ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-8153/2022 от 06.05.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-8153/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 6 мая 2022 г.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Попова А.А.,

рассмотрев гражданское дело № 04MS0040-01-2021-006074-84 по иску муниципального бюджетного учреждения «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» к Гуслякову Николаю Георгиевичу о взыскании задолженности за вывоз жидких отходов

по кассационным жалобам муниципального бюджетного учреждения «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» и лица, не привлеченного к участи в деле, МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» на апелляционное определение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 9 декабря 2021 г.,

установил:

Муниципальное бюджетное учреждение «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» (далее МБУ «Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ») обратилось в суд с иском к Гуслякову Н.Г. о взыскании задолженности за вывоз жидких отходов.

Требования мотивированны тем, что между сторонами заключен договор на вывоз жидких бытовых отходов из домов, не присоединенных к централизованной канализации и оборудованных выгребными ямами по адресу: <адрес>. Истец осуществлял вывоз ЖБО из выгребной ямы по тарифу, равному 28,97 руб., за вывоз 1 куб.м ЖБО до 31 декабря 2020 г.

В связи с передачей истцу МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ» по договору ответственного хранения имущества от 30 декабря 2020 г. бесхозяйного имущества в виде канализационной сети и выгреба, расположенных по адресу: <адрес>, на срок с 30 декабря 2021 г. до определения собственника имущества, истец не вправе осуществлять вывоз ЖБО по тарифам, применяемым к вывозу ЖБО из жилых домов, не присоединенных к централизованной канализации и оборудованных выгребами, относящихся к муниципальному имуществу. Согласно постановлению Администрации г. Улан-Удэ № 297 от 30 декабря 2020 г. установлены тарифы на платные услуги МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» минимальный тариф на вывоз ЖБО составляет 252 руб. за 1 куб.м, истец в январе 2021 г. направил ответчику уведомление об изменении тарифа за услугу вывоза ЖБО. Ответчик пользуется предоставляемыми услугами по вывозу ЖБО, однако в полном объеме оплату не производит, долг ответчика на 1 июля 2021 г. составил <данные изъяты> руб.

Просит взыскать с ответчика задолженность по договору за оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов за период с 1 января 2021 г. по 1 июля 2021 г. в размере <данные изъяты> руб., а также расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб.

Решением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 6 Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 26 августа 2021 г. исковые требования удовлетворены. С Гуслякова Н.Г. в пользу МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» взыскана сумма задолженности за вывоз жидких бытовых отходов в размере <данные изъяты> руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

Апелляционным определением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 9 декабря 2021 г. решение мирового судьи отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В кассационной жалобе МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, со ссылками на нарушения норм материального и процессуального права. Указывают, что судом апелляционной инстанции не учтено, что МБУ «Комбинат по благоустройству» является муниципальным учреждением, тарифы на услуги и работы которого регулируются органами местного самоуправления, в соответствии с п. 4 части 1 ст. 17 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Тариф на вывоз жидких бытовых отходов установлен Постановлением Администрации г. Улан-Удэ «Об установлении предельных максимальных тарифов на платные услуги МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» от 30 декабря 2020 г. № 297. Соответственно, при заключении или исполнении договора на вывоз жидких бытовых отходов истец обязан руководствоваться указанным Постановлением Администрации. В свою очередь, договор между сторонами предусматривает право истца на изменение стоимости работ и услуг (пункт 3.2 договора), измененные тарифы в этом случае сообщаются в средствах массовой информации и являются обязательными для сторон договора.

Указанное постановление Администрации г. Улан-Удэ от 30 декабря 2020 г. № 297, устанавливающее тарифы на откачку ЖБО, в том числе, и примененный при расчете с ответчиком в спорный период в размере 252 рубля за 1 куб.м, было надлежащем образом опубликовано в средствах массовой информации, а также в январе 2021 г. истец дополнительно направил уведомление ответчику, в соответствии с которым ответчик был предупрежден о том, что тариф за услугу вывоз ЖБО с 1 января 2021 г. составляет 252 руб. с учетом НДС за 1 куб.м.

Считают незаконным и необоснованным вывод суда о том, что ответчик должен осуществлять расчет с истцом на основании тарифа, установленного для вывоза ЖБО из жилых домов, не присоединенных к централизованной канализации и оборудованных выгребами и относящихся к муниципальному имуществу. Указанный тариф применяется при вывозе ЖБО из жилых домов, не присоединенных к централизованной канализации и оборудованных выгребами, но относящихся к муниципальному имуществу, и является субсидированным. Поскольку выгреб по <адрес> не является муниципальной собственностью, разница между экономически обоснованным тарифом (в размере 252 руб. за 1 куб.м) и тарифом, установленным для выгребов, относящихся к муниципальной собственности (28,97 руб. за 1 куб.м), не подлежит возмещению из бюджета г. Улан-Удэ и ложится на убытки Комбината.

Также является незаконным вывод суда о том, что Администрацией должен был быть установлен тариф для вывоза жидких отходов из домов, не присоединенных к централизованной канализации, оборудованных выгребами, не относящимися к муниципальной собственности.

Указывают на неправомерное применение к спорным правоотношениям действие Муниципального контракта № 3271 от 31 января 2021 г., положения Гражданского Кодекса РФ об ответственном хранении.

Кроме того, суд апелляционной инстанции незаконно не привлек к участию в деле МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ».

В кассационной жалобе МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, ссылаясь на аналогичные доводы кассационной жалобы МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ». Также указывает, что о принятых судебных актах МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» им стало известно из письма от 25 февраля 2022 г. № 417, направленному Комбинатом в адрес Комитета, в котором Комбинат просит включить в выделяемые Комбинату бюджетные субсидии разницу между фактическими затратами при оказании услуг по вывозу ЖБО (252 руб. за 1 куб.м) и установленными судебными актами тарифом для жителей Кленовая (28,97 руб. за 1 куб.м).

Отмечает, что поскольку суд апелляционной инстанции фактически установил новый тариф для потребителей услуги, который является субсидируемым за счет средств местного бюджета, а также учитывая, что Комитет является учредителем и главным распорядителем бюджетных средств Комбината, Комитет будет обязан включить в выделяемые Комбинату субсидии разницу между фактическими затратами Комбината и тарифом, установленным судом апелляционной инстанции. В связи с чем, данным судебным актом на Комитет возложены необоснованные расходные обязательства. Таким образом, вынесенным апелляционным определением прямо затронуты права и обязанности Комитета, однако к участию в деле судом он привлечен не был.

Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.

На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По настоящему делу таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.

Как установлено судом, и следует из материалов дела, 1 января 2019 г. между истцом и ответчиком был заключен договор на вывоз жидких бытовых отходов из домов не присоединенных к централизованной канализации и оборудованных выгребными ямами, согласно которому Комбинат принял на себя обязательство по вывозу жидких битовых отходов, а Гусляков Н.Г. - по своевременной оплате в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным. Договор до настоящего времени не расторгнут, не признан недействительным в предусмотренном законом порядке. Согласно п. 3.1 оплата за обслуживание по вывозу ЖБО осуществляется в размере тарифа, установленного для исполнителя услуг органом тарифного регулирования на соответствующий период времени. Согласно п. 3.2 договора на вывоз жидких бытовых отходов (далее ЖБО) из домов, не присоединенных к централизованной канализации и оборудованных выгребными ямами от 1 января 2019 г., в случае изменения постановления Администрации г. Улан-Удэ тарифа на услугу (работу) Исполнителем измененный тариф подлежит применению сторонами настоящего договора с момента вступления данного постановления Администрации г. Улан-Удэ в законную силу без уведомления сторон на основании положения ст. 424 ГК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», п. 10 ч. 1 ст. 30 Устава ГО «г. Улан- Удэ», п.п. 2.1, 2.3 и 2.5 Порядка принятия решения о постановлении цен (тарифов), регулируемых органами местного самоуправления г. Улан-Удэ от 23 января 2006 г.

Согласно Приложению № 1 к договору об оказании услуг по вывозу ЖБО заключенного между МБУ «КБУ г. Улан-Удэ» и Гусляковым Н.Г. по адресу г. Улан-Удэ ул. Кленовая 101 с 1 января 2018 г. по 30 июня 2018 г. тариф за 1 куб.м, составляет 21,44 руб., с 1 июля 2018г. по 31 декабря 2018 г. составляет 22,51 руб.

В Постановлении от 30 декабря 2020 г. № 297 Администрации г. Улан-Удэ в разделе 5: «откачка воды, вывоз жидких бытовых отходов" указаны автомобили: илососная машина за 1 куб.м.-347 руб. (п.5.1); ассенизационная машина КО 503 на базе ГАЗ - 335 руб. (п.5.2); ассенизацонная машина <данные изъяты> на базе <данные изъяты> за 1 куб.м - 252 руб. (п.5.3); вакуумная подметальная машина - 692 руб. (п.5.4); автомобиль илососный -380 руб.(п.5.5); мотопомбы за 1 час - 972 руб. (п.5.6);

В разделе 9 Постановления от 30 декабря 2020 г. № 297 Администрации г. Улан-Удэ «Вывоз ЖБО из домов, не присоединенных к централизованной канализации и оборудованных выгребами, относящихся к муниципальному имуществу, в период с 1 января 2021г. по 30 июня 2021г. составляет 1 куб.м -28,97 руб., (п.9.1); с 1 июля 2021г. по 31 декабря 2021г. составляет 30,12 руб.(п.9.2).

Согласно договору ответственного хранения имущества от 30 декабря 2020 г. между Муниципальным учреждением «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ» (Комитет) и МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» (Хранитель), стороны заключили договор, по которому Комитет передаст, а Хранитель принимает на ответственное хранение бесхозяйное имущество до определения его собственника: канализационная сеть и выгреб, расположенные по адресу <адрес> (в дальнейшем - Имущество) (п.1). Имущество передается в целях его надлежащей эксплуатации (п.2). Настоящий договор предусматривает безвозмездное хранение Имущества. Затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией Имущества, возлагаются на Хранителя (п.3). Срок действия договора с устанавливается декабрь 2020 г. до определения собственника Имущества (п.3.1).

Комбинатом в адрес ответчика 19 января 2021 г. направлено уведомление, согласно которому тариф за услугу по вывозу ЖБО с 1 января 2021 г. составит 252 руб.

Ранее вывоз ЖБО Комбинатом производился по тарифу, равному 28,97 руб., в связи с выполнением муниципального задания Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ с предоставлением субсидии на его выполнение.

Устанавливая тариф в размере 252 руб. за 1 куб.м. Комбинат руководствовался Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 30 декабря 2020 г. № 297 «Об установлении предельных максимальных тарифов на платные услуги МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ».

Согласно Представлению прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 13 апреля 2021г. «Об устранении нарушений прав граждан при оказании услуг по вывозу ЖБО» проведенной проверкой по обращению жителей <адрес> установлено, что пунктом 3.1 договора за обслуживание по вывозу ЖБО, заключенному между МБУ Комбинат по благоустройству и В.Д.В., оплата осуществляется в размере тарифа, установленного для исполнителя органом тарифного регулирования па соответствующий период времени. Пунктом 3.2 договора предусмотрено право Комбината изменять стоимость работ и услуг в одностороннем порядке, хотя установление тарифа органом регулирования исключает возможность изменять стоимость услуг Комбинатом самостоятельно. До 31 декабря 2020 г. потребители вносили плату за услуги по вывозу ЖБО в соответствии с тарифом на водоотведение утвержденным приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия, с 1 января 2021г. Комбинатом в одностороннем порядке произведено увеличение тарифа за услугу вывоз ЖБО до 252 руб., за 1 куб.м, руководителю МБУ «Комбинат по благоустройству» предложено заключить договоры с собственниками жилых домов по <адрес> с новыми условиями о стоимости услуги по вывозу ЖБО.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, истец в период с 1 января 2021 г. по 1 июля 2021 г. оказывал ответчику услугу по вывозу жидких бытовых отходов, которые ответчиком в полном объеме оплачены не были. При этом указал, что тариф на оказание платных услуг, установленный в размере 28,97 руб. в период с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. и в размере 30,12 руб. в период с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г., применяется на вывоз ЖБО из жилых домов, не присоединённых к централизованной канализации и оборудованных выгребами, относящихся к муниципальному имуществу. В рассматриваемом случае выгреб, находящийся по адресу: <адрес>, не присоединен к централизованной канализации, муниципальным имуществом не является. Указанное имущество передано на безвозмездное хранение, затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией данного имущества возложены на Комбинат.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции о размере задолженности ответчика за услуги по вывозу жидких бытовых отходов и по водоснабжению; ст. 422, п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из того, что стоимость услуги по вывозу жидких бытовых отходов устанавливается на основании договора между организацией, осуществляющей данный вид деятельности, и потребителем; между сторонами заключен договор на вывоз жидких бытовых отходов путем совершения ответчиком конклюдентных действий, оплата по которому осуществлялась ответчиком, при этом истцом не представлены доказательства согласования с истцом новой стоимости услуги на 2021 г. по установленным им тарифам, пришел к выводу, что размер задолженности ответчика по услуги за вывоз жидких бытовых отходов подлежит определению по тарифу на оказание платных услуг, установленному в размере 28,97 руб. в период с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. и в размере 30,12 руб. в период с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит правильными выводы суда апелляционной инстанции.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).

На основании ч. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулированию в соответствии с указанным ФЗ подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Таким образом, исходя из системного толкования действующего законодательства, услуги по сбору, вывозу и утилизации жидких бытовых отходов не относятся к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией любой организационно-правовой формы, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем с учетом особенностей ценообразования, установленных для муниципальных предприятий и учреждений, стоимость услуг которых утверждается учредителем - органом местного самоуправления.

Вопреки доводам кассационной жалобы судом апелляционной инстанции установлено, что в случае установления платы за вывоз ЖБО в размере 252 руб., истец обязан был заключить новое соглашение с предоставлением расчетов.

Данное обстоятельство подтверждается Представлением контрольно-счетной палаты города Улан-Удэ от 3 ноября 2020 г. согласно которому по итогам проверки эффективного и правомерного использования средств субсидий, предоставленных на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» в 2018-2019 г., где было предложено Комбинату провести ревизию всех выгребных ям, обслуживаемых Комбинатом и числящихся на его балансе, провести работу по заключению дополнительных соглашений между Комбинатом по благоустройству и собственниками частных домов об изменении тарифа за вывоз ЖБО, объем услуги за вывоз ЖБО определять по приборам учета холодного и горячего водоснабжения (п.5).

Установив, что в постановлении от 30 декабря 2020 г. № 297 Администрации г. Улан-Удэ не установлен тариф для вывоза ЖБО из домов, не присоединенных к централизованной канализации и оборудованных выгребами, не относящихся к муниципальному имуществу, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о применении в рассматриваемом случае тарифа, установленного приказом РСТ РБ № 3/97 от 14 декабря 2020 г. в разделе 9 постановления Администрации г. Улан-Удэ от 30 декабря 2020 г. № 297 за первое полугодие 2021г. в сумме 28,97 руб.,/куб.м, с НДС 20%; за второе полугодие в сумме 30,12 руб./куб.м, с НДС 20%.

Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судом апелляционной инстанции доказательств допущено не было; всем доказательствам дана оценка.

Обращаясь с кассационной жалобой МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» полагало, что обжалуемым судебным актом нарушены их права, так как комитет является учредителем и главным распорядителем бюджетных средств Комбината. Соответственно Комитет будет обязан включить в выделяемые Комбинату субсидии разницу между фактическими затратами Комбината и тарифом, установленным судом апелляционной инстанции.

Вместе с тем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии достаточных основания полагать, что обжалуемым апелляционным определением затрагиваются права и обязанности МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ», так как обжалуемый судебный акт не разрешает вопрос о правах и обязанностях данного кассатора, не ограничивает в правах, не обуславливают возникновение каких-либо обязательств. Из текста обжалуемого судебного постановления не усматривается, что судом принято решение о каких-либо правах или об обязанностях заявителя. Права и законные интересы заявителя постановленными апелляционным определением не затронуты, в связи с чем кассационная жалоба лиц, не привлеченного к участию в деле, подлежит оставлению без рассмотрения по существу.

Доводы о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.

При таких обстоятельствах судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции,

определил:

апелляционное определение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 9 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» без удовлетворения.

Кассационную жалобу лица, не привлеченного к участию в деле, МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» оставить без рассмотрения по существу.

Судья А.А. Попов