ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-7453/2023 от 02.11.2023 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

88-7453/2023

2-2099/2022

41RS0002-01-2022-004881-38

Девятый кассационный суд общей юрисдикции

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

02 ноября 2023 года г.Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Соловьевой О.В.,

судей Наконечной Е.В., Старовойт Р.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плотниковой М.М. к администрации Елизовского городского поселения Елизовского муниципального района в Камчатском крае о признании незаконным решения о снятии с учета и исключении из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, возложении обязанности восстановить на учете

по кассационной жалобе Плотниковой М.М. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 03 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Плотникова М.М. обратилась в суд с названным иском, указав в обоснование заявленных требований, что на основании постановления администрации Елизовского городского поселения №537-п от 23.12.2011 она и ее сын Плотников А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, были приняты на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма. 28.04.2020 Плотниковой М.М. сроком на три года была предоставлена комната в общежитии, расположенная по адресу: <адрес>, в которую совместно с ней был вселен ее сын Плотников А.В. 19.05.2020 Плотникова М.М. со своим сыном Плотниковым А.В. зарегистрировались в указанной комнате по месту пребывания до 28.04.2023. Постановлением администрации Елизовского городского поселения 696-п от 30.06.2022 Плотникова М.М. и ее сын Плотников А.В. сняты с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, с исключением из списков указанных граждан, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку Плотниковой М.М. не подтвержден статус малоимущей, ее среднемесячный доход с учетом члена семьи - Плотникова А.В. превышает пороговое значение среднемесячного дохода гражданина. Плотникова М.М. с решением администрации Елизовского городского поселения не согласна, поскольку с 29.09.2021 Плотникова М.М. и Плотников А.В. проживали отдельно друг от друга разными семьями в отдельных жилых помещениях, предоставленных на различных правовых основаниях, имели разные источники доходов и самостоятельные бюджеты, самостоятельно оплачивали жилищные и коммунальные услуги. При обращении в администрацию Елизовского городского поселения в августе 2022 года Плотниковой М.М. было отказано в восстановлении на учете граждан по тем же основаниям.

В своих исковых требованиях Плотникова М.М. просила суд признать незаконным решение администрации Елизовского городского поселения №696-п от 30.06.2022 о снятии Плотниковой М.М. с членом семьи - сыном Плотниковым А.В., с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма при администрации Елизовского городского поселения, с исключением из списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма при администрации Елизовского городского поселения; возложить на администрацию Елизовского городского поселения обязанность восстановить Плотникову М.М. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма при администрации Елизовского городского поселения, с включением в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, при администрации Елизовского городского поселения, за номером 103.

Решением Елизовского районного суда Камчатского края от 22.12.2022 исковые требования Плотниковой М.М. удовлетворены частично. Постановление администрации Елизовского городского поселения №696-п от 30.06.2022 признано незаконным в части снятия Плотниковой М.М. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, с исключением из списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма при администрации Елизовского городского поселения. На администрацию Елизовского городского поселения возложена обязанность восстановить Плотникову М.М. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма при администрации Елизовского городского поселения, с включением в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. В удовлетворении исковых требований о признании незаконным постановления администрации Елизовского городского поселения №696-п от 30.06.2022 в части, касающейся Плотникова А.В., отказано. С администрации Елизовского городского поселения в пользу Плотниковой М.М. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 03.05.2023 решение Елизовского районного суда Камчатского края от 22.12.2022 отменено с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В кассационной жалобе Плотниковой М.М. ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу постановления суда апелляционной инстанции, как не соответствующего фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

В судебном заседании суда кассационной инстанции Плотникова М.М. и ее представитель Рыбацкая Т.А., участвовавшие в рассмотрении дела посредством видеоконференц-связи с Петропавловск-Камчатским городским судом Камчатского края, поддержали доводы кассационной жалобы.

Представитель администрации Елизовского городского поселения Сашнина Ю.А., также участвовавшая в рассмотрении дела посредством видеоконференц-связи с Петропавловск-Камчатским городским судом Камчатского края, просила оставить кассационную жалобу без удовлетворения.

Остальные участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено на основании ч.5 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает апелляционноен определение от 03 мая 2023 года подлежащим отмене.

В соответствии с ч.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (ч.3 ст.379.7 ГПК РФ).

Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции по настоящему делу.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (часть 1).

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства (часть 3).

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет (часть 4).

