88-6444/2022
14RS0016-05-2021-000517-43
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
21 июля 2022 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н.,
судей Власенко И.Г., Калиниченко Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании (с использованием системы ВКС) гражданское дело по иску ФИО2 к Акционерной компании «АЛРОСА» (Публичное акционерное общество), третьему лицу Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о признании факта работы во вредных условиях, возложении обязанности внести изменения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица,
по кассационной жалобе ПАО АК «АЛРОСА» на решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 8 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 13 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н., выслушав пояснения представителя АК «АЛРОСА» ФИО5, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Акционерной компании «АЛРОСА» (Публичное акционерное общество) (АК «Алроса» (ПАО)), третьему лицу Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (ГУ УПФ РФ по РС(Я)) о признании факта работы во вредных условиях, возложении обязанности внести изменения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица.
В обоснование заваленных требований указав, что с 2001 года работает на участке хвостового хозяйства обогатительной фабрики № 14 Айхальского ГОКа АК «АЛРОСА» (ПАО) в должности машиниста насосных установок на перекачке шлама и пульпы, машиниста насосных установок на перекачке шлама и пульпы (с обязанностями регулировщика хвостового хозяйства).
29 июня 2021 года она обратилась в ОПФ РФ по РС (Я) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с достижением возраста 45 лет, по пункту 2 части 1 статьи 30, пункту 2 ст.33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ФЗ «О страховых пенсиях») в связи с работой в тяжелых условиях труда, и стажа работы в районе Крайнего Севера более 15 лет.
Решением пенсионного органа от 12 июля 2021 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием специального стажа и не подтверждением этого стажа работодателем.
Согласно ответу Айхальского ГОК АК «АЛРОСА» (ПАО) от 26 апреля 2021 г., должность машиниста насосных установок по перекачке шлама и пульпы на участке хвостового хозяйства ОФ №14 Управлением Пенсионного фонда РФ была исключена из перечня льготных профессий Айхальского ГОК с 2007 года.
Считает, что исключение профессии машиниста насосных установок из перечня льготных работ является незаконным, поскольку должность машиниста насосных установок, занятых на перекачке шлама, пульпы, промпродукта и реагентов (позиция 2030000а-19910) на соответствующих производствах отнесена к работам с вредными и опасными условиями труда, дающими право на льготную пенсию по старости.
Решением Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 8 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 13 апреля 2022 года, исковые требования удовлетворены.
Признан факт работы ФИО2 с 27 января 2001 года по настоящее время во вредных условиях труда, предусмотренных Списком № 2, раздел II «Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых» содержится указание на профессию: машиниста насосных установок, занятых на перекачке шлама, пульпы, промпродукта и реагентов (позиция 2030000а-13910) утвержденного постановлением ФИО1 от 26 января 1991 года №10, в период ее работы в обогатительной фабрике № 14 Айхальского горнообогатительного комбината АК «АЛРОСА» (ПАО) в качестве машиниста насосных установок на перекачке шлама и пульпы, машиниста насосных установок на перекачке шлама и пульпы (с обязанностями регулировщика хвостового хозяйства).
На АК «АЛРОСА» (ПАО) возложена обязанность произвести корректировку в индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования о работе ФИО2 во вредных условиях труда за период времени с 01 января 2007 года по настоящее время по Списку № 2 раздела II, позиция 2030000а-13910 и предоставить в отделение ПФ РФ по PC (Я) сведения о работе истца в должности машиниста насосных установок, занятых на перекачке шлама и пульпы, машиниста насосных установок на перекачке шлама и пульпы (с обязанностями регулировщика хвостового хозяйства).
В кассационной жалобе ПАО АК «АЛРОСА» ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции (с использованием системы ВКС) представитель АК «АЛРОСА» ФИО5 поддержала доводы кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав участника процесса, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Материалами дела установлено, что с 2001 года ФИО2 работает на участке хвостового хозяйства обогатительной фабрики № 14 Айхальского ГОКа АК «АЛРОСА» (ПАО) в должности машиниста насосных установок на перекачке шлама и пульпы, машиниста насосных установок на перекачке шлака и пульпы (с обязанностями регулировщика хвостового хозяйства).
29 июня 2021 года ФИО2 обратилась в ОПФ РФ по РС(Я) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с достижением возраста 45 лет, по пункту 2 части 1 статьи 30, пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с работой в тяжелых условиях труда и стажа работы в районах Крайнего Севера более 15 лет.
Решением пенсионного органа от 12 июля 2021 года в назначении ФИО2 досрочной страховой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием специального стажа и не подтверждением этого стажа работодателем.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО6 в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости).
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам; мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
В статье 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» указано, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, в пункте 43 которого определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Постановлением кабинета Министров от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» утвержден Список № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту.
Разделом II Списка №2 Постановления, местом работы в соответствующей должности признаются обогатительные фабрики и установки по обогащению руды, угля, сланца, а также других нерудных ископаемых, содержащих вредные вещества 3 класса опасности. Брикетирование. Производство утяжелителей. Сортировка на шахтах, разрезах (карьерах). Обжиг руд, нерудных ископаемых. Обогатительные (доводочные) фабрики, цехи, установки по обогащению руды, песков при извлечении цветных, драгоценных металлов, алмазов. Обезвоживание угля. Фабрика гранулированного угольного порошка и пылевидного угля.
Должность машиниста насосных установок, занятых на перекачке шлама, пульпы, промпродукта и реагентов (позиция 2030000а-13910) на соответствующих производствах отнесена к работам с вредными и опасными условиями труда, дающими право на льготную пенсию по старости.
Как установлено судом, должность машиниста насосных установок по перекачке шлама и пульпы на участке хвостового хозяйства ОФ №14 Управлением Пенсионного фонда РФ была исключена из перечня льготных профессий Айхальского ГОК с 2007 года.
Согласно п.2.1 Положения об обогатительной фабрике №14 Айхальского ГОК АК «АЛРОСА» (ПАО), утвержденного 08.12.2020 г. целью деятельности обогатительной фабрики №14 является извлечение алмазного сырья из алмазосодержащих руды трубок «Юбилейная», «Айхал», «Заря».
В основные задачи фабрики входят переработка алмазосодержащей руды, обработка алмазного сырья, обеспечение выполнения работ в соответствии с техническими регламентами, осуществление производственного контроля за состоянием промышленной безопасности на фабрике, контроля за созданием безопасных условий труда и соблюдением правил охраны труда.
В соответствии с Приложением №1 участок хвостового хозяйства является структурным подразделением обогатительной фабрики №14.
В главе 4 Положения, для достижения возложенных на обогатительную фабрику №14 целей и задач, перечислены функции подразделений фабрики, в т.ч. участка хвостового хозяйства, на который возложены обязанности по эксплуатации хвостохранилищ при правильном заполнении емкости (чаши) отходами переработки руды, обеспечение обогатительной фабрики оборотной водой и др. Хвостохранилище - это место или помещение, где хранятся отходы (хвосты), полученные после обогащения полезных ископаемых. Технология обогащения полезных ископаемых состоит из ряда отдельных процессов (операций) подготовительных, основных и вспомогательных.
В соответствии со ст.2 п.1 Федерального закона «О промышленной безопасности» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или цехи, указанные в Приложении №1 к данному закону. Из Приложения №1 следует, что объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых относятся к категории опасных производственных объектов.
Согласно терминов и определений, содержащихся в Приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №599 от 11.12.2013 г. «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых»», хвостохранилищем признается сооружение, предназначенное для гидравлической укладки отвальных продуктов переработки сырья (хвостов); хвосты - продукт переработки с содержанием ценного компонента ниже, чем в исходном материале; обогащение полезных ископаемых - совокупность технологических процессов переработки минерального сырья с целью выделения из него полезных компонентов с концентрацией, превышающей их содержание в исходном сырье.
Участок хвостового хозяйства технологически связан с Процессом переработки полезных ископаемых, является последней стадией обогащения, неразрывно находится в одной технологической цепочке фабрики №14 АГОКа АК «АЛРОСА.» (ПАО) й в силу закона является опасным производственным объектом.
Аттестацией рабочих мест в 2006 году, специальной оценки условий труда в 2014 и 2021 годах работа в участке хвостового хозяйства обогатительной фабрики №14 Айхальского ГОК была отнесена к вредным условиям труда, по позиции № 2030000а-13910 Списка №2.
При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу о доказанности факта работы ФИО2 во вредных условиях труда в должности машиниста насосных установок на перекачке шлама и пульпы с 2001 года.
Кроме того, работодатель за работу во вредных условиях труда предоставляет дополнительные дни отпуска.
Из материалов дела следует, что обстоятельства дела установлены на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ. При исследовании и оценке представленных доказательств нарушения норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера, судами не допущены.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 8 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 13 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО АК «АЛРОСА» – без удовлетворения.
Председательствующий Судьи