ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-9757/2021 от 13.05.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-9757/2021

№ дела суда 1-й инстанции 2-5483/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 13 мая 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Бетрозовой Н.В.,

судей Губаревой С.А., Егоровой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца

по кассационной жалобе ФИО2 на решение Первомайского районного суда города Краснодара от 9 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллеги по гражданским делам Краснодарского краевого суда 11 ноября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В., выслушав представителя ФИО2 – ФИО5, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю – ФИО6, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО2 в интересах несовершеннолетней ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании за несовершеннолетней ФИО1 права на получение пенсии по случаю потери кормильца с повышением на 32 процента расчетного размера пенсии согласно пункту «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с 11 февраля 2013 года и возложении на ответчика обязанности установить ФИО1 пенсию с учетом данного повышения.

Решением Первомайского районного суда города Краснодара от 9 июля 2020 года исковые требования ФИО2 удовлетворены частично. За ФИО1 признано право на получение пенсии по случаю потери кормильца с повышением ее на 32 процента расчетного размера пенсии, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». Суд обязал Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю с 20 марта 2018 года произвести перерасчет пенсии ФИО1 по случаю потери кормильца и выплачивать её с учетом повышения на 32 процента расчетного размера пенсии, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда 11 ноября 2020 года по апелляционной жалобе представителя ФИО2 по доверенности ФИО3 решение Первомайского районного суда города Краснодара от 9 июля 2020 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об изменении решения суда первой инстанции и апелляционного определения в части определения даты, с которого надлежит произвести перерасчет назначенной ФИО1 пенсии по случаю потери кормильца.

Заявитель указывает, что судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что ответчик располагал сведениями о том, что пенсионер является ветераном боевых действий, в связи с чем от заявителя на получение пенсии по потери кормильца не требовалось предоставление подтверждающих данный факт документов. При этом ФИО2 указывает, что не располагала необходимыми познаниями действующего пенсионного законодательства и не была осведомлена о праве на повышение на 32 процента расчетного размера пенсии согласно пункту «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». По мнению кассатора Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю при назначении пенсии по потери кормильца ФИО1 располагало необходимыми документами для назначения повышения к пенсии на 32 процента расчетного размера названной пенсии.

В письменных возражениях представитель Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю – ФИО4 просил оставить состоявшиеся судебные постановления без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на кассационную жалобу, выслушав представителей сторон, поддержавших свои правовые позиции по делу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, отсутствуют.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 является дочерью ФИО1, проходившего службу в органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, умершего ДД.ММ.ГГГГ, и являвшегося ветераном боевых действий.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 получает пенсию по случаю потери кормильца. Какого-либо повышения к пенсии ФИО1 не назначено.

На момент смерти ФИО7 на основании пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» являлся ветераном боевых действий, данный факт ответчиком не оспаривался.

20 марта 2019 года ФИО2 в интересах несовершеннолетней ФИО1 обратилась в Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю с заявлением об исчислении и выплате назначенной ее несовершеннолетней дочери пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения на 32 процента, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

3 апреля 2019 года Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю ФИО2 в удовлетворении указанного заявления отказано, в связи с тем, что повышение пенсии, установленное пунктом «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», носит личный характер и применяется к самим ветеранам боевых действий и другим категориям граждан, перечисленным в данной статье.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», пунктом «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», исходил из того, что повышение пенсии, установленное названной нормой, производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семьи в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем пришел к выводу о том, что на основании пункта «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» несовершеннолетняя ФИО1 имеет право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца на 32 процента за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии, то есть с 20 марта 2018 года.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций, в том числе в части, касающейся определения даты перерасчета несовершеннолетней ФИО1 пенсии по случаю потери кормильца, основаны на правильном применении норм материального права.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей урегулирован Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Действие названного закона распространяется, в частности, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, и семьи этих лиц (абзац первый пункта «а» статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»).

Частью второй статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» предусмотрено, что в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 данного закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных этим законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Федеральным законом от 3 декабря 2007 года № 319-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в пункт «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2008 года, согласно которым назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Тем самым пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» определен круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий (статья 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»).

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий и участниками Великой Отечественной войны, но и членам их семьи при назначении пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что на основании пункта «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» несовершеннолетняя ФИО1 имеет право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца на 32 процента соответственно.

Согласно пункту «б» части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

По смыслу положений пункта «б» части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» перерасчет размера пенсий, в том числе и пенсии по случаю потери кормильца, носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, получающего соответствующую пенсию.

Законодатель, закрепив в статье 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» срок, с которого производится перерасчет пенсии в сторону увеличения, обусловил такой перерасчет своевременным обращением военных пенсионеров за его проведением, чем обеспечил им возможность реализации пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению. При этом в части второй данной статьи гарантировано сохранение выплаты разницы между новым и прежним размерами пенсии за прошлое время при обращении за перерасчетом после возникновения права на него.

Судебными инстанциями при определении периода для взыскания задолженности по выплате несовершеннолетней ФИО1 пенсии по случаю потери кормильца приведенные положения пункта «б» части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» правомерно приняты во внимание.

Как установлено судом и видно из материалов дела, ФИО2, действующая в интересах несовершеннолетней ФИО1, 20 марта 2019 года обратилась в Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю с заявлением о повышении ФИО1 пенсии по случаю потери кормильца на 32 процента расчетного размера пенсии в связи с тем, что ее погибший муж ФИО1 являлся ветераном боевых действий.

Следовательно, перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца ФИО1 с учетом положений пункта «б» части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» возможен только за период не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

Обстоятельства, устанавливающие вину ответчика в неназначении и невыплате несовершеннолетней ФИО1 пенсии с учетом положений пункта «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», при рассмотрении настоящего дела не выявлены.

Рассматривая дело суды первой и апелляционной инстанций проверили доводы истца о наличии вины Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю в неназначении несовершеннолетней ФИО1 пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере на момент обращения ФИО2 за назначением такой пенсии, притом что ответчик имел все необходимые документы для установления размера пенсии с учетом положений пункта «г» части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», и правомерно признали их несостоятельными.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для перерасчета несовершеннолетней ФИО1 пенсии по случаю потери кормильца с даты назначения указанной пенсии, а именно ДД.ММ.ГГГГ, основаны на подлежащих применению к спорным отношениям нормах материального права.

Доводы истца о том, что она не была осведомлена о праве на повышение на 32 процента расчетного размера пенсии согласно пункту «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», что, по мнению кассатора, является основанием для перерасчета несовершеннолетней ФИО1 пенсии по случаю потери кормильца с даты назначения указанной пенсии (ДД.ММ.ГГГГ), несостоятельны, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций.

В связи с изложенным обжалуемые судебные постановления законны, доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права либо о наличии выводов, не соответствующих обстоятельствам дела.

Доводы кассационной жалобы правовых оснований по существу сводятся к субъективному толкованию норм материального права, которое не может являться основанием для изменения оспариваемых судебных актов в заявленной истцом части в кассационном порядке.

С учетом изложенного, а также руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда города Краснодара от 9 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллеги по гражданским делам Краснодарского краевого суда 11 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Постановление06.08.2021