ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-8438/20 от 30.06.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-8438/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 30 июня 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Дударёк Н.Г.

судей: Уфимцевой Н.А., Благодатских Г.В.

с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании, путем использования систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску прокурора Ольхонского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Копыловой А.К. об истребовании земельного участка из незаконного владения, признании права собственности на объекты недвижимости отсутствующим, освобождении занятых земельных участков,

по кассационной жалобе Копыловой А.К. на решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 25 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 июля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Уфимцевой Н.А., заключение прокурора Самойлова А.А., полагавшего жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Прокурор Ольхонского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Копыловой А.К., в котором с учетом уточнений исковых требований просил:

1. Истребовать земельный Участок с кадастровым , расположенный в местности <адрес>, из незаконного владения Копыловой А.К. и возвратить во владение межрегионального территориального управления Росимущества в <адрес> и <адрес>.

2. Признать право собственности Копыловой А.К. отсутствующим на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым , находящемся в местности <адрес>:

2.1. нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 7,2 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый ;

2.2. нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 38,5 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый ;

2.3. нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 60,8 кв.м количество этажей: 1, кадастровый ;

2.4. нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 75,7 кв.м. количество этажей: 1, кадастровый ;

2.5. нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 15,7 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый ;

2.6. нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 88,3 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый ;

Обязать Копылову А.К. снести указанные объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым , в 3-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу следующие объекты капитального строительства, а также освободить земельный участок с кадастровым , находящийся в местности <адрес> от бани, 3 надворных туалетов, 4 выгребных ям для накопления жидких коммунальных отходов.

Обязать Копылову А.К. освободить самовольно занятые земельные участки расположенные смежно с земельным участком с кадастровым : с северо-восточной стороны, площадью 42 кв. м; с западной стороны, площадью 60кв. м; с южной стороны, площадью 1127 кв. м. от ограждений, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Копылову А.К. освободить самовольно занятый земельный участок с северной стороны от земельного участка с кадастровым , от ограждений высотой 4 метра, длиной 23 м и 59 м., в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой были выявлены нарушения земельного и природоохранного законодательства. Объекты туристической инфраструктуры расположены на территории земельного участка, имеющего назначения как земли сельскохозяйственного назначения, объекты расположены в границах Прибайкальского национального парка, на земельном участке, являющемся исключительно собственностью Российской Федерации, и не могли быть распределены администрацией Ольхонского района. Размещение на территории участка выгребной ямы и туалета не оборудованного герметичным септиком является нарушением Закона «Об охране окружающей среды», Водного кодекса, Закона «Об отходах производства и потребления». База также расположена в границах водоохраной зоны озера Байкал. По результатам заключения выявлен вред, причиненный окружающей среде и озеру Байкал.

Решением Ольхонского районного суда Иркутской области от 25 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 июля 2019 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе Копылова А.К. просит решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 25 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22.07.2019 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Указывает, что при разрешении спора судами не было учтено, что строительство объектов недвижимости было осуществлено на земельном участке, предоставленном в установленном порядке Мегетской комплексной Геофизической экспедиции ГТП «Иркутскгеофизика» в 1977 году. В связи с этим, на момент создания Прибайкальского национального парка в 1986 году спорный земельный участок площадью 0,6 га, изъятый ранее из земель Госагропрома РСФСР в 1977 году, не может считаться включенным в Национальный парк в составе земель совхоза «Куретский». Спорные объекты были приобретены ею в собственность на законных основаниях, право собственности на все объекты зарегистрированы в установленном порядке.

Прокуратурой Иркутской области и ТУ ФАУГИ в Иркутской области представлены возражения на кассационную жалобу.

В суде кассационной инстанции представители Копыловой А.К. – Задорожный А.А., Копылов А.Г., Копылов Г.А., действующие на основании доверенности, поддержали доводы жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений по делу с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.

Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии со ст. 301, ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать имущество из чужого незаконного владения. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на земельном участке с кадастровым номером , огороженном ограждением высотой 4 метра, длиной 23 метра и 59 метров, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ответчику Копыловой А.К., с кадастровыми номерами: Назначение объектов нежилые здания.

На земельном участке с кадастровым номером фактически размещена база отдыха «Бухта Крестовая», расположенная по адресу: <адрес>, м.Крестовая.

В ходе проверки были привлечены специалисты контролирующих органов, в том числе, Байкальского управления Росприроднадзора, Управления Росреестра по <адрес>.

Согласно заключению специалиста Байкальского управления Росприроднадзора от 02.10.2017 установлено, что база отдыха «Бухта Крестовая» расположена на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, м. Крестовая.

Обследованный участок в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 №1641-р находится в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории (далее - ЦЭЗ БИТ), а также в границах водоохранной зоны озера Байкал. Границы водоохранной зоны озера Байкал утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ

В заключении эксперта от 17.01.2019 сделаны выводы, что на земельном участке с кадастровым номером расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами , а также объекты недвижимости: баня и новое деревянное строение с верандой (новострой). Общая площадь земельного участка, занятая под всеми объектами недвижимости, расположенными на земельном участке с кадастровым номером составляет 703 кв.м. Объект недвижимости с кадастровым номером. Объект недвижимости с кадастровым номером площадью 7,2 кв.м. на земельном участке отсутствует. На вопрос о вхождении участков с кадастровыми номерами и в границы подведомственной ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» территории Прибайкальского национального парка эксперт указал, что при отсутствии метрических характеристик границы Прибайкальского национального парка, нанесенной на карту Байкальской природной территории, невозможно однозначно и с достоверной точностью ответить, что земельные участки с кадастровыми номерами входят в границы подведомственной ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» территории Прибайкальского национального парка согласно карте Байкальской природной территории масштаба 1:10000000, 1:200000 подготовленной в соответствии Распоряжением Правительства Российской Федерации №1641-р от 27.11.2006, на основании государственного контракта с Минприроды России №СЛ-14-23/70 от 19.08.2011 Сибирским филиалом Федерального государственного унитарного научно-производственного предприятия «Российский федеральный геологический фонд». Согласно дежурных карт издания ГУГК при СМ СССР, 1986 год (номенклатурный лист ) и Федеральной службы геодезии и картографии России 1994 год (номенклатурный лист ) земельные участки с кадастровыми номерами входят в границы подведомственной ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» территории Прибайкальского национального парка.

Решением Ольхонского районного Совета депутатов трудящихся №131 от 08.07.1977 утвержден акт выбора и отвода земельного участка для строительства комплекса лаборатории настройки точных приборов Мегетской геофизической экспедиции, общей площадью 0,5 га, каменистого выгона из земель совхоза «Куретский», сроком на 10 лет.

Решением Иркутского областного Совета депутатов трудящихся №448-п от 03.08.1977 разрешено Иркутскому территориальному геологическому управлению произвести в период с июля 1977 по июнь 1978 поисковые и геологоразведочные работы с целью поисков бокситов, цветных и редких металлов в Ольхонском районе, на общей площади 1350 га, в том числе земель совхоза «Куретский» 150 га пастбищ, засоренных камнями, и гослесфонда (Ольхонский лесхоз, Бугульдейское лесничество, кварталы №№ 14а, 28а, 29а) 1200 га лесов первой группы, с условием приведения земельной площади после окончания работ в состояние, пригодное для использования в сельском и лесном хозяйствах.

Решением Иркутского областного Совета депутатов трудящихся № 483-д от 16.08.1977 решено просить Совет Министров РСФСР разрешить изъять из земель гослесфонда земельные участки, общей площадью 492 га лесов и предоставить их совхозу «Куретский» для освоения под сельскохозяйственные угодья.

Решением Иркутского областного Совета депутатов трудящихся №424-б от 01.08.1978 Иркутскому территориальному геологическому управлению согласовано место расположения базы настройки геофизической аппаратуры в районе пади Крестовая на землях совхоза «Куретский» на площади примерно 0,5 га пастбищ каменистых.

Решением Иркутского областного Совета депутатов трудящихся №475-е от 05.09.1978 Ольхонскому райисполкому разрешено изъять из земель совхоза «Куретский» земельный участок, площадью 0,5 га пастбищ, засоренных камнями, и предоставить его Иркутскому территориальному геологическому управлению под строительство базы настройки геофизической аппаратуры в пользование сроком до 10 лет. Отвод земельного участка произвести с условием приведения земельного участка после окончания работ силами и средствами Иркутского территориального геологического управления в состояние, пригодное для использования в сельском хозяйстве.

Согласно акту № 1 приема-передачи в муниципальную собственность от 26.07.1994 передана лаборатория по настройке геофизической аппаратуры в бухте Крестовая ГГИ «Иркутскгеофизика»в составе: 2-х квартирный жилой дом, столовая, гараж, дизельная, баня, склад, домик со скважиной, туалет, здание по ремонту спецаппаратуры.

Распоряжением мэра Ольхонского района № 21-р от 24.01.1995 на баланс районной администрации принята лаборатория по настройке геофизической аппаратуры в бухте Крестовая, принадлежащая ГГП «Иркутскгеофизика»27.12.1994.

Согласно договору купли-продажи от 03.05.1995, заключенному между Комитетом по управлению имуществом Ольхонского района (Продавец) и Управлением вневедомственной охраны при УВД Иркутско области (Покупатель), база по настройке геофизической аппаратуры в бухте Крестовая передана в собственность покупателя.

24.01.1996 Управлению вневедомственной охраны при УВД Иркутской области выдано свидетельство на право собственности на землю, общей площадью 0,6 га в м.б. Крестовая под базу отдыха.

Согласно договору аренды земельного участка от 10.01.2006 Администрация Еланцынского муниципального образования предоставила в аренду ООО «РИЭЛТИ-СТЭК» земельный участок (кадастровый ), площадью 10 000 кв.м, имеющий адресные ориентиры: <адрес>, м.Крестовая, для обслуживания зданий и сооружений. Договор заключен сроком на 49 лет, по 10.01.2054.

Копылова А.К. является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами 38:13:000014:768, 38:13:000014:767, 38:13:000014:766, 38:13:000014:770, 38:13:000014:765, 38:13:000014:771, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «РИЭЛТИ-СТЭК».

Согласно договору купли-продажи от 10.04.2014, заключенному между Администрацией Ольхонского районного муниципального образования и Копыловой А.К., ответчик также купила земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, местность Крестовая, общей площадью 10000 кв.м., с кадастровым номером земель сельскохозяйственного назначения, предназначенный для обслуживания зданий и сооружений. Подписан акт приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьями 25 и 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации и удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В рамках реализации международных обязательств Российской Федерации по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.) принят Федеральный закон "Об охране озера Байкал", предусматривающий экологическое зонирование Байкальской природной территории (статья 2).

В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами, закрепленными в статье 5 названного Федерального закона.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия, подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены к землям, ограниченным в обороте.

Соответственно, ограничение деятельности собственников земельных участков, расположенных в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, возникает в силу закона.

В соответствии со ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641-р утверждены границы Байкальской природной территории и ее экологических зон -центральной экологической зоны, буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния.

Согласно ч. 2 ст. 2 Земельного кодекса РФ, Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных земельным кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Частью 3 ст. 6 ФЗ №94-ФЗ от 01.05.1999 «Об охране озера Байкал», Правительству РФ предоставлены полномочия по определению видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

В рамках реализации указанных полномочий, Правительством РФ издано постановление № 643 от 30.08.2001 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».

В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране озера Байкал», границы водоохранной зоны озера Байкал утверждаются Правительством РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2015 №368-р установлена граница водоохранной зоны озера Байкал.

В соответствии с Перечнем видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 №1641-р, на территории центральной экологической зоны, в том числе, запрещено: строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек; размещение рекреационных объектов, временных палаточных городков, туристских стоянок и стоянок транзитного транспорта за пределами особо охраняемых природных территорий и особых экономических зон туристско-рекреационного типа без утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, а также размещение указанных объектов на особо охраняемых природных территориях за пределами рекреационных зон; строительство зданий и сооружений предприятий транспорта и связи, кроме строительства зданий и сооружений водного транспорта.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, установил, что граница водоохранной зоны озера Байкал совпадает с границами центральной экологической зоны Байкальской природной территории, утвержденной распоряжением Правительства РФ от27.11.2006 №1641 -р, в соответствии с заключением Байкальского Управления Росприроднадзора установлено, что земельный участок, на котором эксплуатируется база отдыха, расположен в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории и водоохранной Зоны. Самовольное использование земельного участка для организации базы отдыха нарушает ст. 13 Федерального закона «Об охране озера Байкал», закрепляющую необходимость соблюдения нормативов допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал. Фактически ответчик самовольно заняла смежно с участком 38:13:000014:471, земельные участки площадью 42 кв.м., 60 кв.м., 1127 кв.м.

Соглашаясь с выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции указал на правильное применение норм материального права, регулирующие спорные правоотношения (Указ Президента Российской Федерации от 27.10.1993 №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 14.03.1995 №33 «Об особо охраняемых природных территориях», п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»). Выводы суда об обязании снести объекты капитального строительства, расположенные на участке, освободить участок от возведенной бани, 3 надворных туалетов, выгребных ям для накопления жидких коммунальных отходов основаны на правильном применении норм ст. ст. 301, 304, 222 ГК РФ и разъяснений в п.п. 22-24, 34-36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при этом судом учтено, что спорное имущество расположено на берегу озера Байкал, в <адрес>, <адрес>, в водоохранной зоне, в зоне Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в границах национального парка «Прибайкальский».

Установив, что земельный участок, находящийся во владении Копыловой А.К., расположен на особо охраняемой территории, государственная собственность на которую возникла в силу закона, суды пришли к обоснованному выводу об истребовании земельного участка и отсутствии права на объекты недвижимости, расположенные на указанном земельном участке.

Принятые по делу решение суда первой инстанции и апелляционное определение соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку сводятся к несогласию с оценочными выводами суда первой и апелляционной инстанций, по существу относятся к иной оценке доказательств и установлению обстоятельств по делу, а иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.

Каких-либо нарушений норм процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, которые могли бы служить основанием для отмены вступивших в силу судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы и материалам дела не усматривается.

Всем представленным по делу доказательствам судами первой и апелляционной инстанций дана оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с данной судами оценкой доказательств и установленными обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 25 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Копыловой А. К. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: