ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-7465/2022 от 20.04.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-7465/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 20 апреля 2022 г.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Попова А.А., рассмотрев гражданское дело №75MS0055-01-2021-001116-69 по исковому заявлению прокурора Ононского района в защиту интересов ФИО1 к акционерному обществу «Читаэнергосбыт» о защите прав потребителя

по кассационной жалобе акционерного общества «Читаэнергосбыт» на решение мирового судьи судебного участка №53 Ононского судебного района Забайкальского края от 22 июля 2021 г. и апелляционное определение Ононского районного суда Забайкальского края от 22 ноября 2021 г.

установил:

Прокурор Ононского района в защиту интересов ФИО1 обратился в суд с иском к акционерному обществу «Читаэнергосбыт» о защите прав потребителя.

В обоснование требований указано, что прокуратурой района по обращению ФИО1 по поводу задолженности за электроэнергию проведена проверка, по результатам которой установлено следующее. 11 ноября 2019 г. представителем публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (далее — ПАО «Россети Сибирь») проведена проверка прибора учета ЦЭ 6807Б с заводским номером , в результате которой прибор учета не допущен к эксплуатации ввиду истечения периода технической поверки. На основании принятого в результате проверки акта от 11 ноября 2019 г., подписанного представителем ПАО «Россети Сибирь» Б.А.И. и потребителем ФИО1, расчет оплаты за электрическую энергию производился исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем в течение четырех месяцев с ноября 2019 г. по февраль 2020 г. Далее до февраля 2021 г. расчет оплаты производился на основании нормативов, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила). Проведенной проверкой установлено, что принятый в качестве расчета оплаты за потребленную электрическую энергию норматив за период с 1 июля 2020 г. по 26 февраля 2021 г. не может быть признан правомерно примененным. В соответствии с абзацем 1 пункта 59 Правил расчет среднемесячного объема потребления определяется по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев. Проверкой установлено и подтверждается справкой- расчетом по лицевому счету , что фактический период работы прибора учета ФИО1 составил больше 6 месяцев, в связи с чем данные о среднемесячном потреблении представителями АО «Читаэнергосбыт» были известны. Среднемесячное потребление по данным лицевого счета составляет 23 КВт., которое подтверждается самим ответчиком при его применении для расчета оплаты за потребленную электроэнергию с ноября 2019 г. по февраль 2020 г. Данное среднемесячное потребление остается неизменным и в настоящее время. В подпункт «г» пункта 59 Правил 23 декабря 2020 г. внесено дополнение в части, касающейся порядка расчета оплаты за потребление электроэнергии в случаях, когда прибор учета вышел из строя до 1 июля 2021 г., при этом данной норме придана обратная сила. В таких обстоятельствах представителями сетевой организации необходимо было произвести перерасчет оплаты в период с 1 июля по 31 декабря 2020 года с учетом внесенных дополнений. Таким образом, выявлено неправомерное начисление потребителю ФИО1 суммы задолженности по оплате за коммунальную услугу по электроснабжению за период с 1 июля 2020 года по 26 февраля 2021 года. АО «Читаэнергосбыт» неосновательно приобрело за счет ФИО1 сумму, превышающую сумму оплаты за электроснабжение, определенного исходя из среднемесячного объема потребления, в размере <данные изъяты> руб. за 8 месяцев с 1 июля 2020 по 26 февраля 2021 года. ФИО1 была оплачена задолженность, выставленная АО «Читаэнергосбыт» в сумме <данные изъяты> руб. (без учета комиссии в размере 20,00 руб.) и <данные изъяты> руб. (без учета комиссии в размере 20,00 руб.) за период февраля. Кроме того, ФИО1 причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях и ухудшении самочувствия ввиду поступившей информации о возможном отключении от электричества, несправедливостью и недобросовестностью по отношению к ней как потребителю и слабой стороне обязательства, а также в необходимости неоднократного обращения представителям ответчика и в прокуратуру для защиты своих прав.

Решением мирового судьи судебного участка №53 Ононского судебного района Забайкальского края от 22 июля 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением Ононского районного суда Забайкальского края от 22 ноября 2021 г. (с учетом уточнения резолютивной части решения), исковые требования удовлетворены. С АО «Читаэнергосбыт» в пользу ФИО1 взыскано: <данные изъяты> руб. - сумма неосновательного обогащения; <данные изъяты> руб. - компенсация морального вреда.

С АО «Читаэнергосбыт» в пользу ФИО1 взыскан штраф в размере <данные изъяты> руб. (50% взысканной суммы).

С АО «Читаэнергосбыт» в бюджет муниципального района «Ононский район» взыскана государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.

В кассационной жалобе АО «Читаэнергосбыт» ставится вопрос об отмене указанного апелляционного определения, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. Повторяя доводы апелляционной жалобы, указывают, что в случае выхода прибора учета из строя после 1 июля 2020 г. расчет размера платы осуществляется в соответствии с положениями подпункта «г» пункта 59 Правил №354. В соответствии с п. 59, 60 Правил № 354, поскольку прибор учета ФИО1 введен в эксплуатацию 26 февраля 2021 г., то с февраля 2020 г. по февраль 2021 г. расчет платы ведется исходя из норматива потребления коммунальной услуги, в период с ноября 2019 по 31 января 2019 г. - исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.

Относительно доводов кассационной жалобы от прокурора Ононского района Ванчугова И.С. поступили письменные возражения.

В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационный суд не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.

Из материалов дела следует и судами установлено, что ФИО1 проживает по адресу: <адрес>, в которой установлен прибор учета - счетчик электроэнергии с заводским номером .

11 ноября 2019 г. в ходе плановой технической проверки счетчика электроэнергии в квартире по указанному выше адресу установлено, что система учета электроэнергии (прибора учета) не допущена к эксплуатации по причине истечения периода гос. поверки.

26 февраля 2021 г. по названному адресу произведена замена счетчика электроэнергии.

ФИО1 оплатила задолженность, выставленную АО «Читаэнергосбыт» в сумме <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. за период с 1 июля 2020 г. по февраль 2021 г. Не согласившись с начисленной суммой, обратилась к прокурору Ононского района, который установив по результатам проверки обращения ФИО1 нарушения требований законодательства в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, направил ответчику АО «Читаэнергосбыт» представление об устранении данных нарушений, которое ответчиком не исполнено.

Разрешая заявленные исковые требования, суды руководствовались положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, положениями Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Судами учтено, что на основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домов" до 1 января 2021 г. приостановлено действие положений подпункта "а" пункта 32 в части права исполнителя коммунальной услуги требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), подпункта "д" пункта 81(12), подпункта "а" пункта 117, пункта 119, положений подпункта "а" пункта 148(23) в части права исполнителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), пункта 159 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Из материалов дела следует, что исковые требования прокурора заявлены, в том числе, на период действия Постановления № 424, которое предписывало гарантирующему поставщику с 6 апреля 2020 г. за требуемый истцом период по 31 декабря 2020 г. принимать показания приборов учета.

Ресурсоснабжающие организации и управляющие компании начиная с 6 апреля 2020 г. вплоть до 1 января 2021 года обязаны принимать показания всех бытовых приборов учета, в том числе с любым истекшим сроком поверки на момент вступления в силу постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 424.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 года N 2184 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части урегулирования вопроса передачи установленных застройщиком приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщикам" внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановление N 354 пункт 80 (1) после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:

"Гарантирующие поставщики в целях организации учета электрической энергии после истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены. Обязанности по организации проведения такой поверки и сопутствующие расходы несут гарантирующие поставщики. Проведение гарантирующими поставщиками поверки приборов учета электрической энергии, установленных потребителями электрической энергии, допускается до 1 января 2025 г. С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до проведения такой поверки показания такого прибора учета электрической энергии используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено их соответствие метрологическим требованиям, то объем потребленной электрической энергии должен быть пересчитан в соответствии с подпунктом "г" пункта 59 настоящих Правил.".

В пункте 80 (2) абзац первый изложен в следующей редакции: "80 (2). Установка индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме и допуск их к эксплуатации, в случае если по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее прибор учета электрической энергии отсутствовал, истек срок его эксплуатации или он вышел из строя, должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2023 г., а в случае если по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее истек интервал между поверками прибора учета, то поверка прибора учета или установка нового прибора учета должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2021 г. С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до даты проведения поверки соответствующего прибора учета его показания используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в порядке, установленном абзацем вторым пункта 80 (1) настоящих Правил. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено его соответствие метрологическим требованиям, то объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению должен быть пересчитан за указанный период в порядке, предусмотренном пунктом 59 настоящих Правил, исходя из среднемесячных показаний прибора учета электрической энергии или норматива потребления. В иных случаях установка, замена или поверка (с учетом положений пункта 80 (1) настоящих Правил) индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев".

В связи с изложенным, выводы судов обеих инстанций о правомерности взыскания с АО «Читаэнергосбыт» в пользу ФИО1 суммы неосновательного обогащения в размере 1194, 40 руб., а также компенсации морального вреда и штрафа являются обоснованными.

Доводы заявителя кассационной жалобы основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке служить не могут, так как данные доводы направлены на оспаривание вывода суда, которые они не опровергают, и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями ч. 3 ст. 390 ГПК РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, и правом переоценки доказательств не наделен.

Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции

определил:

решение мирового судьи судебного участка №53 Ононского судебного района Забайкальского края от 22 июля 2021 г. и апелляционное определение Ононского районного суда Забайкальского края от 22 ноября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Читаэнергосбыт» - без удовлетворения.

Судья А.А. Попов