ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
УИД 35RS0010-01-2007-004058-53
Дело № 88-8236/2022
Санкт-Петербург 28 апреля 2022 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовикова И.Г.,
рассмотрев кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации на определение Вологодского городского суда Вологодской области от 21 октября 2021 года и апелляционное определение Вологодского областного суда от 09 февраля 2022 года по делу №2-1699/2008 по иску ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании индексации по возмещению вреда здоровью,
УСТАНОВИЛ:
Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области (далее - УФК по Вологодской области) обратилось в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения заочного решения Вологодского городского суда Вологодской области по гражданскому делу № 2-1699/2008, просило заменить Минфин России на уполномоченный Правительством Российской Федерации орган - Фонд социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2019 года № 872 «О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 09 июля 2019 года № 872).
В обоснование заявления указано, что на исполнении в Минфине России находится исполнительный лист о взыскании в пользу ФИО1 с Минфина России за счет казны Российской Федерации возмещения вреда здоровью по 4044 рубля 73 копейки ежемесячно, начиная взыскание с 01 января 2008 года пожизненно, увеличивая указанную сумму в сроки и согласно коэффициентов индексации, определенных Правительством Российской Федерации для Фонда социального страхования Российской Федерации. С 01 января 2020 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09 июля 2019 года № 872 государственным органом, уполномоченным производить капитализированные повременные платежи с Российской Федерации, является Фонд социального страхования Российской Федерации.
Определением Вологодского городского суда Вологодской области от 21 октября 2021 года изменен способ и порядок исполнения заочного решения Вологодского городского суда Вологодской области от 12 мая 2008 года по гражданскому делу № 2-1699/2008 по исковому заявлению ФИО1 к Минфину России в лице УФК по Вологодской области о взыскании индексации по возмещению вреда здоровью. Минфин России заменен на Фонд социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2019 года № 872.
Апелляционным определением судьи Вологодского областного суда от 09 февраля 2022 года определение Вологодского городского суда Вологодской области от 21 октября 2021 года оставлено без изменения, частная жалоба Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Фонд социального страхования Российской Федерации просит отменить судебные акты как незаконные и необоснованные, постановленные с нарушением норм материального и процессуального права.
В силу положений части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит рассмотрению судьей единолично без проведения судебного заседания.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и из материалов дела следует, что заочным решением Вологодского городского суда от 12 мая 2008 года по гражданскому делу №2-1699/2008 с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО2 взыскано возмещение вреда здоровью по 4044 рубля 73 копейки, ежемесячно, начиная с 01 января 2008 года пожизненно, увеличивая указанную сумму в сроки и согласно коэффициентов индексации, определенных Правительством Российской Федерации для Фонда социального страхования Российской Федерации. С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 взыскана задолженность по возмещению вреда здоровью за период с 01.01.2001 года по 31.05.2008 года в размере 106028 рублей 81 копейки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. №872 «О мерах реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Постановление №872), которое вступило в силу с 1 января 2020 г., утверждены Правила капитализации повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (для должника - кредитной организации на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций) и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет. Этим же постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации №872 также определён государственный орган, уполномоченный производить капитализированные повременные платежи с Российской Федерации - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года № 872, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой в соответствии с названными Правилами капитализированных повременных платежей, осуществляется за счет предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных на эти цели, включая расходы на доставку и пересылку, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Пунктом 13 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утверждённых данным постановлением Правительства РФ предусмотрено, что после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных платежей повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Минфин России передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведённых выплатах).
Поскольку изменение способа и порядка исполнения определения суда не изменяет его содержания, а государственным органом, уполномоченным производить повременные платежи с Российской Федерации в настоящий момент определён Фонд социального страхования Российской Федерации, судья районного суда обоснованно пришёл к выводу об удовлетворении заявления об изменении порядка и способа исполнения решения суда путём замены стороны исполнительного производства с Министерства финансов Российской Федерации на Фонд социального страхования Российской Федерации.
С указанным выводом суда согласился и суд апелляционной инстанции, при этом указал, что выплаты, производимые Минфином России имеют статус капитализированных повременных платежей, что следует из существа правоотношений, которые являлись предметом рассмотрения настоящего гражданского дела, в связи с чем на данные правоотношения распространяется действие указанного выше постановления Правительства Российской Федерации от 09 июля 2019 года № 872.
То обстоятельство, что Фонд социального страхования Российской Федерации не являлся лицом, участвующим в данном деле, не отменяет обязательный характер судебных постановлений.
В соответствии частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вместе с тем, в силу части 4 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязательность судебных постановлений не лишает права заинтересованных лиц, не участвовавших в деле, обратиться в суд, если принятым судебным постановлением нарушаются их права и законные интересы.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, не противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с положениями статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
По смыслу статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изменение способа исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается только при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда либо свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда тем способом, который указан в решении суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» дано разъяснение, что если право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации (по требованию Федеральной налоговой службы, представлявшей интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом.
Вступившим в силу с 1 января 2020 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года № 872 «О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. №872 «О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Поскольку в соответствии с пунктом 13 Правил Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах), то при наличии законных оснований к прекращению исполнения обязательств перед ФИО1 заявитель вправе поставить данный вопрос в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами, с выводами нижестоящих судов, иная оценка фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах не имеется предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Вологодского городского суда Вологодской области от 21 октября 2021 года и апелляционное определение Вологодского областного суда от 09 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.
Судья