ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-8379/20 от 12.11.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

88-8379/2020

2-47/2020

41RS0009-01-2019-0000193-06

Девятый кассационный суд общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 ноября 2020 года г. Владивосток.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Хребтовой Н.Л.,

судей Панфиловой Л.Ю., Виноградовой О.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Усть-Камчатского муниципального района о взыскании задолженности по перерасчету средней заработной платы для исчисления окончательного расчета при увольнении, задолженности по перерасчету средней заработной платы для исчисления выходного пособия по сокращению штата, задолженности по перерасчету заработной платы за отработанный период, премии,

по кассационной жалобе Главы Усть-Камчатского муниципального района ФИО2 на решение Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от 3 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 30 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Усть-Камчатского муниципального района о взыскании задолженности по перерасчету средней заработной платы в связи с повышением размера должностного оклада для исчисления окончательного расчета при увольнении (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие по сокращению штата и выплат, начисленных от величины оклада (гос.тайна, ежемесячное денежное поощрение, ежемесячная надбавка за особые условия, стимулирующие выплаты, районный коэффициент, северные надбавки) в размере 127141 рубля 48 копеек, задолженности по выплате перерасчета средней заработной платы для исчисления выходного пособия по сокращению штата на период трудоустройства (за весь период выплаты сохранения средней заработной платы), гарантированных Трудовым кодексом РФ, в размере 121037 рублей 04 копеек, задолженности по перерасчету заработной платы за отработанный период в сентябре 2018 года из расчета оклада, утвержденного решением № 319 «О внесении изменений в Положение о муниципальной службе в Усть-Камчатском муниципальном районе» от 20 июня 2008 года № №, в размере 23271 рубля 43 копеек, премии по итогам работы за 2018 год в размере 103692 рублей 36 копеек.

В обоснование требований указала, что с 29 апреля 2011 года проходила муниципальную службу в администрации Усть-Камчатского муниципального района в должности заместителя Главы администрации Усть-Камчатского муниципального района. 4 сентября 2018 года на сессии Совета народных депутатов Усть-Камчатского муниципального района принято решение № 319 «О внесении изменений в Положение «О муниципальной службе в Усть-Камчатском муниципальном районе» от 20июня 2008 года № 87, которым увеличен должностной оклад по занимаемой ею должности, вступившее в силу 7 сентября 2018 года. 13 сентября 2018 года была уволена на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением численности штата работников ответчика. 14 марта 2019 года она обратилась к Главе Усть-Камчатского муниципального района о перерасчете средней заработной платы для исчисления окончательного расчета при увольнении, заработной платы за отработанный период в сентябре 2018 года и всех причитающихся ей выплат на период трудоустройства, гарантированных Трудовым кодексом РФ. Кроме того, ей не была начислена и выплачена премия по итогам работы за 2018 год без законных оснований.

Решением Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от 03.03.2020 г., оставленным без изменения определением судебной коллегией по гражданским делам Камчатского края от 30.06.2020 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. С администрации Усть-Камчатского муниципального района в пользу ФИО1 взыскано: задолженность по перерасчету заработной платы за период с 7 по 13 сентября 2018 года в размере 7246, 23 рублей; задолженность по перерасчету средней заработной платы для исчисления выходного пособия по сокращению штата на период трудоустройства с ноября 2018 года по май 2019 года в размере 106097, 95 рублей; задолженность по перерасчету средней заработной платы в связи с повышением размера должностного оклада для исчисления окончательного расчета при увольнении (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие по сокращению штата и выплат, начисленных от величины оклада (гос.тайна, ежемесячное денежное поощрение, ежемесячная надбавка за особые условия, стимулирующие выплаты, районный коэффициент, северные надбавки) в общем размере 125918, 31 рублей, а всего взыскать 239262 рубля 49 копеек (с учетом начисленного НДФЛ).

В кассационной жалобе Глава Усть-Камчатского муниципального района ФИО2 ставит вопрос об отмене судебных постановлений. Выразил несогласие с выводами судов, полагая их противоречащими фактическим обстоятельствам дела. Обращает внимание, что судами не принято во внимание отсутствие в штатном расписании администрации Усть-Камчатскогого муниципального района должности – заместитель Главы администрации. Согласно штатному расписанию от 05.09.2018 г. в штате администрации имеются должности главы Усть-Камчатского муниципального района и советника, иные должности отсутствуют. У новых должностей соответственно изменился функционал и должностные лица несут персональную материальную и уголовную ответственность, заместители главы администрации – руководители Управлений выполняют не только функции заместителя главы администрации, но и руководят соответствующими управлениями по различным направлениям. Соответственно размеры должностного оклада, по этим должностям изменились, тогда как истец, до даты увольнения находясь за штатом администрации Усть-Камчатского муниципального района, не исполняла никаких управленческих функций и полномочий ввиду перераспределения обязанностей в соответствии с новой структурой администрации Усть-Камчатского муниципального района. Истец не является сотрудником администрации района работающим в новых условиях с учетом новой структуры и нового распределения обязанностей. Считает, что выводы суда о правомерности перерасчета заработной платы и соответственно корректировке сумм не мотивированы, в решении не приведены доводы в обоснование расчета сумм, подлежащих выплате истцу.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о причинах неявки не сообщили. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом установлено, что с 29 апреля 2011 г. ФИО1 проходила муниципальную службу в администрации Усть-Камчатского муниципального района в должности заместителя Главы администрации Усть-Камчатского муниципального района (высшая группа должностей муниципальной службы), трудовым договором (контрактом), заключенным между сторонами, истцу установлен должностной оклад в размере 8424 рублей с применением районного коэффициента 80% и северных надбавок 80%.

Из штатного расписания администрации Усть-Камчатского муниципального района, утвержденного исполняющим полномочия Главы администрации 18 мая 2018 г., усматривается, что по должности заместителя Главы администрации Усть-Камчатского муниципального района установлен оклад в размере 11494 рубля.

Согласно статье 17.1 Положения «О муниципальной службе в Усть-Камчатском муниципальном районе», утвержденного постановлением Главы Усть-Камчатского района от 20 июня 2008 г. № 87 оплата труда муниципальных служащих включает в себя: должностной оклад в размере согласно приложению 4 к настоящему Положению; ежемесячное денежное поощрение в размере согласно приложению 4 Положения; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере согласно приложению 4 Положения; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в установленном Положением размере; премия за выполнение особо важных и сложных задач согласно статье 17.2 Положения. Денежное содержание выплачивается с учетом районного коэффициента и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера.

Согласно статье 17.2 Положения премирование муниципальных служащих осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за месяц, квартал, год. Размер премии определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций органов местного самоуправления муниципального района, исполнения должностного регламента и устанавливается в процентах от должностного оклада муниципального служащего либо в твердой денежной сумме. На такую премию начисляется районный коэффициент и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Решением Совета народных депутатов Усть-Камчатского муниципального района от 4 сентября 2018 г. № 121-нпа «О внесении изменений в Положение «О муниципальной службе в Усть-Камчатском муниципальном районе» от 20 июня 2008 года № 87», опубликованным в газете «Усть-Камчатский вестник-официально» № 57(307) 6 сентября 2018 г., вступившим в законную силу 7 сентября 2018 г., увеличены размер должностного оклада, размер ежемесячного денежного поощрения и размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы муниципальных служащих в Усть-Камчатском муниципальном районе, которые, согласно Приложению № 3 к Положению «О муниципальной службе в Усть-Камчатском муниципальном районе» по должности заместителя Главы администрации муниципального района составили: размер должностного оклада – 13 076 рублей, размер ежемесячного денежного поощрения - 2,5 должностных оклада в месяц, размер ежемесячной надбавки за особые условия - 200% к должностному окладу.

Распоряжением исполняющего полномочия Главы Усть-Камчатского муниципального района от 12 сентября 2018 г. № 510-л ФИО1 уволена по сокращению штата работников на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ 13 сентября 2018 г. на основании уведомления о сокращении без предоставления должности от 5 сентября 2018 г. и личного заявления от 11 сентября 2018 г. с выплатой компенсации в размере среднего заработка, исчисленной пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении в количестве 56 календарных дней, выходного пособия в размере среднего месячного заработка.

14 марта 2019 г. ФИО1 обратилась к Главе Усть-Камчатского муниципального района с заявлением о перерасчете ей сумм, полученных при увольнении, в связи с изменениями размеров окладов муниципальных служащих, принятыми Решением Совета народных депутатов от 4 сентября 2018 г. 27 марта 2019 г. в ответ на данное заявление в адрес истца направлено сообщение, согласно которому заработная плата за сентябрь 2018 г. и средний месячный заработок рассчитаны исходя из оклада, указанного в трудовом договоре, в размере 11494 рублей.

Судом первой инстанции по делу также установлено, что заработная плата за сентябрь 2018 г., выходное пособие по сокращению штата, окончательный расчет при увольнении исчислены исходя из оклада истца в размере 11494 рубля, корректировка среднего заработка ФИО1, исчисленного в целях выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства с октября 2018 г. по март 2019 г., в связи с повышением с 7 сентября 2018 г. окладов муниципальным служащим, на основании Решения Совета народных депутатов Усть-Камчатского муниципального района от 4 сентября 2018 года №121-нпа «О несении изменений в Положение «О муниципальной службе в Усть-Камчатском муниципальном районе» от 20 июня 2008 года № 87, не проводилась.

В соответствии с требованиями частей 1,2 ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 318 Трудового кодекса РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922 (по тексту – Положение), для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

Согласно пункту 4 Положения расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев.

При этом, абзацем 3 пункта 16 Положения предусмотрено, что при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается в следующем порядке: если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, - повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период.

В случае если при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения изменяются перечень ежемесячных выплат к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению и (или) их размеры, средний заработок повышается на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления вновь установленных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения и ежемесячных выплат на ранее установленные тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и ежемесячные выплаты (абзац 5 пункта 16 Положения).

При повышении среднего заработка учитываются тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в фиксированном размере (проценты, кратность), за исключением выплат, установленных к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность) (абзац 6 пункта 16 Положения).

Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что увеличение окладов произошло в период работы ФИО1 в администрации Усть-Камчатского муниципального района после расчетного периода, но до ее увольнения по сокращению штата, однако, перерасчет заработной платы в связи с повышением размера должностного оклада, размера ежемесячного денежного поощрения, размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы за период с 7 по 13 сентября 2018 г. ответчиком не произведен. Кроме того, в соответствии с требованиями абзаца 3 пункта 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, средний заработок истца, исчисленный за расчетный период с сентября 2017 года по август 2018 года, подлежит корректировке, соответственно, подлежат корректировке и суммы, которые были начислены и выплачены истцу в связи с увольнением по сокращению штата.

Удовлетворяя требования ФИО1 суд первой инстанции проверил представленные сторонами расчеты, признал арифметически верным и произведенным в соответствии с действующим законодательством расчет администрации Усть-Камчатского муниципального района.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу ФИО1 задолженности по заработной плате, заработной плате для исчисления выходного пособия по сокращению штата на период трудоустройства, задолженности по перерасчету средней заработной платы в связи с повышением размера должностного оклада для исчисления окончательного расчета при увольнении.

Доводы кассационной жалобы о неверной оценке судами фактических обстоятельств и представленных в деле доказательств, а также о том, что судами не учтено отсутствие в новом штатном расписании должности заместителя Главы администрации направлены на переоценку судом кассационной инстанции доказательств по делу, что не входит в компетенцию такого суда согласно предписаниям ч.3 ст.390 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Нарушений принципа равноправия сторон, в ходе судебного разбирательства судом апелляционной инстанции, судом кассационной инстанции не установлено, поскольку представитель ответчика в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда допущена в соответствии с требованиямич.3 ст.53 Гражданско-процессуального кодекса РФ.

Поскольку доводы кассационной жалобы применительно к ч.1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ не содержат оснований для отмены или изменения кассационным судом общей юрисдикции обжалуемых судебных постановлений, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от 3 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 30 июня 2020 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Главы администрации Усть-Камчатского муниципального района ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи