ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-8929/20 от 14.05.2020 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-8929/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

14 мая 2020 г. г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Непопалова Г.Г.,

судей Якушевой Е.В. и Ившиной Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Яковлевой Тамары Петровны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 24.12.2019 г. по гражданскому делу № 2-1583/2019 по иску Яковлевой Тамары Петровны к Департаменту градостроительства городского округа Самара, Администрации городского округа Самара об обязании включить период работы в стаж муниципальной службы и установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.

Заслушав доклад судьи Якушевой Е.В., пояснения представителя Яковлевой Т.П. на основании доверенности и ордера 0000368 от 14.05.2020 г. адвоката Давидюк О.И., изучив материалы дела, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Яковлева Т.П. 28.02.2019 г. обратилась с иском в Ленинский районный суд г.Самары Самарской области к Департаменту градостроительства городского округа Самара (далее – Департамент градостроительства г.о. Самара) об обязании включить период работы в стаж муниципальной службы и установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.

В обоснование своих требований указала, что после увольнения 13.07.2018 г. она обратилась к руководителю Департамента градостроительства г.о. Самара с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в соответствии с законом Самарской области от 09.10.2007 г. №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области». На заседании комиссии по социальным гарантиям муниципальных служащих городского округа Самара ей был установлен стаж муниципальной службы 24 года 7 мес. 5 дней исходя из расчета, представленного ответчиком. Однако, ее общий стаж муниципальной службы должен составлять 30 лет 1 мес. 6 дней с учетом засчитанного ответчиком как иного периода работы в Куйбышевском институте инженеров железнодорожного транспорта, а также периода 01.01.2002 г. по 02.07.2002 г. в органах местного самоуправления в должности заместителя начальника технического отдела Управления капитального строительства Департамента строительства и архитектуры города Самары, который по мнению ответчика, нельзя считать работой на муниципальной службе. Однако, в указанный период Управление капитального строительства входило в структуру Департамента строительства и архитектуры Администрации г.Самары, ее рабочее место располагалось в месте размещения Департамента, за период работы менялся только объем работы, а задача была одна реализация государственного и муниципального строительства социальных объектов с привлечением бюджетных источников финансирования. Наименования должностей, в которых она работала в Управлении капитального строительства соответствует наименованию должностей, предусмотренных реестром должностей муниципальной службы, заработную плату она получала наравне с муниципальными служащими. С учетом уточнений, просила обязать Департамент градостроительства городского округа Самара включить период ее работы с 01.01.2002 г. по 02.07.2007 г. в стаж муниципальной службы, дающий право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, как муниципальному служащему; обязать Администрацию городского округа Самара установить ей ежемесячную доплату к трудовой пенсии с 16.07.2018 г.

Решением Ленинского районного суда г.Самары Самарской области от 18.06.2019 г. исковые требования Яковлевой Т.П. удовлетворены. Департамент градостроительства г.о. Самара обязан включить Яковлевой Т.П. период ее работы с 01.01.2002 г. по 02.07.2007 г. в стаж муниципальной службы, дающий право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, как муниципальному служащему. Администрация г.о.Самара обязана установить Яковлевой Т.П. ежемесячную доплату к трудовой пенсии с 16.07.2018 г.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 24.12.2019 г. решение Ленинского районного суда г.Самары Самарской области от 18.06.2019 г. отменено. Постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Яковлевой Т.П. отказано.

В кассационной жалобе Яковлевой Т.П. ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.

Яковлева Т.П., представители Департамента градостроительства городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании представитель Яковлевой Т.П. на основании доверенности и ордера 0000368 от 14.05.2020 г. адвокат Давидюк О.И. поддержала доводы кассационной жалобы, настаивала на ее удовлетворении.

Проверив материалы дела, выслушав представителя Яковлевой Т.П., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения судебных постановлений по доводам кассационной жалобы и изученным материалам дела не усматривается.

Судами установлено и из материалов дела следует, что Яковлева Т.П. приказом Департамента градостроительства городского округа Самара от 22.06.2018 г. № 66-л уволена с муниципальной службы с должности руководителя Управления комплексного проектирования по инициативе работника в связи с выходом на пенсию по старости.

Согласно выписке из протокола № 97 заседания Комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим городского округа Самара № 97 от 20.09.2018 г. на основании Устава городского округа Самара, закона Самарской области от 09.10.2007 г. № 96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области», закона Самарской области от 12.12.2016 г. № 135-ГД «О внесении изменения в закон Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области» Яковлевой Т.П. установлена пенсия за выслугу лет исходя из стажа муниципальной службы 24 года 07 месяцев 05 дней.

Постановлением Администрации г.о. Самара № 881 от 24.10.2018 г. «Об установлении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии» Яковлевой Т.П., замещавшей должность муниципальной службы руководителя управления комплексного проектирования Департамента градостроительства городского округа Самара пенсия за выслугу лет установлена с 16.07.2018 г.

Приказом Администрации г.о. Самара № 177-р от 25.10.2018 г. «Об исчислении размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городского округа Самара» пенсия за выслугу лет к страховой пенсии Яковлевой Т.П. составляет 20223 руб., исходя из ежемесячной суммы с учетом страховой пенсии 37 384,20 руб., составляющей 72% месячного денежного содержания для исчисления пенсии за выслугу лет. Выплата производится за счет бюджета г.о. Самара в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом на соответствующие цели.

Из трудовой книжки Яковлевой Т.П. следует, что на основании приказа №172-к от 03.09.2001 г. с должности главного специалиста технического отдела Управления капитального строительства переведена на должность заместителя начальника технического отдела Управления капитального строительства (ведущая муниципальная должность муниципальной службы категории «В»). На основании приказа № 2-к от 03.01.2002 г. Яковлева Т.П. переведена с муниципальной службы на должность заместителя начальника технического отдела Управления капитального строительства.

На основании Постановления Главы городского округа Самара от 02.02.2007 г. № 495 Департамент строительства и архитектуры администрации городского округа Самара переименован в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.

В трудовой книжке ФИО4 имеется запись от 02.02.2007 г. под №26, согласно которой она переведена в отдел бюджетного строительства заместителем начальника отдела (ведущая муниципальная должность) и с 01.08.2008 г. переведена в технический отдел Управления капитального строительства на должность заместителя начальника отдела. 10.12.2008 г. ей присвоен квалификационный разряд муниципальный советник 3 класса.

Впоследствии Яковлева Т.П. переводилась на должности начальника отдела, руководителя управления проектирования, начальника технического отдела, руководителя управления комплексного проектирования, уволена 13.07.2018 г.

Из материалов личного дела Яковлевой Т.П. следует, что она собственноручно написала заявление 02.07.2007 г. о переводе ее на муниципальную службу на должность заместителя начальника отдела бюджетного строительства и с ней заключен трудовой договор как с муниципальным служащим от 02.07.2007 г., в соответствии с которым она приняла на себя обязательства, связанные с прохождением муниципальной службы в Самарской области по должности заместителя начальника отдела бюджетного строительства Департамента и архитектуры городского округа Самара. При этом, сведения о прохождении ею в период с 2002 г. по 2007 г. квалификационного экзамена или аттестации для присвоения квалификационного разряда муниципального служащего, а также данные о подаче муниципальным служащим декларации о доходах отсутствуют.

Из штатных расписаний Управления капитального строительства Департамента строительства и архитектуры администрации г. Самара с 2001 по 2007 годы видно, что Управление финансируется за счет отчислений на содержание службы заказчика – застройщика за счет средств за оказываемые услуги. Поименованные в штатном расписании должности не имеют указания на отнесение их к муниципальной службе.

Вместе с тем, штатное расписание Департамента строительства и архитектуры администрации города Самары на 2002 год утверждено главой администрации и все поименованные в нем должности указывают на соответствие их муниципальным должностям Реестру муниципальных служащих соответствующей категории.

По информации руководителя финансово-экономического в период с 01.01.2002 г. по 02.07.2007 г. Яковлевой Т.П. заработная плата начислялась за счет внебюджетных средств.

Удовлетворяя иск Яковлевой Т.П. суд первой инстанции указал, что согласно штатным расписаниям, утверждаемым руководителем Департамента градостроительства городского округа Самара, наименование должностей в которых Яковлева Т.П. работала в управлении капитального строительства, соответствовало наименованию муниципальных должностей, установленных реестром должностей муниципальной службы. Должностные оклады по должности (денежное содержание) в управлении капитального строительства устанавливались и выплачивались в соответствии с должностными окладами по муниципальным должностям. Яковлева Т.П. проработала на одном месте, выполняла одни и те же трудовые функции, заработную плату получала наравне с заработной платой муниципальных служащих.

Довод ответчика о том, что финансирование Управления капитального строительства в спорный период производилось за счет внебюджетных средств, а значит работа истицы в период с 01.01.2002 г. по 02.07.2007 г. не может быть признана муниципальной службой, суд первой инстанции признал несостоятельным, поскольку структурному подразделению администрации города Самары - Департаменту строительства и архитектуры администрации города Самары согласно действующим в период с 01.01.2002 г. по 02.07.2007 г. нормативным документам, допускалось осуществлять деятельность за счет иных источников, помимо бюджетных средств, и распределять полученные денежные средства на собственные нужды, включая выплату заработной платы своим работникам, однако информация об источнике финансирования Управлении капитального строительства с 06.02.2001 г. отсутствует. Вместе с тем, по информации Пенсионного Фонда Российской Федерации в Самарской области отчисления за Яковлеву Т.П. в спорный период производил Департамент градостроительства г.о.Самара.

Суд первой инстанции принял во внимание, что положение об Управлении капитального строительства, должностные инструкции за спорный период не сохранились, в материалах личного дела Яковлевой Т.П. также отсутствуют документы за спорный период.

Отклоняя доводы представителя Департамента градостроительства городского округа Самара о том, что запись в трудовой книжке истицы «переведена с муниципальной службы на должность заместителя начальника технического отдела Управления капитального строительства» свидетельствует о том, что в период с 01.01.2002 г. по 02.07.2007г. истица должность муниципальной службы не занимала как несостоятельные, суд первой инстанции указал, что данная запись указывает о переводе работника с одной должности на другую при продолжении работы у того же работодателя, при этом в дальнейшем записи о принятии на муниципальную службу не имеется.

Суд первой инстанции также принял во внимание, что согласно экзаменационному листу муниципального служащего от 27.11.2008 г. истице присвоен квалификационный разряд «муниципальный советник 3 класса», при этом подсчет муниципального стажа осуществлен с учетом спорных периодов – 15 лет 05 месяцев, а затем 23.09.2011 г. присвоен классный чин «муниципальный советник юстиции 2 класса» и стаж муниципальной службы указан также с учетом спорных периодов 17 лет 06 месяцев.

С выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что в спорный период действовал Федеральный закон от 08.01.1998 г. №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», который утратил силу с 01.07.2007 г. в связи с принятием Федерального закона от 02.03.2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Согласно положениям части 1 статьи 6, статьи 7 Федерального закона от 08.01.1998 г. №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета. Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления не являются муниципальными служащими.

Учитывая записи в трудовой книжке истицы от 03.09.2001 г. о принятии на должность заместителя начальника технического отдела Управления капитального строительства (ведущая муниципальная должность муниципальной службы категории «В») и от 01.01.2002 г. о переводе с муниципальной службы на должность заместителя начальника технического отдела Управления капитального строительства, а затем от 02.07.2007 г. о переводе в отдел бюджетного строительства заместителем начальника отдела (ведущая муниципальная должность) и заключении трудового договора с муниципальным служащим от 02.07.2007 г. по заявлению Яковлевой Т.П. о переводе ее на муниципальную службу, штатные расписания с 2001 г. по 2007 г. Управления капитального строительства Департамента строительства и архитектуры администрации г.Самары, финансирование Управления за счет отчислений на содержание службы заказчика-застройщика за счет оказываемых услуг, а также принимая во внимание штатное расписание Департамента строительства и архитектуры администрации г.Самары в спорный период, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Яковлева Т.П. в спорный период не замещала муниципальную должность, занимаемая ею должность не отвечала понятию муниципального служащего.

Суд апелляционной инстанции также принял во внимание, что в материалы дела представлены доказательства о получении Яковлевой Т.П. заработной платы за счет внебюджетных средств, а также отсутствуют в личном деле сведения о прохождении ею в спорный период аттестации или квалификационного экзамена, подачи декларации о доходах как муниципального служащего.

Оценивая представленные доказательства перечисления в пенсионный орган за истца соответствующих отчислений Департаментом строительства и архитектуры администрации г.Самары, суд апелляционной инстанции, указал, что истица работала в Управлении капитального строительства, которое являлось структурным подразделением Департамента, однако в спорный период фонд заработной платы Управления формировался за счет оказания услуг третьим лицам из внебюджетных средств и его штат не был отнесен к муниципальным должностям муниципальной службы. При этом, Департамент всегда оставался работодателем Яковлевой Т.П. и выполнял возложенную на него обязанность по уплате страховых взносов.

Суд апелляционной инстанции также указал, что Департамент градостроительства г.о.Самары не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия по включению в стаж муниципальной службы периода работы, дающего право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии как муниципальному служащему наделена Администрация г.о.Самары. Департамент градостроительства г.о.Самары (правопреемник Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара) в соответствии с Уставом г.о.Самара является лишь органом местного самоуправления (кадровая службы Департамента) через который истица обратилась в Администрацию г.о. Самара с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет.

В кассационной жалобе Яковлева Т.П., не соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, приводит доводы о том, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не основаны на законе, суд не учел, что наименование ее должности соответствуют должности, предусмотренной реестром должностей муниципальной службы, в спорный период она работала в структурном подразделении органа местного самоуправления, функции работника, осуществляющего техническое обеспечение администрации г.о.Самара не исполняла, работала с 1993 г. по 2007 г. на основании одного и того же трудового договора от 11.05.1993 г., ответчиком ранее спорный период засчитывался в стаж муниципальной службы. Суд не принял во внимание, что неправильные записи в трудовой книжке не могут повлечь неблагоприятные последствия для работника, а также то, что ответчик выплачивал страховые взносы, выступал налоговым агентом по уплате НДФЛ за истицу, а значит производил выплаты из средств местного бюджета, а отсутствие декларация о доходах в личном деле не свидетельствует о том, что они не подавались. Истица поставлена в неравные условия с другими работниками, которым ранее были засчитаны те же период в стаж муниципальной службы судом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 2, части 1 статьи 6, статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 08.01.1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (действовавшего в период спорных правоотношений, утратил силу с 01.07.2007 г. в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 02.03.2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.

В соответствии с частью 1 статьи 2, пунктом 5 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 24, частями 1, 4 статьи 25 Федерального закона Российской Федерации от 02.03.2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей. В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами. Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 12, части 1,2, 8 статьи 21.1 Закона Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области» от 09.10.2007 г. № 96-ГД органы местного самоуправления имеют право устанавливать пенсию за выслугу лет к страховой пенсии муниципальным служащим в Самарской области в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом и уставами муниципальных образований. Исчисление стажа муниципальной службы осуществляется кадровой службой органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или муниципальным служащим, осуществляющим кадровое обеспечение деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования. При исчислении стажа муниципальной службы суммируются все включаемые (засчитываемые) в него периоды службы (работы). Документами, подтверждающими стаж муниципальной службы, являются трудовая книжка, военный билет, справка военного комиссариата и иные документы соответствующих государственных и муниципальных органов, архивных учреждений, установленные законодательством Российской Федерации.

Изучение материалов дела показывает, что выводы суда апелляционной инстанций подтверждаются материалами дела, основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных отношений, установленных судом обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Представленные сторонами доказательства, были оценены судом апелляционной инстанции по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Установив, что Яковлева Т.П. в спорный период не работала в должности муниципальной службы, находясь в штате лиц, не относящихся к муниципальной службе и получающих заработную плату за счет внебюджетных средств, не являлась муниципальным служащим, что подтверждается трудовой книжкой, штатными расписаниями, документами о получении заработной платы из внебюджетных средств, отсутствием аттестации, сдачи квалификационного экзамена и деклараций о доходах муниципального служащего в спорный период, суд апелляционной инстанции обоснованно в соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 08.01.1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (действовавшего в период спорных правоотношений), Федерального закона Российской Федерации от 02.03.2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области» от 09.10.2007 г. № 96-ГД в удовлетворении требований Яковлевой Т.П. отказал.

Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.

Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют доводы, изложенные ранее в ходе рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права и направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств данного дела и не могут служить поводом для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.

Переоценка обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела по существу, в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 24.12.2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Яковлевой Тамары Петровны – без удовлетворения.

Председательствующий Подпись Г.Г. Непопалов

Судьи Подпись Т.В. Ившина

Подпись Е.В. Якушева