ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-9795/2022 от 21.04.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-9795/2022

№ дела суда 1-й инстанции 2-160/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 21 апреля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Егоровой Е.С.

судей Мартыновой Н.Н., Бетрозовой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению Республики Крым «Крымский республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым», Службе по мобилизационной работе и территориальной обороне по Республике Крым и Совету министров Республики Крым о взыскании недополученной заработной платы с учетом ежегодной индексации, возмещении морального вреда

по кассационным жалобам представителей Государственного казенного учреждения Республики Крым «Крымский республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым», Службы по мобилизационной работе и территориальной обороне по Республике Крым на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 08 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С., выслушав истца ФИО1, представителя истца по ордеру ФИО2, представителя ответчиков Государственного казенного учреждения Республики Крым «Крымский республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым» и Службы по мобилизационной работе и территориальной обороне по Республике Крым по доверенности ФИО3, судебная коллегия

установила:

в марте 2020 года ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Республики Крым «Крымский республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым»» (далее – ГКУ Республики Крым «Крымский республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым»), в котором с учетом уточненного иска просил:

- взыскать с ГКУ Республики Крым «Крымский республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым» в пользу ФИО1 недополученную заработную плату, причитающуюся согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 06 декабря 2017 года №2716-р, за период работы в ГКУ Республики Крым «Крымский республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым» с учетом ежегодной индексации согласно расчетам заключения судебно-бухгалтерской экспертизы от 28 января 2021 года за периоды с 01 января 2018 года по 25 декабря 2019 года в размере 63 779,64 рублей, с 06 марта 2019 года по 25 декабря 2019 года в размере 21997,32 рублей;

- взыскать с ГКУ Республики Крым «Крымский республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Определением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 19 августа 2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Служба по мобилизационной работе и территориальной обороне по Республике Крым.

Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 14 июля 2021 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.

С ГКУ Республики Крым «Крымский республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым» в пользу ФИО1 взыскана недополученная заработная плата с учетом индексации за период с 01 января 2018 года по 25 декабря 2019 года в размере 63 779,64 рублей, за период с 06 марта 2019 года по 25 декабря 2019 года в размере 21 977,32 рублей, компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей, судебные расходы по оплате судебной экспертизы в размере 15 000 рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей.

Кроме того, с ГКУ Республики Крым «Крымский республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым» в доход государства взыскана государственная пошлина в размере 3 072 рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 17 ноября 2021 года осуществлен переход к рассмотрению гражданского дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве соответчика привлечен Совет министров Республики Крым.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 08 декабря 2021 года решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 14 июля 2021 года отменено, принятое новое решение о частичном удовлетворении иска.

С ГКУ Республики Крым «Крымский республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым» в пользу ФИО1 взыскана недополученная заработная плата с учетом индексации за период с 01 января 2018 года по 25 декабря 2019 года в размере 63 779,64 рублей, компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей, судебные расходы по оплате судебной экспертизы в размере 15 000 рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В кассационной жалобе представитель ГКУ Республики Крым «Крымский республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым» просит отменить апелляционное определение в связи с несоответствием выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, направив дело на новое рассмотрение.

В обоснование доводов кассационной жалобы представитель ГКУ Республики Крым «Крымский республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым» указывает, что пункт 2 постановления Совета министров Республики Крым от 8 сентября 2017 года № 451 «Об индексации заработной платы работников государственных учреждений Республики Крым» устанавливает отсылочное нормативное регулирование индексации размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, категорий работников, указанных в пункте 1 постановления, в пределах средств, предусмотренных законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год. Ссылаясь на положения Закона Республики Крым от 22 декабря 2017 года № 447-ЗРК/2017 «О бюджете Республики Крым на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», ЗаконаРеспублики Крым от 07 августа 2014 года № 44-ЗРК «Об оплате труда лиц, замещающих в государственных органах Республики Крым должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Крым», указывает, что поскольку к работникам государственных учреждений, обеспечивающих деятельность органов государственной власти Республики Крым относятся лица, перечень которых утвержден распоряжением Совета министров Республики Крым, то в 2018 году работники ответчика не подпадали под действие статьи 8 Закона Республики Крым от 22 декабря 2017 года № 447-ЗРК/2017 «О бюджете Республики Крым на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов». Обращает внимание, что акты государственных органов как Совета министров Республики Крым, так и Государственного совета Республики Крым, не повлекли возникновения прав и обязанностей для ГКУ Республики Крым «Крымский республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым» по проведению индексации заработной платы работников, поскольку ответчик не являлся субъектом правоотношений по проведению индексации возникших в результате принятия Советом министров Республики Крым постановления от 8 сентября 2017 года № 451 «Об индексации заработной платы работников государственных учреждений Республики Крым» и Государственным советом Республики Крым статьи 8 Закона Республики Крым от 22 декабря 2017 года №447-ЗРК/2017 «О бюджете Республики Крым на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Полагает, что ссылка в названии постановления на государственные учреждения Республики Крым не является основанием для проведения индексации во всех учреждениях региона, так как из содержания самого постановления и изучения содержащихся в нем отсылочных норм следует, что постановление распространяется на строго определённый перечень учреждений.

Указывает на пропуск истцом срока обращения за разрешением трудового спора, предусмотренного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

В кассационной жалобе представитель Службы по мобилизационной работе и территориальной обороне по Республике Крым просит отменить апелляционное определение в связи с несоответствием выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, направив дело на новое рассмотрение.

В обоснование доводов кассационной жалобы представитель Службы по мобилизационной работе и территориальной обороне по Республике Крым указывает, что истцом пропущен срок обращения в суд за разрешением спора, связанного с невыплатой сумм индексации заработной платы.

Ссылаясь на положения статьи 134, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, указывает, действующее правовое регулирование работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов, не позволяет учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя, при этом Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые получают бюджетное финансирование, не вправе избрать любые порядок и условия её осуществления.

Поскольку согласно справке о начисленном доходе ФИО1 по итогу 2018 года заработная плата истца увеличилась на 103 342,90 рублей по сравнению с заработной платой за 2017 год, то работодатель обеспечивал повышение реального содержания заработной платы.

Полагает ошибочными выводы суда апелляционной инстанции о необходимости проводить индексацию ежегодно. Обращает внимание, что из приведенных вышеуказанных нормативных положений трудового законодательства однозначно усматривается, что законодатель не установил определённый временной промежуток (периодичность) для проведения индексации заработной платы, при этом в 2015-2017 годах индексации должностных окладов работников государственных учреждений Республики Крым как на федеральном уровне, так и на региональном, не осуществлялось. Считает, что выводы суда апелляционной инстанции о необходимости проводить индексацию заработной платы работникам ГКУ Республики Крым «Крымский республиканский штаб Народного ополчения - народной дружины Республики Крым» в 2018 году не соответствует нормам трудового законодательства Российской Федерации, нормативным правовым актам Республики Крым. Полагает ошибочными выводы суда апелляционной инстанции о том, что основанием для проведения индексации является издание соответствующего приказа по основной деятельности учреждения, на основании нормативного правового акта, предусматривающего указанную индексацию, как основанные на неправильном толковании норм материального права, поскольку основанием для внесений изменений в трудовые договоры работников являлись бы изменения в постановление Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 537 «Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников государственного казенного учреждения Республики Крым, отнесенного к ведению Службы по мобилизационной работе и территориальной обороне Республики Крым» в котором фиксированные оклады были бы изменены на процент проводимой индексации. Указывает, что в 2018 году работники не подпадали под действие статьи 8 Закона Республики Крым от 22 декабря 2017 года № 447-ЗРК/2017 «О бюджете Республики Крым на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов». Ссылка в названии постановления Совета министров Республики Крым от 8 сентября 2017 года № 451 «Об индексации заработной платы работников государственных учреждений Республики Крым» на государственные учреждения Республики Крым не является основанием для проведения индексации во всех учреждениях региона. Постановление распространяется на строго определённый перечень учреждений, следовательно, судом апелляционной инстанции допущена ошибка в применении и толковании норм права, поскольку судом неправильно истолковано, что данное постановление является основанием возникновения у ответчиков обязательства по проведению индексации заработной платы работников.

В Законе Республики Крым от 22 декабря 2017 года №447-ЗРК/2017 «О бюджете Республики Крым на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» норма, предписывающая провести индексацию всем работникам государственных учреждении Республики Крым, отсутствовала.

В судебном заседании представитель ответчиков ГКУ Республики Крым «Крымский республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым» и Службы по мобилизационной работе и территориальной обороне по Республике Крым по доверенности ФИО3 доводы кассационных жалоб поддержала.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель по ордеру ФИО2 против удовлетворения кассационных жалоб возражали.

Иные лица, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.

Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для пересмотра апелляционного определения по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 05 декабря 2016 года между ГКУ Республики Крым «Крымский республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым» и ФИО1 заключен трудовой договор , которым на истца возложены функции по профессии (должности) заместителя начальника учреждения.

В силу пункта 4.1. трудового договора за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, Работнику устанавливается заработная плата в размере:

должностной оклад, ставка заработной платы в размере 26 000 рублей в месяц или в размере, определенном отдельным соглашением;

компенсационные выплаты (доплата, надбавка, другие виды выплат) производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами работодателя в размере, определенном отдельным соглашением;

стимулирующие выплаты (доплата, надбавка, другие виды выплаты) производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами работодателя, в размере, определенном отдельным соглашением.

Дополнительным соглашением от 07 августа 2017 года к трудовому договору на ФИО1 временно с 10 августа 2017 года по 07 сентября 2017 года возложены функции по профессии (должности) заместителя начальника (командира полка) по техническому обеспечению.

Дополнительным соглашением от 14 мая 2018 года к трудовому договору на ФИО1 возложены функции по профессии (должности) заместителя начальника (командира полка).

Дополнительным соглашением от 06 сентября 2018 года пункт 4.1 раздела 4 трудового договора, раздел 5 трудового договора изложен в новой редакции.

Дополнительным соглашением от 01 октября 2019 года пункт 4.1.1 раздела 4 трудового договора изложен в новой редакции, размер должностного оклада установлен в размере 27 118 рублей в месяц.

Приказом ГКУ Республики Крым «Крымский республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым» от 01 октября 2019 года предписано с 01 октября 2019 года произвести индексацию заработной платы всех без исключения работников ГКУ Республики Крым «Крымский республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым»; установить коэффициент индексации равным 1,043; начальнику отдела кадров провести заключение дополнительных соглашений к имеющимся трудовым договорам с работниками учреждения по вопросам индексации заработной платы.

18 декабря 2019 года, 23 декабря 2019 года и 27 января 2020 года ФИО1 обращался к начальнику (командиру полка) ГКУ Республики Крым «Крымский республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым» с заявлениями о перерасчете заработной платы с учетом индексаций с оплатой всех причитающихся компенсаций, по результатам рассмотрения которых истцу отказано по причине отсутствия оснований к проведению соответствующего перерасчета.

25 декабря 2019 года ФИО1 уволен в связи с сокращением штата работников организации по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Для определения размера невыплаченной ответчиком истцу заработной платы определением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 24 ноября 2020 года назначена судебная бухгалтерская экспертиза, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «Крымский республиканский центр судебной экспертизы».

В соответствии с выводами судебной экспертизы от 28 января 2021 года при условии, если судом будет принято во внимание Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2017 года № 2716-р «Об увеличении с 1 января 2018 года на 4 процента оплаты труда работников учреждений, работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, работников федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583», то размер оклада ФИО1 за период его работы в ГКУ Республики Крым «Крымский республиканский штаб народного ополчения - народной дружины Республики Крым» с учетом ежегодной индексации, начиная с 01 января 2018 года должен составлять 27 040 рублей (26 000 х 4%). Заработная плата истца с 01 октября 2019 года должна составлять 28 202,72 рублей (27 040 х 4,3%).

При условии, если судом будет принято во внимание Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2017 года № 2716-р «Об увеличении с 1 января 2018 года на 4 процента оплаты труда работников учреждений, работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, работников федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583», то размер оклада ФИО1 за период его работы в ГКУ Республики Крым «Крымский республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым» с учетом ежегодной индексации, начиная с 06 марта 2018 года должен составлять 27 040 рублей (26 000 х 4%). Заработная плата истца с 01 октября 2019 года должна составлять 28 202,72 рублей (27 040 х 4,3%).

Сумма недополученной ФИО1 заработной платы, с учетом ежегодной индексации начиная с 01 января 2018 года по день его увольнении 25 декабря 2019 года, составит 63 779,64 рублей.

Сумма недополученной ФИО1 заработной платы, с учетом ежегодной индексации начиная с 06 марта 2019 года по день его увольнении 25 декабря 2019 года, составит 21 977,32 рублей.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, руководствуясь статьями 129, 130, 134, 135, 144, 191, 237, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 08 сентября 2017 года №451 с 01 января 2018 года должна производиться индексация заработной платы истца на 4 %, в связи с чем, исходя из выводов заключения судебной бухгалтерской экспертизы от 28 января 2021 года, взыскал в пользу истца недополученную заработную плату с учетом индексации за период с 01 января 2018 года по 25 декабря 2019 года в размере 63 779,64 рублей.

Суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что поскольку рассчитанная экспертом сумма недополученной заработной платы с учетом индексации за период с 01 января 2018 года по 25 декабря 2019 года в размере 63 779,64 рублей включает сумму недополученной заработной платы с учетом ежегодной индексации начиная с 06 марта 2019 года по 25 декабря 2019 года в размере 21 977,32 рублей, то оснований для взыскания с ответчика недополученной заработной платы за период с 06 марта 2019 года по 25 декабря 2019 года не имеется.

Разрешая исковые требования истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что распоряжение Правительства Российской Федерации от 06 декабря 2017 года №2716-р к спорным правоотношениям не применимо, поскольку Государственное казенное учреждение Республики Крым «Крымский республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым» не относится к категории учреждений, на которые распространяется указанное распоряжение.

Поскольку в заключении судебной экспертизы эксперт применил индекс инфляции 4%, который соответствует установленному постановлением Совета министров Республики Крым от 08 сентября 2017 года №451 индексу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности принять заключение судебной экспертизы в качестве надлежащего допустимого доказательства при определении размера заработной платы истца, с учетом произведенной с 01 января 2018 года индексации последней.

Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу о том, что истцом не пропущен установленный частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, поскольку о том, что заработная плата не индексировалась и подлежала индексации, ответчику стало известно непосредственно перед увольнением (25 декабря 2019 года).

Принимая во внимание характер нарушений прав работника, их продолжительность, степень вины ответчика, учитывая требования разумности, справедливости и конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.

В силу статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Частью 1 статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей сроки расчета с работником при увольнении, предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Согласно статье 19 Закона Республики Крым от 20 декабря 2018 года N 556-ЗРК/2018 (в действующей редакции) «О бюджете Республики Крым на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» увеличению (индексации) подлежат размеры окладов (должностные оклады), ставок заработной платы работников государственных учреждений Республики Крым, на которые не распространяются указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с 1 октября 2019 года на 4,3 процента.

Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции исходит из того, что положения статьи 19 Закона Республики Крым от 20 декабря 2018 года N 556-ЗРК/2018 «О бюджете Республики Крым на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в актуальной в настоящее время редакции, предусматривающей индексацию заработной платы, в том числе истца, с 01 октября 2019 года применены верно.

Согласно статье 2 Закона Республики Крым от 07 августа 2014 года N 44-ЗРК "Об оплате труда лиц, замещающих в государственных органах Республики Крым должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Крым" должностные оклады увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии со статьей 8 Закона Республики Крым от 22 декабря 2017 года N 447-ЗРК/2017 "О бюджете Республики Крым на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" увеличению (индексации) с 1 января 2018 года месячные должностные оклады лиц, замещающих государственные должности Республики Крым, месячные оклады государственных гражданских служащих Республики Крым, в соответствии с замещаемыми ими должностями государственной гражданской службы Республики Крым, а также должностные оклады лиц (работников), замещающих должности, относящиеся к категории "служащие", и тарифные ставки заработной платы лиц (работников), замещающих должности, относящиеся к категориям "младший обслуживающий персонал" или "рабочие", установленные в соответствии с Законом Республики Крым от 7 августа 2014 года N 44-ЗРК "Об оплате труда лиц, замещающих в государственных органах Республики Крым должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Крым, и работников государственных учреждений, обеспечивающих деятельность органов государственной власти Республики Крым", в 1,04 раза.

Месячные должностные оклады государственных гражданских служащих Республики Крым в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы Республики Крым исчислять с 1 января 2018 года исходя из увеличенного (проиндексированного) согласно части первой настоящей статьи месячного должностного оклада в соответствии с замещаемой гражданским служащим должностью государственной гражданской службы Республики Крым "специалист".

Постановлением Совета министров Республики Крым от 08 сентября 2017 года №451 «Об индексации заработной платы работников государственных учреждений Республики Крым» (в редакции, действовавшей до 12 февраля 2020 года) установлено, что с 1 января 2018 года заработная плата по категориям работников государственных учреждений Республики Крым, на которые не распространяются указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", индексируется путем увеличения окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.

Также указанным выше постановлением, в частности, установлено, что размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы категорий работников, указанных в пункте 1 настоящего постановления, индексируются в пределах средств, предусмотренных законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период.

Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств бюджета Республики Крым в бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год (пункт 3).

Исполнительным органам государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции и полномочия учредителя, отнесенные к ведению государственных учреждений, обеспечить (пункт 4):

увеличение с 1 января 2018 года на 4 процента окладов (должностных окладов), ставок заработной платы категориям работников, предусмотренным в пункте 1 настоящего постановления, заработная плата которых не индексировалась с 1 января 2014 года (пункт 4.1);

дальнейшую индексацию окладов в соответствии с законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период (пункт 4.2).

Пункт 4.1 указанного постановления утратил силу на основании Постановление Совета министров Республики Крым от 12 февраля 2020 года N 71.

В соответствии со статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 28, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", статьей 1 Закона Республики Крым от 7 августа 2014 года N 44-ЗРК "Об оплате труда лиц, замещающих в государственных органах Республики Крым должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Крым, и работников государственных учреждений, обеспечивающих деятельность органов государственной власти Республики Крым" распоряжением Совета министров Республики Крым от 09 февраля 2018 года N 135-р утвержден Перечень государственных учреждений, обеспечивающих деятельность органов государственной власти Республики Крым.

Доводы кассационной жалобы стороны ответчика сводятся к тому, что ответчик ошибочно отнесен к числу работников государственных учреждений Республики Крым, в отношении которых региональным законодательством предусмотрен механизм индексации окладов (должностных окладов).

Суд апелляционной инстанции, приходя к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения иска, исходил из того, что истец работал в «соответствующем» государственном учреждении, предусмотренном пунктом 1 Постановления Совета министров Республики Крым от 08 сентября 2017 года №451 «Об индексации заработной платы работников государственных учреждений Республики Крым».

При этом юридически значимые доводы стороны ответчика о том, что истец не отнесен к числу лиц, которым заработная плата подлежит индексации в период с 01 января 2018 года по 30 сентября 2019 года в размере 4%, не получили правовой оценки.

В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

В суде первой и апелляционной инстанции ответчиком заявлено ходатайство о пропуске истцом срока обращения в суд с иском о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.

06 марта 2020 года ФИО1 посредством почтовой связи направил исковое заявление в суд, что подтверждается штемпелем на конверте.

Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции принимает во внимание, что судом апелляционной инстанции отсутствие оснований для применения положений части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации убедительно мотивировано.

Оснований для переоценки указанных обстоятельств не усматривается.

В апелляционном определении указываются обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункт 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с доводами кассационных жалоб о том, что при разрешении исковых требований, судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения иска является преждевременным.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Часть 3 той же статьи устанавливает, что нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.

Судебная коллегия приходит к выводу, что судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем полагает необходимым апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 08 декабря 2021 года отменить с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела, суду следует учесть изложенное, проверить указанные обстоятельства и разрешить доводы истца на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, и с соблюдением требований процессуального закона.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 08 декабря 2021 года отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Верховный Суд Республики Крым.

Председательствующий

Судьи