ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-7497/2022 от 11.02.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88-7497/2022

№ дела суда 1-й инстанции 2-99/2021

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 11 февраля 2022 года

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Авериной Е.Г., рассмотрев гражданское дело по иску Епремян Г.Ю. к Государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о взыскании недоплаченного пособия по беременности и родам, по кассационной жалобе Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение мирового судьи судебного участка №3 Железнодорожного судебного района г. Симферополя от 5 августа 2021 года, апелляционное определение Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 30 ноября 2021 года,

установил:

Епремян Г.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о взыскании недоплаченной части пособия по беременности и родам в размере 41 873, 23 рубля и судебных расходов в размере 3 000 рублей.

Решением мирового судьи судебного участка №3 Железнодорожного судебного района г. Симферополя от 5 августа 2021 года исковые требования Епремян Г.Ю. удовлетворены. С Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в пользу истца взыскана невыплаченная часть пособия по беременности и родам в размере 41 873, 23 рубля. В доход местного бюджета с ответчика взыскана государственная пошлина в размере 1 456, 19 рублей.

Апелляционным определением Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 30 ноября 2021 года решение мирового судьи оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым просит отменить постановленные судебные акты, в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов ссылается на то, что действующим законодательством предусмотрен порядок расчета и выплаты пособия по беременности и родам, в соответствии с которым, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени, средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. Ввиду чего, сумма выплаты Епремян Г.Ю. по указанному пособию, рассчитанная по ставке 0, 25, составляет 13 958 рублей.

В письменных возражениях Епремян Г.Ю. просит оставить обжалуемые акты без изменения, кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов кассационных жалобы, представления и возражений относительно них суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.

Таких оснований для проведения судебного заседания и извещения лиц, участвующих в деле, не усматривается.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации),

Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, приходит к выводу о том, что по настоящему делу таких нарушений судами не допущено.

Судами установлено и из материалов дела следует, что с 25 апреля 2019 года Епремян Г.Ю. работала на основании трудового договора, заключенного с ИП Остриковым А.Г. на условиях неполного рабочего дня (0. 25 ставки).

С 26 августа 2020 года по 12 января 2021 года – находилась в отпуске по беременности и родам. За указанный период ответчик начислил и выплатил истцу пособие по беременности и родам в размере 13 958 рублей.

Определяя размер пособия по беременности и родам, ответчик исходил из того, что средний заработок Епремян Г.Ю. за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам меньше среднего заработка, исчисленного из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая. В связи с чем, средний заработок для расчета пособия по беременности и родам был принят равным минимальному размеру оплаты труда на день наступления страхового случая, с применением коэффициента 0,25, поскольку истец, трудоустроена на четверть ставки.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 463-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года № 375, исходил из того, что ответчиком размер пособия по беременности и родам начислен неверно, несмотря на то, что на день наступления страхового случая средний заработок Епремян Г.Ю. был ниже минимального размера оплаты труда, размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами подлежал расчету исходя из среднего заработка равного минимальному размеру оплаты труда без учета продолжительности рабочего времени.

Суд кассационной инстанции находит приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанций основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Порядок назначения, размер исчисления, выплаты страхового обеспечения гражданам, имеющим детей - пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ) и Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

В силу части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года № 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которое действовало на момент принятия Фондом социального страхования, оспариваемого решения (далее - Положение № 375).

Пунктом 11 (1) Положения № 375 предусмотрено, что в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Согласно пункту 15 Положения № 375 во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения.

В пунктах 15 (1) - 15 (3) Положения № 375 установлен порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В соответствии с пунктом 15 (3) Положения 3 375 в случаях, указанных в пункте 11 (1) настоящего Положения, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.

Согласно пункту 16 Положения № 375 в случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктами 15 (1) - 15 (3) настоящего Положения.

Таким образом, в случае если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в таком же порядке, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2015 года № 309-КГ15-4727).

Суды установили и материалами дела подтверждается, что на момент наступления страхового случая средний заработок Епремян Г.Ю. был ниже минимального размера оплаты труда. Следовательно, расчет пособия по беременности и родам необходимо производить исходя из среднего заработка, равного минимальному размеру оплаты труда, без учета продолжительности рабочего времени.

Учитывая изложенное, довод Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о том, что Епремян Г.Ю. работала на условиях неполного рабочего дня (0,25 ставки), поэтому расчет пособия по беременности и родам, исходя из минимального размера оплаты труда производится пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица, приводились ответчиком ранее, являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций, обосновано были отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам дела.

Оценка доказательств, исследованных судами первой и апелляционной инстанций, произведена по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их допустимости, относимости, достоверности и достаточности.

Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Иных доводов, влекущих признание оспариваемых судебных постановлений незаконными, кассационная жалоба не содержит.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение мирового судьи судебного участка №3 Железнодорожного судебного района г. Симферополя от 5 августа 2021 года, апелляционное определение Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 30 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым ? без удовлетворения.

Судья Е.Г. Аверина

Постановление21.03.2022