ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-9780/2021 от 16.12.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

88-9780/2021

2-1904/2021

27RS0003-01-2021-002968-44

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 декабря 2021 года г. Владивосток.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Соловьевой О.В.,

судей Панфиловой Л.Ю., Аноприенко К.В.,

при участии прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» об отмене дисциплинарного взыскания, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе представителя ФИО1 – ФИО2 на решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 17 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 1 сентября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю., объяснения ФИО1, его представителя ФИО2, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя АО «Федеральная пассажирская компания» ФИО3, указавшего на законность принятых судебных актов, заключение прокурора Царевой М.Г., поддержавшей возражения прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском указав, что состояла в трудовых отношениях с ответчиком, работала в Вагонном участке Хабаровск - структурном подразделении Дальневосточного филиала АО «Федеральная пассажирская компания» в резерве проводников пассажирских вагонов в должности начальника пассажирского поезда. Приказом работодателя от 24.03.2021 она была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия. С данным приказом не согласна, считает его незаконным и необоснованным. Незаконными действиями работодателя ей причинен моральный вред. Просила суд отменить приказ о дисциплинарном взыскании; восстановить ее на работе в прежней должности; взыскать с ответчика в ее пользу заработную плату за время вынужденного прогула; компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.

Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 17 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 1 сентября 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В кассационной жалобе представитель ФИО1 – ФИО2 просит об отмене судебных постановлений. Считает, что у работодателя отсутствовали законные основания для увольнения истца; при увольнении не учтена тяжесть совершенного проступка. Выражает несогласие с оценкой представленных доказательств. Считает, что судами нарушено право истца на судебную защиту.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор и АО «Федеральная пассажирская компания» считают принятые судебные акты законными и обоснованными.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.02.2017 ФИО1 была принята на работу к ответчику в должности проводника пассажирского вагона 3 разряда в Резерв проводников пассажирских вагонов Вагонного участка Хабаровск – структурного подразделения Дальневосточного филиала – АО «Федеральная пассажирская компания» (<адрес>).

В соответствии с приказом от 22.10.2019, с 22.10.2019 ФИО1, по инициативе работника, переведена с должности проводника пассажирского вагона Резерва проводников пассажирских вагонов на должность начальника пассажирского поезда Резерва проводников пассажирских вагонов Вагонного участка Хабаровск – структурного подразделения Дальневосточного филиала АО «Федеральная пассажирская компания». Между сторонами было заключено дополнительное соглашение -С к трудовому договору от 28.02.2017 .

22.10.2019 между АО «Федеральная пассажирская компания» и ФИО1 заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. То есть ФИО1, в силу занимаемой должности, непосредственно обслуживала денежные ценности.

Согласно должностной инструкции начальника пассажирского поезда АО «ФПК», утв. распоряжением АО «ФПК» от 13.08.2020 №661р, начальник поезда должен знать Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 19.12.2013 №473, должен уметь оформлять проездные документы (билеты) и доплаты к ним в случаях, установленных Правилами перевозок и нормативными документами АО «ФПК». Начальник поезда должен обеспечивать (п.1.12) правильность учета пассажиров, проезд пассажиров в поезде по проездным документам (билетам) и документам, удостоверяющим личность, на основании которых оформлены проездные документы (билеты), полноту поступления денежных средств за предоставляемые пассажирам услуги, их сохранность и своевременную сдачу в пункте формирования.

Начальнику поезда при выполнении трудовых функций непосредственно подчинены работники поездной бригады – поездной электромеханик, проводники.

В силу п.1.13 инструкции начальника пассажирского поезда АО «ФПК», утвержденной распоряжением АО «ФПК» от 13.08.2020 №661р, начальник поезда является лицом, уполномоченным АО «ФПК» контролировать наличие и действительность проездных документов (билетов) при посадке в вагон, в пути следования, оформлять безбилетному физическому лицу проездной документ (билет) с взиманием платы за проезд, а также платы за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета) в установленном порядке, взыскивать штраф с безбилетного физического лица при его отказе от приобретения проездного документа (билета) и (или) от внесения платы за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета), обеспечивать удаление из поезда лиц, отказавшихся оплатить проезд, взыскивать провозную плату за неоплаченную ручную кладь и другие платежи.

При подготовке пассажирского поезда в рейс начальник поезда обязан прибыть в резерв проводников, получить бланки проездных документов для оформления проезда пассажиров в поезде дальнего следования формы ЛУ-10д, таблицы для расчета стоимости проезда, другие необходимые документы и бланки учета, программно-аппаратный комплекс «Мобильный АРМ начальника поезда с функцией продажи проездных документов (ПАК «Терминал»).

В соответствии с п.4.6 инструкции, в пути следования начальник поезда обязан контролировать соблюдение правил перевозки пассажиров, ручной клади и багажа, а также своевременность выдачи пассажирам документов, подтверждающих предоставление им платных услуг; контролировать не менее двух раз в сутки заполнение проводниками бланков формы или , подчитывать количество проезжающих в вагоне пассажиров, сверять информацию, указанную в проездных документах (билетах) с записями в бланках формы проверять своевременность и правильность оформления документов, подтверждающих предоставление платных услуг пассажирам; производить не менее двух раз в сутки обход вагонов пассажирского поезда в целях обнаружения посторонних лиц, результаты обхода и осмотра вагонов отражать в рейсовом журнале с указанием времени, даты и перегона, на котором производился осмотр вагонов.

ФИО1 ознакомлена с распоряжением от 13.08.2020 № 661р «Об утверждении Инструкции начальника пассажирского поезда АО «ФПК» 28.08.2020, что подтверждается её подписью. Начало действия инструкции начальника пассажирского поезда – 15.10.2020. ФИО1 ознакомлена с телеграммой ЦЗ ФИО7-16.10.2020 об индексации тарифов на 2021 год, выдаче тарифной сетки (плата за проезд пассажиров), служебное расписание на 2021 год – 26.12.2020, что подтверждается её подписью. ФИО1 12.08.2020 ознакомлена с распоряжением от 19.06.2015 р «Об использовании проездного документа для оформления пассажиров в поезде дальнего следования формы ЛУ-10д», в подтверждение чего имеется её подпись.

ФИО1, 15.02.2021, находясь в рейсе, 4 пассажирам (получив от двоих денежные средства) не оформила проездные документы ни в электронном виде с использованием ПАК Мобильный АРМ ни по форме , не выдала кассовый чек пассажирам в нарушение факсограммы АО «ФПК» от 24.07.2019 , что явилось основанием для утраты к ней доверия со стороны работодателя. При этом факт установления корыстной цели не является юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию при разрешении настоящего спора.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации издан приказ от 21.09.2020 №628н «Об утверждении профессионального стандарта «Начальник пассажирского поезда»», в соответствии с которым основная цель профессиональной деятельности начальника пассажирского поезда – обеспечение безаварийной и надежной работы оборудования пассажирского поезда и высокого уровня обслуживания пассажиров в пути следования пассажирского поезда. Одной из трудовых функций начальника пассажирского поезда является организация обслуживания пассажиров в пассажирском поезде в пути следования. Начальник пассажирского поезда должен уметь планировать собственную деятельность и деятельность подчиненных работников, проверять наличие и работоспособность технических средств оформления проездных, перевозочных, фискальных документов, приема платежей, организации посадки пассажиров и т.д.

Факт выявления безбилетных пассажиров в рейсе 15.02.2021 в поезде сообщением «Владивосток-Советская Гавань» в вагоне подтверждается актом ревизии отдела контроля пассажирских перевозок Дальневосточного регионального отделения Центра контрольно-ревизионной деятельности АО «ФПК» от 15.02.2021

16.02.2021 ФИО1 предоставила письменное объяснение, из которого следует, что проездные документы не были оформлены в связи с отсутствием устойчивой связи.

19.02.2021 у начальника вагонного участка Хабаровск Дальневосточного филиала АО «ФПК» состоялось совещание – разбор по акту формы , составленного в сутках 15.02.2021 при проверке поезда сообщением «Владивосток-Советская Гавань», с участием ФИО1, в подтверждение чего представлен протокол от 26.02.2021.

24.03.2021 начальником вагонного участка Хабаровск- Дальневосточного филиала АО «ФПК» издан приказ о привлечении начальника пассажирского поезда ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде увольнения, расторжении трудового договора в соответствии с п.7 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

24.03.2021 начальником вагонного участка Хабаровск- Дальневосточного филиала АО «ФПК» издан приказ о прекращении (расторжении) трудового договора от 28.02.2017 , увольнении 26.03.2021 ФИО1 с должности начальника пассажирского поезда Резерва проводников пассажирских вагонов за совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, дающих основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя ( п.7 ч.1 ст. 81 ТК РФ).

Согласно приказу о привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО1 от 24.03.2021, от 19.02.2021 в адрес вагонного участка Хабаровск-структурного подразделения Дальневосточного филиала АО «ФПК» поступил акт формы от 15.02.2021, составленный сотрудниками Дальневосточного регионального отделения Центра контрольно-ревизионной деятельности АО «ФПК» в ходе проведения ревизии пассажирского поезда сообщением «Владивосток-Советская Гавань» на участке «Уктур –Джигдаси» сообщением «Владивосток-Советская Гавань», на провоз в вагоне (общий вагон) четырех лиц без проездных документов. ФИО1, занимая должность начальника пассажирского поезда, находилась в рейсе поездной бригады с 14.02.2021 по 18.02.2021, проводники пассажирского вагона ФИО8, ФИО9 Посадку 4 безбилетных лиц по станциям Селихино, Гурское, Кун произвела проводник пассажирского вагона ФИО8 Согласно бланку ЛУ-72 и проездным документам (билетам) по отправлению со станции Уктур в вагоне должен был находиться 41 пассажир, фактически в вагоне на момент проведения проверки проезжало 45 пассажиров, в отношении 4 пассажиров начальником пассажирского поезда ФИО1 проездные документы формы ЛУ-10д не оформлялись, в бланк ЛУ-72 сведения о данных пассажирах проводником пассажирского вагона ФИО8 внесены не были.

Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст.81, 193, 371, 394 Трудового кодекса РФ, п.п. 45,47,60,62,63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходил из того, что ФИО1, занимая руководящую должность, ненадлежащим образом исполняла в период работы в АО «ФПК» свои должностные обязанности, допустила 15.02.2021 в поезде провоз безбилетных пассажиров, не выявила своевременно безбилетных пассажиров, то есть совершила дисциплинарный проступок, являющийся основанием для утраты доверия к ней со стороны работодателя.

Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.

Доводы кассационной жалобы о том, что судами дана неверная оценка доказательств, а также, что при увольнении истца не учтена тяжесть совершенного проступка, были предметом правовой оценки судов первой и апелляционной инстанций, оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у кассационного суда общей юрисдикции в силу предоставленных ему ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ полномочий не имеется.

Суд кассационной инстанции, определяя наличие (или отсутствие) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений, должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права. При этом в силу ст. ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.

Вопреки доводам жалобы, нарушений прав ФИО1 на судебную защиту судами не допущено.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, выводы судов подробно мотивированы, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений.

Руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 17 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 1 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО1 – ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи