88-9212/2023
41RS0001-01-2022-009388-53
2-6336/2022
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 декабря 2023 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Аноприенко К.В., Дубовик М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 13.06.2023 по делу по иску Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловска-Камчатского городского округа к ФИО1, ФИО1 об изъятии жилого помещения путем выкупа с выплатой выкупной цены, прекращении права собственности, признании права собственности, признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении и встречному иску ФИО1 к администрации Петропавловска-Камчатского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен изымаемого в новом сейсмостойком жилом доме.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А., заключение прокурора Плетневой С.П., просившей судебный акт оставить без изменения,
у с т а н о в и л а:
истец, обратившись в суд, указал, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от 12.07.2000 является собственником квартиры <адрес>
Распоряжением администрации Петропавловска-Камчатского городского округа от 29.12.2016 № многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
04.04.2019 в адрес собственника направлено требование о принятии мер к сносу дома в срок до 01.11.2019. Вместе с тем, собственниками помещений в многоквартирном доме каких-либо мер по сносу дома не принято, требования о сносе дома проигнорированы.
Постановлением администрации Петропавловска-Камчатского городского округа от 24.11.2021 № принято решение об изъятии для муниципальных нужд Петропавловска-Камчатского городского округа земельного участка, находящегося в общей долевой собственности собственников жилых помещений многоквартирного дома <адрес> с кадастровым номером № площадью 1 693 кв. м, и жилого помещения - квартиры № в указанном доме.
Согласно отчету об оценке от 13.04.2022 № 130-15/22 рыночная стоимость подлежащего изъятию жилого помещения составляет 3 719 000 рублей.
11.05.2022 ФИО1 получила проект соглашения и указанный отчет об оценке рыночной стоимости жилого помещения.
Вместе с тем, соглашение по вопросу определения выкупной цены спорного жилого помещения или других условий его изъятия с ФИО1 не достигнуто.
Истец просил изъять путем выкупа у ФИО1 в муниципальную собственность жилое помещение <адрес> с выплатой выкупной цены 3 719 000 рублей путем перечисления денежных средств на расчетный счет ФИО1 в течение 30 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда, прекратить право собственности ФИО1 и признать право собственности за Петропавловск-Камчатским городским округом на указанное жилое помещение после перечисления возмещения за него, признать ФИО1 и ФИО2 утратившими право пользования указанным жилым помещением после выплаты ФИО1 выкупной стоимости и выселить их путем освобождения занимаемого жилого помещения от личного присутствия и личных вещей в течение 30 календарных дней со дня перечисления выплаты.
ФИО1 предъявила встречные требования, указав, что в соответствии с заключением межведомственной жилищной технической комиссии от 24.11.2016 №, на основании которого вынесено распоряжение от 29.12.2016 №, многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу не в связи с отнесением его к категории непригодных для проживания по основаниям, предусмотренным пунктом 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2008 № 47, а с целью участия данного дома в федеральной адресной инвестиционной программе «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации» в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710, на реализацию которой Правительством Российской Федерации из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлено предоставление целевых межбюджетных трансфертов.
По результатам обследования 24.11.2016 комиссией сделан вывод об экономически нецелесообразном сейсмоусилении или реконструкции многоквартирного дома, проведении расселения жильцов и демонтаже всех конструкций здания, поскольку указанный дом имеет дефицит сейсмостойкости 2,5 балла, а проведение ремонтно-восстановительных работ для устранения дефектов конструкций, обеспечения соответствия здания требованиями, предъявляемым к жилым помещения, а также обеспечения требуемой сейсмостойкости экономически нецелесообразно.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710, постановления администрации Петропавловска-Камчатского городского округа от 13.10.2016 № «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей администрации Петропавловск-Камчатского городского округа», указанный многоквартирный дом включен в Перечень многоквартирных жилых домов, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны, утвержденный постановлением администрации Петропавловска-Камчатского городского округа от 05.07.2012 №, а также 12.02.2018 включен в адресный перечень многоквартирных домов, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны, участвующих в подпрограмме 2 «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения» государственной программы Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 22.11.2013 № 520-П.
Вопреки утверждениям истца, весь многоквартирный дом в целом, а не отдельные его жилые помещения, включен в адресный перечень подпрограммы 2 государственной программы, реализация мероприятий которой в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Камчатского края от 22.11.2013 № 520-П Порядком предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в многоквартирных домах, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования в Камчатском крае.
Постановлением администрации Петропавловска-Камчатского городского округа от 13.10.2016 № утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловска-Камчатского городского округа», одной из подпрограмм которой является подпрограмма 3 «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения», в рамках которой для решения задачи по содержанию и ликвидации строений, не подлежащих сейсмоусилению, предусматривалась реализация мероприятия по ликвидации движимого и недвижимого имущества путем сноса жилых домов, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны, период реализации - 2019-2024 годы. Из жилых домов, которые признаны не подлежащими сейсмоусилению на основании результатов исследований по сейсмостойкости, производится переселение граждан в новые сейсмостойкие жилые дома в рамках государственной программы Камчатского края, утвержденной постановлением от 22.11.2013 № 520-П, основное мероприятие - «Строительство сейсмостойких жилых домов взамен тех, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны».
В нарушение вышеприведенных нормативно-правовых актов администрацией Петропавловска-Камчатского городского округа издано постановление от 24.11.2016 № об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме путем выкупа.
Просила обязать администрацию Петропавловска-Камчатского городского округа предоставить благоустроенное жилое помещение равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах города Петропавловска-Камчатского в новом сейсмостойком жилом доме.
Решением Петропавловска-Камчатского городского суда от 26.12.2022 исковые требования Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа удовлетворены частично, у ФИО1 изъято в муниципальную собственность жилое помещение общей площадью 41 кв. м <адрес> после предоставления взамен изымаемого жилого помещения - равнозначного жилого помещения общей площадью не менее 41 кв. м, отвечающего санитарным и техническим требованиям в границах г. Петропавловска-Камчатского в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, после предоставления жилого помещения взамен изымаемого прекращено право собственности ФИО1 и признано право собственности Петропавловска-Камчатского городского округа на жилое помещение общей площадью 41 кв. м <адрес> ФИО1, ФИО2 признаны утратившими право пользования жилым помещением по указанному адресу после предоставления жилого помещения взамен изымаемого, ФИО1, ФИО2 выселены из квартиры путем освобождения занимаемого жилого помещения от личного присутствия и личных вещей в течение 30 календарных дней со дня предоставления равнозначного жилого помещения взамен изымаемого. В удовлетворении встречного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 13.06.2023 решение суда отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловска-Камчатского городского округа отказано, встречный иск удовлетворен частично, на администрацию Петропавловска-Камчатского городского округа в лице Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловска-Камчатского городского округа возложена обязанность предоставить ФИО1 взамен изымаемого жилого помещения - квартиры <адрес> равнозначное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 41 кв. м, отвечающее установленным требованиям в границах города Петропавловска-Камчатского в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить апелляционное определение в части отказа в удовлетворении исковых требований, как незаконное, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
ФИО1, ФИО2, представители Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, администрации ПетропавлоНвск-Камчатского городского округа, Управления Росреестра по Камчатскому краю в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежаще, причин неявки не сообщили. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив апелляционное определение в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит правовых оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Исходя из требований, предусмотренных статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», суд кассационной инстанции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе.
Таким образом, проверке подлежит судебный акт только в оспариваемой части.
На основании исследованных доказательств судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения <адрес>
Постановлением администрации Петропавловска-Камчатского городского округа Камчатского края от 05.07.2012 № утвержден перечень многоквартирных домов, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны (Приложение № 1). Всего в перечень вошло 175 домов, в том числе дом <адрес>
Постановлением Правительства Камчатского края от 22.11.2013 № 520-П утверждена государственная программа Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края», которая включает в себя 10 подпрограмм, в том числе: подпрограмму 2 «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения» и подпрограмму А «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда».
В рамках реализации мероприятий подпрограммы 2 разработан Порядок предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в многоквартирных домах, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны.
В соответствии с пунктом 19 указанного Порядка при невозможности предоставления собственникам жилых помещений равнозначных жилых помещений, взамен ранее занимаемых с их согласия им могут быть предоставлены жилые помещения большей (меньшей) площади, если в жилищном фонде, выделенном для расселения граждан в рамках подпрограммы 2, отсутствуют жилые помещения, равные по площади ранее занимаемым жилым помещениям.
Распоряжением администрации Петропавловска-Камчатского городского округа от 29.12.2016 № многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, включен в адресный перечень домов подпрограммы А «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» государственной программы Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 22.11.2013 № 520-П.
Постановлением Правительства Камчатского края от 12.02.2018 № многоквартирный дом <адрес> в виде отдельных жилых помещений - квартир № включен в Перечень домов, подлежащих расселению в рамках подпрограммы 2 «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения».
04.04.2019 в адрес ФИО1 направлено требование о принятии мер к сносу аварийного дома по вышеуказанному адресу в срок до 01.11.2019.
Постановлением администрации Петропавловска-Камчатского городского округа от 24.11.2021 года № принято решение об изъятии путем выкупа для муниципальных нужд Петропавловска-Камчатского городского округа земельного участка с кадастровым номером № и жилых помещений в многоквартирном доме <адрес>, в соответствии с перечнем. В данный перечень включена, в том числе квартира, принадлежащая ФИО1
Согласно отчету об оценке от 13.04.2022 № 130-12/22 ООО «Камчатский центр независимой оценки» рыночная стоимость квартиры ФИО3 составляет 2 570 000 рублей, размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием для муниципальных нужд недвижимого имущества, включающих: компенсацию за непроизведенный ремонт, убытки, связанные с переездом, уплатой государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности на вновь приобретенный объект недвижимости, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, с арендой собственником недвижимого имущества, - 1 149 000 рублей.
11.05.2022 ФИО1 получен проект соглашения о возмещении за изымаемое у нее жилое помещение с учетом убытков, подлежащих возмещению.
ФИО1 настаивала на предоставлении ей квартиры в новом сейсмостойком жилом доме, в связи с чем 11.07.2022 обратилась к Губернатору Камчатского края, ссылаясь на то, что дом включен в программу для переселения жильцов из аварийного жилья на основании заключения комиссии от 24.11.2016 №, сейсмически опасен, аварийный, и подлежит сносу. Также выражала несогласие с произведенной оценкой квартиры, указывая на то, что рыночная стоимость двухкомнатной квартиры в г. Петропавловске-Камчатском значительно выше той стоимости, которая определена при оценке ее квартиры, что не позволяет ей приобрести другое жилье, улучшающее ее жилищные условия.
Судом установлено, в том числе из ответа Министерства строительства и жилищной политики Камчатского края на обращение ФИО1, что дом 1959 года постройки, общей площадью 1488,60 кв. м, признан аварийным и подлежащим сносу на основании распоряжения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.12.2016 № и включен региональную программу, утвержденную постановлением Правительства Камчатского края от 22.11.2013 № 520-П, разработанную с целью финансовой и организационной помощи муниципальным образованиям Камчатского края в переселении граждан из аварийного жилья. Данная программа не предусматривает улучшение жилищных условий граждан, а имеет компенсационный характер путем замены аварийного жилого помещения на неаварийное, при этом граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, если не отпали основания для сохранения их постановки на учет. В случае несогласия с оценочной стоимостью (размером выкупной цены), собственник вправе самостоятельно провести оценку и обжаловать стоимость в судебном порядке.
Также установлено, что в ходе реализации подпрограммы 2 после расселения в 2018 году многоквартирных домов, включенных в адресный перечень подпрограммы 2 «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения», остались незаселенными трехкомнатные квартиры, находящиеся в муниципальной собственности, в связи с чем было принято решение предложить для заселения квартиры гражданам, занимающим жилые помещения, состоящие из трех комнат, в домах, включенных в перечень многоквартирных домов, утвержденный постановлением от 05.07.2012 № 1904, в том числе пять трехкомнатных квартир, расположенных в доме <адрес>.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований ФИО1 о возложении обязанности предоставить другое жилое помещение взамен изымаемого в новом сейсмостойком жилом доме в рамках подпрограммы 2 «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения», суд апелляционной инстанции, действуя в пределах своей компетенции, оценил представленные доказательства и исходил из того, что требования истца по встречному иску подлежат частичному удовлетворению.
Судом принято во внимание, что ФИО1 выразила желание реализовать свои жилищные права путем получения жилого помещения взамен изымаемого, и уполномоченным органом местного самоуправления ей предложено их реализовать в рамках подпрограммы А, срок реализации которой установлен 31.12.2022.
Выявив на основании исследованных доказательств, в том числе ответа прокуратуры от 24.06.2022, что в адресный перечень подпрограммы 2 был включен не весь многоквартирный дом по <адрес>, а только трехкомнатные квартиры в нем, жилое помещение, принадлежащее ФИО1, представляет собой двухкомнатную квартиру и в указанный перечень не включено, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления ФИО1 жилья в новом сейсмостойком жилом доме.
Суд рассмотрел спор в пределах заявленных требований. Учитывая, что предоставление жилья носит компенсационный характер, не связано с улучшением жилищных условий, оснований для иных выводов у суда не имелось. Право истца на обеспечение равнозначным жилым помещением взамен признанного аварийным реализовано и защищено.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права -положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации судом применены правильно.
Доводы заявителя, повторяющиеся в кассационной жалобе, о том, что все жилые помещения многоквартирного дома <адрес> подлежат включению в подпрограмму 2 «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения», а не только часть квартир, повторяют позицию истца по встречному иску, выраженную в суде, проверены судом апелляционной инстанции и отклонены как необоснованные. Судом исходил из того, что реализация подпрограммы 2 по предоставлению жилья ограничена количеством жилых помещений.
Оснований для отмены апелляционного определения доводы кассационной жалобы не содержат.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 13.06.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи