ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-9716/2022 от 06.07.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

УИД 78RS0005-01-2021-003987-68

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-9716/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 06 июля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего: Лебедева А.А.,

судей: Рогачевой В.В. и Белинской С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Сафоновой Елены Викторовны, А. и Б. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20 января 2022 года по делу № 2-5321/2021 по иску Сафоновой Елены Викторовны, А. и Б. к администрации Калининского района Санкт-Петербурга об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В., объяснения истицы Сафоновой Е.В., поддержавшей доводы жалобы, представителя ответчика администрации Калининского района Санкт-Петербурга Кругликовой О.Ю. (действующей на основании доверенности №04-29-91/22-0-0 от 06.04.2022 сроком по 31.12.2022), полагавшей, что отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного постановления, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Сафонова Е.В., действуя в своих интересах и в защиту интересов несовершеннолетних детей А.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Б.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации Калининского района Санкт-Петербурга об обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в пределах Санкт-Петербурга, общей площадью не менее нормы предоставления на каждого члена семьи, с учетом права А. на дополнительную жилую площадь, пригодное для проживания ребенка инвалида-колясочника и членов его семьи.

В обоснование своих требований истица указала, что она вместе с детьми, а также супругом Сафоновым А.В., отцом Соминым В.Ф., матерью Соминой М.А., братом Соминым А.В. на основании договора социального найма жилого помещения от 24.02.2010 №17669/7-10 занимает трехкомнатную квартиру общей площадью 57,20 кв.м., расположенную по адресу: . Дочь истицы А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком- инвалидом. Распоряжением администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 03.04.2014 № 240-р занимаемое истцами жилое помещение признано непригодным для проживания ребенка инвалида-колясочника. Распоряжением администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 21.09.2016 № 881-р истице с дочерью предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда, расположенное по адресу: , сроком на 5 лет. Распоряжением администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 06.10.2020 № 688-р истица с двумя детьми принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с учетом льгот, имеющихся у дочери - «инвалид, имеющий право на дополнительную жилую площадь», «ребенок-инвалид, передвигающийся с помощью кресла коляски», «семья, имеющая в составе ребенка-инвалида». Поскольку действующим законодательством истице с детьми предоставлено право на внеочередное обеспечение жилым помещением, Сафонова Е.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 21 июля 2021 года на администрацию Калининского района Санкт-Петербурга возложена обязанность предоставить Сафоновой Е.В., несовершеннолетним А. и Б. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в пределах Санкт-Петербурга, общей площадью не менее нормы предоставления на каждого члена семьи с учетом права А. на дополнительную жилую площадь, пригодное для проживания ребенка инвалида-колясочника и членов ее семьи.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20 января 2022 года решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 21 июля 2021 года отменено.

В удовлетворении иска Сафоновой Е.В., А. и Б. отказано.

В кассационной жалобе, поданной 15 апреля 2022 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 21 апреля 2022 года, истцы Сафонова Е.В., А. и Б. просят об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20 января 2022 года, с оставлением в силе решения Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 21 июля 2021 года.

Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителя третьего лица Жилищного комитета Санкт-Петербурга, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.

В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы дела свидетельствуют о том, что такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Сафонова Е.В. вместе с двумя несовершеннолетними детьми: А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также супругом Сафоновым А.В., отцом Соминым В.Ф., матерью Соминой М.А., братом Соминым А.В. на основании договора социального найма жилого помещения от 24.02.2010 №17669/7-10 занимает трехкомнатную квартиру общей площадью 57,20 кв.м., расположенную по адресу: .

Дочь истицы А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой серии МСЭ-2011 №3569760, инвалидность установлена сроком до 25.11.2027.

В соответствии со справкой № 48 от 28.02.2020 СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника № 68» А. имеет заболевание, которое включено в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную площадь.

Распоряжением администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 03.04.2014 № 240-р жилое помещение по адресу: , признано непригодным для проживания ребенка инвалида-колясочника и членов его семьи.

Распоряжением администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 21.09.2016 № 881-р истице с дочерью предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда, расположенное по адресу: , сроком на 5 лет, то есть до 27.09.2021. В отношении указанного помещения 27.09.2016 заключен договор № 47 безвозмездного пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.

Распоряжением администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 06.10.2020 № 688-р истица с двумя детьми принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с учетом льгот, имеющихся у дочери - «инвалид, имеющий право на дополнительную жилую площадь», «ребенок-инвалид, передвигающийся с помощью кресла коляски», «семья, имеющая в составе ребенка-инвалида».

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истицей требования, суд первой инстанции руководствовался п.«к» ч.1 ст.72, ч.2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, ч.3 ст.2, ч.ч. 4 и 5 ст. 13, ч.3 ст. 49, ст. 51, п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, а также правовой позицией Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определении от 05.03.2009 № 376-О-П, и исходил из того, что жилое помещение по адресу: , непригодно для проживания ребенка инвалида-колясочника и членов его семьи, истица с детьми относятся к категории граждан, указанных в п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, и имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.

Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции не согласился.

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе Сафоновой Е.В., А. и Б. в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Сафонова Е.В. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 06.10.2020 с семьей, состоящей из трех человек: она сама, дочь А. (с имеющейся льготой - «инвалид, имеющий право на дополнительную жилую площадь», «ребенок- инвалид, передвигающийся с помощью кресла-коляски», «семья, имеющая в составе ребенка-инвалида»), а также сын Б..

Учитывая, что жилищные условия гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, улучшаются в соответствии с датой принятия их на жилищный учет, а имеющиеся льготы у дочери истицы ФИО24 не относятся к льготам, предусмотренным п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, предоставляющим право на получение жилых помещений во внеочередном порядке, то оснований для удовлетворения заявленных истцами требований не имеется, поскольку такое удовлетворение приведет к нарушению прав других граждан, вставших на учет ранее Сафоновой Е.В.

Суд апелляционной инстанции не согласился и с выводами суда первой инстанции о наличии у истцов права на обеспечение благоустроенным жилым помещением вне очереди со ссылкой на то обстоятельство, что занимаемое ими жилое помещение является непригодным для проживания, поскольку признание жилого помещения непригодным для проживания инвалида не приравнивается к признанию жилого помещения непригодным для проживания в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006.

При этом признание жилого помещения непригодным для проживания инвалида влечет предоставление жилого помещения только инвалиду, пользующемуся в связи с заболеванием креслом-коляской, а также членам его семьи, всем вместе обладающими в силу п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ правом на предоставление жилого помещения, пригодного для проживания инвалида, в порядке, предусмотренном ст.ст. 87, 89 ЖК РФ.

Вместе с тем обеспечение истицы с детьми во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма повлечет за собой улучшение не только их жилищных условий, но и жилищных условий остальных членов её семьи, не являющихся инвалидами и не относящихся к другим маломобильным группам населения, пользующимся в связи с заболеванием креслами-колясками, для которых квартира, расположенная по адресу: , является пригодной для проживания и в полной мере соответствующей требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Права истицы с детьми на обеспечение до подхода очереди жилым помещением, допускающим использование кресла-коляски, не нарушены, поскольку она имеет право пользоваться жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга на весь период предоставления специальной социальной защиты инвалиду. Такое право истицей реализовано. На основании распоряжения администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 21.09.2016 № 881-р истица с дочерью признаны нуждающимися в специальной социальной защите, им предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору безвозмездного пользования №47 от 27.09.2016 по адресу: , сроком на пять лет (в настоящее время договор безвозмездного пользования вышеуказанной квартирой вновь заключен сроком на пять лет).

Суд кассационной инстанции с такими выводами суда апелляционной инстанции согласиться не может.

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7); Правительство Российской Федерации обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни, (пункт «в.2» части 1 статьи 114).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики России предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и об обеспечении нормальных условий существования (постановления от 16 декабря 1997 года N 20-П, от 8 июня 2010 года N 13-П; определения от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 9 февраля 2017 года N 215-О).

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и социальных прав и свобод, установленных конституцией государства, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами государства, определяется Модельным законом «О социальной защите инвалидов» (принят 25 ноября 2008 года в г.Санкт-Петербурге на 31-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, постановление № 31-19).

В соответствии с пунктом 6 статьи 22 названного модельного закона жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В силу пункта 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами (часть 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Во исполнение указанных положений ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Пунктами 7 и 8 Положения определено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.

Согласно пункту 54 Положения отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с пунктом 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 №649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (далее – Правила).

Правила устанавливают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.

В соответствии с пунктом 2 Правил они применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).

Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (пункт 4 Правил).

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (пункт 6 Правил).

Подпунктами «д» и «е» пункта 12 Правил определено, что по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования), содержащий:

- выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием;

- перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, определяемый на основании Правил с учетом мнения инвалида, проживающего в данном помещении (в случае, если в акте комиссии сделан вывод о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида).

Согласно пункту 20 Правил заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании: акта обследования; решения комиссии об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, предусмотренного подпунктом «б» пункта 17 Правил.

Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида (пункт 21 Правил).

Из анализа приведенных норм права следует, что жилое помещение, в котором проживает инвалид, подлежит признанию непригодным для проживания в нем инвалида в случае невозможности приспособления помещения под потребности и доступность для инвалида.

Принимая во внимание изложенное, жилые помещения, занимаемые семьями, нуждающимися в приспособленном жилье для инвалидов, не отвечающие специальным требованиям доступности, не приспособленные для их проживания, при невозможности надлежащего приспособления путем ремонта или реконструкции должны признаваться непригодными для проживания, что в силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ является основанием для внеочередного предоставления другого жилья по договору социального найма.

Из материалов дела следует, что занимаемое истицей с детьми жилое помещение () в установленном законом порядке Распоряжением администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 03.04.2014 № 240-р признано непригодным для проживания ребенка инвалида-колясочника и членов его семьи.

Несмотря на это, судом апелляционной инстанции при разрешении спора не были применены приведенные выше нормативные положения.

Выводы суда апелляционной инстанции о том, что предусмотренное п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения должно реализоваться в порядке очередности, не основаны на законе. Замена внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма предоставлением жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору безвозмездного пользования не допускается.

В рамках настоящего дела рассматривается вопрос об обеспечении семьи ребенка инвалида-колясочника пригодным для проживания инвалида жилым помещением, в связи с чем жилищная обеспеченность остальных лиц, занимающих на условиях договора социального найма квартиру в Санкт-Петербурге, правового значения для рассмотрения дела не имеет.

Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции по существу спора нельзя признать соответствующими нормам материального права.

Согласно ч.1 ст.327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.

Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (п.37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

Принимая во внимание, что поименованные выше требования закона и указания Пленума Верховного Суда РФ судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, учитывая также необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ), суд кассационной инстанции находит апелляционное определение по настоящему делу подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение, при котором суду апелляционной инстанции следует разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20 января 2022 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

Председательствующий

Судьи