ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-7412/2022 от 17.05.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-7412/2022

№ дела суда 1-й инстанции 2-2237/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 17 мая 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Руденко Ф.Г.,

судей Губаревой С.А., Якубовской Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялта Республики Крым о признании права на ежемесячную денежную выплату по кассационной жалобе Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 09.11.2021.

Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., судебная коллегия

установила:

Н.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялта Республики Крым (далее – ГУ УПФ РФ в г. Ялта Республики Крым) о признании права на ежемесячную денежную выплату.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 07.06.2021 исковые требования Н.Н. оставлены без удовлетворения.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 05.10.2021 произведена замена ответчика ГУ УПФ РФ в г. Ялта Республики Крым правопреемником – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (далее – ГУ ОПФ РФ по Республике Крым).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 09.11.2021 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение о частичному удовлетворении исковых требований Н.Н.

В кассационной жалобе ГУ ОПФ РФ по Республике Крым просит об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.

В обоснование жалобы указано, что судом апелляционной инстанции должным образом не были исследованы материалы дела, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.

По мнению кассатора, судом апелляционной инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.

Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ДД.ММ.ГГГГН.Н. обратился в УПФ в г. Ялте Республики Крым с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты на основании статьи 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».

Н.Н. имеет удостоверение «Участник боевых действий», выданного Министерством обороны Украины ДД.ММ.ГГГГ.

Данное удостоверение в силу Федерального Конституционного закона №6–ФКЗ от 21.03.2014 «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» дает право истцу на меры социальной поддержки, сохраненных для жителей Республик Крым в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2014 № 421 «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельные категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым и города Федерального значения Севастополя».

Из ответа Департамента социальной политики г. Ялты от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец состоит на учете как получатель мер социальной поддержки на коммунальные услуги и оплату жилого помещения по категории Ветеран боевых действий, согласно Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым", также получает ежегодную выплату к 9 мая на основании Постановления Совета Министров РК от 30.03.2015 г. № 141 «Об утверждении Порядка денежной выплаты ветеранам войны и жертвам нацистских преследований».

Ежемесячная денежная выплата, установленная Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" истцу не назначалась в связи с отсутствием удостоверения «ветеран боевых действий», оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Истцом также предоставлены первичные документы, подтверждающие участие в боевых действиях, в связи с чем был установлен соответствующий статус и выдано удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ.

Архивной справкой Центрального военно-морского архива от ДД.ММ.ГГГГ, на которую ссылается Военный комиссариат Республики Крым в справке от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что Н.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в воинских частях 20444, 49226 разведки Тихоокеанского флота; значится в составе воинской части малого разведывательного корабля «Барограф», решавшего задачи боевой службы в зоне боевых действий в Южно-Китайском море (Вьетнам) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В 2005 году Ялтинским военным комиссариатом Н.Н. была выдана справка о том, что он участвовал в боевых действиях в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период подлежит зачету в трудовой стаж на льготных условиях – один месяц за три.

До ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период получения пенсии в соответствии с законодательством Украины, Н.Н. начислялась надбавка к пенсии как участнику боевых действий (распоряжениями ПФУ от ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, материалы пенсионного (выплатного) дела по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ содержали необходимые документы, свидетельствующие об установлении Н.Н. , соответствующего статуса.

Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора пришел к выводу о том, что Н.Н. является гражданином Российской Федерации; проживал на территории Республики Крым на ДД.ММ.ГГГГ; имеет действующее удостоверение участника боевых действий; проходил службу в государстве, включенном в перечень, что и послужило основанием для выдачи удостоверения; не имеет обязанности по замене удостоверения на удостоверение российского образца; своевременно обратился в пенсионный орган с заявлением, и на основании Федерального закона № 421-ФЗ Федеральный закон № 5-ФЗ имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 23.1 Федерального закона №5-ФЗ.

Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.

В соответствии со статьей 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", право на ежемесячную денежную выплату имеют: ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона (пункт 3).

Согласно п. 4 - 7 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере: ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, 1 699 руб. (подп. 3 п. 4).

Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации (п. 5). Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 6). Ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения (п. 7).

В соответствии с пунктом 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся:

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;

Применительно к территории Республики Крым, Федеральным законом от 22.12.2014 № 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" определены особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя.

Ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 22.12.2014 № 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что меры социальной поддержки, установленные для ветеранов боевых действий, указанных в подпунктах 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", предоставляются гражданам из числа: ( подпункт 1) участников боевых действий на территориях других стран - военнослужащих Советской Армии, Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности Союза ССР, лиц рядового, начальствующего состава и военнослужащих Министерства внутренних дел Союза ССР (включая военных, технических специалистов и советников), которые по решению Правительства Союза ССР проходили службу в государствах, где в этот период велись боевые действия, и принимали участие в боевых действиях.

В силу ст. 28 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

При этом, ст. 2 Федерального закона от 22.12.2014 № 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" («право на получение мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию») предусмотрено, что реализация прав на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, а также получение выплат по обязательному социальному страхованию осуществляется гражданами с 1 января 2015 года в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21.02.2014.

Документы, являющиеся основанием для предоставления гражданам мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с настоящим Федеральным законом и составленные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык. Документы, подтверждающие право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, могут быть заменены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации. Замена указанных документов осуществляется на основании обращения гражданина в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Ст.12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Исходя из вышеизложенного документы, подтверждающие право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, выданные государственными и иными официальными органами Украины, являются непосредственно действующими без ограничения срока их действия и необходимости какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации.

Замена документов, являющихся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), на аналогичные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, производится исключительно по желанию гражданина.

В связи с этим при замене не требуется дополнительного подтверждения права на льготы, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

По смыслу ст. 2 Федерального закона от 22.12.2014 № 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", гражданин Российской Федерации, постоянно проживавший по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым (то есть до начала действия законодательства РФ, в том числе регламентирующего основания и порядок выдачи удостоверения ветерана боевых действий), имеет право:

- на непосредственное получение мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством РФ, в том числе установленных ст. 3, 23.1 ФЗ №5-ФЗ, в том случае, если гражданин воспользуется своим правом на замену украинского удостоверения на удостоверение российского образца, подтверждающего соответствующий статус;

- на опосредованное (с учетом особенностей, установленных Федеральным законом №421–ФЗ) получение мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством РФ, в том числе установленных ст. 3, ст. 23.1 ФЗ №5-ФЗ, в том случае, если гражданин не воспользуется своим правом на замену украинского удостоверения на удостоверение российского образца, и предоставит документы, подтверждающие соответствующий статус, который был установлен законодательством, действовавшим на территории Республики Крым.

Реализация прав граждан, проживавших на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014, на получение мер социальной поддержки осуществляется по законодательству РФ, но на основании документов, подтверждавших соответствующий льготный статус до 21.02.2014. То есть, объем мер социальной поддержки определяется по законодательству РФ, а особенностью является то, что признается статус граждан, установленный до начала действия на территории Республики Крым законодательства РФ, и выданные им документы, подтверждающие этот статус.

Исходя из вышеизложенного, замена документов ранее выданных государственными или иными официальными органами Украины является правом, а не обязанностью гражданина; вне зависимости от такой замены меры социальной поддержки оказываются на территории Республики Крым в размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом, и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшегося по делу правильного судебного акта суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 09.11.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым – без удовлетворения.

Председательствующий Ф.Г. Руденко

Судьи С.А. Губарева

Е.В. Якубовская