На основании части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса основании для снятия их с учета.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с пунктами 3 и 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Закон Камчатского края от 04 мая 2008 года № 52 устанавливает порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно части 1 статьи 4 Закона Камчатского края от 04 мая 2008 года № 52 по договору социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, если они признаны уполномоченными органами местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом Камчатского края.

В силу статьи 6 названного Закона Камчатского края уполномоченные органы местного самоуправления в установленные сроки проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Перерегистрация граждан осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления с 1 января по 1 апреля один раз в два года.

Для прохождения перерегистрации граждан, состоящих на учете в уполномоченном органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемого из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, гражданин (законный представитель недееспособного гражданина) обязан предоставить в уполномоченный орган местного самоуправления следующие сведения, подтверждающие его статус нуждающегося в жилом помещении: в случае, если за истекший период не произошло изменений в ранее представленных сведениях, гражданин (законный представитель недееспособного гражданина) соответствующей распиской подтверждает неизменность ранее предоставленных им сведений; в случае, если в составе сведений о гражданине произошли изменения, гражданин (законный представитель недееспособного гражданина) обязан предоставить документы, подтверждающие произошедшие изменения.

Уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает проверку обоснованности отнесения гражданина к нуждающемуся в жилом помещении из муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма, с учетом предоставленных документов, осуществляет перерегистрацию соответствующих граждан.

Перерегистрация граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма из жилищного фонда Камчатского края, осуществляется в следующем порядке: граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма из жилищного фонда Камчатского края (законные представители недееспособных граждан), в период, установленный частью 1 настоящей статьи, но не позднее 15 марта текущего года, предоставляют в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Камчатского края необходимые документы, указанные в пунктах 1, 2 части 2 настоящей статьи, подтверждающие их право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Камчатского края, и два заявления: одно - на имя руководителя уполномоченного исполнительного органа государственной власти Камчатского края для подтверждения статуса нуждаемости в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из жилищного фонда Камчатского края, второе - на имя руководителя уполномоченного органа местного самоуправления о перерегистрации права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Камчатского края; поданные документы и заявления рассматриваются Комиссией в порядке, установленном законом Камчатского края, ежегодно в срок с 1 января по 1 апреля. Решение Комиссии направляется в уполномоченные органы местного самоуправления для проведения перерегистрации граждан.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5.6 Закона Камчатского края от 04 мая 2008 года № 52 граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.

Согласно разъяснениям пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

На основании части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Согласно ч.1 ст.196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Рассмотрение дела в апелляционном порядке предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции, в том числе проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (ст.327.1, ст.330 ГПК РФ, п.1, п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

Как установлено по делу, постановлением администрации Елизовского городского поселения от 23 декабря 2011 года Плотникова М.М. с составом семьи 2 человека признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма по месту жительства.

Постановлением администрации Елизовского городского поселения от 18 января 2012 года Плотниковой М.М. на состав семьи 3 человека предоставлено жилое помещение муниципального жилищного фонда некоммерческого использования для временного проживания, расположенное по адресу: <адрес>, площ.35,8 кв.м сроком на 3 года.

Постановлением администрации Елизовского городского поселения от 27 января 2015 года указанное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду (категории общежития).

На основании заключенных между МУП «Спецжилфонд» и Плотниковой М.М. договоров найма жилого помещения в специализированном жилищном фонде (общежитии) от 04.02.2015, 03.03.2016, 23.03.2017 истице на состав семьи из трех человек, включая сыновей Плотникова А.В., Плотникова М.В., предоставлялось вышеназванное жилое помещение на срок с 04.02.2015 по 20.03.2020.

28 апреля 2020 года на основании постановления администрации Елизовского городского поселения от 13 апреля 2020 года между администрацией Елизовского городского поселения и Плотниковой М.М. заключен договор найма жилого помещения в общежитии, по условиям которого нанимателю во владение и пользование совместно с членом семьи - Плотниковым А.В. предоставлено жилое помещение общей площадью 18,3 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания (сроком на 3 года). Изменения в части состава семьи в данный договор в установленном порядке в последующем не вносились. Плотникова М.М. за внесением таких изменений не обращалась.

При этом в предоставлении комнаты 10 было отказано в виду превышения учетной нормы предоставления жилой площади.

Таким образом в связи с выбытием Плотникова М.В. из жилого помещения за истицей и ее сыном Плотниковым А.В., ДД.ММ.ГГГГ.р., была оставлена только одна комната в данной двухкомнатной квартире.

В августе 2020 года Плотникова М.М. обратилась в суд с иском к администрации Елизовского городского поселения о возложении обязанности заключить с ней договор социального найма, где указать в качестве члена ее семьи Плотникова А.В. в отношении жилого помещения общей площадью 22,5 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. В удовлетворении исковых требований было отказано, поскольку спорное жилое помещение является специализированным жилищным фондом, отнесено к категории общежитие, предоставлено истцу на условиях найма специализированного жилого помещения временно с соответствующей нормой предоставления площади жилого помещения в общежитии.

Жилье по <адрес> представляет собой двухкомнатную квартиру. Комнаты и в этой квартире являются самостоятельными объектами жилищных прав.

Постановлением администрации Елизовского городского поселения от 15 сентября 2021 года Плотникову А.В. предоставлено жилое помещение жилищного фонда коммерческого использования по адресу: <адрес>.

Истица зарегистрирована по месту пребывания по адресу <адрес>.

Плотников А.В. до 08.06.2022 года был зарегистрирован по месту пребывания в одной комнате с матерью.

С 08 июня 2022 года он зарегистрирован по месту пребывания в комнате .

Из пояснений Плотниковой М.М. в суде кассационной инстанции видно, что в настоящее время договор коммерческого найма жилого помещения с Плотниковым А.В. продлен на следующий срок.

Таким образом, в связи с заключением с Плотниковым А.М. договора коммерческого найма в отношении комнаты вся квартира по прежнему осталась в пользовании Плотниковой М.М. и Плотникова А.В.

22 февраля 2022 года Плотниовой М.М., как лицом, состоящим на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в администрацию было подано заявление на перерегистрацию с указанием в составе своей семьи сына Плотникова А.В., а также справки о своих доходах и доходах своего сына Плотникова А.В.

С учетом размера дохода Плотникова А.В. администрация Елизовского городского поселения установила, что доход данной семьи превысил пороговое значение, при котором граждане признаются малоимущими и могут состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Как следствие, было принято оспариваемое постановление администрации №696-п от 30.06.2022 о снятии Плотниковой М.М. с сыном Плотниковым А.В. с указанного учета.

Разрешая спор и установив, что не смотря на подачу Плотниковой М.М. на перерегистрацию в 2022 году сведений на себя и на сына как на члена своей семьи, из иных имеющихся в администрации документов однозначно не следовало, что Плотникова М.М. и Плотников А.В. являются одной семьей (Плотников А.В. достиг совершеннолетия, самостоятельно работает, с ним заключен договор на проживание в отдельной комнате, с июня 2022 года он зарегистрирован по этой комнате), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчику необходимо было не ограничиваться поданными на перерегистрацию документами, а проверить фактические обстоятельства проживания Плотниковой М.М. и Плотникова А.В. и исходя из этого разрешить вопрос о возможности (невозможности) снятия указанных лиц (одного из них) с жилищного учета.

Приняв во внимание, что администрация такую проверку не проводила и вынесла постановление о снятии Плотниковой М.М. и Плотникова А.В. с учета лиц, нуждающихся в жилье, исключительно на основании представленных на перерегистрацию документов, суд самостоятельно исследовал обстоятельства проживания Плотниковой М.М. и ее сына, и выяснив, что они, не смотря на то, что живут в одной квартире, перестали быть членами одной семьи, при этом доход Плотниковой М.М. позволяет ей оставаться на жилищном учете в целях обеспечения ее жилым помещением по договору социального найма, посчитал исковые требования подлежащими удовлетворению частично, признав оспариваемое постановление от 30.06.2022 незаконным только в отношении самой Плотниковой М.М. и обязал администрацию восстановить ее на указанном учете.

Пересматривая дело в апелляционном порядке суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что поскольку постановка на учет (перерегистрация на учете) носит исключительно заявительный характер, при этом из сведений самой Плотниковой М.М., представленных на перерегистрацию, следовало, что семья состоит из двух человек, включая Плотникова А.В., и с учетом его заработка размер семейного дохода превысил пороговое значение для признания данной семьи малоимущей, то администрация правомерно вынесла оспариваемое постановление о снятии Плотниковой М.М. и Плотникова А.В. с жилищного учета.

Придя к таким выводам суд второй инстанции отменил вынесенное районным судом решение как ошибочное и принял по делу новое решение об отказе в иске.

Суд кассационной инстанции не может признать выводы суда апелляционной инстанции правильными, так как эти выводы основаны на неверном применении вышеприведенных норм права и не соответствуют совокупности установленных по делу фактических обстоятельств.

Поскольку заявленный в настоящем деле спор затрагивает одно из основополагающих, закрепленных в Конституции Российской Федерации прав – право на жилище, в частности, на получение от государства (муниципалитета) жилого помещения бесплатно при соблюдении оговоренных в законе условий для такого получения (ст.40 Конституции РФ), то в данном случае, принимая во внимание, что Плотникова М.М. состоит на жилищном учете с 2011 года, успела за это время вырастить двоих сыновей, однако, до сих пор жильем по договору соцнайма не обеспечена, и иных причин для ее снятия с учета, кроме превышения размера дохода семьи (включая Плотникова А.В.) порогового значения для признания малоимущей, у администрации не имелось, не допустимо ограничиваться формальным подходом и решать вопрос о правомерности снятия истицы с учета исключительно исходя из характера представленных ею на перерегистрацию сведений, тем более, что из пояснений самой истицы и из ее поведения следовало, что документы на состав семьи из двух человек она представила в связи с тем, что именно в таком составе поставлена на учет, а не по фактическому положению вещей.

В этой связи представляется правильной позиция суда первой инстанции, исходя из которой администрация, располагая всей полнотой документов о проживании Плотниковой М.М. и Плотникова А.В. в квартире по <адрес>, не могла ограничиваться представленными на перерегистрацию документами, а должна была проверить, действительно ли указанные лица являются одной семьей и только с учетом этого разрешить вопрос о необходимости снятия их (одного из них) с соответствующего учета.

Отменяя решение суда первой инстанции суд апелляционной инстанции принял во внимание, что Плотникова М.М. и ее сын по – прежнему занимают одну квартиру, однако, не учел, что применительно к вышеизложенным обстоятельствам, при которых они живут в одной квартире (Плотников А.В. является взрослым мужчиной, достиг ДД.ММ.ГГГГ летнего возраста, самостоятельно работает, с ним заключен договор на проживание в отдельной комнате, с июня 2022 года он зарегистрирован по этой комнате) такое проживание не является безусловным подтверждением принадлежности Плотниковой М.М. и ее сына к одной семье.

Ссылку суда апелляционной инстанции на пояснения самого Плотникова А.В. в судебном заседании краевого суда о том, что они с матерью ведут общее хозяйство (ст.69 ЖК РФ), нельзя признать обоснованной, так как из протокола судебного заседания краевого суда (л.д.100, т.2) этого не следует. Плотников А.В. лишь пояснил, что они с матерью пользуются общим холодильником и общей кухней. При этом указал, что он проживает в отдельной комнате.

В то же время суд первой инстанции подробно исследовал доказательства об обстоятельствах проживания Плотниковой М.М. и ее сына и дал надлежащую оценку этим доказательствам, указав, что названные лица к моменту подачи документов на перерегистрацию фактически перестали быть членами одной семьи. Оснований для переоценки тех же доказательств без установления каких-либо новых обстоятельств у суда апелляционной инстанции не имелось.

Высказываясь о принадлежности Плотниковой М.М. и ее сына к разным семьям суд первой инстанции оценил и учел представленное в дело соглашение между Плотниковой М.М. и Плотниковым А.В. (л.д.46) о порядке оплаты коммунальных услуг. Однако, суд апелляционной инстанции в нарушение вышеприведенных норм процессуального права (ст.67, ст.195, ст.196 ГПК РФ) оставил это обстоятельство без внимания. По какой причине он посчитал невозможным учесть данное доказательство, никак не отразил.

Исходя из изложенного, принимая во внимание, что апелляционное определение от 03 мая 2023 года вынесено при неверном применении норм материального и процессуального права, без учета всей совокупности установленных обстоятельств, являющихся значимыми для правильного разрешения спора, что привело к неправильному рассмотрению дела, суд кассационной инстанции полагает необходимым отменить судебное постановление суда второй инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, которое принято при правильном применении закона и в соответствии с установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь ст.390 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 03 мая 2023 года отменить, оставить в силе решение Елизовского районного суда Камчатского края от 22 декабря 2022 года.

Председательствующий

Судьи: