88-9362/2020
25RS0002-01-2019-006548-45
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 декабря 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г.,
судей Горенко В.А., Панфиловой Л.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УМВД России по Приморскому краю о признании права на перерасчет пенсии
по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 16 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., выслушав представителя УМВД РФ по Приморскому краю ФИО2, ФИО1, ее представителя ФИО3, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к УМВД России по Приморскому краю о признании права на перерасчет пенсии в связи с повышением денежного довольствия.
В обоснование требований указала, что проходила службу на различных должностях в подразделениях УМВД России по Приморскому краю с ДД.ММ.ГГГГ года. На основании приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с приказом УМВД России по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№л/с уволена из органов внутренних дел по пункту 2 части 1 статьи 82 Федерального закона Российской Федерации «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по достижении предельного возраста) в звании полковника внутренней службы, по последней должности главный инспектор инспекции УМВД России по Приморскому краю. В соответствии с пунктом «в» статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ей назначена пенсия за выслугу лет. При определении размера денежного довольствия для исчисления пенсии применен должностной оклад по другой (нетиповой) штатной должности главного инспектора инспекции УМВД России по Приморскому краю по 24 тарифному разряду (п. 140 приложения № 3 к Приказу, в субъекте с численностью населения менее 2,5 млн. человек), что соответствует должностному окладу в размере 17 500 руб. Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ дсп «О внесении изменений в приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№дсп «Об организации установления размеров должностных окладов сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» в Приказ внесены изменения в тарифные разряды по должностям высшего, среднего и старшего начальствующего состава. Так, по штатной должности главный инспектор инспекции в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне в субъекте с численностью населения менее 2,5 млн. человек установлен должностной оклад по 32 тарифному разряду, что соответствует должностному окладу в размере 20 500 руб. С ДД.ММ.ГГГГ во исполнение приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№дсп (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) действующим главным инспекторам УМВД России по Приморскому краю произведен пересмотр должностных окладов по 32 тарифному разряду (20 500 руб.), размер ее пенсии не пересмотрен.
Просила признать за ней право на повышение размера пенсии по выслуге лет, обязать ответчика выплачивать пенсию с учетом увеличенного денежного довольствия соответствующей категории сотрудников - главных инспекторов (с учетом всех индексаций), обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии (разницу между новым и прежним размерами пенсии) со дня приобретения права на перерасчет пенсии в сторону увеличения.
Истец и ее представитель в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали в полном объеме, пояснили, что изменение оклада в связи с перетарификацией должности, которую занимала истец до увольнения по 32 тарифному разряд является основанием для перерасчета пенсии.
Представитель УМВД России по Приморскому краю в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что изменение тарифных разрядов у действующих сотрудников не является основанием для перерасчета пенсии. На дату увольнения у истца был 24 тарифный разряд, в связи с чем расчет пенсия произведен по указанному разряду. Перерасчет пенсии уволенных сотрудников производится на основании индексации - с ДД.ММ.ГГГГ пенсия истца составила 30 380 руб. 46 коп. в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ -32 323 руб. 94 коп.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 13 ноября 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 16 июня 2020 года решение суда отменено, по делу принято новое решение. За ФИО1 признано право на повышение размера пенсии по выслуге лет.
Суд обязал УМВД России по Приморскому краю произвести перерасчет размера пенсии ФИО1 за выслугу лет и выплачивать пенсию из расчета оклада по должности «старший инспектор» по 32 тарифному разряду с ДД.ММ.ГГГГ с выплатой образовавшейся задолженности.
В кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю ставится вопрос об отмене постановления суда апелляционной инстанции, как принятого с нарушением норм материального права.
В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о наличии таких оснований.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу, а также государственную службу иных видов. В соответствии с пунктом 3 данной статьи военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.
К видам федеральной государственной службы относятся, в частности: служба в органах внутренних дел, установленная Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со ст.2 Федерального Закона от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.
Обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, применительно к размерам окладов по типовым должностям. Размеры окладов денежного содержания увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) окладов денежного содержания принимается Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела и судом установлено, что ФИО1 на основании приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с, приказа УМВД России по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№л/с уволена из органов внутренних дел по пункту 2 части 1 статьи 82 Федерального закона Российской Федерации «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по достижении предельного возраста) в звании полковника внутренней службы, по последней должности - главный инспектор инспекции УМВД России по Приморскому краю.
С ДД.ММ.ГГГГ ей назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации № 4468-1 от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Расчет пенсии за выслугу лет истцу в 2016 году произведен по 24 тарифному разряду по воинскому званию полковник, оклад 17 500 руб.
В соответствии с приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ дсп «О внесении изменений в приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№дсп «Об организации установления размеров должностных окладов сотрудников внутренних дел РФ» с ДД.ММ.ГГГГ тарифный разряд по должности «главный инспектор инспекции штаба» территориального органа МВД России на региональном уровне определен на уровне 32 разряда, что соответствует должностному окладу - 20 500 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что изменение тарифного разряда по должности «главный инспектор», не привело к увеличению денежного довольствия, с чем не согласился суд апелляционной инстанции, полагая, что ФИО1 имеет право на перерасчет пенсии по 32 тарифному разряду.
Обращаясь в суд с кассационной жалобой, ответчик указал на неправильное применение норм материального права, с чем следует согласиться.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру:
а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;
б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона.
В связи с реформированием с 1 января 2012 года системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, изменяющие как правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий при установлении его ежегодного увеличения (с 54 процентов) на 2 процента начиная с 2013 года до достижения 100 процентов его размера, так и основания пересмотра размера пенсий с учетом указанного увеличения денежного довольствия.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 03 ноября 2011 года N 878 "Об установлении окладов месячного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" установлены размеры месячных окладов в соответствии с занимаемой должностью по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 4 указанного Постановления определено, что с 01 января 2012 года оклады месячного денежного содержания, установленные в соответствии с настоящим Постановлением, применяются в целях назначения и пересмотра размеров пенсий гражданам, уволенным или увольняемым со службы из органов внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Наряду с этим в части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I законодатель предусмотрел возможность дополнительного увеличения денежного довольствия федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен).
Как следует из материалов дела размер пенсии ФИО1 ежегодно индексируется с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона. Сведения о том, что денежное довольствие истца по последней замещаемой должности было увеличено материалы дела не содержат.
На дату увольнения ФИО1 замещала должность главного инспектора инспекции УМВД РФ по Приморскому краю 24 тарифного разряда, по 32 тарифному разряду протарифицирована другая должность – должность главного инспектора инспекции штаба УМВД России по Приморскому краю, которую ФИО1 никогда не замещала, в связи с чем выводы суда апелляционной инстанции о возможности перерасчета пенсии по 32 тарифному разряду являются неправомерными.
На стадии апелляционного пересмотра судебного постановления, являющейся составной частью гражданского судопроизводства, суд апелляционной инстанции, реализуя положения статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выполняет указанные в ней задачи посредством осуществления проверки законности и обоснованности не вступившего в законную силу решения суда первой инстанции.
Между тем при рассмотрении настоящего дела указанные требования норм процессуального права судебной коллегией выполнены не были. Ссылаясь на нормы материального права, суд неправильно их применил к спорным правоотношениям, не указал норм закона, которые по мнению суда были нарушены при рассмотрении спора, что повлекло безосновательную отмену решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного апелляционное определение подлежит отмене, решение суда первой инстанции, как отвечающее требованиям закона, подлежит оставлению без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 16 июня 2020 года отменить.
Решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 13 ноября 2019 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи