Дело №Г-6781/2022 [88-8159/2022]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 апреля 2022 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО5,
судей ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции <адрес> к Товариществу собственников жилья "Серебряный квартет-3" об обязании привести помещение технического этажа в соответствии с технической документацией (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-6227/2021)
по кассационной жалобе Товарищества собственников жилья "Серебряный квартет-3" на решение Хорошевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в редакции определения суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ,
заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО5, объяснения представителя ТСЖ «Серебряный квартет-3» ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, представителя ГЖИ <адрес> – ФИО4, полагавшей доводы жалобы не подлежащими удовлетоврению,
установила:
истец обратился в суд с иском к ответчику об обязании привести в соответствие с технической документацией МосгорБТИ часть помещения технического этажа в многоквартирном доме по адресу: Москва, <адрес>. В обоснование иска указал, что в Мосжилинспекцию поступило обращение собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> по вопросу проведения председателем ТСЖ перепланировки части технического этажа по указанному адресу. В рамках проведенной проверки установлено, что ТСЖ выполнено самовольное переустройство и перепланировка части технического этажа в многоквартирном доме, а именно: выполнено устройство новых перегородок, в том числе с дверными проемами; организация сантехнических узлов. Выданные ТСЖ предписания не исполнены, в отношении ТСЖ и его председателя составлены протоколы об административном правонарушении, однако недостатки, установленные в предписаниях, не устранены полностью.
Решением Хорошевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменений апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу решение и апелляционное определение, вынести новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте его рассмотрения кассационным судом общей юрисдикции надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст.167, части 5 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных статьёй 379.7 ГПК РФ, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений норм материального и процессуального законодательства при принятии судебного постановления судами первой и апелляционной инстанций не усматривается.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суды первой и апелляционной инстанций, оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст.ст. 2, 20, 25, 26 Жилищного Кодекса РФ (далее ЖК РФ), п.10.14 Постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП «Об организации переустройства и(или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых помещений», установив, что ТСЖ «Серебряный квартет-3» как юридическим лицом, ответственным за управление многоквартирным домом, выполнено без надлежащего согласования с органом местного самоуправления, те самовольное переустройство и перепланировка части технического этажа в многоквартирном доме, являющегося общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, исходили из того, что ответчике лежит предусмотренная п. 10.14 Приложения № постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП обязанность восстановить технический этаж в многоквартирном доме в соответствии с технической документацией МосгорБТИ.
Выводы нижестоящих судебных инстанций являются правильными, мотивированными и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Статьей 195 ГПК РФ установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Суды первой и апелляционной инстанций возложенные на них процессуальным законодательством требования выполнили, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального законодательства не допущено.
Пунктами 7 и 9.1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся согласование переустройства и перепланировки жилых помещений, определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений.
Согласно ч. 2 ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Пунктами 1 - 3 ст. 29 ЖК РФ установлено, что самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную, законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Поскольку действующим жилищным законодательством вопрос проведения переустройства и перепланировки нежилых помещений в многоквартирных домах не урегулирован, исходя из общих начал и принципов жилищного законодательства, применяя аналогию права, требования, предъявляемые при проведении переустройства и перепланировке к жилым помещениям применяются и к нежилым помещениям, находящимся в многоквартирных домах.
Положением о Государственной жилищной инспекции <адрес> (утв. постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП (постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах", Государственная жилищная инспекция <адрес> является функциональным органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим функции по региональному государственному контролю в сфере использования и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также согласование переустройства и (или) перепланировки помещений в жилых домах и производства связанных с этим ремонтно-строительных работ.
В соответствии с п. 4.2, 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.3(1), ДД.ММ.ГГГГ Постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП Мосжилинспекция на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава <адрес>, законов <адрес>, иных правовых актов <адрес> принимает решения:
- о согласовании (или отказе в согласовании) переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
- о согласовании (или отказе в согласовании) ранее выполненных самовольно переустройств и (или) перепланировок помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
- об оформлении (или отказе в оформлении) акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
- об оформлении (или отказе в оформлении) акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в рамках перевода в жилое (нежилое);
- об установлении порядка и срока приведения самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в прежнее состояние.
Порядок согласования переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах" в городе Москве установлен постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах".
Судами установлено, что выполненные работы в спорном нежилом помещении относятся к категории работ по переустройству и (или) перепланировке, связанные с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Доказательств, что данные работы были согласованы в установленном действующим законодательством РФ порядке, материалы дела не содержат.
В соответствии с подп. 8 ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
На основании приведенных норм закона и постановлений на Государственную жилищную инспекцию <адрес> возложены функции уполномоченного органа, осуществляющего контроль за: использованием жилого фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами.
Учитывая изложенное, суды нижестоящих инстанций правомерно пришли к выводу об обязании привести в соответствие с технической документацией МосгорБТИ, спорное нежилое помещение.
Доводы жалобы заявителя о том, что возведение легких самонесущих гипсокартонных перегородок не входит в перечень работ по переустройству и перепланировке помещений, требующих согласование, не могут быть основанием для отмены судебных актов, поскольку сделаны на неверном толковании норм материального права.
Доводы жалобы о том, что самонесущие перегородки возведены по решению собственников недвижимости МКД от ДД.ММ.ГГГГ (п. 3 протокола №) в помещениях, являющихся общедолевой собственностью, не свидетельствует о неправомерности вывода судов в связи с тем, что решение общего собрания собственников МКД является не единственным основанием для законного переустройства и (или) перепланировки спорного жилого помещения.
Каких-либо иных доводов и обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, а также существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, кассационная жалоба истца не содержит.
Оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены вышеуказанных судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хорошевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в редакции определения суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "Серебряный квартет-3" – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи