ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-5874/2021 от 11.05.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

Дело №88-5874/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск 11 мая 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.,

судей Грудновой А.В., Карповой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело №2-1551/2020 по иску ФИО1 к Межрайонному управлению социальной защиты населения (Тобольский, Ярковский районы Тюменской области) о возмещении расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг,

по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 января 2021 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Межрайонному управлению социальной защиты населения (Тобольский, Ярковский районы Тюменской области) о возмещении расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг.

В обоснование исковых требований указал, что является собственником жилого дома по адресу <данные изъяты>. На основании заключенных договоров пользуется природным газом для отопления дома, электрической энергией, холодной водой. Полагает, что в соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на компенсацию расходов по оплате жилых помещений в размере 50%, вместе с тем при обращении к ответчику с заявлением о возмещении расходов по оплате он получил отказ.

Решением Тобольского городского суда Тюменской области от 28 сентября 2020 года на Межрайонное управление социальной защиты населения (Тобольский, Ярковский районы Тюменской области) возложена обязанность предоставить ФИО1 государственную услугу о возмещении расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в отношении жилого дома по адресу: <данные изъяты>.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 января 2021 года решение Тобольского городского суда Тюменской области от 28 сентября 2020 года отменено, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 января 2021 года, как незаконного, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права, а именно на положения статьи 8 постановления Администрации Тюменской области от 20 декабря 2004 года № 202-пк «О порядке предоставления мер социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату жилья», в соответствии с которыми возмещение расходов на оплату жилья и коммунальных услуг осуществляется независимо от формы собственности жилищного фонда, с учетом степени благоустройства жилого или многоквартирного дома.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного постановления.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 проживает в принадлежащем ему на праве собственности индивидуальном жилом доме по адресу: <данные изъяты>, государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ года.

ФИО1 имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".

10 июня 2020 года ФИО1 обратился с заявлением в Межрайонное управление социальной защиты населения (Тобольский, Ярковский районы Тюменской области) о возмещении расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.

Уведомлением Межрайонного управления социальной защиты населения (Тобольский, Ярковский районы Тюменской области) от 09 июля 2020 года ФИО1 отказано в предоставлении государственной услуги в виде возмещении расходов по оплате жилья и коммунальных услуг на основании пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и постановления Администрации Тюменской области от 20 декабря 2004 года № 202-пк «О порядке предоставления мер социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату жилья, коммунальных услуг».

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1, будучи ветераном боевых действий, имеет права и льготы, установленные подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», постановлением Администрации Тюменской области от 20 декабря 2004 года, статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе право на меру социальной поддержки по возмещению расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в отношении жилого дома, принадлежащего ему на праве собственности.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился. Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Тюменской области предоставление ветеранам боевых действий мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по содержанию индивидуального жилого дома не предусмотрено.

Выводы судов апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка.

Доводы кассационной жалобы ФИО1 сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии у него права на возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в отношении принадлежащего ему на праве собственности индивидуального жилого дома.

На основании статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе получение ежемесячной денежной выплаты.

Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий установлены статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», среди которых компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:

- платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);

- взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).

Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим (подпункт 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»).

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 Федерального закона (пункт 1 статьи 23 Федерального закона «О ветеранах»).

Данные меры социальной поддержки предоставляются в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения в порядке, определяемом Администрацией Тюменской области.

Постановлением администрации Тюменской области от 20 декабря 2004 года № 202-пк «О порядке предоставления мер социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату жилья, коммунальных услуг» утверждено положение о возмещении расходов на оплату жилья, коммунальных услуг, услуг связи, которые распространяются, в том числе на ветеранов боевых действий, в отношении которых соответствующие меры социальной поддержки предусмотрены федеральным законом, и совместно проживающих с ними членов семей (подпункт «г» пункта 2 постановления).

Из приведенных нормативных положений следует, что собственники жилых домов самостоятельно несут расходы по его содержанию и ремонту. Ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки только в виде компенсации платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг Федеральным законом «О ветеранах», Порядком не предусмотрены.

ФИО1 заявлены требования о предоставлении ему государственной услуги в виде возмещения расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, со ссылкой на то, что он является потребителем услуг отопления индивидуального жилого дома, электрической энергии, холодной воды.

Вместе с тем, как правильно указал суд апелляционной инстанции ветераны боевых действий, к которым относится ФИО1, в соответствии с положениями Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Порядка предоставления мер социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату жилья, коммунальных услуг, утвержденного администрации Тюменской области от 20 декабря 2004 года № 202-пк, права на получение мер социальной поддержки в виде возмещения расходов на оплату коммунальных услуг не имеют. ФИО1 проживает в индивидуальном жилом доме, а меры социальной поддержки ветеранам боевых действий в виде компенсации расходов по оплате содержания индивидуального жилого дома нормативными положениями не предусмотрены.

Оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку они соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Доводы кассационной жалобы о том, что установленные меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги независимо от вида жилищного фонда, основаны на неправильном толковании положений Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», сделаны без учета положений части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающей структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещения в многоквартирном доме, к которым ФИО1 не относится.

Как следует из пункта 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату жилья, коммунальных услуг, утвержденного администрации Тюменской области от 20 декабря 2004 года № 202-пк, возмещение расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении категорий граждан, указанных в пункте 2 настоящего Положения (ветераны боевых действий указаны в пункте «г» пункта 2), осуществляется в объеме, установленном федеральными законами и иными правовыми актами, законами Тюменской области и иными нормативными правовыми актами Тюменской области, которыми предусмотрены соответствующие меры социальной поддержки.

Как указывалось выше, вопреки ошибочному мнению заявителя, в связи с проживанием ФИО1 в индивидуальном жилом доме, законодательством Российской Федерации не предусмотрено предоставление ему такой меры социальной поддержки как компенсация расходов по оплате за коммунальные услуги в виде газо и электроснабжения, холодного водоснабжения.

Нарушений норм материального или норм процессуального права, которые по смыслу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены судебных постановлений на стадии их кассационного обжалования, судами не допущено.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 30 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи