ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-9414/2022 от 05.07.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-9414/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 5 июля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой Е.Н.

судей Папушиной Н.Ю., Уфимцевой Н.А.

с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора Закаменского района Республики Бурятия, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации МО ГП «г. Закаменск», ООО «Закаменск ЖКХ» о понуждении провести техническое обследование водопроводной сети и капитального ремонта тепловых сетей г. Закаменск,

по кассационной жалобе ООО «Закаменск ЖКХ» на решение Закаменского районного суда Республики Бурятия от 30 ноября 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 9 февраля 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой Е.Н., выслушав прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В., возражавшего на доводы кассационной жалобы

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Обращаясь в суд, прокурор Закаменского района Республики Бурятия просил о понуждении ответчиков провести техническое обследование водопроводной сети и капитального ремонта тепловых сетей г. Закаменска. В обоснование указано, что ответчиками не в полной мере выполняются требования законодательства об организации теплоснабжения на территории МО ГП «г. Закаменск», что может привести к срыву отопительного сезона, возникновению чрезвычайных происшествий, угрозе здоровью и жизни граждан. Истец просил обязать администрацию МО ГП «г. Закаменск» принять меры по организации в границах поселения теплоснабжения населения в пределах предоставленных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации в части надлежащего контроля за проведением капитального ремонта существующих участков тепловой сети г. Закаменска и проведением технического обследования централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения г. Закаменска в срок до начала отопительного сезона 2022-2023 гг.; обязать ООО «Закаменск ЖКХ» осуществить капитальный ремонт участков тепловой сети г. Закаменск и провести техническое обследование централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения г. Закаменск в срок до начала отопительного сезона 2022-2023 гг., так как ежегодное проведение шурфовок участков теплосети является не достаточным и не позволяет осуществлять надлежащий контроль за состоянием теплосетей, о чем свидетельствует также произошедшая ДД.ММ.ГГГГ авария на участке магистрального трубопровода между тепловой камерой (ТК-1) и тепловой камерой (ТК-2) расположенной по . Пояснила, что указанные нарушения были выявлены в ходе проверки исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, не устранены в добровольном порядке.

Решением Закаменского районного суда Республики Бурятия от 30 ноября 2021 года, постановлено:

Исковое заявление прокурора Закаменского района Республики Бурятия удовлетворить.

Обязать администрацию МО ГП «г. Закаменск» принять меры по организации в границах поселения теплоснабжения населения в пределах предоставленных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации в части надлежащего контроля за проведением капитального ремонта существующих участков тепловой сети.

Обязать администрацию МО ГП «г. Закаменск» принять меры по организации в границах поселения водоснабжения населения в пределах предоставленных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации в части надлежащего контроля за проведением технического обследования централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения г. Закаменск в срок до начала отопительного сезона 2022-2023гг.

Обязать ООО «Закаменск ЖКХ» осуществить капитальный ремонт участков тепловой сети.

Обязать ООО «Закаменск ЖКХ» провести техническое обследование централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения г. Закаменск в срок до начала отопительного сезона 2022- 2023гг.

Взыскать с ООО «Закаменск ЖКХ» государственную пошлину в размере 6000 рублей в доход бюджета МО «Закаменский район».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 9 февраля 2022 г. указанное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель ООО «Закаменск ЖКХ» Дамбаева Л.С. просит судебные акты отменить. Указывает на неисполнимость решение суда, в связи с тем, что в решении отсутствуют сведения о том, какие конкретно работы по капитальному ремонту требуется произвести. Также указывает на отсутствие доказательств, подтверждающих, что теплотрассы не соответствуют установленному законом критерию надежности тепловых сетей и нуждаются в капитальном ремонте.

На доводы кассационной жалобы прокурором поданы возражения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив дело в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с ч.1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.

В силу ч.1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований не имеется.

Так, согласно ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения проводятся заблаговременно.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на орган местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что между администрацией МО ГП «Город Закаменск» и ООО «Закаменск ЖКХ» заключено концессионное соглашение ДД.ММ.ГГГГ в отношении объектов теплоснабжения и водоснабжения в г. Закаменск, по которому ООО «Закаменск ЖКХ» переданы в том числе теплотрасса, водопровод.

В соответствии с указанным соглашением, ООО «Закаменск ЖКХ» обязуется за своей счет создать имущество, состав и описание которого приведено в разделе II соглашения, и осуществлять деятельность по производству, передаче тепловой энергии, оказанию услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения потребителям с использованием объекта соглашения и иного имущества, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением (пункт 72 — 49 лет) права владения и пользования объектом соглашения, а также иным имуществом, описание которого приведено в разделе III, для осуществления указанной деятельности.

Согласно приложению к концессионному соглашению, протяженность теплотрассы составляет 16200 м.

В соответствии с техническим паспортом, тепловые сети протяженностью 16,2 км по улицам г. Закаменска поделены на 300 участков, 1972, 1977, 1978 года постройки, имеют значительный износ. Необходимость реконструкции указанных участков тепловых сетей следует из технического аудита, отчет от ДД.ММ.ГГГГ

Судами установлено, что техническое обследование централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения ООО «Закаменск ЖКХ» с момента заключения концессионного соглашения (более пяти лет) не проводилось.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции постановил обжалуемое решение, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об удовлетворении заявленных требований, поскольку ответчиком не выполняются условия концессионного соглашения, по осуществлению текущего и капитального ремонта арендованного муниципального имущества, переданное имущество находится в ненадлежащем состоянии.

Судебная коллегия оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы, направленным на переоценку выводов судов и собранных доказательств по делу, не находит.

Выводы судов основаны на верном толковании ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п.12 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О концессионных соглашениях", Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24 марта 2003 г. №115, Приказа Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285 "Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения".

Доводы кассационной жалобы о неисполнимости решения суда, поскольку отсутствуют сведения о том, какие конкретно работы по капитальному ремонту требуется произвести, не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку ответчик вправе воспользоваться механизмом, предусмотренным ст. 202, 433 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, судом возложена на ответчика обязанность по проведению капитального ремонта конкретных участков тепловой сети.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих, что теплотрассы не соответствуют установленному законом критерию надежности тепловых сетей и нуждаются в капитальном ремонте, не могут быть приняты во внимание, противоречат собранным доказательствам по делу.

Данное обстоятельство подтверждается проверкой прокуратуры, итоговым отчетом по техническому аудиту централизованной системы теплоснабжения г. Закаменск о реконструкции участков тепловой сети, техническим паспортом теплосетей, процентом износа, годом постройки участков теплосети, п.42 Концессионного соглашения, по которому концессионер обязан поддерживать объект соглашения и имущество в исправном состоянии производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.

Ответчиками в рамках состязательного процесса в соответствии со ст. 56, 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства не опровергнуты.

В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов и собранных доказательств по делу.

При этом, согласно ч.3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Выводы судов мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и закону. Нарушений норм материального, процессуального права не допущено. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Закаменского районного суда Республики Бурятия от 30 ноября 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 9 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Закаменск ЖКХ» без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи