ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-8840/2022 от 16.06.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 63RS0027-01-2021-000017-32

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело№ 88-8840/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Юровой О.В.

судей Бросовой Н.В., Арзамасовой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Терентьева Виталия Александровича на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 28 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 22 декабря 2021 года по гражданскому делу № 2-796/2021 по иску Терентьева Виталия Александровича к администрации м.р. Ставропольский Самарской области, Министерству строительства и коммунального хозяйства Самарской области о признании права на дополнительную площадь, обязании предоставить жилое помещение, признании права на внеочередное получение жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение, обязании рассмотреть вопрос о предоставлении субсидии, обязании предоставить субсидию,

Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В., проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Терентьев В.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права на дополнительную площадь, обязании предоставить жилое помещение, признании права на внеочередное получение жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение, обязании рассмотреть вопрос о предоставлении субсидии, обязании предоставить субсидию, указав при этом следующее. Терентьев В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь инвалидом второй труппы, страдающим , не имеет жилого помещения в собственности или по договору социального найма. 23 декабря 2019 года Терентьев В.А. обратился в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением о принятии его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, к указанному заявлению был приложен пакет документов, подтверждающих право Терентьева В.А. на постановку на учет, который был получен ответчиком 27 декабря 2019 года. 30 января 2020 года на основании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области ему рекомендовано подать заявление о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении в соответствии с утвержденной формой лично либо через уполномоченного (законного) представителя. С данным решением Администрации муниципального района Ставропольский он не согласился и обратился в суд с исковым заявлением за восстановлением своего нарушенного права. Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 08 июня 2020 года действия Администрации муниципального района Ставропольский по вынесению решения от 30 января 2020 года признаны незаконными, на Администрацию муниципального района Ставропольский возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Терентьева В.А. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от 23 декабря 2019 года. 04 августа 2020 года на основании решения комиссии по жилищным вопросам отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в виду отсутствия заполненной формы заявления по утвержденной форме. 03 ноября 2020 года состоялось заседание жилищной комиссии, где было вынесено следующее: Во исполнение решения Ставропольского районного суда Самарской области от 08 июня 2020 года, вступившего в законную силу 14 июля 2020 года - решение комиссии по жилищным вопросам при администрации м.р.Ставропольский Самарской области от 04 августа 2020 года (протокол №9), принятое по вопросу №22 «Рассмотрение решения Ставропольского районного суда Самарской области от 08 июня 2020 года, вступившего в законную силу 14 июля 2020 года - отменить; - принять Терентьева Виталия Александровича, 23 ноября 2001 года рождения, на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении с даты принятия решения о включении в список очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 12 ноября 2020 года Терентьев В.А. был уведомлен, что его приняли на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в Администрации м.р.Ставропольский Самарской области с даты вынесения решения жилищной комиссии. Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области поставила Терентьева В.А. в очередь на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении под №41, без учета прав Терентьева В.А. на получение жилого помещения вне очереди. С учетом изложенного, Терентьев В.А. был вынужден обратиться за защитой своих нарушенных прав и охраняемых законом интересов в Ставропольский районный суд Самарской области с соответствующим административным исковым заявлением, предъявленным в рамках административного дела №2а-493/2021. Определением Ставропольского районного суда Самарской области от 17 февраля 2021 года в силу ст. 136 КАС РФ требования административного истца с 3 то 8, а именно: - признании права Терентьева В.А. на дополнительную жилую площадь на основании справки ВК , выданной 29 ноября 2019 года в психоневрологическом диспансере г.Тольятти и Приказа МЗ РФ н; - обязании Администрации м.р.Ставропольский Самарской области предоставить Терентьеву В.А., как инвалиду, страдающему , жилое помещение по договору социального найма в размере 33 кв.м, общей площадью, 18 кв.м, дополнительной жилой площади, с правом увеличения нормы не более чем в два раза; - признании права Терентьева В.А. на внеочередное получение жилого помещения, в соответствии с п.3 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ; - обязании Администрации м.р.Ставропольский Самарской области предоставить жилое помещение Терентьеву В.А. вне очереди, то есть сразу; - обязании Администрации м.р.Ставропольский Самарской области предоставить официальные данные о наличии или отсутствии жилья в муниципалитете, для заключения договора социального найма с Терентьевым В.А. в соответствии с его статусом инвалида, страдающего тяжким хроническим заболеванием, и не имеющего никакого жилья; - обязании Администрации м.р.Ставропольский Самарской области рассмотреть вопрос о предоставлении Терентьеву В.А. денежной субсидии, на приобретение жилья, соответствующего требованиям Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» и требованиям ЖК РФ для лиц, страдающих тяжким заболеванием, требующим диспансерного наблюдения, с правом дополнительной жилой площади, и увеличения нормы не более чем в два раза, выделены в отдельное производство, поскольку судом признано целесообразным раздельное рассмотрение заявленных требований. После выделения в отдельное производство указанные исковые требования неоднократно изменялись, уточнялись и дополнялись, в результате чего истец Терентьев Виталий Александрович окончательно просит суд: Признать право Терентьева В.А. на дополнительную площадь на основании приказа Минздрава России от 29 ноября 2012 года н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» и ст.51, 58 ЖК РФ; Обязать Администрацию м.р.Ставропольский Самарской области предоставить Терентьеву В.А., как инвалиду, страдающему , жилое помещение по договору социального найма в размере 33 кв.м, основной площади и 18 кв.м дополнительной социальной жилой площади, с правом увеличения нормы предоставления не более чем в два раза; Обязать Администрацию м.р.Ставропольский Самарской области предоставить Терентьеву В.А. жилое помещение вышеуказанной площади, не далее чем в 5 км от места его диспансерного наблюдения в психоневрологическом диспансере г.Тольятти в соответствии с заболеванием, требующим активного диспансерного наблюдения (АДН); Обязать Администрацию м.р.Ставропольский Самарской области предоставить Терентьеву В.А. жилое помещение, оснащенное электрической плитой и центральным отоплением, не выше 2 этажа; Запретить Администрации м.р.Ставропольский Самарской области предоставлять Терентьеву В.А. жилое помещение с газовой плитой и газовой колонкой, в целях безопасности и самого инвалида с психическим заболеванием, так и окружающих людей (жильцов, посетителей, врачей и т.п.); Обязать Министерство строительства и коммунального хозяйства Самарской области направить правовые и медицинские правоустанавливающие документы (по форме указанной в Постановлении Правительства РФ №614) на имя Терентьева Виталия Александровича в Министерство строительства и коммунального хозяйства РФ для получения субвенций из средств Федерального Бюджета, согласно Постановлению Правительства РФ от 15 октября 2005 года №614, в течение 30 дней после вступления решения в законную силу; Обязать Министерство строительства и коммунального хозяйства Самарской области направить финансовую субвенцию из средств федерального бюджета РФ в адрес Администрации м.р.Ставропольский Самарской области, с целью выравнивания бюджетной обеспеченности данного муниципального района, в течение 30 дней после вступления решения в законную силу; Обязать Администрацию м.р.Ставропольский Самарской области приобретенное на средства федерального бюджета РФ жилое помещение предоставить Терентьеву В.А., по договору социального найма, либо в собственность; Признать право Терентьева В.А. на внеочередное получение жилого помещения, в соответствии с п.3 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ; Обязать Администрацию м.р.Ставропольский Самарской области предоставить жилое помещение Терентьеву В.А. вне очереди, то есть сразу после вступления решения суда в законную силу.

