№88-6747/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 20 мая 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Родиной А.К.
Судей Сапрыкиной Н.И., Марченко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело №2-4069/2020 по иску прокурора города Кургана, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, акционерному обществу «Научно-производственное объединение «Курганприбор», Правительству Курганской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем содержании защитного сооружения гражданской обороны, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
по кассационной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 23 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 23 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражений, пояснения представителя ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, действующую на основании доверенности, ФИО1, поддержавшую доводы кассационной жалобы, прокурора Голованова А.И., указавшего на необоснованность доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Кургана обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях) о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем содержании федерального имущества - защитного сооружения гражданской обороны- расположенного по адресу: <данные изъяты>: возложении на МТУ Росимущества в Челябинской я Курганской области обязанности устранить установленные нарушения законодательства о гражданской обороне в защитном сооружении гражданской обороны, расположенного по адресу: <данные изъяты>, путем приведения последнего в состояние, соответствующее требованиям законодательства о гражданской обороне, а именно:осуществить обозначение защитного сооружения гражданской обороны, маршрутов движения укрываемых к защитному сооружению гражданской обороны в соответствии с п. 6.2.1, п. 6.2.3 Главы VI Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;освободить пути движения, входы в защитное: сооружение гражданской обороны и аварийные выходы в соответствии п. 3.2.3, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, не допускать их загромождения;установить подставки под защитно-герметические двери находящиеся в открытом положении в соответствии с п. 3.2.5, главы III Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;опечатать герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, фильтров для очистки воздуха от окиси углерода в соответствии с п.3.2 Л 7, главы III Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;привести системы фильтров вентиляции в работоспособное состояние в соответствии е п. 3.2.1, п. 3.2.11 главы IV Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;закрыть и опечатать помещения санузлов в соответствии с п. 3.2.24, главы III Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;обеспечить открывание четырех защитно-герметических дверей, расположенных в юго-восточной части защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с п.3.2.1, главы III Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;оборудовать местами для размещения укрываемых в соответствии с п.6.4.1, п. 6.4.2 главы IV Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;привести испытание дизельной электростанции и законсервировать в соответствии с и. 3.2.25, главы III Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;провести планово-предупредительный ремонт технических систем защитного сооружения гражданской обороны в полном объеме, в том числе техническое обслуживание и ремонт технических систем, планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание средств связи и оповещения в соответствии с разделом 5.1, главы V Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;укомплектовать защитное сооружение гражданской обороны документацией, предусмотренной Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в соответствии с п. 3.6, главы III Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Исковые требования мотивированы тем, что в рамках проведенной прокуратурой по городу Кургану 11 февраля 2020 года с участием ОНД и ГТР по городу Кургану УНД и ПР ГУ МЧС России по Курганской области проверки по вопросу аварийного состояния защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <данные изъяты>, установлено, что данное защитное сооружение, право собственности на которое зарегистрировано за Российской Федерацией, содержится с нарушением требований действующего законодательства.
Протокольным определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены акционерное общество «Научно-производственное объединение «Курганприбор», Правительство Курганской области.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 23 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 23 декабря 2020 года, на МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях возложена обязанность устранить установленные 11 февраля 2020 года нарушения законодательства о гражданской обороне в защитном сооружении гражданской обороны, находящемся по адресу: <данные изъяты> путем приведения последнего в состояние, соответствующее требованиям законодательства о гражданской обороне, а именно: осуществить обозначение защитного сооружения гражданской обороны, маршрутов движения укрываемых к защитному сооружению гражданской обороны в соответствии с п. 6.2.1, п. 6.2.3 Главы VI Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; освободить пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы в соответ¬ствии п. 3.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, не допускать их загромождение; установить подставки под защитно-герметические двери находящиеся в открытом положении в соответствии с п. 3.2.5, главы III Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; опечатать герметические клапаны, установленные до и после фильтров- поглотителей, фильтров для очистки воздуха от окиси углерода в соответствии с п. 3.2.17, главы III Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; привести системы фильтров вентиляции в работоспособное состояние в соответствии с п. 3.2.1, п. 3.2.11, главы IV Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; закрыть и опечатать помещения санузлов в соответствии с п. 3.2.24, главы III Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; обеспечить открывание четырех защитно-герметических дверей, расположенных в юго-восточной части ЗС ГО в соответствии с п. 3.2.1, главы III Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; оборудовать местами для размещения укрываемых в соответствии с п. 6.4.1, п. 6.4.2 главы VI Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; провести испытание дизельной электростанции и законсервировать в соответствии с п. 3.2.25, главы III Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; провести планово-предупредительный ремонт технических систем защитного сооружения гражданской обороны в полном объеме, в том числе техническое обслуживание и ремонт технических систем, планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание средств связи и оповещения в соответствии с разделом 5.1, главы V Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; укомплектовать защитное сооружение гражданской обороны документацией, предусмотренной Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в соответствии с п. 3.6, главы III Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
В удовлетворении иска прокурора г. Кургана, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к АО «НПО «Курганприбор», к Правительству Курганской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем содержании защитного сооружения гражданской обороны, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения отказано.
В кассационной жалобе МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях просит об отмене судебных актов. В обоснование жалобы указывает, что круг лиц, в защиту которых обратился прокурор не является неопределенным, так как объект гражданской обороны расположен на территории АО «НПО «Курганприбор» и предназначен для защиты работников организации, численность которых по состоянию на 28 февраля 2019 года составила 2220 работников, по состоянию на 28 марта 2019 года - 2198 работников. Численность наибольшей работающей смены для целей гражданской обороны и чрезвычайной ситуации определена 1830 работников. Обязанность по содержанию спорного объекта в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны должна быть возложена на АО «НПО «Курганприбор», как на организацию, эксплуатирующую спорный объект. Указанная позиция подтверждается имеющим преюдициальное значение решением Арбитражного суда Курганской области от 31 января 2020 года по делу №А34-8747/2019. данным судебным актом установлено, что в рамках осуществления мероприятий по гражданской обороне на АО «НПО «Курганприбор» возлагается обязанность по созданию и содержанию объектов гражданской обороны, однако указанным обстоятельствами судами оценка не дана. Указывает, что МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях в рамках своих полномочий предприняло меры по обеспечению приведения защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Курганской области, в состояние готовности к приему укрываемых. Поддержание защитных сооружений гражданской обороны в стоянии постоянной готовности к использованию отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В то время, как МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях является территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти и на него возложены только контрольные и распорядительные функции, которые не относятся к функциям по обеспечению надлежащего состояния спорных объектов, в связи с чем правовых оснований для возложения на МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях обязательств по надлежащему содержанию спорных объектов не имелось. Вместе с тем, указывает, что МТУ Росимущества в. Челябинской и Курганской областях в целях сокращения затрат федерального бюджета рассматривает возможность изменения типа данного защитного сооружения гражданской обороны с убежища на укрытие. Полагает, что прокурором не конкретизированы исковые требования о проведении планово-предупредительного ремонта технических систем, так как не указан конкретный перечень работ и срок, в течение которого необходимо привести спорный объект в соответствии с законодательством о гражданской обороне, а также не указаны конкретные системы и специальное оборудование. Кроме того, отмечает, что раздел 5.1 гл. 5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны не содержит положений о планов- предупредительном ремонте строительных конструкции объекта, а также о техническом обслуживании средств связи и оповещения. В связи с указанным, считает, что требования прокурора носят заведомо неисполнимый характер. Указывает, что на основании распоряжения МЧС России от 08 августа 2020 года № 568 сведения о спорном объекте будут исключены из реестра защитных сооружений гражданской обороны.
Прокуратура г. Кургана, Прокуратура Курганской области, Правительство Курганской области в возражениях на кассационную жалобу указали на необоснованность изложенных в ней доводов, просили об оставлении судебных актов без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участников процесса.
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в собственности Российской Федерации на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 находится объект недвижимого имущества - здание убежища 1986 года постройки, общей площадью 1512 кв.м., расположенное по адресу: <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты>, реестровый номер федерального имущества <данные изъяты>
Как следует из письма Главного управления МЧС России по Курганской области от 18 ноября 2019 года № 6559-3-2-1 в соответствии с перечнем организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне Курганской области, согласованным с заместителем министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-лейтенантом <данные изъяты> 14 июля 2017 года и утвержденным Губернатором Курганской области 08 августа 2017 года АО Научно-производственному объединению «Курганприбор» присвоена категория по гражданской обороне. В соответствии с п. 3 и 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года №4309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, должно быть создано защитное сооружение гражданской обороны. На территории АО «НПО «Курганприбор» расположено пять защитных сооружений гражданской обороны (убежищ), которые позволяют укрыть 100% наибольшей работающей смены работников организации: убежище № 95-46, расположено по адресу: <данные изъяты> принято в эксплуатацию в 1975 году; убежище № 96-46, расположено по адресу: <данные изъяты>, принято в эксплуатацию в 1984 году; убежище № 97-46, расположено по адресу: <данные изъяты>, принято в эксплуатацию в 1986 году; убежище № 98-46, расположено по адресу: г. <данные изъяты> принято в эксплуатацию в 1986 году, убежище № 99-46, расположено по адресу: <данные изъяты>, принято в эксплуатацию в 1959 году.
В ходе проведенной 11 февраля 2020 года совместной проверки прокуратуры г. Кургана и специалистов ОНДиПР по г. Кургану на соответствие требованиям законодательства о гражданской обороне защитных сооружений, расположенных на территории АО «НПО «Курганприбор», были выявлены многочисленные нарушения по содержанию защитного сооружения гражданской обороны - убежища, расположенного на территории АО «НПО «Курганприбор» по адресу: <данные изъяты>
В ходе проверки установлено, что данное защитное сооружение гражданской обороны содержится с нарушением требований действующего законодательства, а именно: не осуществляется подготовка к проведению мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе: обозначение защитных сооружений гражданской обороны, маршрутов движения укрываемых к защитным сооружениям гражданской обороны (п.1 ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон № 28-ФЗ); п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (далее - Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны); пункт 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (далее - Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях); п. 6.2.1, п. 6.2.3 Главы VI «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утверждённых Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583» (далее - Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны); не обеспечено содержание в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению входов в защитное сооружение гражданской обороны (п.1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; п. 16.4 Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п. 3.2.3 Главы III Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны); не обеспечено содержание в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению входов в защитное сооружение гражданской обороны (отсутствуют подставки под защитно-герметические двери находящиеся в открытом положении) (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п. 3.2.5, главы Ш Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны); не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (не опечатаны герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, фильтров для очистки воздуха от окиси углерода) (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п. 3.2.17, главы III Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны); не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (системы фильтровентиляции не в работоспособном состоянии) (п.1 ст. 9 Федерального закона № 28- ФЗ; п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов, гражданской обороны; п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п. 3.2.1, п. 3.2.11, главы IV Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны); не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (помещения санузлов не закрыты и не опечатаны) (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п. 3.2.24, главы III Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны); не осуществляется поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитного сооружения гражданской обороны (четыре защитногерметические двери, расположенные в юго-восточной части ЗС ГО не открываются) (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п. 3.2.1, главы III Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны); не проводятся мероприятия по подготовке защитного сооружения гражданской обороны в готовность к приему укрываемых (демонтированы места размещения укрываемых) (п.1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п. 6,4.1, п. 6.4.2 главы VI Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны); не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (дизельная электростанция не испытана и не законсервирована) (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п. 3.2.25, главы III Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны); не производится планово-предупредительный ремонт технических систем защитного сооружения гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью, в том числе: техническое обслуживание и ремонт технических систем, планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание средств связи и оповещения (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; раздел 5.1, главы V Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны); в защитном сооружении гражданской обороны отсутствует документация, предусмотренная Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (п. 3.6, главы III Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).
Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432, предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях: осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации; осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке; осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра, обеспечивает передачу данной информации в Агентство; закрепляет в установленном порядке находящееся в федеральной собственности имущество на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными казенными предприятиями, производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества: закрепляет в установленном порядке находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за указанными учреждениями; принимает в установлением порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации; проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки; выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, в том числе составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним.
Установив, что ответчиком - МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях не принимается надлежащих мер, направленных на приведение спорного защитного сооружения гражданской обороны в состояние, соответствующее требованиям Приказа МЧС РФ от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по осуществлению мер, направленных на приведение защитного сооружения гражданской обороны в надлежащее состояние подлежит возложению на собственника имущества в лице МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях.
Проверяя законность вынесенного решения, суд апелляционной инстанции с данными выводами согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированными, основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела. Выводы судов должным образом отражены в судебных постановлениях, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии со ст.ст. 1,2,6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон о гражданской обороне) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Положениями п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Судами установлено, что защитное сооружения гражданской обороны убежище, расположенное на территории АО «НПО «Курганприбор» по адресу: <данные изъяты> находится в федеральной собственности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Так, полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Курганской области, выполняет Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях.
Доказательств передачи защитного сооружения гражданской обороны убежища, расположенного на территории АО «НПО «Курганприбор» по адресу: Курганская область, <данные изъяты> из федеральной собственности в собственность субъекта или муниципальную собственность, либо передачи в установленном порядке в пользование материалы дела не содержат.
Доводы кассационной жалобы МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях о том, что на него не может быть возложена обязанность по содержанию защитных сооружений, судебная коллегия кассационной инстанции считает необоснованными ввиду следующего.
На основании приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Управление и распоряжение указанным имуществом согласно пункту 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-I осуществляет Правительство Российской Федерации.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.
Данное положение реализуется посредством принятия ведомственных нормативно-методических документов и нормативов, регламентирующих порядок содержания федерального имущества, находящегося в ведении соответствующего министерства и подведомственных ему служб и агентств, в том числе в части определения стоимости эксплуатационных затрат.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно Положению о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, утвержденному приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16 декабря 2016 года № 452, территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1).
В соответствии с п. 4 указанного положения территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Отдельные полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, территориальный орган осуществляет в соответствии с планом работы, утверждаемым ежегодно Агентством.
Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Челябинской и Курганской областях федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях.
Поскольку спорное защитное сооружение гражданской обороны кому-либо в установленном порядке в пользование не переданы, обязанность по соблюдению правил эксплуатации и их содержания должна быть возложена на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях.
Доводы кассационной жалобы, что обязанность по содержанию спорного объекта в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны должна быть возложена на АО «НПО «Курганприбор», как на организацию, эксплуатирующую спорный объект, об отсутствии правовых оснований для возложения на МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях обязательств по надлежащему содержанию спорных объектов фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, в то время как суд кассационной инстанции с учетом положений ч.1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность обжалуемых судебных актов и устанавливает только правильность применения и толкования норм материального и процессуального права.
Ссылка кассатора на решение Арбитражного суда Курганской области от 31 января 2020 года по делу №А34-8747/2019 вышеприведенные выводы судов не опровергает. Указанным судебным актом обязанность по содержанию защитного сооружения гражданской обороны расположенного на территории АО «НПО «Курганприбор» по адресу: Курганская область, <данные изъяты> на АО «НПО «Курганприбор» не возлагалась.
Доводы кассационной жалобы о рассмотрении ответчиком в целях сокращения затрат федерального бюджета возможности изменения типа спорного защитного сооружения гражданской обороны с убежища на укрытие как и ссылки на то, что на основании распоряжения МЧС России от 08 августа 2020 года № 568 сведения о спорном объекте будут исключены из реестра защитных сооружений гражданской обороны, правового значения при рассмотрении настоящего спора не имеют.
Не могут быть приняты во внимание и доводы кассационной жалобы о заведомой неисполнимости требований прокурора, не содержащих указания на конкретный перечень работ и срок, в течение которого необходимо привести спорный объект в соответствии с законодательством о гражданской обороне, а также не содержащих указания конкретных систем и специального оборудования, поскольку заявитель не лишен возможности обратиться в суд, вынесший решение, за разъяснением порядка исполнения судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Неверное указание нумерации разделов Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны содержащих положения о планово- предупредительном ремонте строительных конструкции объекта, о техническом обслуживании средств связи и оповещения (5.1 вместо 5.2 и 5.3) на правильность вынесенных судебных постановлений не повлияло.
Доводы жалобы о том, что круг лиц, в защиту которых обратился прокурор не является неопределенным не могут служить безусловным основанием для отмены судебных актов, поскольку под неопределенным кругом лиц в целях применения ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует понимать такую множественность участников правоотношений, в которой невозможно заранее предвидеть ее поименный состав применительно к любому отдельно взятому моменту времени. Достоверно определить круг работников наибольшей работающей смены которые фактически занимают определенные должности, и будут занимать в будущее время, не представляется возможным, в связи с чем, прокурором иск обоснованно был заявлен в защиту неопределенного круга лиц.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы судов.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 23 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 23 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи