ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-6137/20 от 07.05.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-6137/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 7 мая 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Латушкиной С.Б.,

судей Прудентовой Е.В., Новожиловой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело ; по иску Зориной ФИО6 к Управлению социальной защиты населения по городу Барнаулу о признании решения незаконным, признании права, возложении обязанности,

по кассационной жалобе Зориной ФИО7 на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 5 сентября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 ноября 2019 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Прудентовой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Зорина ФИО8 (далее - Зорина Л.Г., истец) обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по городу Барнаулу о признании решения Управления социальной защиты населения по городу Барнаулу (далее – УСЗН по городу Барнаулу) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в ходатайство о присвоении звания «Ветеран труда» незаконным; о признании за истцом права на присвоение указанного звания; о возложении на ответчика обязанность включить истца в ходатайство граждан, претендующих на присвоение звание «Ветеран туда».

В обоснование требований указала, что работает в должности председателя Алтайской краевой организации Российского профсоюза работников культуры с 29 сентября 2007 г. Постановлением Исполнительного комитета Федерации Независимых Профсоюзов России (далее – Исполнительного комитета ФНПР от ДД.ММ.ГГГГ награждена Почетной грамотой ФНПР «за длительную, безупречную работу в профсоюзах», которая является для нее ведомственной наградой за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, продолжительную и безупречную работу, то есть, является ведомственным знаком отличия в труде.

Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 5 сентября 2019 г. иск Зориной Л.Г. оставлен без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 ноября 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Зорина Л.Г. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставила вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела участвующие в деле лица, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участие которых при рассмотрении дела не является обязательным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела установлены судом, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили правовую оценку суда.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Зорина Л.Г. работает в должности председателя Алтайской краевой организации Российского профсоюза работников культуры с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Указанная работа является для истца основным местом работы.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», представив ответчику Почетную грамоту ФНПР «За длительную безупречную работу в профсоюзах», которой она награждена Постановлением Исполнительного комитета ФНПР от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик направил истцу уведомление о том, что решением комиссии по рассмотрению документов граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» отказано во включении истца в ходатайство граждан, претендующих на присвоение указанного звания. В обоснование отказа указано, что в рамках статьи 1.1 Закона Алтайского края от 15 апреля 2005 г. № 24-ЗС награждение истца не может рассматриваться как награждение ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Решение об отказе во включении в ходатайство об оформлении и выдаче удостоверения «Ветеран труда» принято комиссией УСЗН по г. Барнаулу ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому основанием отказа является несоответствие награды, предусмотренным законодательством.

На дату обращения истца с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края» - 21 мая 2019 г., Закон Алтайского края от 15 апреля 2005 г. № 24-ЗС действовал в редакции от 2 ноября 2018 г.

Отказывая в иске, суд первой инстанции руководствовался пунктами 1.1, 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ), подпунктом 1 пункта 1 статьи 1.1 Закона Алтайского края от 15 апреля 2005 г. № 24-ЗС ЗС «О присвоении званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Алтайского края» (далее - Закон Алтайского края от 15 апреля 2005 г. № 24-ЗС), пунктами 2.1, 15 Порядка присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Алтайского края», утв. Постановлением Правительства Алтайского края от 10 мая 2017 г. № 153, Уставом общероссийского союза ФНПР, исходил из того, что поскольку награждение почетной грамотой произведено от имени ФНПР, которая, согласно Уставу, является некоммерческой корпоративной организацией, общероссийским общественным объединением, представляющим собой объединение юридических лиц в организационно-правовой форме союза, то указанная почетная грамота не дает истцу права на присвоение звания «Ветеран труда», так как данная организация не входит в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Доводы кассационной жалобы не являются основаниями для отмены судебных актов.

Частью 1.1 статьи 1 Закона Алтайского края от 15 апреля 2005 г. № 24-ЗС предусмотрено, что звание «Ветеран труда» присваивается лицам: награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Таким образом, одним из обстоятельств, имеющим правовое значение для разрешения настоящего спора, имеет установление факта наличия у истца ведомственных наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка от 10 мая 2017 г. № 153 гражданин, претендующий на присвоение звания «Ветеран труда» представляет, в том числе: документ, подтверждающий соответствующий трудовой (страховой) стаж, или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; документ, подтверждающий соответствующее награждение, - для лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 1.1 Закона Алтайского края.

В силу пункта 15 Порядка в случае принятия комиссией решения об отказе во включении в ходатайство управление социальной защиты населения: отказывает гражданину во включении в ходатайство; уведомляет об этом гражданина в письменной форме в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения с указанием причины отказа и приложением представленных им документов (копий документов).

Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что имеющаяся у истца Почетная грамота ФНПР не является ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), является верным.

По смыслу приведенных выше правовых норм для присвоения звания «Ветеран труда» награждение ведомственными знаками отличия в труде должно быть произведено федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти и управления СССР, к которым не относятся некоммерческие организации в форме союза.

Это обстоятельство обусловлено отраслевым принципом награждения знаком отличия. Так, учитывая, что только федеральные государственные органы и государственные корпорации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации уполномочены осуществлять государственное регулирование (управление) в различных отраслях экономики, указанные органы и организации наделены и правом поощрять работников соответствующих отраслей за продолжительный и эффективный труд во благо государства посредством награждения их соответствующим знаком отличия.

Вместе с тем, Федерация независимых профсоюзов России статусом органа государственной власти и управления не обладает.

Согласно положениям Устава общероссийского союза Федерация Независимых Профсоюзов России (статья 1), размещенного на официальном сайте в сети интернет, указанная организация образована на добровольной основе общероссийскими профсоюзами, территориальными (действующими на территории одного субъекта Российской Федерации), межрегиональными объединениями организаций профсоюзов, а также межрегиональными профсоюзами работников отраслей, не представленных в Федерации общероссийскими профсоюзами. Федерация является некоммерческой корпоративной организацией, общероссийским общественным объединением, представляющим собой объединение юридических лиц в организационно-правовой форме союза.

Как указано в статье 2 Устава, предметом деятельности Федерации является координация и содействие в обеспечении деятельности входящих в нее членских организаций, защита общих интересов, а также реализация общих задач, стоящих перед членскими организациями по представлению и защите социально-трудовых прав, производственных, профессиональных, экономических, социальных и иных законных интересов членов профсоюзов. Федерация создана в целях объединения и координации действий членских организаций по представительству и защите социально-трудовых и гражданских прав, производственных, профессиональных, экономических и социальных интересов членов профсоюзов, коллективных прав и интересов работников, а также представительства и защиты общих интересов и достижения общих целей членских организаций, организаций, в которых Федерация является учредителем, членом, прямым или косвенным участником (акционером), в том числе, направленных на обеспечение имущественной стабильности и независимости, обеспечения правовых гарантий их деятельности на федеральном и региональном уровнях.

При этом статья 3 (пункт 3) Устава содержит положения, отграничивающие ФНПР от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Так, согласно п. 3 ст. 3 Устава, Федерация независима в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, им не подотчетна и не подконтрольна.

Кроме того, в систему и структуру органов исполнительной власти ФНПР, согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», не входит.

Таким образом, ФНПР функций государственной власти не осуществляет, органом государственной власти не является, в структуру федеральных органов государственной власти ни Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314, ни последующими указами Президента Российской Федерации, касающихся вопросов структуры федеральных органов исполнительной власти, не включена; является некоммерческой корпоративной организацией в форме союза.

Соответственно, имеющиеся у истца Почетная грамота ФНПР не является ведомственной наградой, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда».

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент награждения истца Почетной грамотой ФНПР 17 сентября 2013 г. и до 1 июля 2016 г.) ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (вступил в силу с 1 января 2016 г, за исключением статей 2, 3, частей 1 - 3 статьи 8 этого Закона, которые вступили в силу с 1 июля 2016 г., а также статей 5 и 6 данного Закона, вступивших в силу с 1 января 2018 г., далее - Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ) в Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ внесены изменения, подпункт 2 пункта 1 статьи 7 данного федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Таким образом, Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (подпункт 2 пункта 1 статьи 7 данного федерального закона в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ) устанавливает на федеральном уровне круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых относятся, в частности, и лица, награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.

Доводы Зориной Л.Г. о том, что на дату награждения Почетной грамотой ФНПР «за длительную, безупречную работу в профсоюзах», последняя являлась ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» основаны на неправильном понимании соответствующих норм права.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (в редакции от 23 мая 2016 г.), порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На дату награждения истца Почетной грамотой (17 сентября 2013 г.), Закон Алтайского края от 15 апреля 2005 г. № 24-ЗС действовал в редакции от 11 июля 2011 г.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Алтайского края от 15 апреля 2005 г. № 24-ЗС (в ред. от 11 июля 2011 г.), звание «Ветеран труда Алтайского края» присваивается лицам:

1) имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, или трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет:

а) награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации;

б) удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации;

в) награжденным ведомственными знаками отличия в труде от имени органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации;

Таким образом, на дату награждения Зориной Л.Г., для присвоения звания «Ветеран труда» учитывались ведомственные знаки отличия в труде от имени органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации.

Судами установлено, что Почетная грамота ФНПР «за длительную, безупречную работу в профсоюзах» таковым знаком не являлась, в том числе и на дату награждения ею.

Порядка присвоения звания «Ветеран труда» на территории Алтайского края на 30 июня 2016 г. установлено не было.

Доводы кассационной жалобы о том, что суды не приняли во внимание конкретные доказательства, не являются основаниями для отмены судебных актов, так как сводятся к оценке доказательств, которым суды дали надлежащую оценку. В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных обстоятельств дела.

Позиция судов основана на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.

Приведенные доводы основаны на ином применении истцом положений законодательства к установленным обстоятельствам дела, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов на основании статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 5 сентября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 ноября 2019 г оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий С.Б. Латушкина

Судьи И.А. Новожилова

Е.В. Прудентова