ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-8269/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
25 апреля 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рипка А.С.,
судей Антошкиной А.А., Мирсаяпова А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 14 декабря 2020 года, апелляционное определение Самарского областного суда от 15 декабря 2021 года по гражданскому делу №2-2942/2020 по исковому заявлению ООО «Газпром трансгаз Самара» к ФИО1 об устранении нарушений, путем сноса самовольного строения,
Заслушав доклад судьи Рипка А.С., объяснения представителя ФИО1 ФИО2, действующей на основании доверенности от 18.01.2021, представителя ООО «Газпром трансгаз Самара» ФИО3, действующего на основании доверенности от 01.01.2022, ордера от 25.04.2022, в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени проведения судебного заседания, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО «Газпром трансгаз Самара» обратилось в суд с иском к ФИО1 об устранении нарушений путем сноса самовольного строения.
Исковые требования мотивированны тем, что в эксплуатации ООО «Газпром трансгаз Самара» находится опасный производственный объект - магистральный газопровод Челябинск-Петровск (диаметр 1420 мм, рабочее давление 75 кг/см2). На ООО «Газпром трансгаз Самара», как на владельца и эксплуатирующую организацию, возложена обязанность по соблюдению требований промышленной безопасности на объектах системы газоснабжения, в том числе в отношении указанного выше магистрального газопровода. В рамках проведения контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, в части соблюдения требований о минимальных расстояниях от опасного производственного объекта, обществом на территории Ставропольского района Самарской области выявлен факт возведения ответчиком здания на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> Собственником данного земельного участка является ответчик. Возведение зданий и строений в пределах минимальных расстояний до магистральных газопроводов является нарушением требований законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности, земельного законодательства, а также законодательства, регулирующего деятельность федеральной системы газоснабжения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд обязать ФИО1 осуществить снос самовольного строения - жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу<адрес> обеспечив соблюдение зоны минимально допустимых расстояний магистрального газопровода.
Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 14 декабря 2020 года суд обязал ФИО1 осуществить снос самовольного строения - жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> обеспечив соблюдение зоны минимально допустимых расстояний магистрального газопровода.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 19.05.2021 г. решение Ставропольского районного суда Самарской области от 14.12.2020 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении иска ООО «Газпром трансгаз Самара» к ФИО1 об устранении нарушений, путем сноса самовольного строения - отказано.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21.09.2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 19.05.2021 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Самарский областной суд.
Апелляционным определением Самарского областного суда от 15 декабря 2021 года решение Ставропольского районного суда Самарской области от 14 декабря 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
На кассационную жалобу поступили возражения ООО «Газпром трансгаз Самара».
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, в эксплуатации ООО «Газпром трансгаз Самара», находится магистральный газопровод Челябинск-Петровск (диаметр 1420 мм, рабочее давление 75 кг/см кв.), являющийся частью Федеральной системы газоснабжения согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», относящийся к категории опасных производственных объектов (ОПО).
Основанием эксплуатации истцом указанного газопровода является Договор аренды имущества № 01/1600-Д-25/20 от 30.11.2019 г., согласно которому арендодатель - ПАО «Газпром» - предоставляет арендатору ООО «Газпром трансгаз Самара» за плату во временное владение и пользование принадлежащее ему на праве собственности имущество согласно прилагаемому перечню имущества.
Согласно п. 4.4.2 договора, арендатор обязался использовать арендованное имущество исключительно по прямому назначению, согласно целям, предусмотренным настоящим договором, в соответствии с правилами технической эксплуатации и содержать указанное имущество в полной исправности. Соблюдать технические и иные требования, предъявляемые к пользованию имуществом, арендуемым по настоящему договору, в соответствии с нормами эксплуатации.
В Приложении к указанному договору - перечне имущества ПАО «Газпром», введенного в эксплуатацию до 01.01.2002 г., передаваемого в аренду, за №№ 1-4 указан магистральный газопровод Челябинск-Петровск.
На общество, как на владельца и эксплуатирующую ОПО организацию, возложена обязанность по соблюдению требований промышленной безопасности на объектах системы газоснабжения, в том числе в отношении указанного выше магистрального газопровода.
ООО «Газпром трансгаз Самара» имеет лицензию № ВХ-00-014619 от 26.02.2014 г. на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, и III, классов опасности.
Согласно свидетельству о регистрации А53-02649, выданному ООО «Газпром трансгаз Самара», опасные производственные объекты, эксплуатируемые истцом, зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов.
Одним из указанных объектов является «Участок магистрального газопровода Тольяттинского линейного производственного управления магистральных газопроводов», peг. номер №. В состав указанного участка магистрального газопровода Тольяттинского линейного производственного управления магистральных газопроводов входит магистральный газопровод Челябинск-Петровск.
Согласно приказу № 261-п от 16.09.2009 г., земельный участок с кадастровым номером № включен в границы <адрес> с переводом данного земельного участка из категории сельхоз назначения в категорию земель населенных пунктов. Установлен вид разрешенного использования под малоэтажное жилищное строительство.
ФИО1 с 4.03.2013г. на основании договора купли-продажи является собственником земельного участка по адресу: <адрес>.
Из письма Министерства строительства Самарской области от 02.12.2020 г. следует, что согласно генеральному плану, утвержденному решением Собрания представителей <адрес> от 10.12.2013 г. № 111, земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах населенного пункта Ягодное в жилой зоне градостроительного использования.
Из материалов дела следует, что в течение 2014-2019 г.г. ФИО1 на указанном участке возведен жилой дом, площадью 45,4 кв.м.
Объект ответчика располагается на расстоянии 272-278м от магистрального газопровода, при том, что таблицей 4 предусмотрены минимальные расстояния до указанного магистрального газопровода не менее 350 м.
Соответственно, при строительстве жилого дома ответчиком нарушены положения СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 30.031985 (в настоящее время - актуализированная редакция СП 36.13330.2012), при установленном запрете построен объект в минимальных расстояниях от оси магистрального трубопровода.
19.08.2016 г. представителями Тольяттинского ЛПУМГ - филиала ООО «Газпром трансгаз Самара» составлен акт о выявлении нарушения зоны минимально-допустимых расстояний до магистральных газопроводов, в том числе, Челябинск-Петровск, 909-910 км. Согласно указанному акту, на расстоянии 269 м от ближайшего магистрального газопровода - Челябинск - Петровск, 909-910 км., диаметр 1420 мм, рабочее давление 75 кг/см2, на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> выявлено нахождение здания.
05.05.2017 г. представителями Тольяттинского ЛПУМГ - филиала ООО «Газпром трансгаз Самара» повторно составлен акт о выявлении нарушения зоны минимальных расстояний магистральных газопроводов, в том числе, Челябинск-Петровск, 909-910 км, согласно которому на расстоянии 274 м от оси (ограждения) ближайшего магистрального газопровода - Челябинск - Петровск, 909-910 км., диаметр 1420 мм, рабочее давление 75 кг/см. кв., III категория, на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> установлено нахождение одноэтажного здания с мансардой.
Разрешение на строительство каких-либо зданий, строений Администрацией м.р. Ставропольский ответчику не выдавалось.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 51, пунктом 1 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 222, статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 2 пункта 1 статьи 40, статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 2,3 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», статьей 28, статьей 32 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», пунктом 26 Переченя национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 г. № 985, пунктом 7.7. СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», пунктом 7.15 СНиПа 2.05.06-85*, СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*», учитывая разъяснения, данные в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу, что расположение строений ответчика в нарушение минимальных расстояний от оси магистрального газопровода (находящегося в одном коридоре с двумя подобными), создает угрозу жизни и здоровью, как самого ответчика, так и граждан, дома которых расположены вблизи от земельного участка ответчика, а также является дополнительным катализатором и распространяющим пожар элементом в случае аварии на газопроводе, препятствует локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания не согласится с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы, поскольку они основаны на правильном применении норм права, выводы, сделанные судами, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчику не было известно, что спорный земельный участок находится в зоне с особыми территориальными условиями и имеет ряд ограничений, были предметом оценки суда апелляционной инстанции и мотивированно отклонены.
В силу ст.2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" охранная зона газопровода - зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Охранные зоны газопроводов установлены законодательством Российской Федерации в административном порядке, они признаются существующими и юридически действительными с 1975 года (на основании ранее действующих СНиП 11-4578 «Магистральные трубопроводы», Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Совета министров СССР от 12 апреля 1979 г. № 341 «Об усилении охраны магистральных трубопроводов»). Данные зоны считается фактически установленными в силу расположения газопровода на земельном участке и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон.
Кроме того, как ранее возникшее, до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ограничение по использованию земельного участка является, в соответствии со статьей 6 данного Закона, юридически действительными.
Особые условия использования земельных участков, находящихся в пределах минимальных допустимых расстояний, установлены в рамках положений ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации, одинаковы для всех землепользователей.
Императивные требования, предусмотренные п. 6 ст. 90 ЗК РФ, статьями 1, 28 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», статьями 2, 9, И Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктами 4.1, 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов (утв. Минтопэнерго Российской Федерации 29.04.1992 г., Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 г. № 9), пунктами 3.16 СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 г. № 30) действуют вне зависимости от наличия или отсутствия в ЕГРН сведений о постановке на учет охранных зон.
В настоящее время зоны минимальных расстояний до магистральных с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 342- ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», указаны как отдельные зоны с особыми условиями использования территорий (подпункт 25 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации) и подлежат внесению в ЕГРН не позднее 1 января 2025 г. (статья 71.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Ограничения, в использовании земельных участков, находящихся в пределах зон минимальных расстояний магистральных газопроводов, сведения о которых не внесены в ЕГРН, по смыслу Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», существуют до 01 января 2025 г.
Требования по внесению сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий в ЕГРН возникли на основании статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который вступил в силу с 01 января 2017 г.
Согласно статьям 1, 4 Федерального закона от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», в редакции, действовавшей до 01.01.2017 г., зоны с особыми условиями использования территорий, а также-* части указанных территорий и зон ранее относились к объектам землеустройства. В настоящее время, согласно п. 12 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ, обязательства собственников магистральных газопроводов по внесению сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий в ЕГРН должны быть выполнены до 1 января 2025 г.
Пунктом 8 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. 342-ФЗ установлено, что до 01 января 2022 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов: нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
В соответствии с п. 10 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи.
Таким образом, положениями Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ урегулированы вопросы признания зон охраны, сведения о 11 которых не внесены в ЕГРН, поскольку создание зоны охраны, влекущее за собой ограничения по использованию земельного участка, обусловлено фактом существования объекта культурного наследия.
Согласно правой позиции, отраженной в преамбуле и пунктах 1, 2 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2021 г., до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса положений об охранных зонах трубопроводов и о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов правовой режим и порядок установления охранных зон трубопроводов и минимальных расстояний до промышленных и магистральных трубопроводов определяется Правилами № 9; Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. № 878; Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 г. № 1083; Сводом правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденным приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 г. № 108/ГС.
Пунктом 3 ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ предусмотрена возможность установления, в частности, охранных зон трубопроводов (газопроводов) и зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов). До 1 января 2025 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 1 января 2022 г. нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории. В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Из материалов дела усматривается, что магистральный газопровод построен и введен в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ не утверждено, Правила содержат порядок определения границ и правовой режим охранной зоны магистрального газопровода.
Истцом в материалы дела предоставлен акт на установку знаков обозначения трассы магистрального газопровода от 18.02.2010г., согласно которому, на землях землепользователей проходят магистральные газопроводы, по трассе магистрального газопровода установлены знаки обозначения трассы газопровода и контрольно-измерительные колонки.
Указанные обстоятельства, в том числе, проверки и контроля указанных знаков, уведомления ответчика о нарушении зоны минимальных расстояний подтверждены в суде апелляционной инстанции показаниями допрошенных свидетелей ФИО4 и ФИО5, не доверять которым у судебной коллегии оснований не имелось, поскольку свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, также их показания являются последовательными, дополняют и согласуются с иными представленными в материалы дела доказательствами.
До дня установления зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция зданий, сооружений в границах минимальных расстояний до указанных трубопроводов допускается только по согласованию с организацией - собственником трубопровода или уполномоченной им организацией".
Таким образом, любое строительство ответчиком в указанной зоне могло производиться только по согласованию с истцом.
Согласно соглашению о порядке использования земель муниципального района Ставропольский от 24.10.2012г., заключенному между ООО «Газпром трансгаз Самара» и Администрацией м.р.Ставропольский, настоящее Соглашение заключено в целях обеспечения безопасности при эксплуатации производственных объектов магистрального транспорта газа, устойчивого развития территории, во исполнение ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Градостроительного кодекса РФ, для обеспечения безопасности жизни граждан и их имущества от опасных производственных факторов объектов магистральных газопроводов применяются зоны минимально-допустимых расстояний, для газопроводов (ДУ) свыше 1200мм до 1400мм включительно давление (РУ) свыше 2,5 МПа до 10,0 МПа -в виде участка земли, ограниченного условными линиями в 350 метрах от оси трубопровода с каждой стороны (п.4.3 соглашения).
Земельные участки, входящие в охранные, санитарно-защитные зоны и зоны минимально-допустимых расстояний, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований «Правил охраны магистральных трубопроводов». СНиП 2.05.06- 85* «Магистральные трубопроводы», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. «Правил охраны линий и сооружений связи РФ», (п.5.1)
В соответствии с п.6.2 Соглашения, муниципальный район Ставропольской области обязался давать указание юридическим и физическим лицам до начала использования земельного участка, обремененного охранными, санитарно-защитными зонами и зонами минимально-допустимых расстояний, получать в ООО «Газпром трансгаз Самара» технические условия на возможность проведения каких-либо работ в этих зонах.
При этом доводы ответчика о том, что при приобретении земельного участка он не был поставлен Администрацией в известность о наличии минимально-допустимых расстояний и ограничений, как верно указал суд апелляционной инстанции, не могут являться основанием для отказа в иске, поскольку ФИО1 приобрел земельный участок по договору купли-продажи у физического лица.
Кроме того, судами установлено, что строительство дома осуществлялось ответчиком в период с 2014-2019 г.г.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации была дополнена пунктом 1.1 согласно которому разрешение на строительство не требуется для строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 51.1 которая определяет порядок строительства или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с данным порядком в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения, указанные в части 1 статьи 51.1, и с приложением документов, определенных в части 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
До изменений, внесенных в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства требовалось получение разрешения на строительство.
В соответствии с частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, до изменений, внесенных Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик должен был направить заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы были следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
При этом, в соответствии со статьей 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В градостроительном плане земельного участка, в том числе, содержится информация:
о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;
о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон (часть 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительный план земельного участка выдается органами местного самоуправления (часть 5 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Ответчик в органы местного самоуправления за подготовкой градостроительного плана не обращался, не обращался за разрешением на строительство объекта, не направлял уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, строительство осуществлено без получения предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документов, таким образом, ответчик, не предпринял мер для получения информации о границах зон с особыми условиями использования территорий.
Статьями 28, 32 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" установлен запрет на возведение каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией. Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Принадлежащий истцу газопровод относится к числу опасных производственных объектов, строительство зданий и сооружений без согласования с истцом в зоне минимально допустимых расстояний является нарушением запрета, установленного нормами действующего законодательства, создает угрозу для жизни и здоровья, в силу закона является основанием для его сноса.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с выводами судов не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов. По существу, заявитель кассационной жалобы выражает несогласие с той оценкой, которую дали суды имеющимся в деле доказательствам, и просит иначе оценить их, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды первой и апелляционной инстанции правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с окончанием кассационного производства определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22 марта 2022 года о приостановлении исполнения обжалованных судебных актов подлежит отмене в силу части 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ставропольского районного суда Самарской области от 14 декабря 2020 года, апелляционное определение Самарского областного суда от 15 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебных актов, произведенное определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22 марта 2022 года.
Председательствующий А.С. Рипка
Судьи А.А.Антошкина
А.И.Мирсаяпов
Постановление04.05.2022