Определением Ставропольского районного суда Самарской области от 12 марта 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социально - демографической и семейной политики Самарской области.

Определением Ставропольского районного суда Самарской области от 29 апреля 2021 года ответчик Министерство социально - демографической и семейной политики Самарской области по ходатайству представителя истца Терентьева В.А. - Терентьевой О.М. заменен на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области. Министерство социально - демографической и семейной политики Самарской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.

Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 28 мая 2021 года исковые требования Терентьева Виталия Александровича к администрации м.р. Ставропольский Самарской области, Министерству строительства и коммунального хозяйства Самарской области о признании права на дополнительную площадь, обязании предоставить жилое помещение, признании права на внеочередное получение жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение, обязании рассмотреть вопрос о предоставлении субсидии, обязании предоставить субсидию, удовлетворены частично.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 22 декабря 2021 года решение Ставропольского районного суда Самарской области от 28 мая 2021 года изменено.

В кассационной жалобе, поданной Терентьевым В.А., ставится вопрос об отмене судебных актов в части и принятии нового решения об удовлетворении требований.

Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.

Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как установлено судом, Терентьев В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом второй группы с детства, бессрочно, страдает и подходит под пункт №3 приказа МЗ РФ от 29 ноября 2012 года №987н, код р20.

Согласно протоколу №14 заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации м.р. Ставропольский Самарской области от 03 ноября 2020 года, решение комиссии по жилищным вопросам при администрации м.р. Ставропольский Самарской области от 04 августа 2020 года (протокол №9), принятое по вопросу №22, отменено; Терентьев В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принят на учет граждан нуждающихся в жилом помещении с даты принятия решения о включении в список очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

11 ноября 2020 года главой администрации м.р. Ставропольский Самарской области вынесено постановление №3420 о включении Терентьева В.А. в список очередности инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

11 ноября 2020 года главой администрации муниципального района Ставропольский Самарской области вынесено постановление №3421 о включении Терентьева В.А. в список очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

11 ноября 2020 года главой администрации муниципального района Ставропольский Самарской области вынесено постановление №3422 о включении Терентьева В.А. во внеочередной список очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Разрешая требования истца, и удовлетворяя их частично, суд первой инстанции исходил из того, что Терентьев В.А., являясь лицом с наличием хронического психического заболевания, имеет право на получение жилого помещения вне очереди, в силу постановлений Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 25 ноября 2015 года № 188, 189 для инвалидов и участников ВОВ, тружеников тыла и иных категорий граждан норма предоставления площади составляет 33 кв.м для одиноких граждан, а размер предоставления дополнительной жилой площади при обеспечении жильем по договору социального найма законодательно не утвержден.

При этом, требования Терентьева В.А. об обязании предоставить ему жилое помещение не далее чем в 5 км от места его диспансерного наблюдения в психоневрологическом диспансере г.Тольятти в соответствии с заболеванием, требующим активного диспансерного наблюдения (АДН); обязании предоставить Терентьеву В.А. жилое помещение, оснащенное электрической плитой и центральным отоплением, не выше 2 этажа; запрещении ответчику предоставлять Терентьеву В.А. жилое помещение с газовой плитой и газовой колонкой, в целях безопасности и самого инвалида с психическим заболеванием, так и окружающих людей (жильцов, посетителей, врачей и т.п.) суд признал не подлежащими удовлетворению, исходя из того, что место жительства физического лица определяется местом его регистрации, Терентьев В.А. зарегистрирован по адресу: . Действующим законодательством закреплено, что лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания может быть предоставлено жилое помещение на территории муниципального образования, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам в соответствии с нормой предоставления, действующей на момент обеспечения жильем с учетом права на дополнительную площадь. Законодательством не закреплено обязанности по предоставлению жилого помещения на определенном этаже, удаленности нахождения от психоневрологического диспансера, отсутствия (наличия) газификации. В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к выводу, что администрации Ставропольского района Самарской области необходимо предоставить Терентьеву Виталию Александровичу с составом семьи из одного человека вне очереди по договору социального найма жилое помещение, пригодное для проживания инвалида, страдающего тяжким заболеванием, благоустроенное применительно к условиям Ставропольского района Самарской области, отвечающее предъявляемым к жилому помещению с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, общей площадью не менее 33 кв.м., с учетом права на дополнительную жилую площадь, находящееся в черте Самарской области.

Разрешая требования истца об обязании администрации муниципального района Ставропольский Самарской области предоставить Терентьеву В.А., жилое помещение, приобретенное на средства федерального бюджета РФ, по договору социального найма или в собственность, обязании администрации м.р.Ставропольский Самарской области предоставить жилое помещение Терентьеву В.А. вне очереди, то есть сразу после вступления решения суда в законную силу, суд первой инстанции исходил из того, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма. Суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки. Суд посчитал, что срок исполнения решения суда в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

Разрешая требования об обязании Министерства строительства и коммунального хозяйства Самарской области направить правовые и медицинские правоустанавливающие документы (по форме указанной в Постановлении Правительства РФ №614) на имя Терентьева Виталия Александровича в Министерство строительства и коммунального хозяйства РФ для получения субвенций из средств Федерального Бюджета, согласно Постановлению Правительства РФ от 15 октября 2005 года №614, в течение 30 дней после вступления решения в законную силу; об обязании Министерство строительства и коммунального хозяйства Самарской области направить финансовую субвенцию из средств федерального бюджета РФ в адрес Администрации м.р.Ставропольский Самарской области, с целью выравнивания бюджетной обеспеченности данного муниципального района, в течение 30 дней после вступления решения в законную силу, суд указал, что именно администрация муниципального района Ставропольский Самарской области является надлежащим ответчиком по делу. Обеспечение жилыми помещениями нуждающихся граждан, в том числе лиц, страдающих хроническими заболеваниями согласно Перечню, является прямым полномочием муниципального образования, осуществляемым им без использования средств других бюджетов. При этом законодатель не предусмотрел возможности внеочередного обеспечения жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья, указанным гражданам должно быть предоставлено именно жилое помещение по договору социального найма, в связи с чем отказал в заявленных требованиях.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, с учетом наличие у Терентьева В.А. заболевания, относящегося к п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года №987н, что истец имеет право на получение во внеочередном порядке жилого помещения с учетом права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в объеме, превышающем норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более чем в два раза, в силу Приказа Минздрава России от 30 ноября 2012 года № 991н.

Между тем, указал, что суд первой инстанции, при определении нормы площади, подлежащей предоставлению истцу, неверно применил норму права и установил ее в размере 33 кв.м., поскольку согласно п. 1.1 Постановления Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 25 ноября 2015 года № 189, норма предоставления площади жилого помещения для малоимущих граждан по договору социального найма для одиноких граждан установлена 20 кв.м общей площади, изменив в указанной части решение суда первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для предоставления Терентьеву В.А. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее предъявляемым к жилому помещению с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов в черте Ставропольского района Самарской области, а также посчитал, что суд первой инстанции верно отказал Терентьеву В.А. в удовлетворении требований в части предоставления жилого помещения не далее чем в 5 км от места его диспансерного наблюдения в психоневрологическом диспансере г.Тольятти в соответствии с заболеванием, требующим активного диспансерного наблюдения (АДН); обязании ответчиком предоставить Терентьеву В.А. жилое помещение, оснащенное электрической плитой и центральным отоплением, не выше 2 этажа; запрещении ответчику предоставлять Терентьеву В.А. жилое помещение с газовой плитой и газовой колонкой, в целях безопасности и самого инвалида с психическим заболеванием, так и окружающих людей (жильцов, посетителей, врачей и т.п.), поскольку действующим законодательством не закреплено обязанности по предоставлению жилого помещения на определенном этаже, удаленности нахождения от психоневрологического диспансера, отсутствия (наличия) газификации.

Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы судов первой ( в неизмененной части) и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы суда первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статьям 49, 50, 51, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 17 ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года, Постановлениям Администрации муниципального района Ставропольскй Самарской области № 188, 189 от 25 ноября 2015 года, статьям 2, 5 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», статье 14 Закона Самарской области от 5 июля 2005 года № 139-ГД), и обстоятельствам данного гражданского дела.

Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой ( в неизмененной части) и апелляционной инстанций не опровергли.

Доводы кассационной жалобы, что суды неправомерно руководствовались нормами закона субъекта Российской Федерации, что прямо противоречит нормам ст. 17 Федерального закона № 181, основан на неверном толковании норм права.

Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 декабря 2009 года № 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Положениями Федерального закона от 16 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Содержащееся в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.

В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.

Отнесение судами этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации прямо противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.

Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца о постановке на учет в качестве нуждающейся и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, доводы истца о том, что он не признавался малоимущим, противоречат вышеперечисленным нормам права.

Доводы о неправильном определении судом апелляционной инстанции нормы площади, подлежащей предоставлению истцу, неверно применил норму права и установил ее в размере 20 кв.м., основаны на неверном толковании норм права. Ссылка, что ему судом первой инстанции правомерно определена норма предоставления жилой площади в размере 33 кв.м, несостоятельна.

Согласно п. 5 ст. 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 01 января 2005 года перечисленных в пунктах 2 и 4 ч. 2 ст. 2 Закона Самарской области, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ.

Согласно ст. 5 Закона Самарской области норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина, в данном случае относящегося к п. 4 ст. 2 - являющегося инвалидом, составляет 18 квадратных метров общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Размер предоставления дополнительной жилой площади при обеспечении жильем по договору социального найма законодательно не утверждена. Размер дополнительной жилой площади заключается в разнице между нормой предоставления жилого помещения и площадью предоставляемого жилого помещения, в случае если предоставляемое жилье больше нормы предоставления.

Согласно постановлению администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 25 ноября 2015 года №189 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального жилищного фонда на территории муниципального района Ставропольский» норма предоставления площади жилого помещения для малоимущих граждан по договору социального найма для одиноких граждан - 20 квадратных метров общей площади.

Следовательно суд апелляционной инстанции правильно определил норму площади, подлежащей предоставлению истцу.

Согласно постановлению администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 25 ноября 2015 года №189 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального жилищного фонда на территории муниципального района Ставропольский» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма: для одиноких граждан - 33 квадратных метра общей площади, предоставляется лишь для следующих категорий граждан:

- инвалидов Великой Отечественной войны;

- участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

- лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

- лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

- членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектов и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

- лиц, проработавших в тылу в период с 22.06.1941 по 09.09.1945 не менее шести месяцев.

Истец к данным категориям граждан не относится, следовательно суд первой инстанции неправильно определил норму площади, подлежащей предоставлению истцу, судом апелляционной инстанции правомерно внесены изменения в решение суда первой инстанции.

Согласно ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 01 января 2005 года перечисленных в пунктах 2 и 4 ч. 2 ст. 2 Закона Самарской области, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ.

Согласно постановлению Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года № 77 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан» на органы местного самоуправления возложена обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях (постановка на учет, ежегодное формирование списков, утверждение списков, направление отчетной информации). Обеспечение социальными выплатами отдельных категорий граждан осуществляется при поступлении в местный бюджет средств из областного бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области, возникающих при выполнении отдельных государственных полномочий РФ, переданных для осуществления органами государственной власти Самарской области с последующей передачей органами местного самоуправления, и отдельных переданных государственных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, указанных в ч. 2 ст. 2 Закона (ветераны, инвалиды боевых действий, инвалиды ВОВ, участники ВОВ и др., вставшие на учет до 01 января 2005 года).

Терентьев В.А. в соответствии с предоставленными сведениями относится к категории граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, указанных в ч. 4 ст. 2 Закона Самарской области — «инвалиды». По данной категории граждан, указанные выше полномочия, в рамках которых происходит обеспечение социальными выплатами, на уровень органов местного самоуправления не переданы. Таким образом, администрация муниципального района Ставропольский не наделена полномочиями по предоставлению социальной выплаты Терентьеву В.А. как лицу, относящемуся к отдельным категориям граждан.

Доводы кассационной жалобы о неправильном определении места жительства истца судом, что жилое помещение подлежит предоставлению в г. Тольятти, поскольку он предоставил сведения о прикреплении к поликлинике, об обучении в школе-интернате и колледже, то есть о его фактическим месте жительства, отклоняется судебной коллегией.

Согласно ч. 4 ст. 14 Закона Самарской области от 05 июля 2005 года № 139-ГД «О жилище» по договору социального найма жилое помещение муниципального жилищного фонда должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта).

Терентьев В.А. зарегистрирован на территории сельского поселения Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области. Ссылка на фактическое место жительства по месту обучения и прикрепления к поликлинике не определяет место жительства, к тому же в случае изменения места жительства, истец должен был встать на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по новому месту жительства. Администрация м.р. Ставропольский Самарской области не вправе предоставлять жилое помещение, не относящееся к границам соответствующего населенного пункта.

Иные доводы кассационной жалобы, в том числе в части отказа в иске о предоставлении жилого помещения не далее чем в 5 км от места его диспансерного наблюдения в психоневрологическом диспансере г.Тольятти в соответствии с заболеванием, требующим активного диспансерного наблюдения (АДН); обязании ответчиком предоставить Терентьеву В.А. жилое помещение, оснащенное электрической плитой и центральным отоплением, не выше 2 этажа; запрещении ответчику предоставлять Терентьеву В.А. жилое помещение с газовой плитой и газовой колонкой, в целях безопасности и самого инвалида с психическим заболеванием, так и окружающих людей (жильцов, посетителей, врачей и т.п.), а также доводы на бездействие муниципалитета и отказ суда в направлении материалов в правоохранительные органы, были предметом рассмотрения судом, и им дана надлежащая правовая оценка с которой не согласиться оснований не имеется.

Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.

Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой ( в неизмененной части) и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.

Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда (в неизмененной части) и апелляционного определения.

При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ставропольского районного суда Самарской области от 28 мая 2021 года (в неизмененной части) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 22 декабря 2021 года оставить без изменений, кассационную жалобу Терентьева Виталия Александровича без удовлетворения.

Председательствующий О.В. Юрова

Судьи Н.В. Бросова

Л.В. Арзамасова

Постановление24.06.2022