ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-9117/2021 от 29.04.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-9117/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

кассационного суда общей юрисдикции

29 апреля 2021 года г.Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Юровой О.В.,

судей Бросовой Н.В., Трух Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Самарского районного суда г.Самары Самарской области от 2 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 22 декабря 2020 года по гражданскому делу № 2-846/2020 по иску ФИО1 к Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании решения незаконным и возложении обязанностей.

Заслушав доклад судьи Юровой О.В., проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара о признании решения незаконным и возложении обязанности устранить допущенное нарушение ее прав путем предоставления ей социальной выплаты на приобретение жилых помещений, указав в обоснование, что является работником муниципального образовательного учреждения МБОУ гимназия «Перспектива» городского округа Самара.

На основании распоряжения администрации Советского района города Самары от 30 октября 2002 года ФИО1 с составом семьи 5 человек, в том числе: муж-Мисиратов Ю.И, дочь-ФИО4, мать-ФИО5, брат-ФИО2, принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от 30 декабря 2019 года «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, и внесении изменения в распоряжение администрации Советского района г.Самары от 30 октября 2002 года «О рассмотрении рекомендаций общественной комиссии по жилищным вопросам» ФИО2 и ФИО3 сняты с учета, внесено изменение в состав семьи ФИО4 на 3 человека.

31 декабря 2019 года ФИО1 обратилась в Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара с заявлением о включении в состав участников программы городского округа Самара «Обеспечение жильем работников муниципальных учреждений городского округа Самара» на 2014-2021 годы, утвержденной Постановлением Администрации городского округа Самара от 30 мая 2013 года.

Решением координационного совета Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара от 14 апреля 2020 года отменено решение от 21 февраля 2020 года о предоставлении ФИО1 социальной выплаты для приобретения жилых помещений на основании абзаца 82 (в связи с утратой оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий) и об исключении ее из участников программы городского округа Самара «Обеспечение жильем работников муниципальных учреждений городского округа Самара» на 2014-2021 годы.

Ссылаясь на то, что распоряжение первого заместителя главы городского округа Самара от 30 декабря 2019 года до настоящего времени не отменено, что ФИО1 с составом семьи 3 человека продолжает стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку имеет в пользовании ? долю в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащую на праве собственности ее матери ФИО5, где проживает вместе с матерью ФИО5 и мужем ФИО6, что не является членом семьи своей дочери ФИО3 - сособственника ? доли в жилом помещении по адресу: <адрес>, ФИО1, просила суд признать незаконным решение Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара от 14 апреля 2020 года и обязать Департамент устранить допущенное нарушение ее прав путем предоставления ей социальной выплаты на приобретение жилых помещений.

Решением Самарского районного суда г.Самары Самарской области от 2 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 22 декабря 2020 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании решения незаконным и возложении обязанностей, отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 просит решение и апелляционное определение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении ее требований, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется Департаментом управления имуществом г.о.Самара.

В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Закона Самарской области от 5 июля 2005 года №139-ГД «О жилище», гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Учетная норма площади жилого помещения по Самарской области составляет 14,0 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека в соответствии с Законом Самарской области от 10 апреля 2013 года №23-ГД.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 на основании распоряжения администрации Советского района города Самары от 30 октября 2002 года с составом семьи 5 человек (супруг -ФИО6, дочь - ФИО4, мать - ФИО5, брат - ФИО2) принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Указанные лица на момент принятия на учет проживали и были зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью - 48,3 кв.м., в том числе жилой - 29,2 кв.м, занимаемом на условиях договора социального найма.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития г.о.Самара является создание условий для развития жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Особенно актуальной она является для граждан, относящихся к наименее обеспеченным группам населения, кем в преимуществе являются работники муниципальных учреждений.

Для разрешения указанной задачи по заказу администрации г.о.Самара департаментом экономического развития администрации г.о.Самара в соответствии Жилищным кодексом РФ, Законом Самарской области от 5 июля 2005 года №139-ГД «О жилище», Законом Самарской области от 11 июля 2006 года №88-ГД «О предоставлении работникам органов государственной власти Самарской области, государственных органов Самарской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области, государственных учреждений Самарской области и муниципальных образований в Самарской области социальных выплат на строительство или приобретение жилого помещения» разработана муниципальная программа г.о.Самара «Обеспечение жильем работников муниципальных учреждений г.о.Самара» на 2014 - 2021 годы.

Целью указанной программы является оказание социальной поддержки работникам муниципальных учреждений, проживающим на территории г.о.Самара и принятым на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 года либо принятым на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года, в решении жилищной проблемы.

Участниками Программы могут быть граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории г.о.Самара, которые должны отвечать не только требованиям, касающимся их профессиональной деятельности, но и должны быть приняты на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 года либо приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года.

В целях реализации программы при администрации г.о.Самара создан Координационный совет, действующий на основании положения «О Координационном совете по обеспечению жильем работников муниципальных учреждений городского округа Самара».

Из материалов дела следует, что 15 декабря 2005 года квартира по адресу: <адрес> передана в общую долевую собственность ФИО5, и ФИО4, по ? доле в праве собственности, на основании договора передачи квартир в собственность граждан.

19 января 2018 года ФИО3 снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>, и зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу:<адрес>, приобретенном ею на основании договора купли-продажи от 10 ноября 2017 года.

ФИО2 - брат истицы снят с регистрационного учета по указанному адресу 16 мая 2003 года в связи с переездом на другое место жительства в жилое помещение по адресу: <адрес>, приобретенное им на основании договора дарения.

Таким образом, на дату 20 января 2018 года в <адрес> были зарегистрированы 3 человека: ФИО5,ФИО6, ФИО1

Между тем, с 27 февраля 2018 года в указанной квартире зарегистрированы по месту жительства ФИО7, ФИО8, а с 6 февраля 2019 года - ФИО9

Распоряжением первого заместителя главы г.о.Самара от 30 декабря 2019 года № 3767 «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, и внесении изменения в распоряжение администрации Советского района г.Самары от 30 октября 2002 года «О рассмотрении рекомендаций общественной комиссии по жилищным вопросам» ФИО2 и ФИО3 сняты с учета, внесено изменение в состав семьи ФИО4 на 3 человека (сама ФИО1, супруг - ФИО6, мать - ФИО5).

31 декабря 2019 года ФИО1 обратилась в Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара с заявлением о включении ее в состав участников программы г.о.Самара «Обеспечение жильем работников муниципальных учреждений городского округа Самара» на 2014-2021 годы, утвержденной Постановлением Администрации городского округа Самара от 30 мая 2013 года.

21 февраля 2020 года Департаментом опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара принято решение о предоставлении ФИО1 социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

Решением Координационного совета Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара от 14 апреля 2020 года отменено решение от 21 февраля 2020 года о предоставлении ФИО1 социальной выплаты для приобретения жилых помещений на основании абз.82 (в связи с утратой оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий), ФИО1 исключена из участников программы г.о.Самара «Обеспечение жильем работников муниципальных учреждений городского округа Самара» на 2014-2021годы.

Разрешая спор, отказывая ФИО1 в удовлетворении требований о признании незаконным решения Координационного совета, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что не нашли своего подтверждения доводы ФИО1 о незаконности оспариваемого решения.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.

Согласно статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Основными функциями Координационного совета являются, в частности, утверждение списков работников муниципальных учреждений бюджетной сферы и определение их очередности для участия в Программе; принятие решения о признании (отказе в признании) граждан участниками Программы; принятие решения о предоставлении участникам Программы социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения в пределах средств бюджета городского округа Самара, предусмотренных на реализацию Программы в текущем финансовом году; принятие решения об исключении граждан из числа участников Программы.

Департамент управления имуществом городского округа Самара, Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара в течение 15 дней с момента представления гражданами указанных документов организует проверку представленных документов и расчет размера социальной выплаты.

В случае если по результатам проверки документов выяснится, что основания для предоставления гражданам социальной выплаты отсутствуют, указанный Департамент за 5 дней до назначенной даты заседания Координационного совета направляет мотивированное предложение в Координационный совет об отмене решения о предоставлении им социальной выплаты и об исключении данных граждан из числа участников Программы.

Основанием для исключения граждан из числа участников Программы является, в частности, утрата оснований для принятия участника Программы на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 года либо на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года в соответствии с действующим законодательством.

Из представленных в материалы документов усматривается, что семейное и жилищное положение ФИО1 с момента постановки на учет изменялось в связи с изменением состава ее семьи и количества лиц, зарегистрированных в жилом помещении.

Так, при решении вопроса о включении ФИО1 в число участников Программы, была принята во внимание справка о лицах, зарегистрированных в <адрес>, от 30 апреля 2019 года, согласно которой в квартире зарегистрированы ФИО5 – собственник, ФИО1 – дочь, ФИО6 - зять, ФИО7, ФИО8, (зарегистрированы соответственно 27 февраля 2018 года, и 1 декабря 2018 года, а также ФИО9, зарегистрирована 6 февраля 2019 года.

В связи с чем Департаментом управления имуществом г.о.Самара сделан вывод об отсутствии оснований для снятия с учета нуждающихся ФИО1 и членов ее семьи, так как обеспеченность их жилой площадью менее 9.0 кв.м на человека (48,3 кв.м: 6 чел.= 8,05 кв.м на человека).

Распоряжением от 30 декабря 2019 года состав семьи ФИО1 был изменен, ФИО1 оставлена на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях составом семьи 3 человека, в связи с обеспеченностью менее 14 кв.м общей площади на человека. При этом, нуждаемость исчислена из состава зарегистрированных 4-х человек, в том числе ФИО9 (48,3 кв.м : 4 чел. = 12,07 кв.м на чел.).

Из материалов дела следует, что ФИО9 зарегистрирована в жилом помещении по <адрес>, 6 февраля 2019 года, а 3 декабря 2019 года снята с учета по данному адресу и вновь зарегистрирована по указанному адресу 21 января 2020 года.

С 10 декабря 2019 года ФИО9 была зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Таким образом, на момент издания распоряжения первого заместителя главы г.о.Самара от 30 декабря 2019 года об изменении состава семьи ФИО1 в квартире было зарегистрировано 3 человека: сама ФИО1, ее муж ФИО6, и мать ФИО5

При этом, в ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО9, не состоящая ни в родстве, ни в свойстве с кем-либо из проживающих в жилом помещении, принадлежащем ФИО5, зарегистрирована в нем лишь с целью получить регистрацию по месту жительства, для трудоустройства.

Между тем, наличие регистрации ФИО9 в жилом помещении, послужило основанием для включения ФИО1, в число участников Программы г.о.Самара «Обеспечение жильем работников муниципальных учреждений г.о.Самара» на 2014 - 2021 годы, и предоставления ей социальной выплаты.

В связи с чем суды пришли к выводу о том, что регистрация ФИО9 в квартире ФИО1 носит формальный характер, ФИО9 не является членом семьи ФИО1

Фактически в <адрес>, общей площадью 48,3 кв.м, проживает 3 человека, на каждого из которых приходится по 16,1 кв.м общей площади, более 14 кв.м учётной нормы.

Поскольку на момент принятия решения о включении ФИО1 в число участников Программы г.о.Самара «Обеспечение жильем работников муниципальных учреждений г.о.Самара» на 2014 - 2021 годы, и предоставления ей социальной выплаты, утрачены основания для включения ФИО1 в число участников Программы, в связи с обеспеченностью жилой площадью каждого члена семьи более 14 кв.м, выводы судов об отказе в удовлетворении требований истца являются обоснованными.

Доводы кассационной жалобы ФИО1 о том, что при решении вопроса обеспеченности жилым помещением для расчета площади, приходящейся на каждого члена семьи, следует учитывать только ? долю квартиры, принадлежащую на праве собственности ее матери, являются необоснованными, поскольку за ФИО1 сохраняется право пользования всем жилым помещением, как за лицом, проживавшим в жилом помещении на момент его приватизации. Какой-либо иной порядок пользования жилым помещением, лицами, проживающими в жилом помещении, не определен. Указанные доводы являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, обоснованно им отвергнуты.

Доводы кассационной жалобы о том, что ФИО1, не являясь собственником квартиры, не могла повлиять на регистрацию ФИО9 в указанной квартире, также являются необоснованными, поскольку регистрация произведена с согласия сособственников квартиры, в том числе ФИО5, состоящей на учете в качестве члена семьи ФИО1

Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что судом не выяснено волеизъявление сособственников спорной квартиры на вселение ФИО9 в квартиру, судом установлено, что ФИО9 членом семьи ФИО1 не являлась, регистрация носила формальный характер, была необходима ей для решения вопросов трудоустройства.

Вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанции дана оценка всем доводам сторон, сделаны выводы, соответствующие обстоятельствам дела, и принято решение, отвечающее правовому регулированию в данной области.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанции, указанным доводам дана оценка в судебных постановлениях. Судебная коллегия с данной оценкой соглашается, оснований для иных выводов и иной оценки обстоятельств дела не имеется.

Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.

При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы ФИО1

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Самарского районного суда г.Самары Самарской области от 2 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 22 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий О.В.Юрова

Судьи Н.В.Бросова

Е.В.Трух

Определение13.05.2021