ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-9165/20 от 24.08.2020 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88 - 9165/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 24 августа 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Стешовиковой И.Г.

судей Ирышковой Т.В., Лепской К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО2 на решение Псковского городского суда Псковской области от 31 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 17 декабря 2019 г. по делу №2-2347/2019 по иску ФИО2 к Военному комиссариату Псковской области о присвоении ФИО1 статуса ветерана боевых действий посмертно, признании статуса супруги ветерана боевых действий и права на льготы.

Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО2 обратилась в суд с иском к военному комиссариату города Пскова и Псковского района Псковской области о присвоении супругу ФИО1 статуса ветерана боевых действий посмертно, признании за ней статуса супруги ветерана боевых действий и права на льготы.

В обоснование иска указала, что является вдовой ФИО1, который в период прохождения срочной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части был командирован в Сирийскую Арабскую Республику с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

При жизни ФИО1 обращался в Военный комиссариат города Пскова и Псковского района Псковской области по вопросу присвоения ему статуса ветерана боевых действий, который не присвоен в связи с отсутствием документов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях в Сирии.

Ссылаясь на сведения архивной справки, Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации - приложение к Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которому в октябре 1973 года в Сирии велись боевые действия, просила суд обязать Военный комиссариат города Пскова и Псковского района присвоить ФИО1 статус ветерана боевых действий посмертно, признать за ней статус супруги участника боевых действий и права на льготы.

Решением Псковского городского суда Псковской области от 31 июля 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 17 декабря 2019 г., исковые требования ФИО2 оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе ФИО2 просит отменить вышеуказанные судебные постановления, как незаконные, удовлетворить ее требования или направить дело на новое рассмотрение.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2 состояла в браке с ФИО1, умершим ДД.ММ.ГГГГ, который на момент смерти являлся сотрудником УФСИН России по Псковской области, уволенным в запас.

ФИО2 является получателем пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», обращение в суд с настоящим иском имело целью получения истцом, как вдовой ветерана боевых действий, соответствующих мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно данным архивной справки ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ командир ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в спецкомандировке в Сирийской Арабской Республике в составе <данные изъяты>.

Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», на основании оценки представленных сторонами спора доказательств, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска ФИО2, признав установленным, что при жизни ФИО1 статуса ветерана боевых действий не имел, по вопросу присвоения статуса ветерана боевых действий в военный комиссариат обращался в устной форме, надлежащих документов, подтверждающих непосредственное участие ФИО1 в боевых действиях в период спецкомандировки в ДД.ММ.ГГГГ года в Сирии, истцом не представлено. Кроме того, судом учтено, что правом на обращение за получением удостоверения ветерана боевых действий обладает только непосредственно лицо, претендующее на присвоение статуса ветерана боевых действий, а ФИО1 при жизни данное право не реализовал.

С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники обороны указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрен Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, приведенный в приложении к Федеральному закону.

Согласно разделу III Перечня боевые действия в Сирии имели место в июне 1967 года, марте - июле 1970 года; сентябре - ноябре 1972 года; октябре 1973 года.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» предусмотрено, что выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 7 пункта I статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», кроме гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории Союза ССР и территориях других государств с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г., - федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.

В пункте 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №763, указано, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Согласно пункту 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года №595, вместе с заявлением (рапортом) предоставляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3x4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно: для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», за исключением лиц, указанных в абзацах с третьего по шестой настоящего пункта, - документы, подтверждающие участие в боевых действиях, или документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Аналогичная норма закреплена в ранее действующем приказе Минобороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. №2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации» (п. 9), который действовал с 16 октября 2012 года, утратил силу в связи с изданием Приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 595.

Исходя из требований приведенных норм права, суды правомерно исходили из тех обстоятельств, что удостоверение участника боевых действий выдается на основании личного заявления при одновременном соблюдении двух обязательных условий: наличия документов, подтверждающих прохождение военной службы на территории государства и в периоды, указанные в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному Закону «О ветеранах»); наличия документов, подтверждающих непосредственное участие такого лица в боевых действиях.

Поскольку ФИО1 статуса ветерана боевых действий не имел; факт непосредственного участия ФИО1 в боевых действиях в период спецкомандировки в октябре 1973 года в Сирии материалами дела не подтвержден, правом на обращение за получением удостоверения ветерана боевых действий обладает только непосредственно лицо, претендующее на присвоение статуса ветерана боевых действий, у суда, вопреки доводам жалобы заявителя, не имелось правовых оснований для присвоения ФИО1 статуса ветерана боевых действий посмертно.

В силу статьи 28 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей (погибших) умерших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий.

В целях исполнения статьи 28 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 года №519 утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

Судом установлено отсутствие доказательств, объективно подтверждающих непосредственное участие ФИО1 в боевых действиях в период спецкомандировки в октябре 1973 г. в Сирии, потому ФИО2 не может быть отнесена к категории члена семьи умершего ветерана боевых действий (подпункт 4 пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах»), имеющего право на меры социальной поддержки, установленные пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах», реализация которых возможна путем получения удостоверения члена семьи (вдова) погибшего (умершего) ветерана боевых действий.

Кроме того, судом установлено, что в соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. №519, истец с заявлением о выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий в компетентный орган не обращалась.

Доводы заявителя жалобы о несогласии с установленными судом обстоятельствами и оценкой доказательств относительно непосредственного участия ФИО1 в боевых действиях в период спецкомандировки в октябре 1973 года в Сирии, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Псковского городского суда Псковской области от 31 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 17 декабря 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи