ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-7874/20 от 12.11.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

88-7874/2020

2-276/2020

27RS0004-01-2019-006181-20

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 ноября 2020 года г. Владивосток.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Хребтовой Н.Л.,

судей Панфиловой Л.Ю., Виноградовой О.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", признании права на присвоение звания "Ветеран труда", обязании присвоить звание "Ветеран труда", взыскании судебных расходов,

по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 2 июля 2020 года,

Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", признании права на присвоение звания "Ветеран труда", обязании присвоить звание "Ветеран труда", взыскании судебных расходов. В обоснование иска указала, что 15 июля 2019 года она обратилась в Многофункциональный центр предоставления муниципальных и государственных услуг "Мои документы" для рассмотрения вопроса о присвоении ей звания "Ветеран труда". Основаниями для присвоения звания "Ветеран труда" явились: трудовой стаж более 20 лет, а также награждение Благодарностью руководителя Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Решением от 19 августа 2019 года в присвоении звания "Ветеран труда" ей отказано. В обоснование отказа указано, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. № 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, не вправе учреждать знаки отличия, дающие право на присвоение звания "Ветеран труда". Просила признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Хабаровского края в присвоении ей звания "Ветеран труда"; признать право на присвоение звания "Ветеран труда"; обязать Министерство социальной защиты населения Хабаровского края присвоить ей звание "Ветеран труда"; взыскать с Министерства социальной защиты населения Хабаровского края в ее пользу судебные расходы в размере 2064,50 рублей.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 15.01.2020 г. признан незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Хабаровского края в присвоении ФИО1 звания "Ветеран труда".

За ФИО1 признано право на присвоение звания "Ветеран труда".

На Министерство социальной защиты населения Хабаровского края возложена обязанность присвоить ФИО1 звание "Ветеран труда".

С Министерства социальной защиты населения Хабаровского края в пользу ФИО1 в счет возмещения судебных расходов взыскано 404 рубля 50 копеек.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 02.07.2020 г. решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 15.01.2020 г. отменено, принято решение об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене апелляционного определения, указывает на то, что в соответствии с п. 6.9 Положения о Федеральной налоговой службе, Федеральная налоговая службы имеет право учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и описание наград. В соответствии с п.1 Приложения № 2 «Положения о Почетной грамоте Федеральной налоговой службы и благодарности руководителя Федеральной налоговой службы», утвержденного приказом Федеральной налоговой службы «О почетной грамоте Федеральной налоговой службы и благодарности руководителя Федеральной налоговой службы» от 31.10.2008 г. № ММ-3-4/536@, благодарность руководителя Федеральной налоговой службы является ведомственной наградой Федеральной налоговой службы. До настоящего времени указанные «Положения о Почетной грамоте и благодарности руководителя Федеральной налоговой службы» не отменены и действуют.

В возражениях на кассационную жалобу Минсоцзащита населения края считает апелляционной определение законным и обоснованным.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на неё, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного постановления.

Судом установлено и следует из материалов дела, что старшему государственному налоговому инспектору Управления ФНС России по Хабаровскому краю ФИО1 14 апреля 2017 года объявлена благодарность руководителя Федеральной налоговой службы за образцовое выполнение служебных обязанностей, многолетнюю безупречную и эффективную государственную гражданскую службу в налоговых органах (приказ о награждении

15 июля 2019 года ФИО1 обратилась в Многофункциональный центр предоставления муниципальных и государственных услуг "Мои документы" с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда". В качестве оснований для присвоения звания "Ветеран труда" сослалась на наличие трудового стажа более 20 лет и награждение Благодарностью руководителя Федеральной налоговой службы Российской Федерации (приказ о награждении от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-10-4/494@).

Заявление ФИО1 было направлено для рассмотрения в Министерство социальной защиты населения Хабаровского края.

По результатам рассмотрения Комиссией по присвоению звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда Хабаровского края" заявления истца принято решение от 19 августа 2019 года, утвержденное приказом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 30 августа 2019 года , которым в присвоении звания "Ветеран труда" истцу отказано ввиду несоответствия представленных документов требованиям, предъявляемым статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах".

В обоснование отказа указано, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. № 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, не вправе учреждать знаки отличия, дающие право на присвоение звания "Ветеран труда", а Федеральная налоговая служба в соответствии с пунктом 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации, ведомственным знаком отличия которого, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", является нагрудный знак "Отличник финансовой работы".

Отменяя решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований ФИО1, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Министерство финансов РФ, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, следовательно, учрежденные ФНС ведомственные награды после 01.07.2016 г. не могут быть отнесены к ведомственным знакам отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с чем, пришел к выводу об отсутствий оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1

Вывод суда апелляционной инстанции, судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает верным.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действующей с 01 июля 2016 года) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно п. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года № 578 утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия - действует с 1 июля 2016 года.

Абзацем 2 пункта 1 Положения предусмотрено, что Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, не вправе учреждать знаки отличия.

Пунктом 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09. 2004 № 506 установлено, что Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» руководство деятельностью Министерства финансов РФ осуществляет Правительство РФ.

Таким образом, с 01.07.2016 установлен прямой запрет на учреждение знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», Федеральной налоговой службой.

На день награждения истца Благодарностью руководителя Федеральной налоговой службы Российской Федерации 14 апреля 2017 года и на момент решения вопроса о присвоении ФИО1 звания "Ветеран труда" ведомственная награда – Благодарность руководителя Федеральной налоговой службы не может быть признана ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", поскольку с 01 июля 2016 года федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, не вправе учреждать знаки отличия.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности присвоить истцу звание "Ветеран труда".

Доводы заявителя направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и исследованных судами в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, однако такие полномочия у суда кассационной инстанции отсутствуют.

Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 2 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи