ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-9104/2022 от 03.03.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-9104/2022

№ дела суда 1-й инстанции 2-2600/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 3 марта 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Мартыновой Н.Н.,

судей Авериной Е.Г. и Бетрозовой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Инспекции федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району города Волгограда о признании незаконным и отмене отзыва об исполнении государственным гражданским служащим должностных обязанностей, взыскании денежной компенсации морального вреда, по кассационной жалобе ФИО1, поступившей с делом 26 января 2022 г., на решение Дзержинского районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 10 июня 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22 сентября 2021 г.,

Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н., выслушав представителя ответчика ФИО2, возражавшую против отмены судебных актов, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Инспекции федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району города Волгограда (далее ИФНС России по Дзержинскому району города Волгограда) в котором указала, что состоит в должности государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок №2 ИФНС России по Дзержинскому району города Волгограда.

29 января 2021 г. работодателем утверждён отзыв об исполнении государственным гражданским служащим должностных обязанностей в 2020 году (далее по тексту - Отзыв), которым к работнику - истцу ФИО1 применена оценка «Г», то есть, установлен «недостаточный уровень» квалификации работника.

Истец полагает Отзыв незаконным и необоснованным, поскольку действительная квалификация ее как работника является высокой, равно как эффективность, результативность, иные личностные и профессиональный качества.

Выставление низкой оценке в Отзыве повлияло также на размер премиальных выплат.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила признать незаконным, недействительным и отменить Отзыв об исполнении государственным гражданским служащим должностных обязанностей в 2020 году от 29 января 2021 г. и взыскать с ИФНС России по Дзержинскому району города Волгограда в ее пользу денежную компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

Решением Дзержинского районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 10 июня 2021 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22 сентября 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое постановление об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судами норм материального права, указывает, что в своем решении суд ссылается, на неоднократное ненадлежащее исполнение истцом трудовых обязанностей. Однако, когда и каким образом истцом не были соблюдены трудовые обязанности не указывается, документальных подтверждений возложения на истца обязанностей по проверкам сборов земельного налога не имеется. При этом, официально эти обязанности были возложены на других должностных лиц и ими были своевременно выполнены, о чём суду представлены доказательства — распечатки из служебных программ с отметками о завершении проверочных мероприятий, а также заявлялось ходатайство о их вызове для допроса. Но в их удовлетворении судом было немотивированно отказано. Нахождение истца на больничном нельзя рассматривать как неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей. ФИО3 - заинтересованная в исходе дела сотрудница ответчика, и она прямо заинтересована в не отмене её Отзыва, нарушающего права истца. Суд необоснованно сослался на приказы Инспекции № 60-ск и 07-ск о привлечении истца к дисциплинарной ответственности, поскольку данные приказы оспорены в судебном порядке в соответствии с действующим трудовым законодательством по делу № 2-2076/2021.

Истец ФИО1, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.

Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу части 4 статьи 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

Статьей 1 Трудового кодекса РФ определено, что целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

По смыслу статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации и другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, что установлено статьей 5 указанного Федерального закона

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (далее Федеральный закон № 79-ФЗ) гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона №79-ФЗ гражданский служащий обязан, в том числе, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение, исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом, исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций, соблюдать служебный распорядок государственного органа, представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно части 3. статьи 23 Федерального закона № 79-ФЗ гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

В силу статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ, профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

В соответствии с письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 июня 2016 г. № 18-1/10/В-3980 внедрение механизмов оценки эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (далее - оценка деятельности, гражданские служащие соответственно) является одним из приоритетных направлений совершенствования кадровой политики на государственной гражданской службе в соответствии с подпунктом «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".

Соответствие гражданского служащего замещаемой должности определяется при проведении всесторонней оценки его профессиональной служебной деятельности согласно «Методике всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего», утвержденной письмом Минтруда России от 14 июня 2016 г. N 18-1/10/В-3980.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда с ФИО1 был заключен служебный контракт от 6 августа 2019 г.№880, а также дополнительное соглашение от 12 декабря 2019 г. №880/2.

Приказом инспекции от 12 декабря 2019 г. № 514-к ФИО1 назначена на должность государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок №2 (далее - ОКП №2). Должностным регламентом, утвержденным начальником инспекции 12 декабря 2019 г. (далее - Должностной регламент) определен перечень должностных обязанностей государственного налогового инспектора ОКП №2.

В соответствии с пунктом 9 Должностного регламента в должностные обязанности инспектора входит: проведение контрольных мероприятий в соответствии со статьями 119-126 Налогового кодекса РФ по привлечению налогоплательщиков к налоговой ответственности за нарушение налогового законодательства в отношении юридических лиц; проведение контрольных мероприятий по привлечению должностных лиц организаций к административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ; не допущение в своей работе нарушений, установленных ранее аудиторскими проверками, а также доведенными письмами УФНС России по Волгоградской области (далее Управление).

Согласно пункта 12 Должностного регламента государственный налоговый инспектор за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, государственный налоговый инспектор несет ответственность, в том числе: за некачественное и несвоевременное выполнение задач, возложенных на него, заданий, приказов, распоряжений и указаний, вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, за исключением незаконных; за несоблюдение федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Минфина России, актов ФНС России, Управления, Отдела, иных должностных обязанностей, предусмотренных настоящим Регламентом в соответствии с уголовным, административным, гражданским законодательством, а также законодательством о гражданской службе.

Приказом ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда от 11 января 2021 г. утвержден порядок проведения всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Инспекции (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 4 указанного Приказа на начальников отделов возложена обязанность провести всестороннюю оценку государственных гражданских служащих структурных подразделений за 2020 год.

Согласно пункту 3 Порядка сотрудник отдела общего обеспечения, ответственный за проведение оценки, обеспечивает: информирование о сроках проведения всесторонней оценки; разъяснение руководящему составу, а также гражданским служащим, подлежащим всесторонней оценке, порядка проведения всесторонней оценки; обеспечение руководящего состава бланками отзыва (электронный образ); консультирование руководящего состава при заполнении ими бланков отзыва; контроль за проведением всесторонней оценки; участие в обсуждении результатов всесторонней оценки; включение заполненных бланков отзыва в личные дела гражданских служащих.

Пунктом 4 Порядка обязанность по заполнению отзыва об исполнении государственным гражданским служащим (далее гражданский служащий) должностных обязанностей возложена на непосредственного руководителя гражданского служащего.

Непосредственный руководитель (далее - руководитель), заполняя бланк отзыва, оценивает гражданского служащего по следующим параметрам:

эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности гражданского служащего; квалификация; профессиональные и личностные качества.

Каждый из указанных параметров оценивается отдельно, для чего в соответствующих графах бланка отзыва отмечаются оценки: «А» (очень высокий уровень); «Б» (высокий уровень); «В» (достаточный уровень); «Г» (недостаточный уровень); «Д» (неудовлетворительный уровень).

При выставлении оценок руководителем учитываются объем, качество и сроки выполнения гражданским служащим задач и подготовки документов, проявленные профессиональные знания и навыки, анализируется его служебное поведение при взаимодействии с представителями государственных органов, иных организаций, гражданами, а также сотрудниками отдела и иных структурных подразделений Инспекции.

На основе выставленных оценок определяется итоговая всесторонняя оценка:

в случае если выставленные оценки совпадают, то всесторонняя оценка аналогична выставленным оценкам;

в случае если оценки совпадают по двум видам оценок, то всесторонняя оценка аналогична совпадающим оценкам;

в случае если оценки не совпадают, непосредственным руководителем аналитически, исходя из проставленных оценок, определяется оптимальная всесторонняя оценка.

29 января 2021 г. начальником ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда ФИО4 утвержден отзыв об исполнении государственным гражданским служащим должностных обязанностей в 2020 году или за период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г., составленного в отношении государственного налогового инспектора ФИО1, согласно которому, начальником ОКП №2 ФИО3 выставлена всесторонняя оценка «Г», с указанием о том, что исполнение государственным гражданским служащим должностных обязанностей в 2020 году осуществлялось на недостаточном уровне, на низком профессиональном уровне выполнен ряд задач и подготовлены некоторые документы, не всегда был исполнительным, в связи с чем, требовал постоянного контроля, продемонстрировал слабые профессиональные знания, проявил низкую работоспособность; внесенный вклад в показатель СМС составляет - 0%.

Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении заявленных требований ФИО1, суд первой инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно применив к спорным отношениям нормы материального права, пришел к обоснованному выводу о доказанности фактов ненадлежащего исполнения ФИО1 служебных обязанностей, которые подтверждены письменными доказательствами.

Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда согласилась с обоснованностью выводов суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права.

Методика всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего разработана во исполнение положений подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в целях оказания помощи государственным органам во внедрении кадровых технологий, способствующих повышению результативности деятельности гражданских служащих.

Актуальность разработки методики обусловлена тем, что качество государственного управления во многом зависит от эффективного и- результативного исполнения гражданскими служащими должностных обязанностей.

Проведение оценки необходимо для принятия в соответствии с положениями законодательства о гражданской службе обоснованных решений, в том числе при проведении аттестации, организации профессионального развития, определении размеров премиальных выплат, назначении на должность гражданской службы в порядке должностного роста, а также при организационно-штатных мероприятиях, что создает условия для эффективного управления кадровым составом государственного органа.

На основе выставленных оценок определяется всесторонняя оценка.

Всестороннюю оценку рекомендуется проводить путем составления непосредственным руководителем отзыва об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей (далее - отзыв), содержащего оценку гражданского служащего по следующим параметрам: эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности гражданского служащего; - квалификация; профессиональные и личностные качества (компетенции).

Всесторонняя оценка может быть плановой (проводится ежегодно, отчетный период составляет календарный год или служебный год) и внеплановой (проводится, в том числе, когда отчетный период составляет менее календарного года или служебного года).

Так в пункте 3 Отзыва об исполнении государственным гражданским служащим должностных обязанностей в 2020 году от 29 января 2021 г., составленного в отношении государственного налогового инспектора ФИО1 указано о нарушении сроков составления ФИО1 актов камеральных налоговых проверок отношении юридических лиц ООО «СТЭМЛ», ООО «ВИТА-21 ВЕК», ООО «АЙС МАРКЕТ», АО «Моторемонтный завод «Волгоградский»; о составлении протоколов о привлечении должностных лиц к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 КоАП РФ в отношении лиц, не являющихся руководителями соответствующих организаций; в части некорректного ведения информационных ресурсов установлено значительное количество протоколов об АП в статусе «сформирован», отсутствует статус «получен».

Оценка эффективности и результативности профессиональной и служебной деятельности (пункт 4 Отзыва) определена оценка «Г» - гражданским служащим на низком профессиональном уровне выполнен ряд задач и подготовлены некоторые документы. Эффективность и результативность нестабильные.

Оценка квалификации (пункт 5 Отзыва) определена оценка «Г» - при выполнении отдельных зада и подготовке, ряда документов гражданский служащий продемонстрировал слабые профессиональные знания и низкий уровень владения профессиональными навыками, предусмотренными должностным регламентом.

Оценка профессиональных и личностных качеств (компетенций) (пункт 6 Отзыва) определена оценка «Г» - гражданский служащий: - продемонстрировал ориентацию на процесс и низкую заинтересованность в достижении целей; - не всегда эффективно работал в команде; зачастую проявлял плохую организованность; - зачастую перекладывал ответственность на других; - не всегда был исполнительным, в связи с чем требовал постоянного контроля; - проявил затруднения с планированием своей деятельности; проявил низкую работоспособность.

Всесторонняя оценка (пункт 7 Отзыва) определена оценка «Г».

Порядком проведения всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, утвержденного Приказом ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда от 11 января 2021 г. предусмотрено, что после выставления всесторонней оценки «Г» («недостаточный уровень») гражданскому служащему необходимо принять меры по повышению эффективности и результативности своей профессиональной деятельности, квалификации и (или) развитию профессиональных и личностных качеств. В данном случае требуется направление гражданского служащего на получение дополнительного профессионального образования.

Доказательств того, что оспариваемый истцом Отзыв повлиял на размер премиальных выплат, истцом не представлено, как и доказательств нарушения ее прав оспариваемым Отзывом и несоответствие данного Отзыва установленному Порядку проведения всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, утвержденного Приказом ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда от 11 января 2021 г.

Довод кассационной жалобы, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение истцом трудовых обязанностей и ее низкую квалификацию, опровергаются представленной ответчиком копией приказа от 25 декабря 2020 г. №60-ск согласно которому, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственному налоговому инспектору отдела камеральных проверок №2 ФИО1 объявлен выговор за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г., предусмотренных разделом III должностного регламента, утвержденного начальником инспекции 12 декабря 2019 г., выразившееся в ненадлежащем проведении контрольных мероприятий по привлечению должностных лиц организаций к административной ответственности по статьям 15.5 и 15.6 КоАП РФ.

Оснований не доверять показаниям свидетеля ФИО3, допрошенной судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела, у суда не имелось, свидетель был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ, ее показания согласуются с письменными доказательствами, имеющимися в материалах гражданского дела.

Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Процессуальных нарушений, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке, не допущено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения принятых судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Дзержинского районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 10 июня 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий Н.Н. Мартынова

Судьи Н.В. Бетрозова

Е.Г. Аверина