Дело № Уникальный идентификатор дела 77RS0№-38 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 18 мая 2021 года <адрес> Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего ФИО7, судей ФИО2 и ФИО3 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Транспортный комбинат «Россия» о взыскании неполученной заработной платы (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-373/2020) по кассационной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения «Транспортный комбинат «Россия» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отменено решение Гагаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в иске и принято новое решение о частичном удовлетворении исковых требований. Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО7, объяснения представителя ответчика ФГБУ «Транспортный комбинат «Россия» ФИО4 (по доверенности), поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения истца ФИО1, возразившего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции у с т а н о в и л а: ФИО1 в лице своего представителя по доверенности ФИО8ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Транспортный комбинат «Россия» Управления делами Президента РФ (далее - ФГБУ «Транспортный комбинат «Россия») с иском, в котором с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просил о взыскании недополученной заработной платы за декабрь 2018 года, январь и февраль 2019 года в размере 90 400,14 руб. за отработанные в выходные дни (дни междусменного отдыха) 67,1 часов декабря 2018 года, 77,4 часа января 2019 года и 17,8 часов февраля 2019 года, в обоснование требований указав, что работает у ответчика водителем автомобиля со сменным режимом работы, однако работа в дни междусменного отдыха в нарушение ч. 1 ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации оплачена ответчиком в одинарном, а не в двойном размере, что истец полагает незаконным, нарушающим его трудовые права. Решением Гагаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение отменено. По делу принято новое решение, которым с ФГБУ «Транспортный комбинат «Россия» в пользу ФИО1 взыскана заработная плата за период с декабря 2018 года по февраль 2019 года в сумме 26 278,17 руб. В удовлетворении иска в остальной части отказано. С ФГБУ «Транспортный комбинат «Россия» взыскана государственная пошлина в доход бюджета <адрес> в размере 988,35 руб. В кассационной ФГБУ «Транспортный комбинат «Россия», поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, как незаконного, и оставлении в силе решения Гагаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель указывает, что исчисление оплаты труда истца производится в полном соответствии с нормами трудового законодательства, коллективного договора и локальных нормативных актов, которые в судебном порядке не оспорены и незаконными не признаны. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему. Согласно ст. 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела по доводам жалобы и материалам дела допущено не было. Как установлено судом и следует из обжалуемого судебного постановления, ФИО1, 1963 года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в ФГБУ «Транспортный комбинат «Россия» водителем автомобиля 1 класса, о чем сторонами заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, и издан приказ о приеме на работу № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ сторонами заключено дополнительное соглашение № к трудовому договору, которое вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого работнику установлен разъездной характер работы, выполнение обязанностей в режиме ненормированного рабочего дня с предоставлением дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 3 календарных дня, и предусмотрено, что оплата труда состоит из должностного оклада в размере 10 740 руб., компенсационных выплат в виде доплаты за совмещение профессий, за работу в ночное время, за работу в выходные и праздничные дни и надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также из стимулирующих выплат в виде: надбавки за качество выполненных работ (до 25% должностного оклада), за интенсивность и высокие результаты (82% должностного оклада, которая не выплачивается при невыработке нормы рабочего времени) и дополнительной надбавки за интенсивность и высокие результаты при работе на автомобилях, оборудованных спецсигналами (15%), различных видов и спецмероприятиях (до 18%), при этом общий размер выплат за интенсивность и высокие результаты не может превышать 100% должностного оклада; премии за выполнение особо важных, сложных и срочных при условии выполнения внеплановых заданий (до 100% должностного оклада по представлению руководителя структурного подразделения), выплата за ученую степень или почетное звание (10% должностного оклада), премии по итогам работы за месяц (до 200% должностного оклада на основании выполнения производственных заданий, должностных обязанностей в полном объеме и в установленные сроки, соблюдения Правил внутреннего трудового распорядка), премии по итогам работы за квартал (до 100% должностного оклада при выполнении производственных и финансовых показателей, которая не выплачивается при наличии действующего дисциплинарного взыскания, при увольнении, при выполнении работы на условиях внутреннего и внешнего совместительства), премии по итогам работы за год (в пределах фонда оплаты труда при выполнении производственных и финансовых показателей, которая не выплачивается при наличии действующего дисциплинарного взыскания, при увольнении, при выполнении работы на условиях внутреннего и внешнего совместительства), дополнительной единовременной премии (до 100% должностного оклада по решению генерального директора) и выплаты за стаж непрерывной работы (100% должностного оклада в конце календарного года и может предоставляться по заявлению работника при уходе в очередной отпуск, которая выплачивается работникам, которые полностью отработали в учреждении не менее 1 года). ДД.ММ.ГГГГ сторонами заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, которое вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ, условиями которого размер оклада установлен 11 170 руб. и предусмотрено, что согласно Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, при суммированном учете рабочего времени водителю выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели графиками работы (сменности), и число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца, т.е. не менее 4, остальные дни считаются днями междусменного отдыха; оплата за работу в междусменный отдых производится водителям за фактически отработанное время в размере одинарной дневной или часовой ставки (части оклада за день или за час работы) сверх должностного оклада) и зависит от количества отработанных смен и их продолжительности (часов), при невыполнении нормы времени основного графика сменности количество часов, отработанных в дни между сменного отдыха, уменьшается на количество недоработанного времени по основному графику сменности. Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка ФГБУ «Транспортный комбинат «Россия» водителям автомобилей установлен режим работы по графикам сменности (п. 5.1.), отдельным категориям работников устанавливается суммированный учет рабочего времени (водителям автомобилей и работникам плавсостава) с продолжительностью учетного периода для водителей автомобилей – один месяц, работникам плавсостава – один год (п. 5.2.), водителям всех видов транспорта установлен ненормированный рабочий день (п. 5.4.) с предоставлением ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 3 календарных дня (п. 6.16), работодатель имеет право привлекать работника в работе за пределами продолжительности рабочего времени в случае необходимости выполнения сверхурочной работы, и если работник работает на условиях ненормированного рабочего дня (п. 5.9.), при сменной работе выходные дни устанавливаются по графику сменности. В соответствии с Положением об оплате труда водителей, руководителей, специалистов ФГБУ «Транспортный комбинат «Россия» заработная плата работников учреждения состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера (п. 3), учет рабочего времени водителей учреждения ведется в сменах и часах, рабочее время учитывается в сменах в основные смены, работа в выходные и праздничные дни учитывается в часах, плановое количество рабочих смен в месяце определяется графиком сменности, оплата труда водителей производится за фактически отработанное время смен по графику сменности с учетом баланса рабочего времени, если водитель не отработал плановое количество смен за месяц по графику, плановая норма может закрываться выходами в дни между сменного отдыха, если таковые имели место, оплата труда водителей за основные смены по графику сменности в случае недоработки нормы рабочего времени по вине работодателя производится в размере 100% должностного оклада с последующим начислением выплат и надбавок (п. 12); согласно Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, при суммированном учете рабочего времени водителю выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели графиками работы (сменности), и число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца, т.е. не менее 4, остальные дни считаются днями междусменного отдыха; оплата за работу в междусменный отдых производится водителям за фактически отработанное время в размере одинарной дневной или часовой ставки (части оклада за день или за час работы) сверх должностного оклада) и зависит от количества отработанных смен и их продолжительности (часов), при невыполнении нормы времени основного графика сменности количество часов, отработанных в дни между сменного отдыха, уменьшается на количество недоработанного времени по основному графику сменности (п. 26). Из табеля учета использования рабочего времени и заработной платы водителя ФИО1 за декабрь 2018 года следует, что им отработано 10 смен общей продолжительностью 107,60 часов (с учетом отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), 8,9 часов – работа в ночное время, подработка – 67,1 часов. Согласно расчетному листку за декабрь 2018 года ФИО1 начислено: оклад за 10 смен (107,6 часов) – 7 446,67 руб., доплата за интенсивность и высокие результаты в работе – 6 106,27 руб., доплата за качество выполненных работ – 3 003,09 руб., ежемесячная премия – 24 509,18 руб., выплаты за работу в ночное время (8,9 часов) – 242,23 руб., выплаты за 67,1 часов работы в междусменный отдых – 4 565,69 руб. (одинарный размер). Из табеля учета использования рабочего времени и заработной платы водителя ФИО1 за январь 2019 года следует, что им отработано 16 смен общей продолжительностью 172,16 часа, 14,7 часов – работа в ночное время, подработка в выходные дни – 118,90 часов. Согласно расчетному листку за январь 2019 года ФИО1 начислено 79 365,38 руб., из которых оклад за 16 рабочих смен (172,16 часов) – 11 170 руб., доплата за интенсивность и высокие результаты в работе – 9 159,40 руб., доплата за качество выполненных работ – 4 685,80 руб., ежемесячная премия – 38 286,58 руб., выплаты за работу в ночное время (14,7 часов) – 400,10 руб., выплаты за 118,9 часов работы в выходные дни в размере 15 663,50 руб. Из табеля учета использования рабочего времени и заработной платы водителя ФИО1 за февраль 2019 года следует, что им отработано 14 смен по графику общей продолжительностью 156,42 часа, 1,4 час – работа в ночное время, подработка в выходные дни – 17,8 часов. Согласно расчетному листку за февраль 2019 года ФИО1 начислено 54 854,73 руб., из которых оклад за 14 рабочих смен (156,42 часа) – 11 170 руб., доплата за интенсивность и высокие результаты в работе – 9 159,40 руб., доплата за качество выполненных работ – 3 095,29 руб., ежемесячная премия – 12 419,27 руб., выплаты за работу в ночное время (1,4 часа) – 38,10 руб., выплаты за 17,8 часов работы в выходные дни в размере 2 422,34 руб. Спорными периодами оплаты труда являются декабрь 2018 года – февраль 2019 года, а именно оплата за отработанные в выходные дни (дни междусменного отдыха) 67,1 часов декабря 2018 года, 77,4 часа января 2019 года и 17,8 часов февраля 2019 года. Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств на основании представленных сторонами доказательств, руководствуясь положениями ст. ст. 22, 56, 91, 107, 129, 135, 152, 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1 в полном объеме, при этом исходил из того, что заработная плата начислена и выплачена истцу в полном соответствии с трудовым законодательством и действующими локальными нормативными актами работодателя, количество отработанных и оплаченных часов является правильным и истцом не оспорено. С таким выводом суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, который, отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение о частичном удовлетворении требований ФИО1 в размере 26 278,17 руб., со ссылкой на положения ст.ст. 91, 97, 99, 100, 101, 103, 104, 129, 135, 149, 152-154, 329 Трудового кодекса Российской Федерации, Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО5, ФИО6 и других» и Определениях от ДД.ММ.ГГГГ№-О и от ДД.ММ.ГГГГ№-О-О, указал на возможность применения положений ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации о порядке оплаты часов сверхурочной работы с учетом толкования, изложенного в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П, при котором оплата работы, выполняемой в условиях, отклоняющихся от нормальных, включает наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее полуторного размера (за первые два часа работы в учетном периоде) и двойного размера дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) (за все последующие часы такой работы) также все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной системой оплаты труда. Суд апелляционной инстанции указал на необоснованность позиции ответчика о том, что выполнение водителем автомобиля трудовых обязанностей в междусменный отдых подлежит оплате в обычном размере, и установив в спорные периоды факт систематической работы истца за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в том числе в праздничные дни и дни междусменного отдыха, с учетом установленного законом минимально повышенного размера оплаты работы, выполняемой в условиях, отклоняющихся от нормальных (двойного исчисления именно дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), а также необходимости учета для оплаты труда всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных установленной для работника у данного работодателя системой оплаты труда, взыскал с ФГБУ «Транспортный комбинат «Россия» в пользу ФИО1 задолженность по оплате труда: за декабрь 2018 года – в размере 14 478,04 руб., за январь 2019 года – в размере 11 384, 67 руб., за февраль 2019 года – в размере 415,46 руб. Суд апелляционной инстанции отклонил ссылки ответчика на п. 26 Положения об оплате труда ФГБУ «Транспортный комбинат «Россия», который предусматривает, что оплата за работу в междусменный отдых производится водителям за фактически отработанное время в размере одинарной дневной или часовой ставки (части оклада за день или за час работы) сверх должностного оклада) и зависит от количества отработанных смен и их продолжительности (часов), указав, что положения данного локального нормативного акта работодателя не могут повлечь иного применения положений трудового законодательства, учитывая, что указанная работа производится регулярно, а не эпизодически за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в связи с чем подлежит повышенной оплате исходя из правовых позиций, изложенных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ№-О. Изучение материалов дела показывает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, установленных судом обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются. Указание ответчиком в кассационной жалобе на то, что исчисление оплаты труда в ФГБУ «Транспортный комбинат «Россия» производится в полном соответствии с нормами трудового законодательства, коллективного договора и локальных нормативных актов, которые в судебном порядке не оспорены и незаконными не признаны, подлежит отклонению судом кассационной инстанции в качестве основания для отмены обжалуемого апелляционного определения, поскольку в силу абз. 6 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации). Выражая несогласие с обжалуемым судебным постановлением, заявитель приводит доводы, которые были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, необоснованность их отражена в судебном акте с изложением соответствующих мотивов, и по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу. Между тем, изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления, а также отсутствие в кассационной жалобе указания на обстоятельства, которые бы могли в силу ст. 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации явиться основанием к отмене или изменению принятого по делу судебного акта, и руководствуясь статьями 379?, 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции определила: Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Транспортный комбинат «Россия» - без удовлетворения. Председательствующий Судьи |