ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-9306/2021 от 24.08.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-9306/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 24 августа 2021 г.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Раужина Е.Н. рассмотрев гражданское дело № 2-2108/2020 () по иску прокурора Поспелихинского района Алтайского края в интересах ФИО1 к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и <адрес>м» о взыскании незаконно удержанной денежной компенсации

по кассационным жалобам Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам», Министерства социальной защиты Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка Поспелихинского района Алтайского края от 17 декабря 2020 г. и апелляционное определение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 25 марта 2021 г.

установил:

Прокурор Поспелихинского района Алтайского края в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к КГКУ «Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам», просил взыскать с ответчика в пользу материального истца ФИО1 сумму в размере 2 000 рублей за счет средств краевого бюджета.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Поспелихинского района была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере социального обеспечения педагогических работников, по результатам которой выявлены нарушения.

До 3 июля 2019 г. ФИО1 была зарегистрирована по адресу: <адрес> работала в МКОУ «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №4» учителем иностранного языка, получала ежемесячную компенсацию. После указанной даты ФИО1 сменила место регистрации (<адрес>) в пределах одного муниципального района. До 22 августа 2019 г. ФИО1 продолжала работать в должности учителя иностранного языка в МКОУ «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №4». 26 сентября 2019 г. зарегистрировалась по адресу: <адрес>. Со 2 сентября 2019 г. ФИО1 стала осуществлять трудовую деятельность в МКОУ «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №3» в должности учителя иностранного языка.

Об указанных обстоятельствах ФИО1 не сообщила в КГКУ «Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам», продолжала получать ежемесячную денежную компенсацию, в связи с чем выплату ежемесячной компенсации за период с 1 сентября 2019 г. по 30 сентября 2019 г. ФИО1 не получила. За указанный период ФИО1 понесла расходы на оплату электроэнергии, вывоза жидких бытовых отходов, оплату сжиженного емкостного газа, водоснабжения.

Прокурор полагает, что толкование Управлением социальной защиты положений пункта 25 указанных Правил предоставления компенсации как нормы, в соответствии с которой сам по себе факт изменения места жительства является обстоятельством, влекущим утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления, нельзя признать соответствующим закону, в связи с чем, оснований для взыскании с ФИО1 2 000 рублей у Управления социальной защиты не имелось.

Решением мирового судьи судебного участка Поспелихинского районного суда Алтайского края от 17 декабря 2020 г. исковые требования прокурора Поспелихинского района, действующего в интересах ФИО1 удовлетворены, с КГКУ «Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам» в пользу ФИО1 взыскана денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения за период с 1 сентября по 30 сентября 2019 г. в размере 2 000 рублей за счет средств бюджета Алтайского края.

Апелляционным определением Поспелихинского районного суда Алтайского края от 25 марта 2021 г. решение мирового судьи судебного участка Поспелихинского района Алтайского края от 17 декабря 2020 г. оставлено без изменения.

Краевым государственным казенным учреждением «Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам», Министерством социальной защиты Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка Поспелихинского района Алтайского края от 17 декабря 2020 г. и апелляционное определение Поспелихинского районного суда от 25 марта 2021 г. поданы кассационные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений как незаконных, принятых с нарушением норм материального права, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Относительно доводов кассационных жалоб письменных возражений не принесено.

В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных постановлений в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Между тем таких оснований по результатам изучения обжалуемых судебных актов и доводов кассационной жалобы не установлено.

Судами установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 является педагогическим работником, проживающим в сельской местности.

До 3 июля 2019 г. ФИО1 была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Осуществляла трудовую деятельность в МКОУ «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа » в должности учителя иностранного языка, получала ежемесячную денежную компенсацию.

26 сентября 2019 г. ФИО1 сменила место регистрации, зарегистрировалась по адресу: <адрес>, а со 2 сентября 2019 г. работает учителем иностранного языка в МКОУ «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №3».

О смене регистрации ФИО1 не сообщила в КГКУ «Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам», продолжала получать ежемесячную денежную компенсацию.

Выплату ежемесячной компенсации в сумме 2 000 рублей за период с 1 сентября 2019 г. по 30 сентября 2019 г. ФИО1 не получила.

Разрешая спор по существу, мировой судья, руководствуясь положениями статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 47 Федерального закона «Об образовании», статьи 19 Закона Алтайского края от 4 сентября 2013 г. №56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае», статей 1, 3 Закона Алтайского края от 3 ноября 2005 г. №88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», пунктов 2, 5, 6, 25 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 г. №103, установив, что ФИО1 была трудоустроена в должности учителя иностранного языка до 22 августа 2019 г. в МКОУ «Поспелихинская СОШ №4», а с 2 сентября 2019 г. в должности учителя иностранного языка в МКОУ «Поспелихинская СОШ №3», является пенсионером, проживала и проживает в сельском населенном пункте, пришел к выводу, что спорная сумма подлежит взысканию с ответчика за счет средств бюджета Алтайского края, поскольку изменение места жительства ответчика в пределах одного муниципального района не повлекло утраты права ФИО1 на получение компенсации, выплата которой производится в твердой денежной сумме.

Суд апелляционной инстанции согласился с вышеуказанным выводом суда первой инстанции.

Оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов, у суда кассационной инстанции не имеется, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. № 56-О указано, что, внося изменения в содержание мер социальной защиты, в том числе направленные на ее сужение, законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан — получателей мер социальной поддержки.

При этом должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.

Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией данного постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) федеральные государственные образовательные организации (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. № 963 «О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)».

Этим же постановлением утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Согласно пунктам 1, 2, 3 названных Правил определен порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Ежемесячная компенсация осуществляется на основании документов, подтверждающих право работников на ее получение (трудовой договор или трудовая книжка, копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства или иной документ, подтверждающий место жительства), имеющихся в распоряжении организаций, без истребования дополнительных документов. Ежемесячная компенсация осуществляется организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости.

Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, регламентированы Законом Алтайского края № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее - Закон Алтайского края от 3 ноября 2005 г. №88-ЗС).

Согласно статье 1 названного закона педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

При наличии у педагогического работника права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям указанные меры предоставляются по одному основанию по его выбору.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 г. №103 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее – компенсация) предоставляется, в том числе, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.

Согласно абзацу первому пункта 5 вышеуказанных Правил компенсация предоставляется в твердой денежной сумме, устанавливаемой законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. При совместном проживании в жилом помещении двух и более работников, имеющих право на получение компенсации, ее назначение и выплата производятся каждому из них в равных долях от размера компенсации, определенного абзацем первым настоящего пункта.

В соответствии с пунктом 6 Правил от 30 марта 2017 г. компенсация назначается краевыми государственными казенными учреждениями управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам по месту жительства (пребывания) на основании приведенного в этом пункте перечня документов, в том числе заявления о назначении компенсации по форме, установленной Министерством социальной защиты Алтайского края.

Пунктом 25 вышеуказанных Правил установлено, что при наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления (изменение места жительства, изменение (утрата) оснований и (или) условий предоставления мер социальной поддержки, указанных в пунктах 2 и 3, абзаце втором пункта 5 настоящих правил), педагогический работник обязан сообщить в управление социальной защиты населения о таких обстоятельствах в течение 14 дней с момента их наступления с предоставлением соответствующих документов.

Суды пришли к верному выводу, что, несмотря на изменение места жительства, ФИО1 не утратила право на получение компенсации, поскольку до 22 августа 2019 г. она была трудоустроена в должности учителя иностранного языка в МКОУ «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа № 4», а со 2 сентября 2019 г. работает в аналогичной должности в МКОУ «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа № 3», при этом является пенсионером и педагогом, работающим в сельской местности, проживала и проживает в сельском населенном пункте в пределах одного муниципального района, иных лиц, получающих аналогичную выплату и проживающих с ФИО1 не имеется.

Изменение места жительства, площадь жилых помещений не влияют на размер компенсации, которая выплачивается в твердой денежной сумме.

Выводы судебных инстанций не противоречат фактическим обстоятельствам дела, нашли свое подтверждение материалами дела.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что в спорный период ФИО1 не утратила право на компенсацию, несмотря на то обстоятельство, что она своевременно не сообщила об изменении места жительства, которое также относится к сельской местности.

Доводы, приведенные в кассационных жалобах, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы мирового судьи и суда апелляционной инстанции, основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные отношения.

Вопреки доводам кассационных жалоб суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены оспариваемых судебных актов по доводам кассационных жалоб.

Процессуальных нарушений, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, не допущено.

Поскольку мировым судьей и судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены обжалуемых судебных постановлений.

Руководствуясь статьями 379.7 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции

определил:

решение мирового судьи судебного участка Поспелихинского района Алтайского края от 17 декабря 2020 г. и апелляционное определение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 25 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам», Министерства социальной защиты Алтайского края – без удовлетворения.

Судья Е.Н. Раужин