ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-6097/20 от 01.04.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-6097/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 1 апреля 2020 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожилова И.А., рассмотрев кассационную жалобу Васькиной Олены Герасимовны на решение мирового судьи судебного участка № 61 в Ленинском районе в г. Омске от 28 августа 2019 г., апелляционное определение Ленинского районного суда г. Омска от 5 декабря 2019 г. по делу № 2-2407/2019 (УИД 55МS0061-01-2019-005117-50) по иску автономного стационарного учреждения социального обслуживания Омской области «Нежинский геронтологический центр» к Васькиной Олене Герасимовне о взыскании задолженности по оплате социальных услуг,

установил:

автономное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области «Нежинский геронтологический центр» (далее по тексту - АСУСО «Нежинский ГЦ») обратилось к мировому судье судебного участка № 61 в Ленинском районе в г. Омске с иском к Васькиной Олене Герасимовне (далее по тексту – Васькина О.Г.) о взыскании задолженности по оплате за предоставленные социальные услуги за период с 1 марта 2018 г. по 30 июня 2019 г. в сумме 44 108,69 рублей.

Решением мирового судьи судебного участка № 61 в Ленинском районе в г. Омске от 28 августа 2019 г., оставленным без изменения, апелляционным определением Ленинского районного суда г. Омска от 5 декабря 2019 г., с Васькиной О.Г. в пользу АСУСО «Нежинский ГЦ» взыскана задолженность по оплате за предоставленные социальные услуги за период с 1 марта 2018 г. по 30 июня 2019 г. в сумме 44 108,69 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 523 рублей, всего 45 631, 69 рублей.

Васькина О.Г. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность решения мирового судьи судебного участка № 61 в Ленинском районе в г. Омске от 28 августа 2019 г., апелляционного определения Ленинского районного суда г. Омска от 5 декабря 2019 г., просит их отменить.

Лица, участвующие в деле извещены о времени месте судебного заседания надлежащим образом.

Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд не находит оснований для их отмены или изменения.

Как следует из материалов дела, Васькина О.Г. является получателем пенсии по старости и ежемесячной денежной выплаты (далее по тексту также ЕДВ) на основании пункта 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

13 ноября 2015 г. между АСУСО «Нежинский ГЦ» и Васькиной О.Г. заключен договор о предоставлении социальных услуг № .

Согласно пункту 1.1. договора заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать социальные услуги заказчику на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг заказчика, а заказчик обязуется оплачивать указанные услуги.

Согласно пункту 3.1. договора стоимость услуг, предусмотренных договором, составляет не более 75 % среднедушевого дохода заказчика в месяц.

Пунктом 3.2. предусмотрено, что оплата производится заказчиком ежемесячно до 25 числа расчетного месяца путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя либо путем внесения денежных средств в кассу исполнителя.

В силу пункта 1.4. договора по результатам оказания услуг исполнитель представляет заказчику акт сдачи-приемки оказанных услуг, подписанный исполнителем, в 2 экземплярах, составленный по форме, согласованной сторонами, который является неотъемлемой частью настоящего договора.

В соответствии с актами сдачи-приемки оказанных социальных услуг за март 2018 г. по июнь 2019 г. услуги Васькиной О.Г. были оказаны ответчиком в полном объеме, что подтверждается подписью Васькиной О.Г. В акте за май 2018 г. имеется указание Васькиной О.Г. о не согласии с услугой предоставления транспорта на сумму 37,28 рублей, в акте за июнь 2018 г. имеется указание Васькиной О.Г. о не согласии с услугой выполнения медицинских процедур на сумму 186,40 рублей.

В соответствии с ответом Министерства труда и социального развития Омской области от 19 ноября 2018 г. на обращение Васькиной О.Г. от 23 октября 2018 г., нарушений не выявлено.

Наличие задолженности у Васькиной О.Г. перед АСУСО «Нежинский ГЦ» за оказанные социальные услуги, явилось основанием для обращения последнего в суд с настоящим иском.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом,

Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ) (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ).

В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ даны понятия, используемые в целях названного федерального закона, в том числе понятия «получатель социальных услуг», означающее гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и «поставщик социальных услуг», означающее юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ).

Статьей 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ установлено, что индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ).

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).

Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания (статья 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. № 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, определены в пункте 5 названных Правил.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 этих Правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.

Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 26 апреля 2016 г. № 902-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мартьянова Олега Николаевича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» указал, что при заключении договора о предоставлении социальных услуг поставщик социальных услуг не может произвольно устанавливать размер платы за предоставление социальных услуг, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 32 оспариваемого Закона размер ежемесячной платы за предоставление таких социальных услуг рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги. Действующее правовое регулирование закрепляет и максимальный размер такой платы, который не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 19 декабря 2014 г. № 186-п утвержден размер платы за предоставление социальных услуг».

Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 25 июня 2015 г. № 116/35 установлены тарифы на социальные услуги, входящие в стандарт социальных услуг, предоставляемые в стационарной форме социального обслуживания в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, специальных домах-интернатах для престарелых и инвалидов, геронтологических центрах, реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями, комплексных центрах социального обслуживания населения с отделениями стационарного социального обслуживания.

Стоимость услуг по договору не превышает, установленный законом предельный размер платы (пункт 3.1. договора).

Разрешая возникший спор, мировой судья, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав вышеприведенные положения закона, условия заключенного ответчиком с Васькиной О.Г. договора о предоставлении социальных услуг от 13 ноября 2015 г. № , правовую природу ежемесячной денежной выплаты, пришел к обоснованному выводу о правомерности начисления ответчиком платы за предоставление социальной услуги в размере 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг, при расчете которого учитываются все доходы, полученные получателем таких услуг в денежной форме, в том числе и ЕДВ. Установив, что ежемесячная плата за предоставление социальных услуг рассчитывалась ответчиком только с учетом получаемой пенсии, пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.

Оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у кассационного суда общей юрисдикции не имеется.

При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судом не установлено.

Доводы кассационной жалобы о неправомерности удержания с ЕДВ 75% являются несостоятельными, поскольку ежемесячная денежная выплата отнесена к видам доходов получателя социальных услуг, учитываемых при расчете среднедушевого дохода в силу прямого указания закона, оснований для ее исключения из расчета среднедушевого дохода Васькиной О.Г. не имелось.

При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определил:

решение мирового судьи судебного участка № 61 в Ленинском районе в г. Омске от 28 августа 2019 г., апелляционное определение Ленинского районного суда г. Омска от 5 декабря 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Васькиной Олены Герасимовны - без удовлетворения.

Судья И.А. Новожилова