ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-7798/20 от 30.06.2020 Второго кассационного суда общей юрисдикции

Судья первой инстанции: ФИО2 Дело

Судьи апелляционной инстанции: ФИО3 Дело

ФИО4, ФИО5 (докладчик)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июня 2020 года <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего: судьи ФИО6,

судей: ФИО8, ФИО7

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Мещанского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ

по гражданскому делу по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения ЦАО <адрес> об обязании назначить региональную социальную доплату.

Заслушав доклад судьи ФИО8, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к УСЗН ЦАО <адрес>, просила обязать ответчика ей региональную социальную доплату в размере 17500 руб. с момента обращения: с 20 июля 2-18 года.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в ОСЗН <адрес> ЦАО <адрес> с заявлением о назначении региональной социальной доплаты к пенсии, которая была ей назначена в размере 1 657 руб. 18 коп., однако с размером данной доплаты она не согласна, поскольку он ниже прожиточного минимума в <адрес>, а условие об ограничении размера региональной социальной доплаты в зависимости от продолжительности регистрации в <адрес> правовыми актами не установлено и является дискриминационным, субъективным и необоснованным.

Решением Мещанского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению социальной защиты населения ЦАО <адрес> об обязании назначить региональную социальную доплату.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Мещанского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

В кассационной жалобе ФИО1 содержится просьба отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение и удовлетворить исковые требования в полном объеме. Автор кассационной жалобы указал, что п. 7 Постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии» противоречит п.2 ст. 6, противоречит ст.7, 15, 18, 19, 39, 55, Конституции РФ, ст. ст. 2,7,22,25,30 «Всеобщей Декларации прав человека»; суды, при принятии решения, не применили выше перечисленные нормы материального права Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека, не применили ст. 11 ГПК РФ; не был исследован и разрешён вопрос о соответствии п. 7 Постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии» нормам Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека; конституционные права на равенство были нарушены, что в отношении ФИО1 произошла дискриминация прав по признаку осёдлости.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему выводу.

Согласно абзацу 6 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации (часть 5 статьи 12.1 Федеральный закон N 178-ФЗ).

Судом первой инстанции установлено, что ФИО1, являющаяся получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства в <адрес><адрес>

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в ЦГУ «Мои документы» района Таганский <адрес> с заявлением о назначении региональной социальной доплаты к пенсии.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 была назначена региональная социальная доплата до величины прожиточного минимума пенсионера для неработающих граждан, зарегистрированных в <адрес> по месту жительства менее 10 лет или по месту пребывания, в сумме 1 657 руб. 18 коп. Размер указанной доплаты был определен исходя из разницы между величиной прожиточного минимума пенсионера в <адрес> и размером пенсии истца на дату назначения региональной социальной доплаты.

С ДД.ММ.ГГГГ выплата региональной социальной доплаты ФИО1 была прекращена в связи с увеличением размера пенсии до 11 844 руб. 77 коп.

Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", указал следующее.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N 1268-ПП в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания; к неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.

Согласно пункту 6 данного постановления неработающим пенсионерам, зарегистрированным в городе Москве по месту жительства, региональная социальная доплата устанавливается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины городского социального стандарта.

Пунктом 7 названного постановления предусмотрено, что неработающим пенсионерам, зарегистрированным по месту пребывания в городе Москве, региональная социальная доплата устанавливается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного законом <адрес> на соответствующий финансовый год.

ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление Правительства Москвы -ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ-ПП», пунктом 3 которого установлено, что постановление вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании указанного постановления пункт 6 постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ-ПП с ДД.ММ.ГГГГ предусматривает, что неработающим пенсионерам, зарегистрированным в городе Москве по месту жительства на день обращения за назначением региональной социальной доплаты к пенсии, при наличии регистрации в городе Москве по месту жительства не менее 10 лет в общей сложности (включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории), устанавливается региональная социальная доплата, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины городского социального стандарта.

Пунктом 7 указанного постановления с ДД.ММ.ГГГГ установлено, что неработающим пенсионерам, зарегистрированным по месту пребывания в городе Москве, а также зарегистрированным в городе Москве по месту жительства на день обращения за назначением региональной социальной доплаты к пенсии, при наличии регистрации в городе Москве по месту жительства менее 10 лет в общей сложности (включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории), региональная социальная доплата устанавливается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного законом <адрес> на соответствующий финансовый год.

В соответствии с пунктом 13 названного постановления неработающим пенсионерам назначение региональной социальной доплаты производится управлением социальной защиты населения <адрес> по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, входящих в общую сумму материального обеспечения пенсионера.

В силу пункта 14 постановления назначение региональной социальной доплаты производится со дня назначения (начала выплаты) пенсии в городе Москве, если обращение за указанной выплатой с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами последовало в течение шести месяцев с даты утверждения решения о назначении (начала выплаты) пенсии в городе Москве, а при превышении этого срока - с месяца обращения за региональной социальной доплатой.

При этом пункт 2 постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 -ПП» установил, что неработающим пенсионерам, получающим региональную социальную доплату к пенсии до величины городского социального стандарта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированным на указанную дату по месту жительства в городе Москве менее 10 лет в общей сложности, выплата указанной региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется на условиях и в порядке, установленных до дня вступления в силу настоящего постановления.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ введены новые условия для назначения региональной социальной доплаты к пенсии, которые подлежат применению к поданным до указанной даты заявлениям неработающих пенсионеров о назначении доплаты, по заявлениям которых пенсионными органами приняты решения о назначении (начале выплаты) пенсии в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, с ДД.ММ.ГГГГ размер региональной социальной доплаты к пенсии подлежал определению на основании законодательства, действующего на момент назначения (начала выплаты) пенсии в <адрес>.

Величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях определения социальной доплаты к пенсии, предусмотренной ст. 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ, устанавливается законом <адрес> на соответствующий финансовый год.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что региональная социальная доплата к пенсии была назначена истцу в полном соответствии с требованиями закона и с учетом того, что положениями нормативных правовых актов, регулирующих порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, размер региональной социальной доплаты к пенсии в <адрес> поставлен в зависимость от длительности проживания пенсионера в <адрес>.

Судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции, что суд правомерно отказал ФИО1 в удовлетворении иска, поскольку региональные доплаты являются дополнительными и предоставляются независимо от социальных выплат, производимых в соответствии с федеральными законами, финансирование расходов по обеспечению доплатой является расходным обязательством <адрес>, требования федерального закона об обеспечении выплат не ниже прожиточного минимума лицам, зарегистрированным в городе Москве по месту жительства на день обращения за назначением региональной социальной доплаты к пенсии менее 10 лет в общей сложности (включая время проживания на присоединенное к городу Москве территории), ответчиком были соблюдены.

Поскольку из правового анализа приведенных выше норм права следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно решать вопросы по оказанию государственной социальной помощи, в том числе устанавливать региональную социальную доплату к пенсии, и исполнять указанные расходные обязательства за счет средств собственного бюджета с условием соблюдения требований федерального законодательства об установлении ее в размере, обеспечивающем доход не меньше прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, суды не признали отказ в назначении истцу в назначении региональной социальной доплаты в связи с ограничение размера региональной социальной доплаты в зависимости от продолжительности регистрации в <адрес> дискриминационным.

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции считает, что, разрешая спор, суды правильно определили нормы права, регулирующие спорные правоотношения, правильно их применили, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права не допущено.

Кассационная жалоба ФИО1 не содержат ссылок на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не установленные судом первой и апелляционной инстанции, нуждающиеся в дополнительном исследовании, которые могли повлиять на выводы судов, на принятые ими решения.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца в суде первой инстанции, изложенные и в апелляционной жалобе, получили надлежащую правовую оценку; выражают несогласие с выводами судов, направлены на иную оценку доказательств, установленных по делу обстоятельств.

Между тем, переоценка вывода суда, основанного на фактических обстоятельствах дела, и иная оценка доказательств не могут быть осуществлены на стадии кассационного рассмотрения дела.

Так, согласно ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Положения ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.

В соответствии с ч.1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку судебными инстанциями не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших за собой какого-либо нарушения прав и законных интересов заявителя жалобы, по существу правильные судебные акты не могут быть отменены по формальным основаниям, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Мещанского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись.

Судьи: подписи.

Копия верна.

Судья

Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО8