ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-6891/2023 от 07.09.2023 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

88 -6891/2023 (2-343/2023)

27RS0001-01-2022-003969-73

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Украинской Т.И.,

судей Бузьской Е.В., Панфиловой Л.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о взыскании задолженности по оплате за работу в выходные и праздничные дни, за работу в сверхурочное время, компенсации за задержку оплаты за работу в выходные и праздничные дни, за работу в сверхурочное время, за задержку выплаты премии, компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 3 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился с иском к Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее ГУ ФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО) о взыскании задолженности по оплате за работу в выходные и праздничные дни, за работу в сверхурочное время, премии, компенсации за задержку оплаты за работу в выходные и праздничные дни, за работу в сверхурочное время, за задержку выплаты премии, компенсации морального вреда.

В обоснование требований истец указал, что в период с 1 июня 2020 года по 19 сентября 2022 года проходил службу в ФССП в должности старшего смены на объекте судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов ОСП по Краснофлотскому району г. Хабаровска. Заключенным с ним контрактом особых условий режима труда и отдыха установлено не было, ему установлена сорокачасовая пятидневная рабочая неделя с выходными днями в субботу и воскресенье.

В период с 1 марта 2021 года по 14 марта 2022 года он осуществлял дежурство в выходные и праздничные дни для обеспечения охраны и безопасности работы судов на основании ежемесячных приказов об организации дежурств и графиков выхода на службу личного состава СП по ОУПДС по Краснофлотскому району г. Хабаровска. Время работы в выходные дни выходило за установленную норму часов в каждом месяце, не оплачивалось работодателем, дополнительный выходной день также не предоставлялся, в связи с чем, у работодателя возникла задолженность по заработной плате за работу в выходные и праздничные дни, которая составила 113 324 рубля 46 копеек.

В период с марта 2021 года по март 2022 года ФИО1 ежедневно являлся в Краснофлотский районный суд г. Хабаровска либо в случае распоряжения руководителя - в ОСП по Краснофлотскому району г. Хабаровска не позднее 8 часов 15 минут для прохождения обязательного инструктажа, после чего в 9 часов 00 минут заступал на охрану объекта. Время проведения ежедневных инструктажей за указанный период исключалось ответчиком из табеля рабочего времени и не оплачивалось, дополнительного времени отдыха за указанную переработку также не предоставлялось. Таким образом, в период с 1 марта 2021 года по 14 марта 2022 года время его сверхурочной работы составило 192,75 часов.

25 февраля 2022 года приказом № 16-ЛC ФИО1 был привлечен к дисциплинарной ответственности и лишен премии в марте 2022 года. Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 7 июня 2022 года указанный приказ признан незаконным, однако премия ему выплачена не была, в связи с чем, у ответчика возникла перед ним задолженность по выплате премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей в размере 8 256 рублей.

С учетом уточнений ФИО1 просил взыскать с ответчика задолженность по оплате труда за работу в выходные и праздничные дни в размере 111 008 рублей 46 копеек, задолженность по оплате труда за работу в сверхурочное время в размере 116 625 рублей 15 копеек, компенсацию за задержку оплаты работы в выходные и праздничные дни в размере 33 742 рублей 93 копеек, за задержку оплаты сверхурочной работы в размере 36 630 рублей 39 копеек, компенсацию за задержку выплаты премии в размере 1 650 рублей 38 копеек, компенсацию морального вреда за нарушение трудовых прав на получение оплаты за сверхурочную работу, оплату работы в выходные и праздничные дни, а также выплату премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей в размере 5 000 рублей, компенсацию морального вреда за нарушение трудовых прав и незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности в размере 25 000 рублей, расходы на услуги нотариуса по оформлению доверенности в размере 2 200 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 35 000 рублей.

Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 января 2023 года производство по настоящему гражданскому делу прекращено в части требований о взыскании премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей в связи с отказом истца от иска в указанной части и его принятием судом.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 3 мая 2023 года, исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. С ГУ ФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО в пользу ФИО1 взысканы компенсация за задержку премии в размере 1 324 рублей 56 копеек, компенсация морального вреда в размере 7 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 25 000 рублей.

В кассационной жалобе ФИО1 просил состоявшиеся по данному делу судебные постановления отменить как не соответствующие нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

В письменных возражениях представитель ГУ ФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО полагает судебные акты законными и обоснованными, просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По мнению суда кассационной инстанции, в настоящем деле такого характера нарушения норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций допущены не были.

При рассмотрении спора судами установлено и из представленных материалов гражданского дела следует, что в соответствии с контрактом о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации от 1 июня 2020 года, приказом № 449-лс от 20 мая 2020 года «О назначении на должности сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации в Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области и присвоении специальных званий» ФИО1 проходил службу в органах принудительного исполнения в должности старшего смены на объекте - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Отделения судебных приставов по Краснофлотскому району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО

В соответствии с условиями служебного контракта от 1 июня 2020 года особенности режима служебного времени истцу не устанавливались.

Приказом № 6665-лс от 31 августа 2022 года контракт с ФИО1 расторгнут, и он уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации 19 сентября 2022 года по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

В соответствии с приказом № 16-лс от 5 сентября 2022 года «О выплатах при увольнении со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации ФИО1» ФИО1 произведены выплаты при увольнении: денежного довольствия по 19 сентября 2022 года; компенсации за неиспользованный в 2021 году - основной отпуск в количестве 5 календарных дней; компенсации за неиспользованный в 2021 году - дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в количестве 7 календарных дней; компенсации за неиспользованный в 2021 году дополнительный отпуск за стаж службы в органах принудительного исполнения в количестве 10 календарных дней, компенсации за неиспользованный в 2022 году дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в количестве 4,67 календарных дней; компенсации за неиспользованный в 2022 году дополнительный отпуск за стаж службы в органах принудительного исполнения в количестве 10 календарных дней; единовременного пособия в размере семи окладов денежного содержания.

Согласно денежному аттестату № 79 от сентября 2022 года ФИО1 выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 36,67 дней в размере 99 517 рублей 80 копеек.

Приказами УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 привлекался к работе в выходные и праздничные дни (1 мая 2021 года, 2 мая 2021 года, 3 мая 2021 года, 9 мая 2021 года по приказу № 231 от 29 апреля 202 года; 16 сентября 2021 года, 17 сентября 2021 года, 18 сентября 2021 года по приказу № 446 от 24 августа 2021 года; 3 октября 2021 года, 10 октября 2021 года, 23 октября 2021 года, 31 октября 2021 года по приказу № 523 от 7 октября 2021 года; 6 ноября 2021 года по приказу № 552 от 26 сентября 2021 года; 5 декабря 2021 года, 19 декабря 2021 года по приказу № 596 от 1 декабря 2021 года; 16 января 2022 года по приказу № 2 от 11 января 2022 года; 5 февраля 2022 года, 12 февраля 2022 года, 20 февраля 2022 года, 27 февраля 2022 года по приказу № 29 от 4 февраля 2022 года; 7 марта 2022 года по приказу № 40 от 18 февраля 2022 года) с предоставлением дней отдыха соответствующей продолжительностью в другие дни недели.

В табелях учета рабочего времени зафиксированы часы работы истца в указанные даты: 1 мая 2021 года, 2 мая 2021 года, 3 мая 2021 года, 9 мая 2021 года- 0 часов; 16 сентября 2021 года, 17 сентября 2021 года, 18 сентября 2021 года - 8 часов; 3 октября 2021 года, 10 октября 2021 года, 23 октября 2021 года, 31 октября 2021 года - 0 часов; 6 ноября 2021 года - 8 часов; 5 декабря 2021 года, 19 декабря 2021 года - 8 часов; 16 января 2022 года - 0 часов; 5 февраля 2022 года, 12 февраля 2022 года, 20 февраля 2022 года, 27 февраля 2022 года - 0 часов; 7 марта 2022 года в табеле значится как выходной день.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 151, 1064 Гражданского кодекса РФ, статей 99, 101, 236, 237, 392 Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-Ф3 «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положениями Приказа Минюста России от 30 марта 2020 года № 72 «Об утверждении Порядка привлечения сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, Порядка замены части основного отпуска сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, превышающей 30 календарных дней, денежной компенсацией и Порядка предоставления сотруднику органов принудительного исполнения Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации вместо предоставления дополнительных дней отдыха», положениями Приказа ФССП России от 13 марта 2020 года № 192 «Об утверждении Перечня должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации, при замещении которых сотрудникам может устанавливаться ненормированный служебный день», положениями приказа ФССП России от 17 декабря 2015 года № 596 «Об утверждении Порядка организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов», установив факт задержки выплаты премии истцу, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части денежной компенсации предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса РФ за нарушение представителем нанимателя установленного срока выплаты премии.

В связи с нарушением трудовых прав истца в указанной части, суд в соответствии с положениями статьи 237 Трудового кодекса РФ взыскал в пользу истца денежную компенсацию морального вреда.

Отказывая в удовлетворении требований о взыскании задолженности по оплате за работу в выходные и праздничные дни, суд первой инстанции исходил из того, что в отсутствие волеизъявления сотрудника, выраженного в форме поданного в текущем году рапорта о предоставлении вместо дней отдыха денежной компенсации, являющегося обязательным условием реализации права на получение такой компенсации, ее выплата по инициативе работодателя невозможна, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в заявленной части.

Разрешая требования истца о взыскании задолженности за работу в сверхурочное время и производных требований о взыскании компенсации за задержку оплаты, суд исходил из того, что время проведения инструктажа является подготовкой к несению службы, а проведение инструктажа является обязательным условием для заступления на службу, сверхурочной работой не является.

Проверяя решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, отклонив доводы жалобы о наличии у истца права на получение денежной компенсации за работу в выходные и праздничные дни, поскольку доказательств обращения истца в установленной Порядком форме с соответствующими рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха либо денежной компенсации истцом не представлено, в связи с чем, у представителя нанимателя не возникло обязанности по оплате отработанного в выходные и праздничные дни времени.

Судебная коллегия указала, что судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в силу специфики службы обязан обеспечивать общественный порядок в зданиях, помещениях судов, осуществлять охрану зданий, помещений органов принудительного исполнения Российской Федерации, осуществлять иную деятельность, связанную с обеспечением безопасности при исполнении служебных обязанностей, что также установлено должностной инструкцией, ввиду чего прохождение инструктажа относится к подготовке работника к исполнению должностных обязанностей, является условием надлежащего исполнения служебных обязанностей, что нельзя признать сверхурочной работой.

Изложенные в решении суда и апелляционном определении выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, нормам права подлежащим применению к спорным правоотношениям.

В соответствии с положениями части 2 статьи 3 и части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в случаях, не урегулированных ими.

С 01 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 01.10.2019 г. N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 328-ФЗ), предметом регулирования которого являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника (часть 1 статьи 2).

В статье 1 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ) дано определение службы в органах принудительного исполнения как вида федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.

Исходя из положений части 2 статьи 3 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ, в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах принудительного исполнения, применяются нормы трудового законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ служебное время - время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка органа принудительного исполнения, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени. Формы документов учета служебного времени сотрудников и порядок их заполнения определяются федеральным органом принудительного исполнения.

Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в органах принудительного исполнения в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя. Перечень районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей и других местностей с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностей, высокогорных районов, пустынных и безводных местностей, для предоставления сотрудникам социальных гарантий, предусмотренных настоящей частью и частью 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 53 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ).

Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в органах принудительного исполнения, утверждаемым федеральным органом принудительного исполнения. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 6 статьи 58 настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 53 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ).

Приказом ФССП России от 13 марта 2020 г. N 192 утвержден перечень должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации, при замещении которых сотрудникам может устанавливаться ненормированный служебный день.

Пунктом 2.7 Перечня должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации, при замещении которых сотрудникам может устанавливаться ненормированный служебный день (в редакции действовавшей на дату заключения ФИО1 контракта) поименована должность старший смены на объекте - судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (часть 5 статьи 53 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ).

Положениями статьи 54 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ предусмотрено, что режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка органа принудительного исполнения. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом (часть 1). Режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня (часть 2).

На основании статьи 64 Федерального закона N 328-ФЗ обеспечение сотрудника денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 марта 2020 г. N 72 утвержден Порядок привлечения сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, порядка замены части основного отпуска сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, превышающей 30 календарных дней, денежной компенсацией и порядка предоставления сотруднику дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации вместо предоставления дополнительных дней отдыха в соответствии с приложением (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Приложения 1 Порядка сотрудник территориального органа привлекается к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании приказа руководителя территориального органа принудительного исполнения.

В силу пункта 7 приложения 3 Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели.

В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе - о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации, и вид компенсации (пункты 8, 9 Порядка).

В силу пункта 10 Порядка предоставление дополнительных дней отдыха за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).

Согласно пункту 11 Порядка по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных, дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом ФССП России от 17 января 2020 г. N 103 «Об утверждении Порядка обеспечения довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и порядка оказания материальной помощи сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации».

При этом в соответствии с действующим Порядком для реализации сотрудником органов принудительного исполнения права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений пунктов 7, 8 Порядка, компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется в другие дни недели, а дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к основному или дополнительному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.

Согласно пункту 14 указанного Порядка обеспечения довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации - за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (далее - сверхурочная работа) выплачиваются денежные компенсации (далее - денежная компенсация) в следующих размерах: - за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка; - сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка.

Пунктом 15 Порядка определено, что сотрудникам, выполняющим служебные обязанности на основании графика сменности, устанавливается суммированный учет рабочего времени (год, полугодие, квартал). Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. При суммированном учете рабочего времени денежная компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов за учетный период выплачивается в следующем порядке: в полуторном размере оплачиваются сверхурочные часы, не превышающие в среднем двух часов за каждый рабочий день в учетном периоде по календарю рабочей недели, установленному в подразделении, а остальные часы оплачиваются в двойном размере часовой ставки. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка.

Денежная компенсация выплачивается на основании приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника (пункт 16 Порядка).

Служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности (пункт 17 Порядка).

Таким образом, установленное законодателем специальное правовое регулирование предусматривает определенный порядок получения компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Правильно применив приведенные нормы материального права, установив, что в соответствии с условиями служебного контракта от 1 июня 2020 года ФИО1 особенности режима служебного времени не устанавливались, федеральный законодатель допускает привлечение сотрудника исполняющего обязанности в должности - старший смены на объекте - судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов к осуществлению профессиональной служебной деятельности за пределами нормальной продолжительности служебного времени, предусматривая в качестве специальной гарантии, обеспечивающей реализацию конституционного права на отдых, предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день, что при увольнении со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации по выслуге лет истцу произведена выплата компенсации за неиспользованный отпуск в общем количестве 36,67 дней, из которых компенсация за неиспользованный в 2021 году дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в количестве 7 календарных дней; компенсация за неиспользованный в 2022 году дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в количестве 4,67 календарных дней, принимая во внимание, что с соответствующим рапортом в 2021-2022 годах о предоставлении дополнительных дней отдыха с присоединением к ежегодному отпуску или отдельно от отпуска ФИО1 не обращался, учитывая, что выплата денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные, праздничные дни может осуществляться в соответствии с Порядком только по просьбе сотрудника, изложенной в рапорте, и осуществляется в текущем году, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания в пользу ФИО1 денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни.

Разрешая требования ФИО1 о взыскании задолженности за сверхурочную работу, с учетом характера спорных отношений, заявленных исковых требований и их обоснования, проанализировав Порядок организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, утвержденный Приказом ФССП России от 17 декабря 2015 г. N 596, должностную инструкцию старшего смены на объекте - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отделения судебных приставов по Краснофлотскому району г. Хабаровска, утвержденную руководителем УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области 10 июня 2021 года, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правомерному выводу об отсутствии доказательств привлечения ФИО1 к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, и об отсутствии оснований для взыскания в пользу ФИО1 денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (время прибытия на службу для прохождения инструктажа).

Приказом ФССП России от 17 декабря 2015 г. N 596 утвержден Порядок организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - Порядок), пунктом 2.7 которого установлено, что время проведения инструктажа является подготовкой к несению службы, что определено спецификой службы и соответствующей должности.

Из содержания абзаца 7 пункта 2.2 и абзаца 9 пункта 2.3 Порядка следует, что ежедневно проводится инструктаж судебных приставов по ОУПДС перед заступлением на службу.

Пунктами 2.7.1, 2.7.2 Порядка предусмотрено, что инструктаж проводится старшим судебным приставом, заместителем старшего судебного пристава, отвечающим за обеспечение установленного порядка деятельности судов (при его отсутствии - старший смены на объекте - судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов), судебные приставы по ОУПДС ставят подпись в постовой ведомости о прохождении инструктажа и приступают к несению службы.

В соответствии с должностной инструкцией старшего смены на объекте - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отделения судебных приставов по Краснофлотскому району г. Хабаровска, утвержденной руководителем УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области 10 июня 2021 года, основные права и обязанности старшего смены на объекте - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов установлены статьей 11, 12, 13 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункты 3.1, 4.1).

В соответствии с пунктом 4.1 указанной должностной инструкции старший смены на объекте - судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов должен исполнять обязанности сотрудника, предусмотренные статьями 12, 13 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4.1.3), соблюдать правила внутреннего служебного распорядка территориального органа (пункт 4.1.5).

В соответствии с требованиями должностной инструкции старший смены на объекте - судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов также обязан прибывать к месту несения службы в установленной форме одежды, экипировки и ко времени, определенному начальником отделения (пункт 4.3.26), непосредственно перед заступлением на службу ежедневно проходить инструктаж под руководством начальника отделения или его заместителя и проводить такой инструктаж (пункт 4.3.44).

С учетом изложенного судом первой и апелляционной инстанций прохождение истцом инструктажа правомерно расценено как обязательное условие допуска истца к службе, относится к подготовке работника к исполнению должностных обязанностей, поскольку судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в силу специфики службы обязан обеспечивать общественный порядок в зданиях, помещениях судов, осуществлять охрану зданий, помещений органов принудительного исполнения Российской Федерации, осуществлять иную деятельность, связанную с обеспечением безопасности при исполнении служебных обязанностей, что также установлено должностной инструкцией, в связи с чем невключение времени прохождения инструктажа в период фактически отработанного времени, не является нарушением части 4 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку является условием надлежащего исполнения служебных обязанностей.

Вопреки доводам кассационной жалобы заявителя, при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, верно применены нормы материального и процессуального права, а выводы суда, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы кассационной жалобы, со ссылкой на графики выхода на службу личного состава судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов отделения судебных приставов по Краснофлотскому району г. Хабаровска, постовые ведомости, табели учета рабочего времени, приказы на дежурства в выходные и нерабочие праздничные дни, о выполнении истцом служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, работе в выходные и нерабочие праздничные дни, повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции, которым дана правовая оценка, кроме того, доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что недопустимо в силу полномочий суда кассационной инстанции, определенных статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценивая представленные стороной истца графики выхода на службу личного состава судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов отделения судебных приставов по Краснофлотскому району г. Хабаровска, суд учел, что представленные графики не подписаны, не согласованы, не утверждены сторонами служебного контракта и не подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в связи с чем, по смыслу статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть признаны надлежащими доказательствами.

Нарушений требований процессуального законодательства, свидетельствующих о нарушении правил оценки доказательств и искажению фактических обстоятельств дела, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.

Кассационная жалоба не содержит ссылок на новые, не установленные судом апелляционной инстанции, нуждающиеся в дополнительном исследовании имеющие значение для дела обстоятельства, которые могли повлиять на выводы судебной коллегии.

При таких обстоятельствах, предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 3 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи