ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-9453/2022 от 03.03.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-9453/2022

№ дела суда 1-й инстанции 2-1287/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 03 марта 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Авериной Е.Г.

судей Мартыновой Н.Н. и Егоровой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя об обязании допустить к обработке персональных данных гражданских служащих, к государственной информационной системе, предоставить печати, штампы, материально-технические средства,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 06 сентября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд иском к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя, в котором просил обязать Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя допустить его к обработке персональных данных гражданских служащих Департамента в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством г. Севастополя, локальными нормативными актами исполнительного органа, обязать обеспечить доступ к государственной информационной системе г. Севастополя «Портал органов государственной власти города Севастополя», предоставить по акту приема-передачи печати и штампы Департамента и материально-технические средства для их учета, хранения и защиты от несанкционированного доступа.

Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 мая 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 06 сентября 2021 года решение районного суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить указанные судебные акты, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела.

В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что решение суда и апелляционное определение не отвечают требованиям законности, предусмотренным нормами гражданского процессуального законодательства.

Лица, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.

Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.

Судами установлено, и из материалов дела следует, что ФИО1 с 22.05.2017г. работал в Департаменте транспорта и развития дорожно - транспортной инфраструктуры г.Севастополя в должности главного специалиста - эксперта отдела правовой работы и ведомственного контроля Управления экономики и организации обеспечения деятельности.

Распоряжением Департамента от 29.05.2020 г. № 72-л истец уволен с должности главного специалиста-эксперта отдела правовой работы и ведомственного контроля Управления экономики и организации обеспечения деятельности Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя.

Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 30.12.2020 г. распоряжение от 29.05.2020 г. № 72-л Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя отменено, увольнение ФИО1 признано незаконным, последний восстановлен на работе с 14.01.2021 года на основании распоряжения Департамента от 30.12.2020 г.

22.05.2017 г. между Департаментом и ФИО1 заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы города Севастополя и замещения должности государственной гражданской службы города Севастополя, согласно п. 2 Контракта установлена обязанность гражданского служащего исполнять должностные обязанности по должности главного специалиста-эксперта отдела правовой работы и ведомственного контроля Управления экономики и организации обеспечения деятельности Департамента в соответствии с регламентом гражданского служащего города Севастополя и соблюдать служебный распорядок Правительства Севастополя.

Пунктом 3 Должностного регламента главного специалиста - эксперта отдела правовой работы и ведомственного контроля, утвержденного директором Департамента 14.12.2016 г. (с изменениями) главный специалист-эксперт обязан:

осуществлять оценку регулирующего воздействия и экспертизу проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов, определяющих функционирование дорожно-транспортного комплекса;

осуществлять проверку на соответствие законодательству проекты приказов и других локальных нормативных актов, подлежащих утверждению директором Департамента;

проводить анализ правоприменительной практики о совершенствовании действующего законодательства в сфере:

функционирования дорожно-транспортного комплекса;

осуществления закупочной деятельности для государственных и муниципальных нужд;

ведения претензионно-исковой работы;

осуществлять разработку и согласование проектов локальных актов и нормативных актов Правительства Севастополя, относящихся к сфере деятельности отдела;

- осуществлять согласование проектов договоров (соглашений), с проведением анализа на предмет их соответствия действующему законодательству Российской Федерации и города Севастополя осуществлять ведение претензионной работы по заключенным договорам (контрактам) в рамках ФЗ-44;

формировать проекты претензий, требований, исковых заявлений и других процессуальных документов для предъявления ответчикам и в судебные инстанции;

представлять в установленном порядке интересы Департамента в судебных, правоохранительных, надзорных и контрольных органах в целях защиты интересов Департамента, а также с целью пресечения нарушений законодательства в установленной сфере деятельности;

вести мониторинг ведения претензионно - исковой работы по заключенным контрактам, договорам;

осуществлять ежеквартальный анализ ведения претензионно - исковой работы;

проводить анализ материалов, поступивших из правоохранительных, надзорных и контролирующих органов, результаты претензионной и исковой работы, разрабатывать предложения по устранению недостатков в правовом обеспечении деятельности структурных подразделений Департамента и подведомственных ему организаций;

осуществлять подготовку документальных материалов в ФАС для внесения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об исполнителе, подрядчике с которым расторгнут контракт в связи с существенным нарушением им условий контракта;

готовить для руководства Департамента справочные материалы по законодательству в установленной сфере деятельности;

принимать участие в рассмотрении материалов по результатам проверок, ревизий, инвентаризаций, давать правовую оценку по фактам выявленных правонарушений;

формировать статистическую отчетность по ведению претензионно -исковой работы;

осуществлять подготовку, ответов на запросы органов исполнительной власти в рамках своей компетенции;

участвовать в совещаниях с участием представителей структурных подразделений Департамента, федеральных органов исполнительной власти, территориальных отделов и управлений федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти города Севастополя, органов местного самоуправления муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы, созданным в установленном порядке, общественных объединений и гражданами, по вопросам, относящимся к компетенции Отдела (при необходимости);

консультировать сотрудников Департамента и проводить разъяснительную работу в структурных подразделениях Департамента и подведомственных учреждениях по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

- обеспечивать хранение материалов, по результатам веления претензионно - исковой работы в соответствии утвержденной номенклатурой дел Департамента;

- взаимодействовать в пределах компетенции со структурными подразделениями Департамента, аппарата Правительства Севастополя, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления;

- направлять сведения о лицах, к которым было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения в Департамент общественной безопасности города Севастополя в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2018 №228;

- осуществлять учёт и хранение печатей и штампов Департамента;

- вести работу по внесению сведений в государственную информационную систему города Севастополя «Портал органов государственной власти города Севастополя»;

- обеспечить организацию декларационной кампании государственных служащих в установленном порядке;

- организовать работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Департаменте;

- исполнять обязанности другого главного специалиста- ’ эксперта Отдела на период его временного отсутствия;

- исполнять иные функции по поручению начальника отдела.

С целью надлежащего исполнения функций, возложенных на Отдел, директором Департамента назначены ответственные лица за: обработку персональных данных; работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений; работу на внутреннем портале органов государственной власти города Севастополя.

Истец обратился в Департамент с письмом ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил предоставить возможность исполнения должностных обязанностей и создания соответствующих условий для их исполнения, а именно просил допустить к обработке персональных данных гражданских служащих Департамента для организации работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Департаменте, декларационной кампании гражданских служащих Департамента, а также, для реализации положений постановления Правительства РФ от 05.03.2018 г. № 228, предоставить для реализации указанных обязанностей всю документацию и иные материалы, имеющиеся в Департаменте предоставить доступ к государственной информационной системе города Севастополя «Портал органов государственной власти города Севастополя»; предоставить печати и штампы Департамента, журнал ведения, иные документы, а также необходимые материально-технические средства (сейф) для их учета, хранения и защиты от несанкционированного доступа; обеспечить материально-техническое обеспечение для реализации обязанностей по обеспечению хранения материалов по результатам ведения претензионно-исковой работы в соответствии с утвержденной номенклатурой.

Письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщено, что доверенность на право предоставлять интересы Департамента в судебных, правоохранительных, надзорных и контрольных органах будет выдана истцу в случае необходимости. В Департаменте назначены ответственные лица за обработку персональных данных, работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений; работу на внутреннем портале органов государственной власти города Севастополя. Ответственные сотрудники успешно справляются со своими должностными обязанностями. Печати, штампы, журналы, иные документы, а также необходимые материально - технические средства (сейфы) для их хранения находятся у назначенных ответственных лиц. С целью ведения претензионной исковой работы, необходимые истцу для выполнения работы, заключенные государственные контракты находятся на хранении в кабинете 16, доступ к которым не ограничен для сотрудников отдела правовой работы и ведомственного контроля Управления экономики и организации обеспечения деятельности Департамента.

Приказами Департамента -о от ДД.ММ.ГГГГ, -о от ДД.ММ.ГГГГ ответственным лицом за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Департаменте является ФИО4, на последнюю возложено выполнение указанных обязанностей.

Приказом Департамента -о от ДД.ММ.ГГГГ ответственным лицом за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Департаменте является ФИО4, на последнюю возложено выполнение указанных обязанностей.

Приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ ответственными лицами за работу на ВП в Департамент с ролью «Оператора Диска», которые отвечают за наполнение информацией папки Департамента в разделе «Общий ДИСК ВП» являются ФИО5, ФИО6, ФИО4, на которых возложено выполнение указанных обязанностей.

Приказом Департамента -о от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченными лицами на получение, обработку, хранение, передачу и любое другое использование персональных данных государственных гражданских служащих Департамента, несущих ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение режима защиты этих персональных данных, назначены ФИО7, ФИО8, ФИО4, ФИО9

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1, исходя из того, что нарушений трудовых прав истца при рассмотрении дела не установлено, поскольку истец выполняет работу (должностные обязанности, предусмотренные должностным регламентом) в пределах порученной ему работы.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанций основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Согласно пункту 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», государственной гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», существенными условиями служебного контракта являются, кроме прочего, права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент.

Должностные обязанности главного специалиста-эксперта регламентированы ст. ст. 15, 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. ст. 11,14 Закона города Севастополя от 03.06.2014 года № 23-3C «О государственной гражданской службе города Севастополя», установлены п. 3 Должностного регламента главного специалиста- эксперта отдела правовой работы и ведомственного контроля, утвержденного директором Департамента 14.12.2016 года (с изменениями).

Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, исходит из того, что нарушение трудовых прав истца со стороны работодателя - Департамента не установлено.

Исходя из должностных обязанностей истца ФИО1, а также согласно должностного регламента в обязанности последнего входят не только заявленные им в иске обязанности, но и иные должностные обязанности, которые имеет право определять руководитель. Распределение должностных обязанностей между работниками - государственными служащими Управления экономики и организации обеспечения деятельности Департамента является правом работодателя, как и определение объема и вида работы истца в соответствии с должностными обязанностями, не может нарушать трудовых прав истца, как государственного служащего.

Несогласие заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами судов, основанными на оценке представленных по делу доказательств, само по себе не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы судов, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не могут служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 06 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий Е.Г. Аверина

Судьи Н.Н. Мартынова

Е.С. Егорова

Постановление29.03.2022