ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-7196/2021 от 21.10.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

88-7196/2021

27RS0003-01-2020-005437-90

Девятый кассационный суд общей юрисдикции

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

21 октября 2021 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего Виноградовой О.Н.,

судей Аноприенко К.В., Кравченко А.И.,

с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маториной О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

по кассационной жалобе ЖКС № 3 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 19 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 2 июня 2021 года.

Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н.., выслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маториной О.А., судебная коллегия

установила:

Заместитель военного прокурора Биробиджанского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, филиалу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу, жилищно-коммунальной службе № 3, с учетом уточнения исковых требований просил суд признать незаконным бездействие Минобороны РФ, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>; обязать ФИО1 РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить выполнение капитального ремонта указанного многоквартирного дома, связанного с: ремонтом кровли (26 кв.м), установкой урн – 5 шт., установкой скамеек – 5 шт., установкой бельевой площадки – 1 шт.; обязать ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить выполнение текущего ремонта указанного многоквартирного дома, связанного с: прочисткой вентканалов (45 м), восстановлением защитных зонтов (9 шт.), ремонтом окон (26,21 кв.м), ремонтом дверей (тамбурных/металлических) (7,32 кв.м и 8,27 кв.м), ремонтом козырьков (19,53 кв.м), ремонтом (установкой) внутренних дверей (1 шт.), ремонтом (установкой) дверных замков (3 шт.), ремонтом отмостки (280 кв.м), ремонтом подвальных помещений (труба отопление Д-80 мм 16 м, задвижки Д-50 мм 4 шт., труба ХВС Д-25мм 20 м, задвижки Д-100 4 шт., труба канализация Д-10 0мм 52 м, замена ВРУ-04 1 шт.), ремонтом инженерного оборудования (трубы ХВС Д-20/25мм 10 м и 12 м, труба отопления Д-20мм 15 м, замена электропровода 300 м).

Решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 19 февраля 2021 года исковые требования военного прокурора удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 2 июня 2021 года решение суда первой инстанции отменено в части возложения на Минобороны России обязанности по выделению финансирования при недостаточности у ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России денежных средств на проведение текущих работ. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ставит вопрос об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанций в связи с неправильным применением норм права.

Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маторина О.А. полагала апелляционное определение подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Разрешая спор и возлагая обязанность по капитальному ремонту здания на Минобороны России как собственника имущества, суд первой инстанции исходил из требований закона о бремени собственника имущества по его надлежащему содержанию, а также правомочиях Минобороны России как собственника осуществлять права владения, пользования и распоряжения имуществом (статьи 210, 209 ГК РФ).

Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами.

Установив, что Минобороны России не выполняет обязательства по взносам на капитальный ремонт общего имущества, что подтверждено информацией НКО «РОКР» от 26 мая 2021 года № 1187, согласно которой задолженность Минобороны России по данному дому составляет 248 187 рублей 07 копеек, и это приводит к фактической невозможности капитального ремонта в рамках региональной программы из-за отсутствия финансирования, суд апелляционной инстанции отклонил доводы Минобороны России о том, что в его компетенцию капитальный ремонт домов военных городков не входит.

Суд кассационной инстанции полагает эти выводы судов правильными.

Вместе с тем, выводы судов в части возложения на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязанности по проведению текущего ремонта многоквартирного дома, расположенного в военном городке, сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил, в пределах своей компетенции осуществляет Министерство обороны РФ (пункт 71 Положения о Министерстве обороны РФ, утверждено Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082).

Принимая решение о возложении обязанности по проведению текущего ремонта дома на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из содержания Устава учреждения от 3 марта 2017 года, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества обеспечивает содержание (эксплуатацию), а значит, по мнению судов, проведение текущего ремонта. Поскольку перечисленные в пункте 14 Устава виды деятельности могут быть отнесены к работам по текущему ремонту, то, как указал суд апелляционной инстанции, их выполнение учреждением не должно вызывать затруднений.

Между тем, материалами дела не подтверждено и судами не установлено, что спорный многоквартирный дом находится на праве оперативного управления у ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Не дает правовых оснований для возложения на учреждение текущего ремонта многоквартирного дома военного городка и буквальное содержание пунктов 13 и 14 Устава учреждения, так как прямо такой обязанности учреждения не предусматривает.

Суд апелляционной инстанции не учел, что закрепленное в Уставе право ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на такие виды деятельности как проведение текущего и капитального ремонта не обязывает его на осуществление ремонта в отношении любого имущества Минобороны России.

Такая обязанность может быть установлена для бюджетного учреждения в отношении имущества, принадлежащего ему на вещном праве (праве оперативного управления – пункт 1 статьи 123.1 Гражданского кодекса РФ), либо в силу обязательства, возникающего на основании государственного задания (пункт 3 статьи 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»), или на основании договора (контракта) (пункт 4 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

В материалах дела представлена копия договора от ДД.ММ.ГГГГ-УЖФ/ВВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ, который, по утверждению сторон спора, является юридическим основанием для осуществления хозяйственной деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в отношении спорного жилого дома.

Данный договор на предмет принятия учреждением обязательств по текущему ремонту названного дома судом апелляционной инстанции не исследовался.

Наличие государственного задания для ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в рамках которого учреждению поручено проведение текущего ремонта дома по спорному адресу, судом апелляционной инстанции не устанавливалось.

Согласно пункту 6 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 860, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России отнесено к коммунально-эксплуатационным органам (организациям).

В соответствии с пунктом 13 Руководства ФГБУ «ЦЖКУ» предназначено для исполнения и контроля за исполнением контрактов, а также организации и исполнения поставки коммунально-эксплуатационного обеспечения на материально-техническую базу Вооруженных Сил за счет и в пределах субсидий из федерального бюджета, выделяемых: на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ); на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Филиалы ФГБУ «ЦЖКУ» несут ответственность за: обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре; взаимодействие с органами местного самоуправления; принятие решений при участии в комиссии по приемке законченных строительством объектов (пункт 14 Руководства).

Общее руководство коммунально-эксплуатационным обеспечением возложено на Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации (ДЭС) (пункт 7 Руководства).

Пунктами 55-61 Руководства предусмотрено, что текущий ремонт казарменно-жилищного фонда производится с учетом разработанной сметно-технической документации на текущий ремонт; утвержденный командующим войсками военного округа план текущего ремонта в течение одного дня направляется в ДЭС; план текущего ремонта за все Вооруженные Силы формирует ДЭС с последующим утверждением заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающим за организацию материально-технического обеспечения войск (сил), в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на данные работы в текущем году.

Приведенные правила организации текущего ремонта имущества Вооруженных Сил, установленные собственником такого имущества, судом апелляционной инстанции учтены не были. Также не проверено, относятся ли работы, проведение которых возложено на ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ к работам по текущему ремонту.

Поскольку фактические и правовые основания возникновения у ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязанности по проведению текущего ремонта жилого дома судом не установлены, дело подлежит направлению на новое апелляционное рассмотрение.

Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 2 июня 2021 года отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – судебную коллегию по гражданским делам суда Еврейской автономной области.

Председательствующий Судьи