ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-8705/2021 от 21.10.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

88-8705/2021

2-305/2021

79RS0002-01-2020-009533-38

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 октября 2021 года город Владивосток.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Аноприенко К.В.,

судей Панфиловой Л.Ю., Хребтовой Н.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах ФИО1 к управлению сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании права на получение государственной поддержки в виде субсидии,

по кассационной жалобе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 20 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Еврейской автономной области от 28 мая 2021 года.

Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю., выслушав пояснения прокурора Управления Генеральной прокуратуры РФ ФИО2, поддержавшей доводы возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия

установила:

Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к управлению сельского хозяйства правительства ЕАО о признании права на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации.

Требования мотивировал тем, что в результате чрезвычайной ситуации в июле-августе 2019 года был затоплен земельный участок, используемый ФИО1 для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>, в результате чего был утрачен урожай сельскохозяйственных культур.

Уточнив впоследствии исковые требования, просил признать за ФИО1 право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории ЕАО; обязать управление сельского хозяйства правительства ЕАО произвести выплату ФИО1 меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0,08 га, из областного бюджета.

Определением суда к участию в деле привлечены в качестве соответчика Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России, министерство), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Д.Е.А., ФИО3, ФИО4

Решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 20 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 28 мая 2021 года иск удовлетворен частично, за ФИО1 признано право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0,04 га.

На управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области возложена обязанность произвести ФИО1 выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0,04 га, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.

В кассационной жалобе представитель Минсельхоза России просит отменить решения судов в части удовлетворения исковых требований к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, принять по делу в указанной части новое решение об отказе в иске, исключить из резолютивной части слова «за счет федерального бюджета».

В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие заявителя и иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании суда кассационной инстанции и не просивших об отложении судебного разбирательства.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ).

Проверив в соответствии и в пределах, установленных статьями 379.5, 379.6 ГПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, возражений прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам главы 6 ГПК РФ, суд, руководствуясь нормами Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства РФ № 1455 от 15 ноября 2019 года «Об утверждении Правил предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам)», распоряжения губернатора Еврейской автономной области № 220-рг от 30 августа 2019 года «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году» пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

В соответствии с п. «м» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации принимает решения об оказании единовременной материальной помощи, финансовой помощи и о выплате единовременных пособий гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплаты единовременных пособий гражданам Российской Федерации, а также определение круга лиц, которым указанная помощь будет оказана и указанные выплаты будут осуществлены.

Распоряжением Правительства РФ № 2494-р от 23 октября 2019 года в целях компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2019 году на территории Дальневосточного федерального округа в связи с паводком, Минсельхозу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2019 году выделены бюджетные ассигнования в размере 434537,5 тыс. рублей для предоставления межбюджетного трансферта бюджету Еврейской автономной области на оказание финансовой помощи, в виде компенсации ущерба 139 сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, и на компенсацию ущерба от утраты урожая, поголовья сельскохозяйственных животных и птицы 1424 личным подсобным хозяйствам.

Судом установлено, что 30 января 2008 года МУП «Единый заказчик», действующий от имени собственника жилого помещения администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области заключил с ФИО1 договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ЕАО, <адрес>.

На основании Закона ЕАО от 26 ноября 2008 года № 478-ОЗ «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области и сельскими поселениями, входящими в его состав» двухквартирный крупнопанельный дом <адрес> передан в собственность муниципального образования «Биджанское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО.

Согласно паспортным данным истец ФИО1 зарегистрирован в указанном жилом помещении с 3 декабря 1974 года.

Из сведений похозяйственных книг на личное подсобное хозяйство за 1997 - 2019 годы, а также справки от 16 января 2020 года , выданной администрацией МО «Биджанское сельское поселение», следует, что истец ФИО1 является пользователем земельного участка, занятого под посевами 0,08 га, расположенного по адресу: ЕАО, <адрес>.

Согласно распоряжению губернатора ЕАО от 30 августа 2019 года №440-рг указанный земельный участок попал в зону подтопления.

Из акта от 27 сентября 2019 года обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера следует, что в период с 11 августа 2019 года в результате сильного переувлажнения почвы на вышеуказанном земельном участке погибли сельскохозяйственные культуры, а именно картофель и овощи общей площадью 0,04 га.

5 декабря 2019 года ФИО1 обратился в управление сельского хозяйства правительства ЕАО с заявлением о выплате компенсации в связи с утратой урожая. Однако 13 декабря 2019 года в удовлетворении заявления ему отказано в связи с отсутствием у него документа, подтверждающего право собственности, пользования или иного законного права владения вышеуказанным земельным участком.

Давая оценку обоснованности заявленного иска, суд исходил из того, что в силу ст. 2 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Поскольку личное подсобное хозяйство на спорном земельном участке велось ФИО1, он имел право, действуя в интересах семьи, обратиться в управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области с заявлением о выплате субсидии в связи с утратой урожая. Приняв во внимание указанные обстоятельства и то, что утрата урожая на приусадебном участке истца, подвергшемся затоплению в 2019 году, установлена в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, а выделенные субъекту Российской Федерации денежные средства включали суммы, подлежащие выплате ФИО1, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении иска.

Ссылка в жалобе на то, что состоявшимся решением суд возложил на Минсельхоз России обязанность по расчету потребности средств для выделения из резервного фонда Правительства РФ и перечислению их в Еврейскую автономную область противоречит содержанию судебного постановления, которым признано право ФИО1 на получение меры государственной поддержки как лица, понесшего в результате паводка ущерб, учтенный при расчете размера бюджетных ассигнований, доведенных до субъекта Российской Федерации – Еврейской автономной области в 2019 году.

Кассационная жалоба не содержит оснований для отмены или изменения решения и апелляционного определения в порядке главы 41 ГПК РФ.

Руководствуясь статьями 390.1, 390 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 20 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Еврейской автономной области от 28 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий Судьи