ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-79/2022 от 11.01.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

88-9814/2021

2-1024/2021

79RS0002-01-2021-002425-38

Девятый кассационный суд общей юрисдикции

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 января 2022 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Мертиковой В.А.,

судей Юдановой С.В., Медведевой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Биробиджанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области о возложении обязанности

по кассационному представлению прокурора Еврейской автономной области,

на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 17 августа 2021 года.

Заслушав доклад судьи Юдановой С.В., выслушав объяснение прокурора Плетневой С.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

прокурор Биробиджанского района Еврейской автономной области обратился в суд с названным иском, указав, что на территории населенных пунктов с. Бирофельд, с. Алексеевка, с. Опытное Поле муниципального образования «Бирофельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области отсутствует возможность организации нецентрализованной системы водоснабжения, жителям осуществляется подвоз воды. По состоянию на февраль 2021 года деятельность по подвозу воды населению осуществляет Государственное предприятие Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс». Плата за подвоз воды рассчитывается на основании калькуляции, утверждённой руководителем данной организации по своему усмотрению. Администрация Биробиджанского муниципального района в комитет тарифов и цен правительства Еврейской автономной области для установления тарифов на подвоз воды жителям Бирофельдского сельского поселения не обращается. Полагает, что подвоз воды является регулируемым видом деятельности, взимание платы на основании калькуляции противоречит закону. Просил обязать администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области обратиться в комитет тарифов и цен правительства Еврейской автономной области с заявлением об установлении тарифа на подвоз воды для населения, проживающего на территории муниципального района «Бирофельдское сельское поселение».

Решением Биробиджанского районного суда от 12 мая 2021 года исковые требования прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 17 августа 2021 года решение отменено, принято новое решение об отказе в иске.

В кассационном представлении прокурор Еврейской автономной области просит апелляционное определение отменить как незаконное.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился ответчик, третьи лица Департамент тарифов и цен правительства Еврейской автономной области, МУП «Районный комплекс», Государственное предприятие Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» о причинах неявки не сообщили. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.

Судами установлено, что администрацией Биробиджанского муниципального района ЕАО организован подвоз питьевой воды жителям сёл Бирофельд, Опытное поле, Алексеевка Бирофельского сельского поселения Биробиджанского муниципального района.

Подвоз воды осуществлялся Государственным предприятием Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс», а в последующем данные услуги стало оказывать МУП «Районный комплекс».

В соответствии со справкой от 5 августа 2021 № 107 МУП «Районный комплекс» стоимость данной услуги составил для жителей села Бирофельд, 38,51 рубль за 100 литров воды, для села Опытное поле - 51,25 рублей за 100 литров воды и для села Алексеевка - 47,21 рубль за 100 литров воды.

Приказом Департамента тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 02 июля 2021 года № 8/2-П для МУП «Районный комплекс» с 05 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года и на 2022 год установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение, тариф на подвоз воды не установлен.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст. 5, 7, 31 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» пришёл к выводу, что администрация Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области, реализуя свои полномочия по водоснабжению сёл Бирофельского сельского поселения, допускает незаконное бездействие, не принимает решение о необходимости установлении тарифа на подвоз воды населению, уклоняется от обращения в орган регулирования за установлением тарифа на данный вид деятельности, что приводит к нарушению прав жителей населенных пунктов на получение коммунальной услуги на основании утвержденных тарифов.

Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции, рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции, исходил из того, что установление тарифа на подвоз воды носит заявительный характер, тариф подлежит установлению в случае обращения органа местного самоуправления с соответствующим заявлением, а подача такого заявления является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления. Отказывая в иске, судебная коллегия указала, что прокурором не представлено доказательств, что действующий размер оплаты за предоставленную услугу по подвозу воды нарушает права жителей Бирофельдского сельского поселения и превысил бы размер оплаты, в случае её расчёта с применением регулируемого тарифа.

Данные выводы суда апелляционной инстанции являются ошибочными и противоречат нормам материального права.

Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Круг полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов в целях решения вопросов местного значения определен статьей 17 названного выше Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального округа относятся, в том числе организация водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 1 части 2 статьи 3 Устава муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район».

Из содержания пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» следует, что на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с частью 9 статьи 7 данного Федерального закона в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Как следует из пункта 74 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению № 3.

В соответствии с п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно положениям статьи 31 Закона о водоснабжении регулированию подлежит тариф на подвоз воды (часть 2).

Регулирование тарифов на подвоз воды осуществляется на основании обращения органа местного самоуправления в орган регулирования тарифов, а также в случаях, предусмотренных правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 3).

Статьей 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством РФ.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354).

На основании подпункта "б" пункта 33 указанных Правил потребитель вправе получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги.

По смыслу указанных положений закона оказание услуг по подвозу воды является регулируемым видом деятельности, осуществление которой предполагает установление соответствующего тарифа.

В соответствии с п.п. 25,26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года N 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждение тарифа уполномоченным органом, в том числе предполагает проверку обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета.

В данном случае водоснабжение организовано путем подвоза воды населению, а организация водоснабжения является полномочием органа местного самоуправления, подразумевающего реализацию как прав, так и обязанностей, в том числе по обращению в уполномоченный орган в целях установления тарифа.

Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о допустимости не регулировать данный вид деятельности и не устанавливать тариф является ошибочным. Судебная коллегия не дала должной оценки доводам прокурора о том, что выставление потребителям платы за подвоз воды на основании калькуляции исполнителя коммунальной услуги без применения утвержденного тарифа, противоречит положениям Жилищного кодекса РФ, Правилам предоставления коммунальных услуг, приводит к нарушению прав потребителей на получение сведений о правильности исчисления платы за коммунальные услуги.

Судебная коллегия кассационного суда находит, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм права, которые не могут быть устранены без нового рассмотрения дела, в связи с чем апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 17 августа 2021 года отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Председательствующий

Судьи