ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-9082/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Саратов 26 апреля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шеховцовой Ю.В.,
судей Филатовой В.Ю., Вишневской В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 апреля 2021 года гражданское дело №2-371/2020 по иску ФИО1 ФИО13 к Управлению Государственной службы по труду и занятости населения по Брянской области о признании незаконным решения комиссии по служебным спорам, признании незаконным результатов конкурса на замещение вакантной должности, восстановлении права на участие в конкурсе в части прохождения (проведения) очного индивидуального собеседования, взыскании компенсации морального вреда
по кассационной жалобе ФИО1 ФИО14
на решение Советского районного суда г. Брянска от 22 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 октября 2020 года,
заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В.,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Государственной службы по труду и занятости населения по Брянской области о признании незаконным решения комиссии по служебным спорам, признании незаконным результатов конкурса на замещение вакантной должности, восстановлении права на участие в конкурсе в части прохождения (проведения) очного индивидуального собеседования, взыскании компенсации морального вреда.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 22 июня 2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 октября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе ФИО1 просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, указывая на нарушение порядка проведение конкурса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судами, приказом Управления Государственной службы по труду и занятости населения по Брянской области № № от 30 мая 2019 года объявлен конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Брянской области ведущего специалиста 1 разряда отдела кадровой, юридической и организационно-хозяйственной работы в управлении.
ФИО1 поданы документы для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Брянской области ведущего специалиста 1 разряда отдела кадровой, юридической и организационно-хозяйственной работы в Управлении Государственной службы по труду и занятости населения по Брянской области.
По окончании срока подачи заявок подано 10 заявок на участие в конкурсе, из которых по итогам первого этапа конкурса не допущено 2 кандидата в связи с нарушением правил оформления документов.
Второй этап конкурса заключался в оценке профессионального уровня кандидатов, их соответствия квалификационным требованиям для замещения вакантной должности, на основе представленных документов, результатов конкурсных процедур, проводимых с использованием методов тестирования и индивидуального собеседования.
По результатам тестирования, проводимого 25 июля 2019 года, в рамках конкурса УГСТЗН Брянской области, кандидаты, ответившие менее чем на 70% вопросов, в том числе ФИО1, набравший 27 баллов (ответил на 27 вопросов из 40, что соответствует 67,5%), не были допущены к индивидуальному собеседованию, о чем каждому из кандидатов было сообщено после проведения тестирования.
С двумя кандидатами, успешно прошедшими тестирование, проведено индивидуальное собеседование, после чего определен победитель конкурса.
В связи с обращением ФИО1 прокуратурой Брянской области проведена проверка, по итогам которой внесено представление УГСТЗН Брянской области о необходимости устранения допущенных нарушений и приведения методики проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Брянской области и на включение в кадровый резерв УГСТЗН Брянской области, утвержденной приказом УГСТЗН Брянской области от 23 мая 2018 года № 123.
Приказом № 204 от 27 сентября 2019 года УГСТЗН Брянской области внесены изменения в пункт 4.4. Раздела 4 Методики проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Брянской области и на включение в кадровый резерв УГСТЗН Брянской области, утвержденной приказом УГСТЗН Брянской области от 23 мая 2018 года № 123, а именно: исключен абзац 23, устанавливающий, что претендент, набравший менее чем 28 правильных ответов, считает не прошедшим тестирование и не допускается к дальнейшему прохождения второго этапа конкурса, а также абзац 9 дополнен словами следующего содержания: «На каждый вопрос теста может быть только один верный вариант ответа».
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконным решения комиссии по служебным спорам, признании незаконным результатов конкурса на замещение вакантной должности, восстановлении права на участие в конкурсе в части прохождения (проведения) очного индивидуального собеседования, взыскании компенсации морального вреда, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что нарушений требования Указа Президента РФ от 1 февраля 2005 года №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» ответчиком не допущено, так как ФИО1 ответил менее чем на 70% вопросов тестирования, в связи с чем очное индивидуальное собеседование с ним обязательным не являлось.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы судебных инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено названной статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Согласно части 7 статьи 22 поименованного закона для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.
Частью 12 статьи 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.
Порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах определяются Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 (далее - Положение о конкурсе).
Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе на официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, квалификационные требования для замещения этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании (пункт 6 Положения).
Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, подает заявление на имя представителя нанимателя (пункт 8 Положения).
Согласно пункту 12 Положения решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. Второй этап конкурса проводится не позднее чем через 30 календарных дней после дня завершения приема документов для участия в конкурсе, а в случае оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, срок проведения второго этапа конкурса определяется представителем нанимателя.
Государственный орган не позднее чем за 15 календарных дней до начала второго этапа конкурса размещает на своем официальном сайте и официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети "Интернет" информацию о дате, месте и времени его проведения, список граждан (гражданских служащих), допущенных к участию в конкурсе (далее - кандидаты), и направляет кандидатам соответствующие сообщения в письменной форме, при этом кандидатам, которые представили документы для участия в конкурсе в электронном виде, - в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием указанной информационной системы (пункт 14 Положения).
При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
В силу пункта 19 Положения конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям для замещения этой должности.
При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.
При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований для замещения вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
Как следует из преамбулы приказа Управления государственной службы по труду и занятости населения от 23 мая 2018 г. №123, в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» утверждена методика проведение конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Брянской области и на включение в кадровый резерв управления государственной службы по труду и занятости населения Брянской области.
Конкурсы проводятся в целях: обеспечения прав граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной гражданской службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой, а также права государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе; формирования профессионального кадрового состава государственной гражданской службы (пункт 1.3 Методики).
Конкурс на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Брянской области в управлении проводится в два этапа (пункт 3.6 Методики).
На первом этапе на официальных сайтах управления и федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» в сети Интернет размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также необходимая информация (пункт 3.6.1 Методики).
Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в управлении, в котором он замещает должность гражданской службы, подает заявление на имя начальника управления (пункт 3.6.3 Методики).
Конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании документов, представленных ими, а также на основе результатов конкурсных процедур, проведенных с использованием методов оценки профессиональных личностных качеств в соответствии с методиками (пункт 3.7.9 Методики).
В соответствии с разделом 4.4 Методики тестирование считается пройденным, если кандидат правильно ответил на 70 и более процентов.
За каждый правильный ответ на вопрос теста присуждается 1 балл. Максимальный балл за выполнение тестирования составляет 40 баллов.
Тестирование считается пройденным, если кандидат правильно ответил на 28 и более из заданных вопросов.
Набранные по результатам тестирования баллы суммируются и выставляются в виде итоговой оценки следующим образом: 3 балла, если за правильные ответы получено от 36 до 40 баллов; 2 балла, если за правильные ответы получено от 32 до 35 баллов; 1 балл, если за правильные ответы получено от 28 до 31 балла; 0 баллов, если за правильные ответы получено менее чем 28 баллов.
Указанная итоговая оценка суммируется для подсчета иготового балла кандидата.
Согласно пункту 4.5 Методики индивидуальное собеседование с кандидатом проходит в ходе заседания конкурсной комиссии. Очное индивидуальное собеседование на заседании конкурсной комиссии обязательно.
В рамках индивидуального собеседования конкурсной комиссией проводится обсуждение с кандидатом результатов выполнения им тестирования, задаются вопросы с целью определения его профессионального уровня.
По каждой вакантной должности или должности для включения в кадровый резерв гражданской службы составляется перечень вопросов с учетом должностных обязанностей, также устанавливается порядок оценки по баллам и критериям.
По каждой вакантной должности или должности для включения в кадровый резерв гражданской службы начальником отдела управления для замещения вакантной должности гражданской службы в котором проводится конкурс, составляется перечень вопросов с учетом должностных обязанностей и утверждается начальником управления.
Перечень состоит из вопросов, которые задаются комиссией каждому кандидату, что позволяет сравнить ответы и реакцию разных кандидатов на одни и те же вопросы для максимально объективного их учета.
За каждый правильный ответ на вопрос при проведении индивидуального собеседования присуждается 1 балл, неполный ответ – 0,5 балла. Максимальный балл при проведении собеседования составляет 10 баллов.
Указанная итоговая оценка суммируется для подсчета итогового балла кандидата.
Согласно пункту 5.1 Методики итоговый балл кандидата определяется как сумма баллов, выставленных кандидату членами конкурсной комиссии по результатам индивидуального собеседования, других конкурсных заданий, и баллов, набранных кандидатом по итогам тестирования и выполнения иных аналогичных конкурсных заданий.
По результатам сопоставления итоговых баллов кандидатов секретарь конкурсной комиссии формирует рейтинг кандидатов (пункт 5.2 Методики).
Согласно пункту 5.3 Методики результаты голосования конкурсной комиссии по итогам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы оформляется решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами конкурсной комиссии, принимавшими участие в заседании, и протоколом заседания конкурсной комиссии по результатам конкурса на включение в кадровый резерв. Указанные решения и протокол содержат рейтинг кандидатов с указанием набранных баллов и занятых ими мест по результатам оценки конкурсной комиссией.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований ФИО2 о признании незаконным решения комиссии по служебным спорам, признании незаконным результатов конкурса на замещение вакантной должности, восстановлении права на участие в конкурсе в части прохождения (проведения) очного индивидуального собеседования оставили без внимания подлежащие применению к спорным отношениям в системной взаимосвязи с Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», Единой методикой проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2018 года N 397 положения Методики проведение конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Брянской области и на включение в кадровый резерв управления государственной службы по труду и занятости населения Брянской области, определяющие порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности, исходя из которых конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основе результатов всех конкурсных процедур, проведенных с использованием методов оценки профессиональных личностных качеств в соответствии с методиками, в том числе индивидуального собеседования, которое является обязательным, а итоговый балл кандидата определяется как сумма баллов, выставленных кандидату членами конкурсной комиссии по результатам индивидуального собеседования, других конкурсных заданий, и баллов, набранных кандидатом по итогам тестирования и выполнения иных аналогичных конкурсных заданий.
Суждение судов первой и апелляционной инстанций о том, что проведение индивидуального собеседования с кандидатом не являлось обязательным, не основано на положениях приведенных выше норм материального права, ответчиком не обеспечены права истца на равный доступ к государственной гражданской службе в соответствии с его способностями и профессиональной подготовкой.
Не принято во внимание судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора и то обстоятельство, что приказом № 204 от 27 сентября 2019 года внесены изменения в пункт 4.4. Раздела 4 Методики проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Брянской области и на включение в кадровый резерв УГСТЗН Брянской области, утвержденной приказом УГСТЗН Брянской области от 23 мая 2018 года № 123, а именно: исключен абзац 23, устанавливающий, что претендент, набравший менее чем 28 правильных ответов, считает не прошедшим тестирование и не допускается к дальнейшему прохождения второго этапа конкурса.
Исходя из изложенного вывод судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении требований ФИО1 к Управлению Государственной службы по труду и занятости населения по Брянской области о признании незаконным решения комиссии по служебным спорам, признании незаконным результатов конкурса на замещение вакантной должности, восстановлении права на участие в конкурсе в части прохождения (проведения) очного индивидуального собеседования, взыскании компенсации морального вреда нельзя признать правомерным.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции и апелляционное определение, оставившее его без изменения, нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов ФИО1, что является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Советского районного суда г. Брянска от 22 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 октября 2020 года – отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Советский районный суд г. Брянска.
Председательствующий:
Судьи: