ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-6924/2022 от 11.08.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

88-6924/2022

УИД: 27RS0001-01-2021-005380-92

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 августа 2022 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Старовойт Р.К.

судей Хребтовой Н.Л., Панфиловой Л.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левковицкого Владимира Юрьевича к Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края, Правительству Хабаровского края о возмещении компенсации морального вреда

по кассационной жалобе Левковицкого Владимира Юрьевича

на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 7 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 16 марта 2022 года

Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Левковицкий В.Ю. обратился в суд с иском к Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании компенсации морального вреда, указав, что является нанимателем жилого помещения по проспекту 60 лет Октября в . Дом введён в эксплуатацию в 1959 году как временный, со сроком эксплуатации пять лет, в 1970 году, в связи его аварийностью был списан, капитальный и текущий ремонт со дня постройки не производился. Согласно справке о техническом состоянии строения МКД № от 11 августа 2008 года № 1153 общий процент износа по данным обследования Управления технической инвентаризации на 15 апреля 1995 года составляет 70 процентов. Согласно Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа «Город Хабаровск» на 2011 - 2025 годы, утверждённой Решением Хабаровской городской Думы от 01.05.2011 года № 325 к ветхому жилью относятся дома: каменные - с износом более 70%, деревянные и прочие с износом более 65%. Не смотря на то, что МКД № на 1995 года имел 70% износа и находился в статусе ветхого жилого дома, администрация города Хабаровска, на основании заявки от 31.10.2013 умышлено включила дом в региональную Программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 - 2043 годы, утверждённую постановлением Правительством Хабаровского края от 30.12.2013 N 479-пр. Согласно ложной заявке региональная программа формировалась с использованием информационной системы 1C: УПП ЖКХ 8.3, которая автоматически анализировала, и выстраивала дома, в том числе согласно плановым периодам работ по капитальному ремонту. В связи с тем, что плановые работы по капитальному ремонту в МКД со дня эксплуатации не выполнялись, в справке отсутствовали эти данные, дом был расценен как «новостройка», плановые работы по капитальному ремонту определены на поздние сроки, а именно, на 2021 - 2035 годы. Согласно данным автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ» МКД городской межведомственной комиссией, признан аварийным, и подлежащим реконструкции (заключение комиссии от 18 февраля 2019 года № 652). Постановлением администрации города МКД признан аварийным и подлежащим реконструкции от 15 марта 2019 года № 752. Постановлением Правительств Хабаровского края от 28 марта 2019 года № 118-пр утверждена Адресная программа переселения граждан из аварийного жилого фонда до 1 января 2017 года, на 2019 - 2025 годы. Прокуратурой города Хабаровска в рамках проверки, проведенной по его обращению, установлено, что 29.12.2020 на заседании городской межведомственной комиссии принято решение о признании аварийным и подлежащим сносу. Полагал, что связи с умышленной ложной заявкой, поданной администрацией города, МКД не был включен в программу переселения из аварийного жилищного фонда. Левковицкий В.Ю. неоднократно обращался в Правительство Хабаровского края о коррупции, нарушении его жилищных прав, антисанитарных жилищных условиях, однако Правительство Хабаровского края никаких мер по данным обращениям не предпринимало, в связи с чем, Левковицкий В.Ю. и его семья понесли нравственные страдания.

Просил обязать Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю возместить истцуа Левковицкого В.Ю. компенсацию морального вреда в сумме 150 000 рублей.

Определениями Центрального районного суда г. Хабаровска в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Хабаровского края, Правительство Хабаровского края, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Министерство ЖКХ Хабаровского края, Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 7 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 16 марта 2022 года решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 7 декабря 2021 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Левковицкий В.Ю. просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, принятые по мнению заявителя, с нарушением норм материального и процессуального права. Настаивая на заявленных требованиях, указывает, что бездействиями Правительства Хабаровского края и администрации города Хабаровска, ненадлежащим содержанием жилищного фонда, придомовых территорий, нарушены его права и законные интересы членов его семьи.

В письменных возражениях Правительство Хабаровского края и Министерство финансов Хабаровского края просят в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.

Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.

При разрешении исковых требований судом установлено, что Левковицкий В.Ю. является нанимателем жилого помещения – .

Постановлением Администрации г. Хабаровска от 10 октября 2014 года №4395 поручено: 1) провести капитальный ремонт жилого . 2) Управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города (Андрющин А.А.) организовать работу: 2.1. По проведению капитального ремонта жилого в установленном законе порядке. 2.2. По отселению жильцов в жилые помещения маневренного фонда до начала производства работ по капитальному ремонту в установленном законе порядке. 3). Управлению жилищного фонда и приватизации жилья администрации города (Селиванова Г.А.) заключить с гражданами, подлежащими отселению, договоры найма жилых помещений маневренного фонда на время проведения капитального ремонта жилого .

На обращение Левковицкого В.Ю. на имя прокурора Хабаровского края 01 августа 2018 года был дан ответ №7-648-2018/10877-18, согласно которому 30 июля 2013 года на заседании городской межведомственной комиссии в отношении МКД принято решение о необходимости проведения капитального ремонта. Администрацией города Хабаровска разработана проектно-сметная документация на проведение работ по капитальному району, в целях заключения муниципального контракта готовятся документы для объявления конкурса. По выявленным нарушениям, 31 июля 2018 года прокурором Железнодорожного района г. Хабаровска в адрес МУП г. Хабаровска «УО МКД» внесено представление. В отношении должностного и юридического лица МУП г. Хабаровска «УО МКД» инициирована процедура привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Кроме того, установлено, что МКД включен в Программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домахна 2014-2043 годы, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2013 года №479-пр. на основании заявки администрации города Хабаровска от 31 октября 2013 года №1.130-4944 МКД включен в региональную программу капитального ремонта в 2013 году. Вместе с тем, данная заявка не соответствовала требованиям, установленным законом Хабаровского края от 24.07.2013 №296 и Приказом №59, поскольку отсутствовали данные о сроках капитального ремонта каждого конструктивного элемента, о сроках их последнего проводимого капитального ремонта, физического износа. Региональная программа формировалась с использованием информационной системы 1С: УПП ЖКХ 8.3, которая автоматически анализировала, и выстраивала дома, в том числе согласно плановым периодам работ по капитальному ремонту. В связи с отсутствием в заявке администрации города вышеуказанных данных система расценила дом как «новостройку» с нулевым физическим износом, и рассчитала плановый год капитального ремонта от даты занесения дома в систему, то есть от октября 2013 года. Таким образом, плановые года капитального ремонта конструктивных элементов по МКД определены на поздние сроки 2021-2035 годы.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 февраля 2019 года отказано в удовлетворении исковых требований Левковицкого В.Ю. к первому заместителю Мэра г. Хабаровска по городскому хозяйству Чернышову С.А., администрации г. Хабаровска, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании ущерба, возложении обязанности предоставить жилое помещение.

Согласно акту проверки от 21 августа 2020 года №П2020-02.1-0735 после принятия администрацией города Хабаровска решения по отселению жителей МКД в срок до 2027 года, деформация конструктивных элементов продолжается, состояние несущих конструкций ухудшается, что создает реальную угрозу обрушения несущих конструкций здания в любое время, а, следовательно, угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан, проживающих в МКД . На основании изложенного срок отселения граждан до 2027 г., установленный администрацией города Хабаровска не является разумным, что противоречит части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 49 Положения № 47. По результатам проверки выдано предписание от 21 августа 2020 г. № П2020-02.1-0735 на устранение нарушений части 4 статьи 15, части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 49 Постановления № 47, со сроком исполнения 31 декабря 2020 г.

На обращение Левковицкого В.Ю. Правительство Хабаровского края от 27 августа 2020 года №Л-6295ж-3061 дан ответ, что в ходе проверки установлено, что физический износ МКД по проспекту 60 лет Октября – 1959 года постройки по состоянию на 2021 год – 71%. Определение срока сноса или реконструкции многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или конструкции, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления, однако, согласно части 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации срок отселения и сноса либо реконструкции аварийного дома должен быть разумным. Администрацией города Хабаровска издано постановление от 15 марта 2019 года №752 «О признании многоквартирного аварийным и подлежащим реконструкции и определения срока отселения жильцов МКД». Согласно данному постановлению установлен срок отселения жильцов МКД в жилые помещения манёвренного фонда до 2027 года.

28 августа 2020 года Правительством Хабаровского края №КО-6412ж-3081 на обращение Левковицкого В.Ю. с просьбой о личном приеме по вопросу непринятия мер администрацией г. Хабаровска в решении жилищного вопроса дан ответ, из которого следует, что в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 19 августа 2020 г. № 346-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 10 июня 2020 г. № 252-пр «О снятии отдельных ограничительных мероприятий, установленных в связи с введением режима повышенной готовности в условиях распространения новой корона-вирусной инфекции» сохранены ограничения (режим самоизоляции) на нахождение по месту проживания для граждан старше 65 лет на 14 календарных дней в период с 24 августа по 06 сентября 2020 г. включительно, в связи с чем, в настоящее время проведение личного приема не представляется возможным. По информации администрации ДД.ММ.ГГГГ на заседании межведомственной комиссии повторно был рассмотрен вопрос о проведении оценки соответствия жилого требованиям, установленным Положением №47. Межведомственной комиссией принято решение о проведении обследования МКД № специализированными организациями и после предоставления соответствующих заключений проведении процедуры оценки в соответствии с пунктом 47 Положения №47. Вопрос о проведении оценки соответствия МКД требованиям установленным Положением №47, будет рассмотрен на заседании межведомственной комиссии, после проведения обследования специализированными организациями и предоставления соответствующих заключений.

10 февраля 2021 года прокуратурой Хабаровского края на обращение Левковицкого В.Ю. о неисполнении решения суда и другим вопросам дан ответ, из которого следует, что прокуратурой города неоднократно проводились проверки по обращению Левковицкого В.Ю. о неисполнении решения суда, возбуждении уголовного дела по ст. 315 Уголовного кодекса РФ в отношении заместителя мэра города Хабаровска Чернышова С.А., незаконном заключении муниципальных контрактов. Обращения рассмотрены в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», о чем Левковицкому В.Ю. в установленные сроки направлялись ответы. В рамках настоящей проверки установлено, что во исполнение требований, изложенных в представлении прокурора города, 29.12.2020 на заседании городской межведомственной комиссии принято решение о признании аварийным и подлежащим сносу. Таким образом, в связи с принятием решения о сносе дома, проведение капитального ремонта является экономически нецелесообразным. Администрацией города неоднократно принимались меры к переселению семьи Левковицкого В.Ю. в жилое помещение маневренного фонда. Так, 12 августа 2020 года Левковицкому В.Ю. на состав семьи 3 человека предоставлялось жилое помещение маневренного фонда по адресу: , жилой площадью 21,3 кв.м., а также выдан перечень документов для предоставления жилого помещения маневренного фонда. До настоящего времени Левковицкий В.Ю. с заявлением с необходимыми документами для рассмотрения вопроса о предоставлении указанного жилого помещения не обратился. 12 января 2021 года администрацией города предложено жилое помещение маневренного фонда, расположенное по адресу: , жилой площадью 20.3 кв.м., от переселения, в которое Левковицкий В.Ю. отказался. Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма, разъяснено, что необходимо иметь статус малоимущего, состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением администрации г. Хабаровска от 30 апреля 2021 года №1634 многоквартирный признан аварийным и подлежащим сносу. Управлению жилищного фонда и приватизации жилья администрации города (Верещагина С.Н.) поручено организовать работу по переселению граждан, проживающих в жилых помещениях , в срок до 2023 года. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города (Климочкин А.В.) необходимо организовать работу по сносу после регистрации права муниципальной собственности на все помещения в указанном доме.

Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 02 августа 2021 года отказано в удовлетворении исковых требований Администрации г. Хабаровска к Левковицкому В.Ю., Левковицкому В.В., действующему также в интересах несовершеннолетних детей, о переселении в жилое помещение маневренного фонда, площадью 20.3 кв.м.

26 ноября 2021 года Управлением жилищного фонда и приватизации жилья дан ответ, из которого следует, что Постановлением администрации г. Хабаровска от 30 апреля 2021 года № 1634, признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с порядком предоставления жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда, утвержденным постановлением администрации города Хабаровска от 21.10.2019 № 3448 «О муниципальном специализированном жилищном фонде», для рассмотрения вопроса о предоставлении жилого помещения маневренного фонда гражданин лично или уполномоченное им лицо обращается в администрацию города самостоятельно с предоставлением необходимых документов, которые заявитель должен предоставлять сам. Предоставление жилых помещений маневренного фонда носит заявительный характер. В связи с признанием аварийным и подлежащим сносу, на фасаде указанного дома специалистами управления жилищного фонда и приватизации жилья администрации города размещены объявления о возможности предоставления жилых помещений маневренного фонда. По состоянию на 24 ноября 2021 года жильцам дома жилые помещения маневренного фонда администрацией города не предоставлялись.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 12, 18, 23, 129, 130 Конституции Российской Федерации, ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2, 13, 20, 167, 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Закона Хабаровского края от 24 июля 2013 года № 296 «О регулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края», положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о главном управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование доводов и возражений в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

При этом суд первой инстанции указал на то, что оснований для не включения МКД в заявку, поданную региональному оператору в 2013 году, у администрации г. Хабаровска не имелось.

Отклоняя доводы стороны истца о ненадлежащем исполнении Правительством Хабаровского края деятельности по противодействию коррупции в органах местного самоуправления, контроля за соблюдением органами местного самоуправления выполнения возложенных на них полномочий, суд первой инстанции указал на то, что фактов несоблюдения ограничений, запретов и обязанностей, определенных положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в ходе судебного разбирательства не установлено.

Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу, что со стороны администрации г. Хабаровска отсутствовало противоправное бездействие при решении вопроса с исполнением решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 1 марта 2016 года по проведению капитального ремонта МКД .

Кроме того, суд первой инстанции указал на то, что региональный государственный жилищный надзор в Хабаровском крае осуществляет главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края, которым неоднократно проводились внеплановые проверки в отношении МУП г. Хабаровска «Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах», по результатам выдавались предписания об устранении выявленных нарушений эксплуатации МКД 233, кроме того, неоднократно были рассмотрены обращения истца и проведены с участием Левковицкого В.Ю. проверки Предприятия в части надлежащего исполнения полномочий по содержанию МКД 233. По результатам проведенных проверок, рассмотрения обращений истца в адрес последнего направлены соответствующие ответы, что свидетельствует о принятии органами исполнительной власти Хабаровского края, уполномоченных на осуществление государственного жилищного надзора, мер, предусмотренных законодательством.

Суд первой инстанции, установив, что обращение Левковицкого В.Ю. рассмотрено Правительством Хабаровского края в соответствии с требованиями действующего законодательства, уполномоченным должностным лицом, в установленный законом срок, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о компенсации морального вреда, так как истцом не представлено допустимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав действиями либо бездействием должностных лиц, а также о причинении истцу нравственных и физических страданий в результате действий должностных лиц.

Кроме того, суд первой инстанции указал на то, что администрацией города Хабаровска неоднократно принимались меры к переселению семьи Левковицкого В.Ю. в жилое помещение маневренного фонда, Левковицкий В.Ю. с заявлением и необходимыми документами для рассмотрения вопроса о предоставления жилого помещения не обратился.

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции, находя их верными, основанными на правильном применении действующего гражданского законодательства и верном определении обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции являются правильными, в судебном постановлении мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.

Отклоняя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно исходил из того, что в силу п.1 ч.2 ст. 168 ЖК РФ в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, законом Хабаровского края от 24.07.2013 № 296 «О регулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края» в период подготовки и утверждения краевой программы капитального ремонта не было установлено в качестве основания для не включения многоквартирного дома в краевую программу физический износ более 70 %., включение жилого в краевую программу капитального ремонта требованиям закона не противоречило.

Впоследствии постановлением администрации г. Хабаровска от 30 апреля 2021 года №1634 многоквартирный признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с мероприятиями по сносу аварийного жилого дома истцу неоднократно предлагались жилые помещения маневренного фонда для переселения. Обращения истца рассмотрены Правительством Хабаровского края в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», о чем Левковицкому В.Ю. в установленные сроки направлены ответы.

Основания и мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанции пришли к данным выводам полно и объективно изложены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной мотивировке не нуждаются.

Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, между тем, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции правом оценки доказательств и установления обстоятельств, не наделен.

Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, судами была произведена полно и всесторонне, нормы процессуального права судами нарушены не были.

Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 7 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 16 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Левковицкого Владимира Юрьевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи