСИН России по Республике Башкортостан от 01 марта 2021 г. № ФИО1 отказано в выплате премии, так как согласно п. 4 Положения по премированию руководящего состава премия выплачивается только тем, кто на момент выплаты премии (издания приказа) состоит в трудовых отношениях с организацией.

Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, проанализировав заключенный между сторонами трудовой договор, в совокупности с Приказом ФСИН России от 13 ноября 2008 г. "Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы", Положением по премированию, пришел к выводу о том, что вознаграждение по итогам работы за 4 квартал 2020 г. и по итогам 2020 года, на которое претендует истец, является не составной частью заработной платы и/или гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, а поощрительной выплатой работникам. При этом суд исходил из того, что выплата стимулирующего характера является исключительным правом работодателя, зависит от определенных критериев установленных трудовым договором, Положением по премированию работников, при этом выплата премии и ее размер определяется в индивидуальном порядке приказом работодателя в каждом отдельном случае, тогда как в отношении истца такой приказ не издавался.

Не согласившись с указанными выводами суда первой инстанции, полагая их не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, ссылаясь на положения Приказа ФСИН России от 13 ноября 2008 г. об утверждении Положения по премированию руководящего состава (директора, заместителя директора) и главного бухгалтера федерального казенного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища Федеральной службы исполнения наказаний России, пункта 5.2 Коллективного договора ФКПОУ № 137 Федеральной службы исполнения наказаний на 2020 - 2023 г.г., утвержденного 20 января 2020 г., принимая во внимание, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении истцом трудовой дисциплины, либо иных оснований, повлекших за собой принятие решения о невыплате истцу премии за отработанный им период, ответчиком не представлено, пришел к выводу о том, что истец имеет право на получение премии за фактически отработанное время в отчетном квартале.

Исходя из справки заместителя главного бухгалтера главной бухгалтерии УФСИН России по Республике Башкортостан ФИО6, а также представленной стороной истца таблицы расчета выплат премии за 2020 г., суд апелляционной инстанции пришел к выводу о взыскании с ответчика пользу истца текущей премии за 1, 2, 3, 4 кварталы 2020 г. в общей сумме 54960,04 руб. исходя из следующего расчета: за 1 квартал 2020 г. = 15092 руб.; за 2 квартал 2020 г. = 15092 руб.; за 3 квартал 2020 г. = 15092 руб.; за 4 квартал 2020 г. (2 месяца) 25% = 2512,33 руб. Итого, общая сумма составляет 47791, 33 руб. х 1,15 (районный коэффициент) = 54960,33 руб.

Вместе с тем, с выводами суда апелляционной инстанции, содержащимися в обжалуемом судебном постановлении, нельзя согласиться с учетом следующего.

В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Вместе с тем, данным требованиям апелляционное определение не отвечает.

Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.

Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем, что судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела принято во внимание не было.

Суд апелляционной инстанции сослался на следующие локальные акты работодателя.

Приказ ФСИН России от 13 ноября 2008 года «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы», которым утверждена в том числе «Инструкция о порядке, условиях и размерах выплат стимулирующего характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы», в соответствии с пунктом 17 которой выплата премии осуществляется по итогам работы за определенный период (месяц, квартал, иной период текущего года). Порядок и условия премирования (периодичность выплаты премии, показатели премирования, условия, при которых работникам могут быть увеличены (снижены) размеры премий или работники могут быть лишены премии полностью) устанавливаются положениями о премировании, утверждаемыми руководителями, по согласованию с профсоюзными органами, исходя из конкретных задач, стоящих перед учреждениями. Конкретные размеры премий определяются в соответствии с личным вкладом каждого работника в выполнение задач, стоящих перед учреждением, в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда, и максимальными размерами не ограничиваются.

Приказ ФСИН России от 13 ноября 2008 года , которым утверждено Положение по премированию руководящего состава (директора, заместителя директора) и главного бухгалтера федерального казенного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища Федеральной службы исполнения наказаний России (далее по тексту Положение).

Пункты 2.3. – 2.5. Положения, которыми установлено, что основанием для расчета показателей по премированию являются данные статистической отчетности. Премирование осуществляется в пределах выделенных средств на оплату труда по смете уголовно-исполнительной системы в размере до 4 должностных окладов, без учета надбавок и доплат. Размер фонда премирования на год устанавливается лимитами бюджетных обязательств на текущий финансовый год. Выплата разовых премий осуществляется за счет экономии, образовавшейся по вакантным должностям, в связи с невыполнением показателей, а также за счет лишения (уменьшения) квартальной премии отдельным работникам за упущения по работе.

Пункт 4.1 Положения, в соответствии с которым основанием для выплаты премии является заключение ГУФСИН России по Республике Башкортостан, изданное по показателям, разработанным в данном Положении и определяющее процент премии.

Премии для работников ФКОУ НПО ПУ ФСИН России, состоящих в штате училища, рассматриваются на основании и по показателям, разработанным в данном Положении, утверждаются приказом директора ФКОУ НПО ПУ ФСИН России по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (пункт 4.4).

Начисление премии согласно пункту 4.6. производится за фактически отработанное в отчетном периоде время (исключая периоды отсутствия на работе по причине временной нетрудоспособности, отпуска).

Работники, проработавшие неполный квартал в связи с переводом на другую работу, уходом на пенсию, поступлением в учебное заведение, увольнением по сокращению штатов и другим уважительным причинам премию получают за фактически отработанное время в отчетном квартале (пункт 4.7).

Пункт 5.2 Коллективного договора ФКПОУ № 137 Федеральной службы исполнения наказаний на 2020 – 2023 г.г., утвержденного 20 января 2020 г., согласно которому в целях усиления материальной заинтересованности работников в своевременном и добросовестном исполнении своих обязанностей, повышения уровня ответственности за порученный участок работы, а также за выполнение заданий в особых условиях, выплачиваются вознаграждения по итогам работы за квартал, за год, а также стимулирующие и компенсационные выплаты в случаях и на условиях Положения «О материальном стимулировании работников федерального казенного профессионального образовательного учреждения № 137 ФСИН России».

Между тем, судом апелляционной инстанции в апелляционном определении не указано - на основании оценки каких имеющихся в деле доказательств, локальных актов работодателя он пришел фактически к выводам о том, что текущая ежеквартальная премия в сумме 15092 рубля является гарантированной работодателем выплатой в обязательном порядке, а не стимулирующей переменной частью заработной платы.

Приводя расчет задолженности, подлежащей взысканию, суд апелляционной инстанции не учел, что начисление премии согласно пункту 4.6. Положения по премированию руководящего состава( директора, заместителя директора) и главного бухгалтера федерального казенного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища Федеральной службы исполнения наказаний России производится за фактически отработанное в отчетном периоде время (исключая периоды отсутствия на работе по причине временной нетрудоспособности, отпуска).

В нарушение требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данные обстоятельства надлежащей правовой оценки суда апелляционной инстанции при рассмотрении гражданского дела не получили, при том, что в расчетных листах истца за февраль 2020 указано отработано дней минус 17 дней, в июле и августе отработано соответственно 1 и 3 дня.

Доводы стороны ответчика о выплатах стимулирующего характера в пределах бюджетных лимитов оставлены судом апелляционной инстанции также без анализа.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В силу абзаца второго части 1 статьи 327 этого же кодекса данные требования распространяются и на суд апелляционной инстанции.

По настоящему делу суд апелляционной инстанции постановил новое решение о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Башкортостан в выплате ФИО1 премии за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2020 г. и взыскании с Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Башкортостан в пользу ФИО1 текущей премия за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2020 г. в общей сумме 54 960,04 руб., в то время как судом первой инстанции разрешались требования о признании незаконным решения, действия (бездействия) от 01 марта 2021 г., обязании выплаты премии по итогам 2020 года и за 4 квартал 2020 года.

Материалы дела не содержат подтверждения изменений истцом исковых требований в порядке статьи 39 ГПК РФ.

Между тем, производя расчет задолженности, подлежащей взысканию, суд апелляционной инстанции самостоятельно рассчитал сумму премий за все четыре квартала, оснований, по которым суд апелляционной инстанции счел возможным выйти за пределы заявленных требований, в обжалуемом судебном акте не приведено.

При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что судом апелляционной инстанции допущены нарушения материального и процессуального закона, в том числе не установлены имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства, касающиеся правовой природы спорной выплаты, судебная коллегия приходит к выводу об отмене апелляционного определения и о направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 сентября 2021 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение.

Председательствующий: (подпись) Е.В. Федотова

Судьи: (подпись) ФИО3

(подпись) Е.В. Трух

Постановление04.04.2022