I инстанция – ФИО2 II инстанция – ФИО3, ФИО4, ФИО5(докладчик) Дело № О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 09 июля 2020 года <адрес> Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего ФИО6, судей ФИО9, ФИО7, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения города ЮЗАО <адрес> о присвоения звания «Ветеран труда» (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-1110/2019) по кассационной жалобе ФИО1 на решение Гагаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО9, объяснения представителя Департамента труда и социальной защиты <адрес>ФИО8, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО9, у с т а н о в и л а: ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения города ЮЗАО <адрес> о присвоения звания «Ветеран труда». В обоснование иска указала, что проживает в городе Москве, имеет продолжительный стаж в таможенных органах, в период которого неоднократно награждалась ведомственными наградами за безупречную службу в таможенных органах и знаком «Ветеран таможенной службы», однако ответчик незаконно отказал в присвоении звания «Ветеран труда». Решением Гагаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение районного суда оставлено без изменения. В кассационной жалобе заявитель просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных. Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется. Разрешая исковые требования, суд первой инстанции (и с ним согласилась апелляционная инстанция), руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным Постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП, положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Положениями о наградах и Почетной грамоте Федеральной таможенной службы и о нагрудных знаках и медалях ФТС России, утвержденными приказом ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, установив, что медали за службу в таможенных органах Ш, П и 1 степени, юбилейная медаль «25 лет Федеральной таможенной службе» и знак «Ветеран таможенной службы» не относятся к ведомственным знакам отличия, дающим право на присвоение звания ветерана труда, относятся к системе поощрения должностных лиц и работников таможенных органов РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не имеется. В силу пп.2 п.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2). Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утверждено постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", в п. 2 которого указано, что звание "Ветеран труда" присваивается гражданам: награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.); награжденным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.1); начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2.2.). Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о Федеральной таможенной службе (ФТС России), которая находится в ведении Министерства финансов РФ, п. 9.2.6. которого предусматривает, что руководитель Федеральной таможенной службы представляет Министру финансов Российской Федерации предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, присвоению почетных званий, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации, о награждении ведомственным знаком отличия Министерства финансов Российской Федерации, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", должностных лиц и работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов, представительств (представителей) Службы в иностранных государствах, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере. Согласно ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» за добросовестное исполнение должностных обязанностей к сотрудникам таможенных органов могут применяться следующие поощрения: 1) объявление благодарности; 2) премирование; 3) награждение ценным подарком; 4) награждение Почетной грамотой Федеральной таможенной службы; 5) награждение нагрудными знаками и медалями Федеральной таможенной службы; 6) досрочное присвоение очередного специального звания; 7) награждение именным оружием; 8) присвоение очередного специального звания на ступень выше соответствующего занимаемой должности; 9) досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания (п. 1). Положение о нагрудных знаках и медалях Федеральной таможенной службы и Положение о Почетной грамоте Федеральной таможенной службы утверждаются руководителем Федеральной таможенной службы (п. 4). Таким образом, действующее законодательство различает меры стимулирования и поощрения работников (служащих) за выполнение работы или прохождение службы и ведомственные знаки отличия в труде, которые и являются основанием для присвоения звания ветерана труда в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о нагрудных знаках и медалях ФТС России. При этом согласно указанного Положения только три ведомственных знака поименованы как ведомственные награды: нагрудный знак "Почетный таможенник России", нагрудный знак ФТС России "За развитие таможенной службы России", нагрудный знак ФТС России "Отличник таможенной службы", медали за службу в таможенных органах, знак ветерана таможенной службы к ним не отнесены, в связи с чем обоснованно расценены судами как поощрение работника наряду с такими мерами как объявление благодарности, премирование, награждение ценным подарком. При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы о том, что истец имеет ведомственные награды, которыми она получила до принятия Положения № от ДД.ММ.ГГГГ об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, подлежат отклонению. Доводы кассационной жалобы, фактически, являются позицией лица, подавшего жалобу, и не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшихся судебных актов кассационным судом общей юрисдикции. Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит. Переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты не входит в полномочия суда при кассационном производстве. Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями существенных нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов. Несоответствия выводов суда, содержащихся в обжалуемых постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушения либо неправильного применения норм процессуального права при рассмотрении дела судами не установлено. С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции о п р е д е л и л а: решение Гагаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения. Председательствующий Судьи |