ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-8895/2021 от 22.06.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№88-8895/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск 22 июня 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего Родиной А.К.

Судей Сапрыкиной Н.И., Храмцовой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело №2-323/2020 по иску Югорского межрайонного прокурора к Администрации г. п. Зеленоборск, Администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры об организации водоотведения,

по кассационной жалобе Администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа –Югры от 16 февраля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения прокурора Ботева В.Ю., указавшего на необоснованность доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Югорский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г.п.Зеленоборск, администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры об организации водоотведения на территории городского поселения Зеленоборск. В обоснование требований указал, что по результатам проверки исполнения требований законодательства при организации водоотведения на территории г.п. Зеленоборск установлено отсутствие централизованной системы водоотведения и осуществление сбора жидких бытовых отходов в многоквартирном жилищном фонде через системы канализации многоквартирных домов в общие ёмкости - шамбо, в индивидуальных жилых домах в автономные системы канализации – септики. Откачка сточных вод, жидких бытовых отходов из шамбо и септиков осуществляется в рамках исполнения обязательств по договору управления многоквартирными домами предпринимателем Дровняшиным В.Д., не имеющим лицензии на транспортировку жидких бытовых отходов. Слив откачанных жидких бытовых отходов и сточных вод осуществляется на рельеф местности в районе несанкционированной свалки твердых бытовых отходов. На основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г., Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 2444 от 15 ноября 2018 г., Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» №416-ФЗ от 7 декабря 2011 г. прокурор просил возложить на администрацию Советского района ХМАО - Югры и администрацию г.п. Зеленоборск Советского района ХМАО - Югры обязанность организовать водоотведение в границах г.п. Зеленоборск.

Решением Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 июня 2020 года в удовлетворении иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа–Югры от 08 сентября 2020 года решение суда отменено с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении иска Югорского межрайонного прокурора, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения Зеленоборск, администрации Советского района об организации водоотведения на территории городского поселения Зеленоборск. На администрацию Советского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в срок до 01 января 2022 года возложена обязанность организовать водоотведение в границах городского поселения Зеленоборск. Требование Югорского межрайонного прокурора к администрации городского поселения Зеленоборск оставлено без удовлетворения.

Определением Судебной коллегии Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа –Югры от 08 сентября 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа–Югры от 16 февраля 2021 года решение Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02 июня 2020 года отменено в части отказа в удовлетворении требований к администрации Советского района об организации водоотведения на территории городского поселения Зеленоборск в части организации на территории г.п. Зеленоборск сбора и транспортирования (вывоза) жидких бытовых отходов. На администрацию Советского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры возложена обязанность организовать, в установленном законом порядке на территории г.п. Зеленоборск сбор и транспортирование (вывоз) жидких бытовых отходов в соответствии с договором управления многоквартирными домами с управляющей организацией, имеющей разрешение по транспортировке отходов в срок до 01 сентября 2021 года. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрация Советского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры просит об отмене апелляционного определения. В обоснование жалобы указывает, что Дровняшин В.В., осуществляющий сбор и вывоз жидких бытовых отходов на основании договора управления многоквартирными домами от 03 июля 2017 года, в соответствии со п. 5 ст. 7 Федерального закона № 416-ФЗ и должен был заключить договор водоотведения с гарантирующей организацией, а администрация г.п. Зеленоборск при заключении договора управления многоквартирными домами должна была убедиться в заключении Дровняшиным В.В. договора водоотведения, полагают, что у администрации Советского района отсутствуют полномочия по организации на территории г.п. Зеленоборск сбора и транспортирования (вывоза) жидких бытовых отходов. Отмечают, что заключенным между администрацией Советского района и администрацией г.п. Зеленоборск соглашением о передачи части полномочий, полномочие по водоотведению не могло быть передано, поскольку централизованная система водоотведения в г.п. Зеленоборск отсутствует. Кроме того, отмечают, что договор управления многоквартирными домами заключается администрацией, проводившей конкурс по выбору управляющей организацией, которой в свою очередь является администрация поселения.

Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Как установлено судами и следует из материалов дела в ходе проверки, проведенной Югорской межрайонной прокуратурой, установлено, что постановлением администрации Советского района от 15 ноября 2018 года № 2444 утверждены схемы водоотведения городских поселений Коммунистический и Зеленоборск. В соответствии со схемой водоотведения для г.п. Зеленоборск на территории поселения отсутствует централизованная система водоотведения. Сбор жидких бытовых отходов в многоквартирном жилищном фонде осуществляется через системы канализации многоквартирных домов в общие ёмкости - шамбо, в индивидуальных жилых домах в автономные системы канализации - септики.

Откачка сточных вод, жидких бытовых отходов из шамбо и септиков осуществляется в рамках исполнения обязательств по договору управления многоквартирными домами от 03 июля 2017 года ИП Дровняшиным В.Д., не имеющим лицензии на транспортировку жидких бытовых отходов.

В соответствии с договором управления многоквартирными домами (между управляющей организацией и собственником помещений) от 03 июля 2017 года, заключенным между администрацией г.п. Зеленоборск и ИП Дровняшиным В.Д. сбор и вывоз жидких бытовых отходов осуществляется ИП Дровняшиным В Д. в соответствии с приложением 2.1 к договору сроком на три года.

На территории г.п. Зеленоборск официально гарантирующей организацией является МУП МО Советский район «Совгеодезия».

Прием неочищенных вод осуществляет ИП Дровняшин В.Д. на основании договора с гарантирующей организацией МУП «Совгеодезия» от 01 января 2020 года сроком на один год.

Разрешая спор, установив, что полномочия по водоотведению в г.п. Зеленоборск в 2020 году переданы администрации Советского района, суд первой инстанции счел администрацию г.п. Зеленоборск ненадлежащим ответчиком по делу, пришел к выводу, что администрацией Советского района организовано водоотведение на территории г.п. Зеленоборск и в удовлетворении иска Югорскому межрайонному прокурору отказал.

С таким выводом не согласился суд апелляционной инстанции, установив, что вопрос водоотведения на территории городского поселения Зеленоборск Советского района не организован, жидкие отходы в значительных объемах вывозятся в лес, загрязняют окружающую среду, в то время, как согласно Закону № 416-ФЗ прием, транспортировка и очистка сточных вод должны производиться с использованием централизованной системы водоотведения, в городском поселении отсутствует централизованная система водоотведения пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований. При этом, поскольку полномочия по водоотведению в поселении Зеленоборск в рамках межмуниципального сотрудничества переданы от городского поселения Зеленоборск к администрации Советского района, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению в отношении администрации Советского района, а требование прокурора к администрации городского поселения Зеленоборск следует оставить без удовлетворения.

Проверяя законность вынесенного апелляционного определения, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции с выводами суда апелляционной инстанции не согласилась. Указав, что для правильного разрешения настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению судом, являются установление полномочий ответчика в сфере водоотведения, порядок реализации указанных полномочий, наличие правовых оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по организации предоставления жильцам многоквартирных домов коммунальной услуги водоотведения, в том числе путем вывоза жидких бытовых отходов из выгребных ям (кессонов), равно как и полномочий представлять их интересы во взаимоотношениях с третьими лицами, заключения в их интересах соглашения с поставщиками услуг по вывозу жидких бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности собственников помещений в многоквартирных домах, в то время как определение условий и выбор поставщика услуги относится к исключительной компетенции общего собрания таких собственников. Однако названные обстоятельства в нарушение ст.ст. 56, 67 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не получили оценки суда в их совокупности.

Суд кассационной инстанции также обратил внимание, что возлагая на администрацию Советского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры обязанность в срок до 01 января 2022 года организовать водоотведение в границах городского поселения Зеленоборск, суд апелляционной инстанции, не указал какие конкретно действия, в соответствии с действующим законодательством, должен совершить ответчик, в целях организации водоотведения в границах городского поселения Зеленоборск.

При новом рассмотрении дела, суд апелляционной инстанции руководствуясь п. 2, 9 ст. 2, ч. 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» признал обоснованными выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о возложении на Администрацию Советского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и администрацию г.п. Зелоноборск организовать водоотведение в границах г.п. Зеленоборск в виде централизованных систем водоотведения на территории.

Вместе с тем, руководствуясь положениями Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года № 155, п. 6.10.1 СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети сооружения, СНиП 2.04.03-85, ч. 1 ст. 36, ч.1 и ч. 3 ст. 39, ч. 4 ст. 154, ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч.5 ст. 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положениями Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», положениями Федерального классификационного каталога отходов, утвержденным последовательно приказами Росприроднадзора от 18 июля 2014 года № 445 и от 22 мая 2017 года № 242, установив, что функции по сбору и вывозу жидких бытовых отходов в рамках правил транспортирования (вывоза) жидких отходов, не организованы и осуществляются в нарушение действующего законодательства, поскольку ИП Дровняшин В.Д., договор с которым хотя и заключен в рамках п. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации не имеет лицензии на транспортировку отходов 1-IV класса опасности, порядок определения условий и выбор поставщика услуг по вывозу жидких бытовых отходов общими собраниями собственников жилых домов в количестве 17 домов г.п. Зеленоборск не выбран, доказательств избрания собственниками многоквартирных домов в г.п. Зеленоборск способа управления многоквартирным домом не представлено, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Администрация Советского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры должна принимать участие в организации деятельности по сбору, транспортированию жидких отходов на территории муниципального района с соблюдением и учетом требований по лицензированию при обращении с данными отходами, в связи с чем, возложил на Администрацию Советского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (поскольку последней на основании соглашения от 25 января 2019 года Администрацией г.п. Зеленоборск переданы полномочия по решению вопросов местного значения) обязанность организовать в установленном законом порядке на территории г.п. Зеленоборск сбор и транспортирование (вывоз) жидких бытовых отходов в соответствии с договором управления многоквартирными домами с управляющей организацией, имеющей разрешение по транспортировке отходов в срок до 01 сентября 2021 года.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции основанными на правильном применении норм материального права.

Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с указанными выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка фактических обстоятельств, равно как и отличное от судебных инстанций толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом апелляционной инстанции нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта в указанной части в кассационном порядке.

Доводы же кассатора о том, что полномочия по организации водоотведения не могли быть переданы Администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по соглашению от 24 января 2020 года, поскольку центральная система водоотведения в г.п. Зеленоборск отсутствует, не учитывают, что действующее законодательство, закрепляющее не обязанность органов местного самоуправления по организации централизованного водоотведения, а полномочия, которые могут быть реализованы ими в данной сфере, не исключает, что в границах различных муниципальных образований централизованной системы водоотведения (как и системы водоснабжения) может не иметься, и в этом случае применяются правила сбора и вывоза отходов, установленные для неканализированных домовладений (нецентрализованная система водоотведения).

Таким образом, учитывая, что выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права судами не допущено, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа –Югры от 16 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры –без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи