ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88 – 8145/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 7 июня 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Ирышковой Т.В.
судей Рогачевой В.В., Шкарупиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга от 7 июля 2020 г. и апелляционное определение [Состояние] от 20 января 2021 г. по делу № 2-623/2020 по иску ФИО1 к Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга об обязании предоставить социальную выплату.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее также – Администрация), в котором просил обязать ответчика предоставить ему ежемесячную социальную выплату за расчетные периоды с 01 июня 2014 г. по 31 января 2015 г. и с 01 апреля 2015 г. по 31 августа 2018 г. в размере 50 066 руб. 71 коп.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является пенсионером по установленной ему с 15 июля 2002 г. бессрочно 2 группе инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности 2 степени, в Санкт-Петербурге зарегистрирован и постоянно проживает с 1994 г.; решением Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга с 01 января 2007 г. ему назначена ежемесячная социальная выплата (ЕСВ).
При посещении 05 сентября 2018 г. многофункционального центра ему стало известно, что назначенная ему выплата (ЕСВ) не производится с 01 июня 2014 г.; в тот же день для получения не предоставленных ему с 01 июня 2014 г. выплат истец через МФЦ подал заявление в Администрацию на возобновление ЕСВ; по настоящее время перечисление положенных ему по закону выплат за периоды с 01 июня 2014 г. по 31 января 2015 г. и с 01 апреля 2015 г. по 31 августа 2018 г. на общую сумму 50 066 руб. 71 коп. ответчиком не произведено.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 07 июля 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением [Состояние] от 20 января 2021 г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просил отменить вышеуказанные судебные постановления, как незаконные и принять по делу новое постановление об удовлетворении его иска.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых заявителем судебных актов не усматривает.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно справке от 15 июля 2002 г. ФИО1 установлена инвалидность второй группы бессрочно.
Решением Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от 11 июня 2010 г. в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 17 ноября 2004 года № 589-79 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» ФИО1 назначена ежемесячная социальная выплата до величины прожиточного минимума для пенсионеров за период с 01 января 2007 г. по 31 марта 2010 г.
Решением Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от 11 июня 2010 г. ФИО1 прекращена ежемесячная социальная выплата до величины прожиточного минимума для пенсионеров с 01 апреля 2010 года в связи с превышением размера пенсии.
На основании данных о размере пенсии ФИО1, имеющихся в автоматизированной информационной системе «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга» (АИС ЭСРН) с 01 июля 2010 г. истцу была возобновлена выплата ЕСВ, которая производилась вплоть до 31 января 2012 г., когда размер пенсии ФИО1 превысил 1,15 величины прожиточного минимума, применяемой при расчете ЕСВ.
5 сентября 2018 г. ФИО1 через СПб ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в Администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга подано заявление о назначении ежемесячной социальной выплаты в соответствии с пунктом 1 статьи 66 Закона Санкт-Петербурга от 09 ноября 2011 г. №728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (далее также- Социальный кодекс Санкт-Петербурга), Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 мая 2016 г. №385 «О мерах по реализации главы 14 «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
Решением ОСЗН Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от 7 сентября 2018 г. ФИО1 назначена ежемесячная социальная выплата на основании пункта 1 статьи 66 Социального кодекса Санкт-Петербурга в размере 1 169 руб. 47 коп. с 01 сентября 2018 г.
Распоряжением Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от 11 сентября 2018 г. № 3471-р ежемесячная социальная выплата до величины прожиточного минимума установлена ФИО1 с 01 сентября 2018 года бессрочно.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь положениями Закона Санкт-Петербурга от 17 ноября 2004 года № 589-79 «О мерах социальной поддержки отдельным категорий граждан в Санкт-Петербурге», действовавшего до 01 января 2015 г., положениями Социального кодекса Санкт-Петербурга, Порядка предоставления ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2004 г. № 2085, действовавшего с учетом внесенных в него изменений до издания Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20 мая 2016 г. № 385, Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 мая 2016 г. № 385, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 требований, исходя при этом, что начиная с 01 декабря 2012 г. назначение ЕСВ носит заявительный характер, ФИО1 с заявлением о назначении ЕСВ в период с 01 декабря 2012 г. по 04 сентября 2018 г. не обращался, а по состоянию на 01 декабря 2012 г. истец получателем ЕСВ не являлся.
Суд апелляционной инстанции признал решение суда законным и обоснованным.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции с учетом установленных по делу обстоятельств, не находит оснований для отмены судебных постановлений по доводам заявителя жалобы.
Согласно статье 2 Социального кодекса Санкт-Петербурга социальная поддержка - система мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, устанавливаемых законами Санкт-Петербурга, за исключением пенсионного обеспечения, и предоставляемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в виде денежных выплат или натуральной помощи, а также финансирования расходов, связанных с предоставлением услуг, товаров в соответствии с настоящим Кодексом с целью повышения качества жизни отдельных категорий граждан.
Статьей 4 названного Закона установлено, что право на получение мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, которые предусмотрены настоящим Кодексом, имеют граждане и иные лица в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 1).
В данном случае законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя свои полномочия в данной области за счет средств своего бюджета, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определил в названном Законе круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, установил основания и условия назначения.
Судом установлено, что назначение истцу ЕСВ имело место в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 17 ноября 2004 г. № 589-79 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» (утратил силу с 1 января 2015 года в связи с принятием Социального кодекса Санкт-Петербурга) и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2004 года № 2085 «О предоставлении ежемесячной денежной и ежемесячной социальной выплат отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге» (наименование приведено в редакции на момент возникновения правоотношений), в силу которых указанная мера социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставлялась гражданам, достигшим возраста 60 лет и старше, а также неработающим женщинам в возрасте от 55 до 60 лет и инвалидам I или II группы.
Размер ежемесячной социальной выплаты определяется как разница между 1,15 величины прожиточного минимума для пенсионеров, установленного в Санкт-Петербурге за квартал, предшествующий назначению ежемесячной социальной выплаты, и размером пенсии. В случае получения пенсионером двух и более пенсий, а также доплат к пенсиям за счет бюджетов всех уровней при расчете учитывается сумма всех пенсий и доплат к пенсиям.
При этом на момент назначения истцу ЕСВ в 2010 г. применительно к основанию для указанной выплаты (инвалид 2 группы) ее назначение осуществлялось на основании данных отдела социальной защиты населения администрации района Санкт-Петербурга по месту жительства в Санкт-Петербурге (пункт 4 Порядка предоставления ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2004 г. № 2085, в редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2006 г. № 1662), то есть обращение истца с заявлением о назначении ЕСВ не требовалось.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 ноября 2012 г. № 1210 внесены изменения в Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2004 г. №2085, с 01 декабря 2012 г. Порядок предоставления ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге изложен в новой редакции.
Согласно пункту 4 Порядка предоставления ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2004 г. № 2085 (в редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23 ноября 2012 года № 1210) заявление о предоставлении социальной выплаты и необходимые документы для предоставления социальной выплаты гражданин подает в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства, граждане без определенного места жительства - в администрацию района Санкт-Петербурга по месту последней регистрации в Санкт-Петербурге.
В соответствии с внесенными изменениями изменился порядок назначения ЕСВ, при этом для реализации гражданами права на получение указанной выплаты необходимо было обратиться за ее назначением с соответствующим заявлением. Исключением являлись случаи, когда граждане уже являлись получателями ЕСВ по состоянию на дату введения заявительного порядка (01 декабря 2012 г.).
Судом, с учетом представленных в материалы дела доказательств, установлено и истцом не оспаривалось, что по состоянию на 01 декабря 2012 г. ЕСВ ему не выплачивалась, а, с учетом размера его пенсии, установленного на основании сведений, предоставленных УПФР в Василеостровском районе Санкт-Петербурга, он права на такую выплату не имел, так как размер его пенсии с 01 февраля 2012 г. превысил 1,15 величины прожиточного минимума для пенсионеров, установленного в Санкт-Петербурге за квартал, предшествующий назначению ежемесячной социальной выплаты, в связи с чем доводы истца, что на него не распространялся введенный Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 ноября 2012 г. № 1210 заявительный порядок назначения ЕСВ и указанная выплата должна была быть ему возобновлена с 01 июня 2014 г. без его заявления, правомерно расценены, как основанные на ошибочном применении приведенных нормативных положений.
Отклоняя соответствующие доводы истца, суд апелляционной инстанции отметил, что при введении заявительного порядка исключение было сделано для граждан, которым по состоянию на декабрь 2012 г. ЕСВ была назначена и выплачивалась, что прямо следует из разъяснений, размещенных на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга, на которые ссылается истец.
Между тем, истцу по состоянию на 01 декабря 2012 г. ЕСВ не выплачивалась, соответствующая выплата была ранее прекращена на законных основаниях в связи с превышением размера пенсии 1,15 величины прожиточного минимума для пенсионеров, установленного в Санкт-Петербурге за квартал, предшествующий назначению ежемесячной социальной выплаты, при этом, довод истца об отсутствии решения Администрации о прекращении выплаты не мог являться основанием для назначение выплаты после 01 декабря 2012 г. в беззаявительном порядке в связи с изменением порядка и условий предоставления соответствующей выплаты.
В соответствии с пунктом 14 Порядка предоставления ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2004 года № 2085 (в редакции, действовавшей на 01 февраля 2012 года), выплата назначенной социальной выплаты прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие прекращение социальной выплаты.
Учитывая произведенное истцу повышение пенсии с 01 февраля 2012 г., ФИО1 правомерно было прекращено предоставление ежемесячной социальной выплаты с указанной даты.
С 01 января 2015 г. меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан предоставляются в соответствии Социальным кодексом Санкт-Петербурга.
В соответствии со статьей 71 Социального кодекса Санкт-Петербурга Правительством Санкт-Петербурга Постановлением от 20 мая 2016 г. № 385 утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге, который содержит аналогичную норму о заявительном порядке предоставления ЕСВ.
Заявление о предоставлении (возобновлении) дополнительной меры социальной поддержки в виде ЕСВ истец подал 05 сентября 2018 г., в связи с чем осуществление выплаты с 01 сентября 2018 г. соответствует утвержденному Порядку предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге, а оснований для предоставления истцу ЕСВ за расчетные периоды с 01 июня 2014 г. по 31 января 2015 г. и с 01 апреля 2015 г. по 31 августа 2018 г., вопреки доводам кассационной жалобы истца, не имеется.
Несогласие заявителя жалобы с установленными обстоятельствами по делу не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Каких –либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга от 7 июля 2020 г. и апелляционное определение [Состояние] от 20 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 –без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи